Глубокая медиатизация: пересматривая фигуративный подход

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье анализируются возможности и ограничения фигуративного подхода к изучению глубокой медиатизации, развиваемого Андреасом Хеппом и Ником Коулдри. В какой мере фигуративная теоретическая оптика чувствительна к процессам трансформации социальных миров и практик под влиянием медиа? В каких направлениях возможна ревизия и дальнейшее развитие этого подхода? Фигуративный подход к глубокой медиатизации является сильным теоретическим инструментом, позволяющим исследовать этот комплексный, нелинейной метапроцесс. Фокус на фигурациях помогает избежать медиацентризма и акцентировать процессуальность социальной жизни. В то же время концепт фигураций (понимаемых как коллективы, организации и институты) вызывает некоторые вопросы. В частности, тезис об особых медиаансамблях, присущих разным фигурациям, не всегда работает. Это связано с появлением многофункциональных платформ, способных стать единой цифровой инфраструктурой для множества фигураций. Подобные платформы имеют потенциал экосистем для медиатизированной социальной жизни. Необходим дальнейший анализ связи фигураций и платформ, не редуцирующий платформы только к технологической составляющей фигураций. Устранение глубокого разрыва между людьми-акторами и технологиями также привело бы к новым прочтениям медиалогики.

Об авторах

Евгения Генриевна Ним

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Автор, ответственный за переписку.
Email: nimeg@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7349-9429

кандидат социологических наук, доцент департамента медиа

Российская Федерация, 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20

Список литературы

  1. Altheide, D.L., & Snow, R.P. (1979). Media Logic. Beverly Hills, CA: Sage.
  2. Castells, M. (2009). Communication Power. Oxford: Oxford University Press.
  3. Couldry, N., & Hepp, A. (2016). The Mediated Construction of Reality. Cambridge, UK; Malden, MA: Polity Press.
  4. Elias, N. (1978). What Is Sociology? New York: Columbia University Press.
  5. Hepp, A. (2020). Deep mediatization. London and New York: Routledge.
  6. Hepp, A., Hjarvard, S., & Lundby, K. (2015). Mediatization: Theorizing the Interplay between Media, Culture and Society. Media, Culture & Society, 37(2), 314-324. doi: 10.1177/0163443715573835
  7. Hepp, A., & Krotz, F. (2014). (Eds.) Mediatized Worlds. Culture and Society in a Media Age. Basingtoke: Palgrave Macmillan.
  8. Hjarvard, S. (2013). The Mediatization of Culture and Society. London: Routledge.
  9. Latour B. (2005). Reassembling the Social. Oxford: Oxford University Press.
  10. Lundby, K. (2014). Mediatization of Communication. In K. Lundby (Ed.) Mediatization of Communication (pp. 3-35). Berlin: De Gruyter Mouton.
  11. Nagy, P., & Neff, G. (2015). Imagined Affordance: Reconstructing a Keyword for Communication Theory. Social Media + Society, 1(2), 1-9. doi: 10.1177/20563051 15603385

© Ним Е.Г., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах