Английский след в заголовочно-финальном комплексе «Поэмы без героя» Анны Ахматовой

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Специфика заголовочно-финального комплекса «Поэмы без героя» Анны Ахматовой заключается в том, что семантика компонентов, входящих в раму поэмы, отсылает сразу к нескольким источникам, и важнейшую роль среди этих компонентов играют аллюзии к произведениям английских романтиков, авторов поэм и прежде всего к Дж.Г. Байрону. Актуальность предпринятого исследования обусловлена применением комплексного подхода к анализу элементов рамочного текста «Поэмы без героя»: рассмотрены не только первичные, но и вторичные и третичные аллюзии, игра с восприятием читателя и его знаниями о текстах-предшественниках. Цель исследования заключается в выявлении «английского следа» в «Поэме без героя» и способов его манифестации через заголовочно-финальный комплекс. Авторы прослеживают генеалогию «Поэмы без героя» от Байрона к Пушкину и к номинально отсутствующему, однако имплицитно мультиплицированному герою поэмы Ахматовой. Задачи исследования определяются как изучение рамочного текста в качестве важнейшего элемента поэмы, выявление особенностей рамочного текста и его интертекстуальных связей, сопоставление эпиграфов в поэме с заметками, комментариями и критическими статьями автора. Результаты исследования позволили убедительно продемонстрировать, что поэтесса нередко «прячет» байроновские аллюзии в рецепции из пушкинских поэм (преимущественно «Евгения Онегина»), помещая их в заголовочно-финальный комплекс. В статье доказывается, что этот прием применяется Ахматовой для выстраивания жанровой генеалогии собственной поэмы, восходящей к традиции английских романтических поэм, опосредованных традицией А.С. Пушкина. Причина обращения к этой традиции, вероятно, лежит в трагических личностных и эпохальных коллизиях, жанровым осмыслением которых смог стать преображенный Ахматовой канон романтической поэмы, родоначальником которой был лорд Байрон.

Об авторах

Любовь Геннадьевна Кихней

Институт Международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

Автор, ответственный за переписку.
Email: lgkihney@yandex.ru

доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой истории журналистики и литературы факультета журналистики

