Возможности и риски в процессе социализации современных подростков в среде новых медиа

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье приведены результаты некоторых исследований, касающихся воздействия новых (цифровых) медиа на социализацию подростков, с целью освещения проблематики изучения возможностей и рисков в процессе коммуникаций подрастающего поколения в онлайн-пространстве. Ученые, чьи работы представлены в статье, указывают на положительное влияние новых медиа, а также обращают внимание на следующие риски, которым подвергаются подростки в Сети: негативная информация, кибербуллинг, аддикция от смартфонов и ноутбуков, интернет-мошенничество, утечка персональных данных. Эти и другие факторы ведут к трансформации психологического состояния подростков, изменяют их сознание, корректируют поведение. Для смягчения и устранения негативного влияния цифровых медиа на подростков предлагается обсуждать превентивные меры в системном ключе, в парадигме «правительство - общество - медиаплатформа», при этом саморегулирование платформ должно являться важнейшим инструментом негосударственного воздействия на ситуацию. Также отмечается необходимость формирования медиаграмотности как у тинейджеров, так и у родителей.

Об авторах

Хань Цзинь

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: jin.han2017@yandex.ru

аспирантка кафедры новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики

Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 1

Список литературы

  1. Подросток в социальной сети: норма жизни - или сигнал опасности? // Данные опросов. 2019, 6 марта. № 3898. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9587 (дата обращения: 30.05.2020).
  2. Ярыгина И.И. Влияние интернета на процесс социализации подростков // Гаудеамус. 2017. Т. 17. № 37. С. 57-62.
  3. Anderson M., Jiang J. Teens’ Social Media Habits and Experiences / Pew Research Center. 2018, November 28. URL: https://www.pewinternet.org/2018/11/28/teens-social-media-habits-and-experiences/ (дата обращения: 02.03.2020).
  4. Чванова М.С., Анурьева М.С., Киселева И.А. Влияние Интернета на социализацию молодежи // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Т. 22. Вып. 5 (169). С. 23-36.
  5. Fletcher J., Nicholas K. Reading for 11-13-year-old students in the digital age: New Zealand case studies // Education. 2016. Vol. 46. No. 1. Pp. 37-48.
  6. Ни Сяо Л., Шао Сяо Й. 青少年网络社交媒体使用对主观幸福感的影响:自尊联结自我同一性的序列中介路径 [Влияние молодежного использования социальных сетей в Интернете на субъективное благополучие: последовательный промежуточный путь самооценки и самоидентификации] // 兰州大学学报:社会科学版 [Вестник Университета Ланьчжоу]. 2019. № 1. С. 122-133.
  7. Riesmeyer C., Hauswald J., Mergen M. (Un)healthy behavior? The relationship between media literacy, nutritional behavior, and self-representation on Instagram // Media and Communication. 2019. Vol. 7. No. 2. Pp. 160-168.
  8. Собкин В.С., Федотова А.В. Подростковая агрессия в социальных сетях: восприятие и личный опыт // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 2. C. 5-18.
  9. Cyberbullying Research Center report, 2010. URL: http://www.cyberbullying.us/ (дата обращения: 06.03.2020).
  10. Бычкова А.М., Раднаева Э.Л. Доведение до самоубийства посредством использования интернет-технологий: социально-психологические, криминологические и уголовно-правовые аспекты // Всероссийский криминологический журнал. 2018. Т. 12. № 1. С. 101-115.
  11. Volkova I., Kadyrova S., Rastorgueva N., Algavi L. From the Silent House Meme to the Blue Whale-Game: The Storyworld’s Transformation // International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences & Arts SGEM. 2017. Pp. 253-260. doi: 10.5593/sgemsocial2017/41/S16.032.
  12. «Синий кит»: почему ужесточение закона не останавливает «группы смерти». URL: https://ria.ru/20200620/1573186152.html (дата обращения: 25.05.2020).
  13. Сяо Юй Б., Гуй М. 需求层次理论视角下沉迷手机游戏的留守儿童问题分析 [Анализ поведения оставленных детей, которые увлекаются мобильными играми с точки зрения теории спроса] // 邢台学院学报 [Вестник университета Синтай]. 2019. № 3. С. 186-189. (На китайском языке.)
  14. Цю Чэньхуэй. 邱晨辉. 调查:中国二成青少年有电子游戏成瘾现象或风险 [Опрос: 20 % китайских подростков подвержены риску зависимости от онлайн-игр]. URL: http://www.chinanews.com/sh/2018/07-02/8553248.shtml (дата обращения: 09.03.2020).
  15. Тянь Ф., Го Ж., Хуань Юн Л., Чжу Т. 中国青少年互联网使用安全问题研究 [Исследование безопасности китайских подростков в Интернете] //公安学研究 [Исследование общественной безопасности]. 2018. № 4. С. 1-10.
  16. Children’s Online Privacy Protection Act (15 U.S.C. §§ 6501-6506). URL: https:// www.ftc.gov/enforcement/statutes/childrens-online-privacy-protection-act (дата обращения: 09.03.2020).
  17. Chou H.L., Chou C. A quantitative analysis of factors related to Taiwan teenagers’ smartphone addiction tendency using a random sample of parent-child dyads // Computers in Human Behavior. 2019. Vol. 99. Pp. 335-344.
  18. Ahmad Zukarnain Z., Hashim M. Z., Muhammad N., Mansor F.A., Wan Azib W.N.H. Impact of training on cybersecurity awareness // GADING Journal of Science and Technology. 2020. Vol. 3. No. 1. Pp. 114-120.

© Цзинь Х., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах