Теория А.Н. Веселовского о мотиве и сюжете в отражении фольклорной сказки
- Авторы: Говенько Т.В.1
-
Учреждения:
- Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН
- Выпуск: Том 26, № 3 (2021): ТВОРЧЕСТВО Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО: СОВРЕМЕННЫЕ РЕЦЕПЦИИ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ
- Страницы: 511-518
- Раздел: Литературоведение
- URL: https://journals.rudn.ru/literary-criticism/article/view/27652
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2021-26-3-511-518
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматриваются основные положения теории мотива и сюжета выдающегося русского филолога А.Н. Веселовского (1838-1906) в свете фольклорной сказки. На архаическом этапе, как полагал ученый, сложение сказки подчинялось законам синкретического сознания и дуалистического мировоззрения, определивших специфику не только ее бытия, но и логико-смысловую основу сказочной модели. С переходом к религиозно-исторической парадигме общественного сознания происходит семиотическое и морфологическое переустройство сюжетостроения сказки. Ставится задача выяснить, как научный метод дифференцированного изучения мотива и сюжета позволил Веселовскому доказать, что операционная система мотива прочно связана с апперцепцией и суггестивностью, а сюжета - с комбинацией и дискурсом, что мотив имеет непосредственное отношение к вымыслу, а сюжет - к замыслу, и при этом их общность выражена идейно-художественным концептом.
Ключевые слова
Об авторах
Татьяна Владимировна Говенько
Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: govenko@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-1296-8399
кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела фольклора Института мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, доцент кафедры русской классической литературы, заместитель руководителя Центра русского языка и культуры им. А.Ф. Лосева Института филологии Московского педагогического государственного университета
Российская Федерация, 121069, Москва, ул. Поварская, д. 25аСписок литературы
- Веселовский А.Н. Из введения в историческую поэтику. Вопросы и ответы (1894) // Веселовский А.Н. Избранное: Историческая поэтика. М.: РОССПЭН, 2006. С. 55-74.
- Веселовский А.Н. О методе и задачах истории литературы как науки (1870) // Веселовский А.Н. Избранное: На пути к исторической поэтике. М.: Автокнига, 2010. С. 9-21.
- Веселовский А.Н. Определение поэзии // Веселовский А.Н. Избранное: Историческая поэтика. М.: РОССПЭН, 2006. С. 81-170.
- Веселовский А.Н. Поэтика сюжетов // Веселовский А.Н. Избранное: Историческая поэтика. М.: РОССПЭН, 2006. С. 535-670.
- Веселовский А.Н. Заметки и сомнения о сравнительном изучении средневекового эпоса (1868) // Собрание сочинений А.Н. Веселовского. М.-Л.: АН СССР, 1938. Т. XVI. С. 1-82.
- Веселовский А.Н. Лорренские сказки (1887) // Собрание сочинений А.Н. Веселовского. М.-Л.: АН СССР, 1938. Т. XVI. С. 212-230.
- Якобсон Р.О. Формальная школа и современное русское литературоведение. М.: Языки современных культур, 2011. 280 с.
- Маслов Б.П. Автомизация поэтического языка: о понятийных предпосылках русского морфологического метода // Вопросы философии. 2016. № 10. С. 121-131.
- Силантьев И.В. Поэтика мотива. М.: Языки славянской культуры. 2004. 286 с.
- Махов А.Е. Из истории понятия «мотив»: Веселовский versus Шерер // Наследие Александра Веселовского в мировом контексте. Исследования и материалы. М.-СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. С. 83-99.