Российская Федерация, 111024, Москва, шоссе Энтузиастов, д. 21

Анна Владиславовна Ламзина

Московский физико-технический институт

Email: alamzina@mail.ru

старший методист департамента иностранных языков

Российская Федерация, 141701, Долгопрудный, Институтский пер., д. 9

Список литературы

  1. Musatov, V.V. (1992). Pushkinskaya traditsiya v russkoy poezii pervoy poloviny XX veka: Ot Annenskogo do Pasternaka [The Pushkin Tradition in Russian Poetry of the First Half of the 20th Century: From Annensky to Pasternak]. Moscow, Prometei Publ.
  2. Tsiviyan, T.V. (1971). Zametki k deshifrovke “Poemy bez geroya” A. Akhmatovoy [Notes on deciphering “Poem without a Hero” by A. Akhmatova]. Trudy po znakovym sistemam [Works on Sign Systems], V, 255-277.
  3. Timenchik, R.D. (1971). Neskol'ko primechaniy k stat'ye T. Tsivyan (zametki k deshifrovke “Poemy bez geroya”) [Several notes to the article by T. Tsivyan (notes on decryption “Poems without a Hero”]. Trudy po znakovym sistemam [Works on Sign Systems], V, 278-289.
  4. Dolgopolov, L.K. (1979). Po zakonam prityazheniya (o literaturnykh traditsiyakh v “Poeme bez geroya” Anny Akhmatovoy) [According to the laws of attraction (about literary traditions in “Poem Without a Hero” by Anna Akhmatova)]. Russkaya literatura [Russian literature], (4), 38-57.
  5. Zhirmunskiy, V.M. (1973). Tvorchestvo Anny Akhmatovoi [The works by Anna Akhmatova]. Leningrad, Nauka Publ.
  6. Zhirmunskiy, V.M. (1978). Bairon i Pushkin [Byron and Pushkin]. Leningrad, Nauka Publ.
  7. Mikhaiolva, G.P. (2003). “Mif o poete” Anny Akhmatovoy v zapadno-evropeyskom literaturnom kontekste: Intertekstual’nyi analiz [“The Myth of the Poet” by Anna Akhmatova in the Western European literary context: Intertextual analysis”]. Respectus Philologicus, 3(8). Retrieved October 14, 2020, from http://filologija. vukhf. lt/3-8/mixajlova.htm
  8. Rubinchik, O.E. (2008). Shelli i Bayron v “Poeme bez geroya”: Izobrazitel’nyi podtekst [Shelley and Byron in “Poem without a Hero”: Pictorial subtext]. Anna Akhmatova: Epokha, sud’ba, tvorchestvo. Krymskiy Akhmatovskiy nauchnyy sbornik [Anna Akhmatova: Era, fate, creativity. Crimean Akhmatovsky scientific collection], (6), 158-191.
  9. Kruzhkov, G.M. (2001). Nostalgiya obeliskov [Nostalgy of the monuments]. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie Publ.
  10. Kulikova, E.Yu. (2014). “Progulki s Pushkinym” Anny Akhmatovoy [“Walking with Pushkin” by Anna Akhmatova]. European Social Science Journal, 7(3), 239-246.
  11. Tsiviyan, T.V. (2001). Ob odnom akhmatovskom sposobe vvedeniya chuzhogo slova: Epigraf [On one Akhmatov’s way of introducing someone else's word: Epigraph]. In T.V. Tsiviyan, Semioticheskiye puteshestviya [Semiotic travel] (pp. 184-195). Saint Petersburg, Izdatelstvo Ivana Limbakha Publ.
  12. Zhirmunskiy, V.M. (1979). Primechaniya [Notes]. In A. Akhmatova, Stikhotvoreniya i poemy [Poems]. Leningrad, Sovetskii pisatel Publ. (pp. 445-523).
  13. Batalov, D.V. (2017). Syuzhetnaya dinamika epigrafov k tret’yey glave “Poemy bez geroya” Anny Akhmatovoy [Plot dynamics of epigraphs to the third chapter of “Poem without a Hero” by Anna Akhmatova]. Bulletin of the Udmurt University. Series: History and Philology, 27(2), 210-218.
  14. Batalov, D.V., & Serova, M.V. (2016). Mekhanizmy transformatsii parateksta v “Poeme bez geroya” na primere strukturno-semanticheskoy svyazi tryokh epigrafov [The mechanisms of transformation of the paratext in “Poem without a Hero” on the example of the structural-semantic connection of three epigraphs]. In L.F. Kilina (Ed.), Yazyk i literatura v nauchnom dialoge. Spetsial’nyy vypusk: Integrativnyye protsessy v filologii [Language and Literature in Scientific Dialogue. Special issue: Integrative processes in philology]: Collection of scientific articles (pp. 141-154). Izhevsk, Udmurtskyi universitet Publ.
  15. Batalov, D.V. (2017). “Peterburgskiy tekst” v epigrafakh k “Poeme bez geroya” Anny Akhmatovoy [“Petersburg text” in the epigraphs to the “Poem without a Hero” by Anna Akhmatova]. Bulletin of the Udmurt University. Series: History and Philology, 27(5), 675-681.
  16. Kraineva, N.I., & Filatova, O.D. (2009). “Ya ne takoytebyakogda-to znala…”: Anna Akhmatova. Poema bez Geroya. Proza o Poeme. Nabroski baletnogo libretto: Materialy k tvorcheskoy istorii [“I once knew you not like that..”: Anna Akhmatova. Poem without a Hero. Prose about the Poem. Sketches of a Ballet Libretto: Materials for a creative history]. Saint Petersburg, Mir Publ.
  17. Pushkin, A.S. (2002). Sochineniya [Works]. Moscow, Olma-Press.
  18. Rakov, V.D. (n.d.). Saadi. Elektronnyye publikatsii Instituta russkoy literatury (Pushkinskogo Doma) RAN [Electronic publications of the Institute of Russian Literature (Pushkin House) of RAS]. Retrieved October 14, 2020, from http://pushkinskijdom.ru/
  19. Akhmatova, A. (1990). Sochineniya [Works] (vol. 1). Moscow, Pravda Publ.
  20. Pushkin, A.S. (n.d.). Oproverzheniye na kritiki I zamechaniya na sobstvennyye sochineniya [Refutation to criticism and comments on own compositions]. Retrieved October 14, 2020, from http://a-s-pushkin.ru/books/item/f00/s00/z0000005/st040.shtml
  21. Cochran, P. (Ed.). (n.d.). Byron’s Correspondence with John Murray, 3: 1820-1824. Retrieved October 20, 2020, from https://petercochran.files.wordpress.com/2010/09/ byron-and-murray-1820-18241.pdf
  22. Roskina, N. (1991). “Kak budto proshchayus’ snova…” [“As if I say goodbye again..”]. Vospominaniya ob Anne Akhmatovoy [Memoirs about Anna Akhmatova] (pp. 520-546). Moscow, Sovetskii pisatel Publ.
  23. Shelley, P.B. (1977). A Defence of Poetry or Remarks Suggested by an Essay Entitled “The Four Ages of Poetry”. In D.H. Reinam & Sh.B. Powers, Shelley's Poetry and Prose. Authoritative Texts. Criticism (pp. 480-525). New York, W.W. Norton & Company Inc.

© Кихней Л.Г., Ламзина А.В., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах