Классические теории медиасистем: актуальность для современных исследований

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Представлены результаты сравнительного анализа классификаций медиа-систем, разработанные зарубежными исследователями в XX-XXI вв. Особое внимание уделяется критериям, детерминантам и параметрам сравнения, которые применялись в разных классификациях для выявления общих характеристик медиасистем разных стран. В эмпирическую базу исследования включены как популярные, так и малоизвестные в российской научной литературе, но широко цитируемые в зарубежных исследованиях авторы, сформировавшие оригинальные классификационные структуры. Основанием для выбора концепций и классификаций стали результаты мониторинга научно-исследовательских и образовательных программ российских и зарубежных университетов, историческая последовательность научных работ, логическая связь с предшественниками и последователями, вклад в научную литературу по теории журналистики и высокая цитируемость в современных медиаисследованиях. Основным критерием для отбора наиболее популярных классификаций был анализ цитирования научных публикаций зарубежных исследователей по данной теме в наукометрической системе Google Scholar, аккумулирующей научные работы разных стран мира, а также статистика сервиса Яндекс. Сделан вывод, что основные характеристики медиасистем, а также критерии и параметры, применявшиеся в наиболее известных классификациях (второй половины XX - начала XXI в.), сохраняют свою актуальность и могут быть адаптированы к изучению современной медиасферы.

Об авторах

Тамара Сергеевна Якова

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: t-yakova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5640-267X

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры зарубежной журналистики и литературы, факультет журналистики

Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 1

Ирина Ивановна Волкова

Российский университет дружбы народов

Email: volkova-ii@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-2693-1204

доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры массовых коммуникаций

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Bakulev, G.P. (2005). Normative theories of mass communication. Sociological Studies, (1), 105-114. (In Russ.)
  2. Blum, R. (2014). Lautsprecher und Widersprecher: Ein Ansatz zum Vergleich der Mediensysteme. Köln: Herbert von Halem.
  3. Blumler, J.G. & Gurevitch, M. (1981). Politicians and the press. In D. Nimmo & K. Sanders (Eds.), Handbook of Political Communication (pp. 467-493). Beverly Hills California: Sage Publications.
  4. Blumler, J.G. & Gurevitch, M. (1995). The crisis of public communication. 1st ed. London, New York: Routledge.
  5. Бакулев Г.П. Нормативные теории массовой коммуникации // Социологические исследования. 2005. № 1. С. 105-114.
  6. Christians, C.G., Glasser, T., McQuail, D., Nordenstreng, K., & White, R.A. (2009). Normative theories of the media: Journalism in democratic societies. Urbana, Chicago: University of Illinois Press.
  7. Couldry, N., & McCarthy, A. (2004). Mediaspace: Place, scale and culture in a media age. 1st ed. London, New York: Routledge.
  8. Curran, J., & Seaton, J. (1981). Power without responsibility. 1st ed. London: Fontana.
  9. Curran, J., & Seaton, J. (2018). Power without responsibility: Press, broadcasting and the internet in Britain. 8th ed. London: Routledge.
  10. Falkheimer, J., & Jansson, A. (2006). Geographies of communication: The spatial turn in media studies. Goteborg: Nordicom.
  11. Flew, T. (2007). Understanding global media. 1st ed. Basingstoke, New York: Palgrave Macmillan.
  12. Flew, T. (2018). Understanding global media. 2nd ed. London: Palgrave Macmillan. https://doi.org/10.51480/1899-5101.14.1(28).13
  13. Galtung, J. (1999). State, capital, and the civil society: The problem of communication. In R.C. Vincent, K. Nordenstreng & М. Traber (Eds.), Towards Equity in Global Communication: MacBride Update (pp. 3-21). Cresskill, N.J.: Hampton Press.
  14. Hallin, D., & Mancini, P. (2004). Comparing media systems. Three models of media and politics. New York: Cambridge University Press.
  15. McQuail, D. (1983). Mass communication theory: An introduction. 1st ed. Sage Publications.
  16. Murdock, G., & Golding, P., (1973). For a political economy of mass communications. The Socialist Register, 10, 205-235.
  17. Nikolaichuk, I., Yakova, T., & Yanglieva, M. (2016). Media as a system-trend: New approaches in media studies. The MediaAlmanah, (1), 12-24. (In Russ.)
  18. Николайчук И., Якова Т., Янгляева М. Медиа как система-тренд: новые подходы в медиалогии // МедиаАльманах. 2016. № 1. С. 12-24.
  19. Nordenstreng K. (2006). Media and society: In search of models. In Y.N. Zassoursky & O.M. Zdravomyslova (Eds.), Glasnost and Journalism 1985-2005 (pp. 168-177). Moscow: Gorbachev Foundation & Faculty of Journalism, MSU.
  20. Nordenstreng K. Media and society: in search of models // Гласность и журналистика: 1985-2005 / под ред. Я.Н. Засурского, О.М. Здравомысловой. М.: Горбачев-Фонд: ф-т журналистики МГУ, 2006. С. 168-177.
  21. Seymour-Ure, С. (1974). the political impact of mass media. Beverly Hills: Sage Publications.
  22. Siebert, F., Schramm, W., & Peterson, T. (1956). Four theories of the press. The authoritarian, libertarian, social responsibility, and Soviet communist concepts of what the press should be and do. Urbana: University of Illinois Press.
  23. Vartanova, E.L. (2018). On the relevance of the “national” within the concept of “media system”. MediaAlmanah, (6), 8-12. (In Russ.) https://doi.org/10.30547/mediaalmanah.6.2018.812
  24. Вартанова Е.Л. Об актуальности «национального» в концепции «медиасистемы» // МедиаАльманах. 2018. № 6. С. 8-12. https://doi.org/10.30547/mediaalmanah.6.2018.812
  25. Waisbord, S. (2013). Reinventing professionalism. Journalism and news in a global perspective. Cambridge: Polity.
  26. Yakova, T.S., & Yanglieva, T.S. (2019). Media geography. Moscow: Icarus Publ. (In Russ.)
  27. Якова Т.С., Янгляева М.М. Медиагеография. М.: ИКАР, 2019. 188 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. Figure 1. The dynamics of queries for the tag “Book – Four theories of the press”, Google Trends, period 2004–2022, number of queries

Скачать (52KB)
2. Figure 2. The dynamics of queriesFigure 2. The dynamics of queries for the tag “McQuail's theory of mass communication”, Google Trends, period 2004–2022, number of queries

Скачать (54KB)
3. Figure 3. The dynamics of queries for the tag “Book – three models of media and politics”, Google Trends, period 2004–2022, number of queries

Скачать (54KB)

© Якова Т.С., Волкова И.И., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах