Динамические виды образной структуры: взгляд на феноменологический подход Романа Ингардена с позиций теории литературы

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена осмыслению некоторых данных, полученных польским философом Романом Ингарденом, в области изучения литературного произведения, эстетики, принадлежащим к феноменологическим исследованиям. Развитие идей Ингардена рассматривается с привлечением русских авторов, которые редко трактуются в феноменологической эстетике. Динамические виды образной структуры - это те качества потенциальных состояний, которые выступают и актуализируются в восприятии читателя как проблема воображения и художественного (визуального) образа. Таким образом, динамический характер видов образной структуры - это переход от нетематического фона к его актуальному состоянию и обратно. Реконструкция тезисов Ингардена приводит, в частности, к фрагментам работы, в которых он анализирует проблему зримо представленного пространства. Для изучения визуального в художественной литературе нужно понимать, что встреча читателя с литературным произведением актуализирует потенциальные типы, которые, по словам Р. Ингардена, «сверкают и гаснут». Визуальная природа эстетического объекта напрямую зависит от того, какое из этих потенциальных состояний актуализируется. Изучение визуального в художественной литературе предполагает двунаправленное движение от рецепции к аксиологии и от аксиологии к рецепции.

Об авторах

Анастасия Александровна Аксенова

Кемеровский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: AA9515890227@yandex.ru

магистр философии, преподаватель-исследователь по направлению «Языкознание и литературоведение», младший научный сотрудник научно-инновационного управления

Российская Федерация, 650000, Кемерово, ул. Красная, 6

Список литературы

  1. Дюбо Ж.-Б. Критические размышления о Поэзии и Живописи. М.: Искусство, 1976. 767 с.
  2. Лессинг Г.Э. Избранные произведения М., 1953.
  3. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. 367 с.
  4. Изер В. Изменение функций литературы. Процесс чтения: феноменологический подход // Современная литературная теория: антология. М.: Флинта; Наука, 2004.
  5. Mitscherling J. Roman Ingarden's ‘The Literary Work of Art’: Exposition and Analyses // Philosophy and Phenomenological Research. 1985. Vol. 45. No. 3. Pp. 351–381.
  6. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  7. Бахтин M.M. Вопросы литературы и эстетики. M., 1975.
  8. Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество // Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968.
  9. Фуксон Л.Ю. Чтение / ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. 223с.
  10. Сузрюкова Е.Л. Суженное поле видения в художественной прозе А.П. Чехова // Сибирский филологический журнал. 2009. № 3. C. 42.
  11. Лавлинский С.П., Гурович Н.М. Визуальное в литературе // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008. С. 37–39.
  12. Ingarden R. Die Schicht der dargestellten Gegenständlichkeiten // Das literarische Kunstwerk: Mit einem Anhang: Von den Funktionen der Sprache im Theaterschauspiel. 1972. https://doi.org/10.1515/9783110938487.229
  13. Пастернак Б.Л. Доктор Живаго / пер. на англ. Р. Певера, Л. Волохонской. 2010. URL: http://www.rulit.me/data/programs/resources/html/Pasternak_Doctor_Zhivago_ RuLit_Net_231118.html.zip (дата обращения: 10.05.2020).
  14. Олеша Ю.К. Зависть. Заговор чувств. Строгий юноша. СПб.: Вита Нова, 2017. 624 с.

© Аксенова А.А., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах