Динамические виды образной структуры: взгляд на феноменологический подход Романа Ингардена с позиций теории литературы
- Авторы: Аксенова А.А.1
-
Учреждения:
- Кемеровский государственный университет
- Выпуск: Том 25, № 3 (2020)
- Страницы: 487-496
- Раздел: Литературоведение
- URL: https://journals.rudn.ru/literary-criticism/article/view/24825
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2020-25-3-487-496
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена осмыслению некоторых данных, полученных польским философом Романом Ингарденом, в области изучения литературного произведения, эстетики, принадлежащим к феноменологическим исследованиям. Развитие идей Ингардена рассматривается с привлечением русских авторов, которые редко трактуются в феноменологической эстетике. Динамические виды образной структуры - это те качества потенциальных состояний, которые выступают и актуализируются в восприятии читателя как проблема воображения и художественного (визуального) образа. Таким образом, динамический характер видов образной структуры - это переход от нетематического фона к его актуальному состоянию и обратно. Реконструкция тезисов Ингардена приводит, в частности, к фрагментам работы, в которых он анализирует проблему зримо представленного пространства. Для изучения визуального в художественной литературе нужно понимать, что встреча читателя с литературным произведением актуализирует потенциальные типы, которые, по словам Р. Ингардена, «сверкают и гаснут». Визуальная природа эстетического объекта напрямую зависит от того, какое из этих потенциальных состояний актуализируется. Изучение визуального в художественной литературе предполагает двунаправленное движение от рецепции к аксиологии и от аксиологии к рецепции.
Об авторах
Анастасия Александровна Аксенова
Кемеровский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: AA9515890227@yandex.ru
магистр философии, преподаватель-исследователь по направлению «Языкознание и литературоведение», младший научный сотрудник научно-инновационного управления
Российская Федерация, 650000, Кемерово, ул. Красная, 6Список литературы
- Дюбо Ж.-Б. Критические размышления о Поэзии и Живописи. М.: Искусство, 1976. 767 с.
- Лессинг Г.Э. Избранные произведения М., 1953.
- Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. 367 с.
- Изер В. Изменение функций литературы. Процесс чтения: феноменологический подход // Современная литературная теория: антология. М.: Флинта; Наука, 2004.
- Mitscherling J. Roman Ingarden's ‘The Literary Work of Art’: Exposition and Analyses // Philosophy and Phenomenological Research. 1985. Vol. 45. No. 3. Pp. 351–381.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
- Бахтин M.M. Вопросы литературы и эстетики. M., 1975.
- Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество // Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968.
- Фуксон Л.Ю. Чтение / ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. 223с.
- Сузрюкова Е.Л. Суженное поле видения в художественной прозе А.П. Чехова // Сибирский филологический журнал. 2009. № 3. C. 42.
- Лавлинский С.П., Гурович Н.М. Визуальное в литературе // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008. С. 37–39.
- Ingarden R. Die Schicht der dargestellten Gegenständlichkeiten // Das literarische Kunstwerk: Mit einem Anhang: Von den Funktionen der Sprache im Theaterschauspiel. 1972. https://doi.org/10.1515/9783110938487.229
- Пастернак Б.Л. Доктор Живаго / пер. на англ. Р. Певера, Л. Волохонской. 2010. URL: http://www.rulit.me/data/programs/resources/html/Pasternak_Doctor_Zhivago_ RuLit_Net_231118.html.zip (дата обращения: 10.05.2020).
- Олеша Ю.К. Зависть. Заговор чувств. Строгий юноша. СПб.: Вита Нова, 2017. 624 с.