Специфика художественного миромоделирования в прозе русского символизма: теория, тенденции, трансперсональные модели
- Авторы: Гарипова Г.Т.1
-
Учреждения:
- Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых
- Выпуск: Том 25, № 3 (2020)
- Страницы: 399-423
- Раздел: Литературоведение
- URL: https://journals.rudn.ru/literary-criticism/article/view/24818
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2020-25-3-399-423
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена изучению специфики художественного миромоделирования в прозе русского символизма с акцентом на персонологических и онтологических составляющих концепции Человека и Бытия, структурирующих «мироподобную» модель романа. Актуальность проблемы определяется возможностью в ее срезе выявить эволюционную динамику как эстетической, так и этико-философской парадигмы модернистского типа художественного сознания, идентифицируемого в контексте тенденций экзистенциализации и (нео)мифологизации. Новизна данного исследования заключена в анализе авторских трансперсональных мифомоделей в русских модернистских романах начала ХХ века, интегрирующих в условиях познания «эстетического императива целостности» текстовое сознание (мир как текст), личностное сознание (Я-бытие) и онтологическое сознание (бытие-во-мне). В качестве объекта исследования были избраны мифокультурные концепты христологической философии Д. Мережковского, семиосфера романа В. Брюсова «Огненный ангел», мифокоды антиутопического романа-мифа Л. Андреева, отражающие важнейшие категории и установки трансперсональных антропологических и религиозно-философских концепций «нового религиозного сознания» русского символизма.
Об авторах
Гульчира Талгатовна Гарипова
Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых
Автор, ответственный за переписку.
Email: ggaripova2017@yandex.ru
кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной филологии
Российская Федерация, 600000, Владимир, ул. Никитская, 1Список литературы
- Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1999. 398 с.
- Эпштейн М. Парадоксы новизны. О литературном развитии ХIХ-ХХ веков. М.: Сов. писатель, 1988. 416 с.
- Шнейдер В. Смысл текста. Некоторые философские приложения семантики возможных миров. М. - Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2017. 154 с.
- Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.: Вост. лит-ра РАН, 1998. 800 с.
- Хрестоматия по истории философии (западная философия): учеб. пособие для вузов: в 3 ч. Ч. 2. М.: ВЛАДОС, 2001. 528 с.
- Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. М.: Аграф, 1997. 384 с.
- Иванов Вяч. Борозды и межи: опыты эстетические и критические // Поэтические течения в русской литературе конца ХIX - начала ХХ века: хрестоматия. М.: Высшая школа, 1988. С. 69.
- Колобаева Л.А. Русский символизм. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. 294 с.
- Современная западная философия: словарь. М.: Изд-во полит. лит-ры, 1991. 414 с.
- Бердяев Н. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. URL: http://philologos.narod.ru/berdyaev/berd-rusidea.htm (дата обращения: 11.04.2020).
- Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. 528 с.
- Заманская В.В. Экзистенциальная традиция на границах столетий. М.: Флинта; Наука, 2002. 304 с.
- Каманина Е.В. Философско-эстетический аспект литературного сознания XX века // Вестник московского университета. Серия 9. Филология. 2002. № 5. С. 149-151.
- Мережковский Д.С. В тихом омуте. Статьи и исследования разных лет. М.: Сов. писатель, 1991. 491 с.
- Волкогонова О. Религиозный анархизм Д. Мережковского. URL: http://www.philosophy.ru/ library/volk/merez/html (дата обращения: 10.03.2020).
- Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. 608 с.