Современная русская детская литература - миф или реальность?

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье обосновывается актуальность использования в обязательном школьном образовании современной детской книги как «главного медиатекста культуры», выявляются причины сложившейся недооценки детской литературы в обществе, представлена характеристика современных процессов, которые идут в области детского книгоиздания, доказывается необходимость разработки на государственном уровне продуманной информационной политики. Новизна исследования заключается в выявлении основных негативных тенденций, которые приводят к потере Россией статуса не только «самой читающей страны мира», но и просто «читающей страны», в предложении автором определенных мер по улучшению ситуации в области чтения и детского отечественного книгоиздания. Научную ценность представляют обобщения и выводы, сделанные автором на основании изучения специфических особенностей современной детской и подростковой литературы, в частности: ее «овзросление», тяготение к публицистике, жанровые сдвиги, структурные изменения текстов, нарушение логики сюжета и композиции и др.

Об авторах

Светлана Анатольевна Петрова

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: kotbaioun@gmail.com

кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры массовых коммуникаций филологического факультета Российского университета дружбы народов, специалист по проектам Международной академии телевидения и информационного бизнеса (МАТИБ).

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Список литературы

  1. Быков В.Л. Гарри Поттер и антитеррор / Думание мира. СПб.: Лимбус-Пресс, 2005. 404 с.
  2. В СПбГИК закрыли последнюю в России кафедру детской литературы // Информ Вест. 20.04.17. URL: http://news.ivest.kz/124007571-smi-v-spbgik-zakryli-poslednyuyu-v-rossiikafedru-detskoy-literatury (дата обращения: 29.12.17).
  3. Жилавская И.В. Медиаобразование молодежи: монография. М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013. 243 с.
  4. Зазнобина Л.С. Медиаобразование в школе: как же выжить в мире СМИ // Человек. 1999. № 1. URL: http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/MEN/MEDIA.HTM (дата обращения: 29.12.17).
  5. Как создаются читающие нации: опыт, идеи, образцы: сб. материалов / ред.-сост. В.Д. Стельмах, Дж.Я. Коул. М.: НФ «Пушкинская библиотека»; Белый город, 2006. 274 с.
  6. Кормчий Л. Забытое оружие. О детской книге // Правда. 1918. 17 февр. № 28. С. 3.
  7. Кочергина А.А. Поэтика авангарда в творчестве современных детских писателей: дисс. … канд. филол. наук. Астрахань, 2017. 184 с.
  8. Ланин Б.А. Современная литература в школе XXI века // Проблемы современного образования. 2010. № 5. С. 55-60.
  9. Мазурова Л. Потребитель нынче в дефиците? // Литературная газета. 2007. № 32. URL: http://lgz.ru/article/N32--6132---8-08-2007 (дата обращения: 29.12.17).
  10. Минаев Б. Синдром Винни-Пуха // Октябрь. 2013. № 9. URL: http://magazines.russ.ru/ october/2013/9/16m.html (дата обращения: 29.12.17).
  11. Министр образования заявила о необходимости «правильной» детской литературы // Интерфакс. 14.02.17. URL: http://www.interfax.ru/russia/549829 (дата обращения: 29.12.17).
  12. Молдавская К.А. Тенденции развития, критерии оценки и продвижение современной литературы для детей и подростков. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2011. 63 с.
  13. Отраслевой доклад «Книжный рынок России». М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2017. 92 с.
  14. Павлухина О.В. Литература фэнтези в контексте современной культуры: предпосылки, особенности жанра, читательская аудитория // Вестник волжского университета им. В.Н. Татищева. Тольятти: Изд-во Волжского университета, 2013. № 4. Т. 2. С. 49-57.
  15. Петровский М.С. Книги нашего детства. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2006. 424 с.
  16. Сапрыкина Т. Детской литературы не существует // Мираман. URL: http://miraman.ru/ posts/907 (дата обращения: 29.12.17).
  17. Сирота А. А вы читали? В детской литературе не может быть Кафки.. // Учительская газета. 1999. № 27. URL: http://www.ug.ru/99.27/t20.htm (дата обращения: 29.12.17).
  18. Скаф М. Новая детская литература // Октябрь. 2012. № 12. С. 148-154.
  19. Усачёва Е. Время к весне // Литературная Россия. 2013. № 9. URL: http://www.litrossia.ru/ archive/item/6321-tratatest (дата обращения: 29.12.17).
  20. Черняк М.А. Новая детская литература: золотой век или погибшая Атлантида? // Живые лица: навигатор по современной отечественной детской литературе / отв. ред. Т.В. Говенько. М.: БерИнга, 2015. Вып. 2. С. 5-15.
  21. Черняк М.А. «Библиотравелог» в новейшей прозе для подростков: к вопросу о жанровой трансгрессии в современной литературе // Уральский филологический вестник. Русская литература XX-XXI веков: направления и течения. 2014. № 4. С. 91-105.
  22. Чудакова М.О. Литература в школе: читаем или проходим? М.: Время, 2013. 288 с.
  23. Чудинова В.П., Голубева Е.И., Сметанникова Н.Н. Недетские проблемы детского чтения: детское чтение в зеркале «библиотечной» социологии. М.: РГДБ, 2004. 70 с.
  24. Шафферт Е.А. Современная детская литература как результат работы малых издательств (на примере издательств «Самокат», «КомпасГид» и «Розовый жираф») // VIII Юдинские чтения. Материалы межд. науч.-практ. конф. Красноярск: Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края, 2015. 145-153.

© Петрова С.А., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах