Германия - «цифровой аутсайдер»?

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена дигитализации в Германии с учетом исторического контекста. Научная новизна и актуальность исследования заключаются в том, что немецкая цифровая медийная история рассмотрена на фоне трансформации системы СМИ, преимущественно после воссоединения двух германских государств. Научная значимость полученных результатов состоит в том, что представлена и разрешена следующая коллизия. С одной стороны, Германия долгое время причислялась к странам, в которых мультимедиа активно входят в повседневную жизнь, и проблема «цифрового неравенства», вызывавшая бурные дискуссии в мире в середине 1990-х годов, была не характерна для такой экономически развитой страны, как Германия. С другой стороны, в 2018-2019 годах появились научные публикации, в которых страна была представлена как «цифровой аутсайдер», а значит стратегия Федерального правительства по развитию информационно-коммуникативных технологий не была выполнена должным образом. Изучая динамику и перспективы немецкой дигитализации (в историческом, содержательном и экономическом аспектах), автор анализирует сложившуюся ситуацию и в итоге приходит к выводу о ложности предположения об аутсайдерстве.

Об авторах

Елена Михайловна Гапонова

Международный союз немецкой культуры

Автор, ответственный за переписку.
Email: soz@ivdk.ru

ведущий менеджер, соискатель степени кандидата филологических наук

Российская Федерация, 119146, Москва, ул. Малая Пироговская, 5

Список литературы

  1. Вороненкова Г.Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. Национальное своеобразие средств массовой информации Германии. М.: Изд-во Московского университета, 2011.
  2. Emmrich J. Medien-manager diskutieren mit Politikern ueber Zukunft des Journalismus. URL: http://www.derwesten.de/suche/?q=Julia+EmmrichMedien-manager (дата обращения: 15.04.2020).
  3. Орехова О.Е. Тенденции развития газетного рынка ФРГ в XXI веке // Вестник ННГУ. 2014. № 2-1. С. 364-367.
  4. Fernsehen // Statista. URL: https://de.statista.com (дата обращения: 15.04.2020).
  5. Rost H. Zehn Thesen zur Zukunft der Zeitung. URL: http://www.blog-cj.de/blog/2010/ 10/21/zehn-thesen-zur-zukunft-derzeitung/ (дата обращения: 10.02.2020).
  6. Die Zeit. 1996, 15 Mаеrz.
  7. Rhein-Zeitung. 1997, 8 Apr.
  8. Informationen zur politischen Bildung: Massenmedien. Bonn, 1998. No. 260.
  9. Germany-Live. 1997, 7 Maerz.
  10. AGF Videoforschung. Offizielle Website. URL: https://www.agf.de/daten/tvdaten/digitaltv/ (дата обращения: 10.02.2020).
  11. Вартанова Е.Л. Цифровое телевидение и трансформации медиасистем. О необходимости междисциплинарных подходов к изучению современного ТВ // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2011. № 4. С. 6-26.
  12. Digitale Agenda 2014-2017 / Bundesministerium für Wirtschaft und Energie, Bundesministerium des Innern, Bundesministerium für Verkehr und digitale Infrastruktur. August 2014. URL: https://www.digitale-agenda.de/ (дата обращения: 15.04.2020).
  13. Супян Н. Цифровые цели большой коалиции // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2018. № 2. С. 159-167.
  14. Михайлина И. Германия вложит полмиллиарда евро в дигитализацию // Germania-online. URL: http://germania-online.ru/politika/politika-detal/datum/2014/10/24/germanija-vlozhit-polmilliarda-evro-v-digitalizaciju.html (дата обращения: 10.02.2020).
  15. Deutschlands Zukunft gestalten Koalitionsvertrag zwischen CDU, CSU und SPD 18. Legislaturperiode. URL: https://www.bundesregierung.de/Content/DE/ (дата обращения: 03.05.2020).
  16. IMD World Digital Competitiveness Ranking 2017. URL: https://www.bundesregierung.de/ (дата обращения: 03.05.2020).
  17. Bericht über den Stand der Digitalisierung in Europa 2017 - Länderprofil Deutschland. Shaping Europe’s digital future: Germany. URL: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/scoreboard/germany (дата обращения: 03.05.2020).
  18. Кутикова Г. Интернет 5G и цифровые технологии в каждый дом: правительству Германии есть над чем работать. URL: ttps://germania.one/internet-5g-i-cifrovye-tehnologii-v-kazhdyj-dom-pravitelstvu-germanii-est-nad-chem-rabotat/ (дата обращения: 05.07.2020).
  19. Media Perspektiven. Basisdaten. Daten zur Mediensituation in Deutschland 2018. Frankfurt am Main, Februar 2019.
  20. Вороненкова Г.Ф. Цифровое неравенство в парадигме научных дискуссий в Германии // Медиаскоп. 2016. Вып. 4. URL: http://www.mediascope.ru/2200 (дата обращения: 03.05.2020).

© Гапонова Е.М., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах