Теория А.Н. Веселовского о мотиве и сюжете в отражении фольклорной сказки

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются основные положения теории мотива и сюжета выдающегося русского филолога А.Н. Веселовского (1838-1906) в свете фольклорной сказки. На архаическом этапе, как полагал ученый, сложение сказки подчинялось законам синкретического сознания и дуалистического мировоззрения, определивших специфику не только ее бытия, но и логико-смысловую основу сказочной модели. С переходом к религиозно-исторической парадигме общественного сознания происходит семиотическое и морфологическое переустройство сюжетостроения сказки. Ставится задача выяснить, как научный метод дифференцированного изучения мотива и сюжета позволил Веселовскому доказать, что операционная система мотива прочно связана с апперцепцией и суггестивностью, а сюжета - с комбинацией и дискурсом, что мотив имеет непосредственное отношение к вымыслу, а сюжет - к замыслу, и при этом их общность выражена идейно-художественным концептом.

Об авторах

Татьяна Владимировна Говенько

Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: govenko@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-1296-8399

кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела фольклора Института мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, доцент кафедры русской классической литературы, заместитель руководителя Центра русского языка и культуры им. А.Ф. Лосева Института филологии Московского педагогического государственного университета

Российская Федерация, 121069, Москва, ул. Поварская, д. 25а

Список литературы

  1. Веселовский А.Н. Из введения в историческую поэтику. Вопросы и ответы (1894) // Веселовский А.Н. Избранное: Историческая поэтика. М.: РОССПЭН, 2006. С. 55-74.
  2. Веселовский А.Н. О методе и задачах истории литературы как науки (1870) // Веселовский А.Н. Избранное: На пути к исторической поэтике. М.: Автокнига, 2010. С. 9-21.
  3. Веселовский А.Н. Определение поэзии // Веселовский А.Н. Избранное: Историческая поэтика. М.: РОССПЭН, 2006. С. 81-170.
  4. Веселовский А.Н. Поэтика сюжетов // Веселовский А.Н. Избранное: Историческая поэтика. М.: РОССПЭН, 2006. С. 535-670.
  5. Веселовский А.Н. Заметки и сомнения о сравнительном изучении средневекового эпоса (1868) // Собрание сочинений А.Н. Веселовского. М.-Л.: АН СССР, 1938. Т. XVI. С. 1-82.
  6. Веселовский А.Н. Лорренские сказки (1887) // Собрание сочинений А.Н. Веселовского. М.-Л.: АН СССР, 1938. Т. XVI. С. 212-230.
  7. Якобсон Р.О. Формальная школа и современное русское литературоведение. М.: Языки современных культур, 2011. 280 с.
  8. Маслов Б.П. Автомизация поэтического языка: о понятийных предпосылках русского морфологического метода // Вопросы философии. 2016. № 10. С. 121-131.
  9. Силантьев И.В. Поэтика мотива. М.: Языки славянской культуры. 2004. 286 с.
  10. Махов А.Е. Из истории понятия «мотив»: Веселовский versus Шерер // Наследие Александра Веселовского в мировом контексте. Исследования и материалы. М.-СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. С. 83-99.

© Говенько Т.В., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах