«Возможные миры» и смыслы художественной провиденции Ф. Достоевского в мессианских рецепциях ХХ века

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена исследованию специфики рецептивного воздействия художественной мессианской концепции Ф. Достоевского, организующей провиденциальные контексты в культурфилософии ХХ века. Актуальность проблемы определяется возможностью в ее срезе выявить особенности художественного воплощения русской мессианской проблематики. Новизна данного исследования заключается в анализе стратегии моделирования «возможных миров» в творчестве Ф. Достоевского, референциально детерминирующего развитие русской утопической/антиутопической провиденции. В качестве объекта исследования были избраны концепты христологической аксиосферы, отражающие мессианскую концепцию Ф. Достоевского, определяющую важнейшие координаты провиденциального рецептивного поля ХХ века. Таким образом, семиотика художественных мессианских конструкций в русской литературе ХХ века связана, в первую очередь, с авраамическим религиозным контекстом, который встроен в сложнейшую провиденциальную концепцию антропологической христологии Ф. Достоевского. По принципам фрактальной логики писатель генерирует в ключевых мессианских миромоделирующих метаметафорах авраамический канон. Мессианский претекст Достоевского референицально проявлен в русской литературе ХХ века - в творчестве русских символистов, понимающих Мессию как божественно-экзистенциальную личность, в творчестве писателей конца ХХ века, соотносящих мессию как «коллективную личность» - заместительную жертву. На наш взгляд, с влиянием Достоевского связана и хилиастическая устремленность художественной мессианской христологии и антропологии. Однако следует говорить о диссипативной вариативности художественных мессианских концепций за счет контекстуальной референции мессианских представлений восточного происхождения, в частности, обнаруживаются зороастрийский, суфийский и исламский контексты. Художественная идея мессианства в русской литературе ХХ века может рассматриваться и как семиотическая знаковая система, выявляющая историософские и социально-политические смыслы, моделирующие тенденции антропологизации и онтологизации литературного процесса.

Об авторах

Гульчира Талгатовна Гарипова

Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых

Автор, ответственный за переписку.
Email: ggaripova2017@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-7675-2570

кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой русской и зарубежной филологии

Российская Федерация, 600000, Владимир, ул. Никитская, д. 1

Список литературы

  1. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание // Полн. собр. соч.: в 30 т. Т. 6. Л.: Наука, 1973. 423 с.
  2. Иванов В.Г. Родное и вселенское. URL: https://sv-scena.ru/Buki/Rodnoye-i-vsyelyens koye.248.html (дата обращения: 15.05.2021).
  3. Сыромятников О.И. Антихрист в романе Ф.М. Достоевского «Бесы» // Вестник Вятского государственного университета. 2014. № 4. С. 112-121.
  4. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. 608 с.
  5. Иванов В.Г. Мессианские взгляды А.С. Хомякова и В.С. Соловьевa: автореф. дис.. канд. филос. наук: 09.00.06 / Гос. музей истории религии. СПб., 2000. 22 с.
  6. Франк С.Л. Этюды о Пушкине. Мюнхен, 1957. URL: https://vtoraya-literatura.com/pdf/ frank_semen_etyudy_o_pushkine_1957__ocr.pdf (дата обращения: 25.03.2021).
  7. Достоевский и Ислам: Опыт переживания и осмысления Достоевским исламских ценностей уникален для его времени // Исламский образовательный портал ISLAMDAG.RU. URL: http://islamdag.ru/vse-ob-islame/25222 (дата обращения: 12.05.2021).
  8. Ницше Ф. Антихристианин. Опыт критики христианства // Сумерки богов / сост. и общ. ред. А.А. Яковлева). М.: Политиздат, 1990. С. 17-93.
  9. Ницше Ф. Антихрист. Ecce Homo. Сумерки идолов. М.: АСТ, 2020. 352 с.
  10. Мережковский Д.С. В тихом омуте. Статьи и исследования разных лет. М.: Сов. писатель, 1991. 491 с.
  11. Горенштейн Ф. Псалом. Роман. URL: https://www.litmir.me/br/?b=5167&p=81 (дата обращения: 10.05.2021).

© Гарипова Г.Т., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах