Размышления о революции в творчестве А. Варламова и Е. Водолазкина («Мысленный волк» и «Авиатор»)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена сравнительному анализу представлений о революции, выраженных в романах «Мысленный волк» А. Варламова (2014 г.) и «Авиатор» Е. Водолазкина (2017 г.). Принципиально различным оказывается подход двух писателей к интерпретации проблемы революции: если Варламов выражает в «Мысленном волке» собственное ее понимание, то Водолазкин в «Авиаторе» стремится выразить лишь возможное видение революции одним из современников тех далеких событий. Вместе с тем выявляются как сходство, так и кардинальные расхождения в трактовке темы революции в названных романах. Общность заключается в том, что восприятие революции у обоих авторов трагично: она интерпретируется как перелом, который повлек за собой глубоко разрушительные последствия. В оценке же самой сущности революции для героя «Авиатора» определяющим оказывается нравственный вектор, в то время как в «Мысленном волке», напротив, представление о революции связывается с внеэтическим, стихийным началом. При анализе романа «Мысленный волк» раскрываются как параллели, так и принципиальные расхождения с концепциями революции, сформированными в литературе и публицистике первых десятилетий ХХ в. (А. Блок, Б. Пильняк и др.). В статье доказывается, что и А. Варламов, и Е. Водолазкин, размышляя о событиях 1917 г., ставят своей целью осмысление неких ключевых закономерностей национальной истории («Мысленный волк»), а также принципов взаимоотношения личности и истории вообще («Авиатор»). Анализируя проблемно-тематический комплекс и художественную специфику названных романов, автор статьи обосновывает утверждение о неомодернистском векторе мышления обоих писателей.

Об авторах

Дарья Владимировна Кротова

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: da-kro@yandex.ru

кандидат филологических наук, преподаватель кафедры истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса филологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, 1

Список литературы

  1. Коваленко А.Г. Очерки художественной конфликтологии: антиномизм и бинарный архетип в русской литературе ХХ века. М.: РУДН, 2010. 491 с.
  2. Интервью с «русским Умберто Эко» Евгением Водолазкиным. URL: http://100000-knig. ru/news/intervyu-s-russkim-umberto-eko-evgeniem-vodolazkinym/ (дата обращения: 01.10.2018).
  3. Водолазкин Е. «Авиатор» - очень петербургский роман. URL: http://turpiter.ru/evgeniivodolazkin-aviator-ochen-peterburgskii-roman/ (дата обращения: 01.10.2018).
  4. Водолазкин Е. Авиатор. М.: АСТ, 2017. 410 с.
  5. Блок А. Интеллигенция и революция // Блок А. О назначении поэта. М.: Сов. Россия, 1971. С. 6-23.
  6. Писатель Евгений Водолазкин об уроках 1917 г. и о переезде утопии из России на Запад. URL: https://www.dp.ru/a/2017/01/19/Oni_nachinajut_rastit_v_se (дата обращения: 01.10.2018).
  7. Варламов А. Мысленный волк. М.: АСТ, 2015. 508 с.
  8. Солдаткина Я.В. Творческое наследие А.П. Платонова и семантико-эстетические поиски в современной русской прозе (А.Н. Варламов «Мысленный волк», А.В. Иванов «Ненастье») // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2016. № 1. С. 45-54.
  9. Мескин В.А. «Мысленный волк» Алексея Варламова как опыт символистского романа // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2017. № 1. С. 55-65.
  10. Кротова Д.В. Современная русская литература. Постмодернизм и неомодернизм. М.: МАКС Пресс, 2018. 224 с.

© Кротова Д.В., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах