Виртуальная реальность и медиарельность: тенденции и прогнозы эволюции медиасистемы

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Интерес авторов фокусируется на процессе апробирования виртуальной реальности и ее разновидностей в сфере массмедиа. На фонединамичного внедрения и обновления цифровых технологий, прогрессирующих в рамках техногенной революции, медиаотрасль не случайно предстает своеобразным полигоном по апробированию инновационных проектов, обеспечивающих динамику цивилизационного развития в условиях цифровой экономики. В настоящее время среди наиболее перспективных направлений - использование искусственного интеллекта, виртуальной реальности и дополненной реальности. Именно виртуальная реальность как новый коммуникативный формат фундаментально преобразует медиасистему, радикально меняет подходы к производству и потреблению медиапродукта, рождает противоречивые ситуации - следовательно, возникает необходимость в теоретическом осмыслении перемен, а они находятся в междисциплинарном проблемном поле. Цель авторов обзорной статьи - представить данные новейших исследований, связанных с виртуальной реальностью, обозначить и актуализировать социальные аспекты данного феномена, инициировать обсуждение, необходимое для консолидации усилий специальностов гуманитарной сферы.

Об авторах

Светлана Леонидовна Уразова

Академия медиаиндустрии

Автор, ответственный за переписку.
Email: svetlana.urazova@ipk.ru

доктор филологических наук, заведующая научно-исследовательским сектором, профессор кафедры журналистики Академии медиаиндустрии

Российская Федерация, 127521, Москва, ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2

Евгения Сергеевна Кильпеляйнен

Российский университет дружбы народов

Email: kilpelyaynen@gmail.com

соискатель кафедры массовых коммуникаций филологического факультета Российского университета дружбы народов

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 10, корп. 2

Список литературы

  1. Уразова С.Л. Век цифровой информации: креативность vs. творчество // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2017. Т. 22. № 4. С. 650-659.
  2. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. М.: Проспект, 2009.
  3. Волкова И.И. Игровая парадигма исследований массмедиа // European Social Science Journal. 2014. № 5-2 (44). С. 228-231.
  4. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя, 2000.
  5. Digital-тренды 2018 года: самое большое исследование интернета, социальных сетей и электронной коммерции // Smart News: актуальные новости 24/7. URL: https://smartnews. kz/archives/497 (дата обращения: 01.09.2018).
  6. Меняющаяся социальность: контуры будущего. М.: ИФ РАН, 2012.
  7. Уразова С.Л. От «зеркала Нарцисса» к экранной реальности. ТВ в контексте трансформаций цифрового времени. М.: Русника, 2013.
  8. Бодрийяр Ж. Фантомы современности. В тени молчаливого большинства, или Конец социального (отрывки из книги) // Ясперс К., Бодрийяр Ж. Призрак толпы. М.: Алгоритм, 2008.
  9. Носов Н.А. Манифест виртуалистики // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 15. М.: Путь, 2001.
  10. Виртуальный компьютерный музей. URL: http://www.computer-museum.ru/frgnhist/intern6. htm (дата обращения: 22. 08.2018).
  11. Уорнер М., Витцель М. Виртуальные организации. Новые формы ведения бизнеса в XXI веке. М.: Добрая книга, 2005.
  12. Маньковская Н.Б., Мотлевский В.Д. Виртуальная реальность // Энциклопедия культурологии. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/278/ВИРТУАЛЬНАЯ (дата обращения: 01.09.2018).
  13. Волкова И.И. Компьютерные игры и новые медиа: игровой подход к коммуникациям в виртуальном пространстве // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2017. Т. 22. № 2. С. 312-320.
  14. Быченков В.М. Коммуникация массовая // Новая философская энциклопедия. URL: http://iphlib.ru/ (дата обращения: 25.08.2018).
  15. Касавин И.Т. Познание // Новая философская энциклопедия. URL: https://iphlib.ru/ greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASH0155bae474519c306489cb55?p. s=TextQuery (дата обращения: 12.08.2018).
  16. Назарчук А.В. Теория коммуникации в современной философии. М.: Прогресс-Традиция, 2009.
  17. Ладов В.А. ВР-философия (философские проблемы виртуальной реальности). Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004.
  18. Global Entertainment & Media Outlook 2018-2022: Trending now: convergence, connections and trust // PWC Global. URL: https://www.pwc.com/gx/en/industries/tmt/media/outlook. html (accessed: 27.08.2018).
  19. Исследование IAB: LiveVideoStreamingSurvey 2018: Россия - лидер роста смотрения онлайн-видео. URL: https://iabrus.ru/news/1313 https://iabrus.ru/news/1313 (дата обращения: 22.08.2018).
  20. Micheva N. Get your game on: Challenge your friends with video chat AR games in messenger. URL: https://newsroom.fb.com/news/2018/08 (accessed: 27.08.2018).
  21. Newman N. Journalism, Media and Technology Trends and Predictions 2018 // Reuters Institute for the Study of Journalist. URL: https://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/our-research/ journalism-media-and-technology-trends-and-predictions-2018 (accessed: 27.08.2018).
  22. The Nielsen CMO Report 2018: The Roadmap for Marketers Who Lead. URL: https://www. nielsen.com/us/en/insights/reports/2018/cmo-report-2018-digital-media-roi-measurementomnichannel-marketing-technology.html (accessed: 22.08.2018).
  23. Gobbetti E., Scateni R. Virtual reality: past, present and future // Virtual Environments in Clinical Psychology and Neuroscience: Methods and Techniques in Advanced Patient-Therapist Interaction. IOS, Amsterdam, Olanda. 1999. Pp. 3-20.
  24. Krokos E., Plaisant C., Varshney A. Virtual memory palaces: immersion aids recall // Virtual Reality. Jan 1, 2018. Pp. 1-15.
  25. Comnews. MOMRI - участник первого в России VR-консорциума // MOMRI Institute. URL: http://momri.org/2016/newsaboutmomri/comnews-momri-uchastnik-pervogo-v-rossiivr-konsorciuma/ (дата обращения: 27.08.2018).

© Уразова С.Л., Кильпеляйнен Е.С., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах