Классические теории медиасистем: актуальность для современных исследований
- Авторы: Якова Т.С.1, Волкова И.И.2
-
Учреждения:
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 28, № 2 (2023)
- Страницы: 344-354
- Раздел: Журналистика
- URL: https://journals.rudn.ru/literary-criticism/article/view/35469
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2023-28-2-344-354
- EDN: https://elibrary.ru/QWQPSG
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Представлены результаты сравнительного анализа классификаций медиа-систем, разработанные зарубежными исследователями в XX-XXI вв. Особое внимание уделяется критериям, детерминантам и параметрам сравнения, которые применялись в разных классификациях для выявления общих характеристик медиасистем разных стран. В эмпирическую базу исследования включены как популярные, так и малоизвестные в российской научной литературе, но широко цитируемые в зарубежных исследованиях авторы, сформировавшие оригинальные классификационные структуры. Основанием для выбора концепций и классификаций стали результаты мониторинга научно-исследовательских и образовательных программ российских и зарубежных университетов, историческая последовательность научных работ, логическая связь с предшественниками и последователями, вклад в научную литературу по теории журналистики и высокая цитируемость в современных медиаисследованиях. Основным критерием для отбора наиболее популярных классификаций был анализ цитирования научных публикаций зарубежных исследователей по данной теме в наукометрической системе Google Scholar, аккумулирующей научные работы разных стран мира, а также статистика сервиса Яндекс. Сделан вывод, что основные характеристики медиасистем, а также критерии и параметры, применявшиеся в наиболее известных классификациях (второй половины XX - начала XXI в.), сохраняют свою актуальность и могут быть адаптированы к изучению современной медиасферы.
Ключевые слова
Об авторах
Тамара Сергеевна Якова
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: t-yakova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5640-267X
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры зарубежной журналистики и литературы, факультет журналистики
Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 1Ирина Ивановна Волкова
Российский университет дружбы народов
Email: volkova-ii@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-2693-1204
доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры массовых коммуникаций
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Список литературы
- Bakulev, G.P. (2005). Normative theories of mass communication. Sociological Studies, (1), 105-114. (In Russ.)
- Blum, R. (2014). Lautsprecher und Widersprecher: Ein Ansatz zum Vergleich der Mediensysteme. Köln: Herbert von Halem.
- Blumler, J.G. & Gurevitch, M. (1981). Politicians and the press. In D. Nimmo & K. Sanders (Eds.), Handbook of Political Communication (pp. 467-493). Beverly Hills California: Sage Publications.
- Blumler, J.G. & Gurevitch, M. (1995). The crisis of public communication. 1st ed. London, New York: Routledge.
- Бакулев Г.П. Нормативные теории массовой коммуникации // Социологические исследования. 2005. № 1. С. 105-114.
- Christians, C.G., Glasser, T., McQuail, D., Nordenstreng, K., & White, R.A. (2009). Normative theories of the media: Journalism in democratic societies. Urbana, Chicago: University of Illinois Press.
- Couldry, N., & McCarthy, A. (2004). Mediaspace: Place, scale and culture in a media age. 1st ed. London, New York: Routledge.
- Curran, J., & Seaton, J. (1981). Power without responsibility. 1st ed. London: Fontana.
- Curran, J., & Seaton, J. (2018). Power without responsibility: Press, broadcasting and the internet in Britain. 8th ed. London: Routledge.
- Falkheimer, J., & Jansson, A. (2006). Geographies of communication: The spatial turn in media studies. Goteborg: Nordicom.
- Flew, T. (2007). Understanding global media. 1st ed. Basingstoke, New York: Palgrave Macmillan.
- Flew, T. (2018). Understanding global media. 2nd ed. London: Palgrave Macmillan. https://doi.org/10.51480/1899-5101.14.1(28).13
- Galtung, J. (1999). State, capital, and the civil society: The problem of communication. In R.C. Vincent, K. Nordenstreng & М. Traber (Eds.), Towards Equity in Global Communication: MacBride Update (pp. 3-21). Cresskill, N.J.: Hampton Press.
- Hallin, D., & Mancini, P. (2004). Comparing media systems. Three models of media and politics. New York: Cambridge University Press.
- McQuail, D. (1983). Mass communication theory: An introduction. 1st ed. Sage Publications.
- Murdock, G., & Golding, P., (1973). For a political economy of mass communications. The Socialist Register, 10, 205-235.
- Nikolaichuk, I., Yakova, T., & Yanglieva, M. (2016). Media as a system-trend: New approaches in media studies. The MediaAlmanah, (1), 12-24. (In Russ.)
- Николайчук И., Якова Т., Янгляева М. Медиа как система-тренд: новые подходы в медиалогии // МедиаАльманах. 2016. № 1. С. 12-24.
- Nordenstreng K. (2006). Media and society: In search of models. In Y.N. Zassoursky & O.M. Zdravomyslova (Eds.), Glasnost and Journalism 1985-2005 (pp. 168-177). Moscow: Gorbachev Foundation & Faculty of Journalism, MSU.
- Nordenstreng K. Media and society: in search of models // Гласность и журналистика: 1985-2005 / под ред. Я.Н. Засурского, О.М. Здравомысловой. М.: Горбачев-Фонд: ф-т журналистики МГУ, 2006. С. 168-177.
- Seymour-Ure, С. (1974). the political impact of mass media. Beverly Hills: Sage Publications.
- Siebert, F., Schramm, W., & Peterson, T. (1956). Four theories of the press. The authoritarian, libertarian, social responsibility, and Soviet communist concepts of what the press should be and do. Urbana: University of Illinois Press.
- Vartanova, E.L. (2018). On the relevance of the “national” within the concept of “media system”. MediaAlmanah, (6), 8-12. (In Russ.) https://doi.org/10.30547/mediaalmanah.6.2018.812
- Вартанова Е.Л. Об актуальности «национального» в концепции «медиасистемы» // МедиаАльманах. 2018. № 6. С. 8-12. https://doi.org/10.30547/mediaalmanah.6.2018.812
- Waisbord, S. (2013). Reinventing professionalism. Journalism and news in a global perspective. Cambridge: Polity.
- Yakova, T.S., & Yanglieva, T.S. (2019). Media geography. Moscow: Icarus Publ. (In Russ.)
- Якова Т.С., Янгляева М.М. Медиагеография. М.: ИКАР, 2019. 188 с.