Карачаево-балкарская поэзия нового времени: проблема национальных художественных традиций

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье впервые рассматривается разнообразный тематический пласт новейшей карачаево-балкарской поэзии конца XX - начала XXI века. Исследование осуществлено на основе анализа творчества писателей 1990-х годов - Артура Баккуева, Любы Ахматовой, Айшат Кущетеровой и новейшей генерации поэтов XXI века - Шамиля Узденова, Амины Газаевой, Науруза Байрамкулова, Дианы Рахаевой, Исмаила Байтуганова. Доказываются возрождение в сознании реликтов архаических форм мировоззрения в художественной культуре региона, а также приоритетность устоявшихся фундаментальных ценностей и стереотипов в поэтическом сознании молодого поколения поэтов. Вместе с тем отмечается усиление влияния исламских идей на современную национальную словесность. Об этом свидетельствует характер их поэтического самовыражения относительно тематики и проблематики, который носит онтологический характер. Поэты активно оперируют традиционными архетипами и символами (камень, вода, дерево), а также религиозной лексикой (Аллах, судьба, предначертание, молитва и т. д.). В результате исследования выявлены основные тенденции, ключевые аспекты в развитии творческого сознания, обозначены доминанты ценностно-ориентационного единства в содержании и проблематике произведений.

Об авторах

Раузат Абдуллаховна Керимова

Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук

Автор, ответственный за переписку.
Email: K.roza07@mail.ru

кандидат филологических наук, научный сотрудник сектора карачаево-балкарской литературы Института гуманитарных исследований

Российская Федерация, 360000, Кабардино-Балкарская Республика, Нальчик, ул. Пушкина, 18

Список литературы

  1. Байрамкулов Н. Корабли воспоминаний. Черкесск: Аланский Эрмитаж, 2012. 256 с.
  2. Атабиева А.Д. Лирика Т. Зумакуловой: традиции и новаторство. Нальчик: Эльбрус, 2008. 128 с.
  3. Богатырева Ш. Под знаком вечности: проза, поэзия, публицистика. Черкесск: Карачаево-Черкесское респ. кн. изд-во, 2008. 158 с.
  4. Ахматова Л.Ч. Тилек (Молитва). Стихи. Нальчик: Эльбрус, 2013. 152 с.
  5. Тейри къылыч (Радуга): сборник произведений молодых балкарских авторов: стихи, рассказы, сказки / сост. Б.А. Глашев, М.М. Ольмезов. Нальчик: Эльбрус, 2011. 144 с.
  6. Табаксоева И.Р. Концепт «судьба» как ядерный компонент лингвокультурного пространства (на материале карачаево-балкарского языка) // Научный диалог. 2016. № 6 (54). С. 106-113.
  7. Керимова Р.А. Индивидуальные особенности лирики К. Кулиева. Нальчик: КБНЦ РАН, 2016. 160 с.
  8. Узденов Ш.А. Чекде (На границе): стихи. Черкесск: Изд-во Карачаевского НИИ, 2008. 136 с.
  9. Кулиев К. Так растет и дерево. М.: Современник, 1975. 463 с.
  10. Благой Д. Диалектика литературной преемственности // Вопросы литературы. 1962. № 2. С. 94.
  11. Хаджиева Т.М. М.П. Гайдай как собиратель и исследователь карачаево-балкарских народных песен // Известия СОИГСИ. 2017. № 26 (65). С. 103-115.
  12. Керимова Р.А. Депортация карачаевцев и балкарцев в творчестве современных поэтов (на примере новейшей карачаево-балкарской поэзии) // Oriental Studies. 2019. № 3. С. 535-543.

© Керимова Р.А., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах