РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЙ И ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНТЕКСТЫ СТИХОТВОРЕНИЯ Ф.И. ТЮТЧЕВА «А.В. ПЛ<ЕТНЕ>ВОЙ»

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлен анализ стихотворения Тютчева с привлечением евангельских текстов, работ русских религиозных философов, произведений А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, А.А. Фета, А.А. Майкова и самого поэта. Выявляются идейная позиция лирического субъекта и особенности образного мышления, что позволяет уточнить вопрос о месте поэта в литературном движении второй половины XIX столетия. Доказывается, что самосознание Тютчева, создавшего стихотворную адресацию, включает религиозную составляющую, участвующую в создании образов. В данном случае аргументируется предположение, согласно которому романтический канон творческого феномена с его идеалистической концепцией, сохраненный Тютчевым как верность традиции, дополнительно усилен характерными предпочтениями, выдающими в авторе близость «чистому искусству». Автор приходит к следующим выводам: 1) стихотворение «А.В. Пл<етне>вой» декларирует приверженность идеям позднеромантической школы; 2) образный строй миниатюры сформирован триадой «мировоззрение - творчество - человеческий идеал»; 3) смысловой доминантой послания является убежденность в значении веры для православного человека, а для художника - в искусство, вдохновленного духовной красотой; 4) религиозная составляющая мироощущения лирического субъекта, проецируясь на широкий литературный контекст, составляет оппозицию «неромантическим» вариантам мировидения и житейской философии бытия.

Об авторах

Т А Гавриленко

Дальневосточный федеральный университет (филиал в г. Уссурийске)

Список литературы

  1. Афанасьева Э.М. Молитвенная лирика Ф.И. Тютчева. www.roman.by/r-71959.html. Дата обращения - 28.10.15.
  2. Бухарев А.М. О Православии в отношении к современности. С-Пб.: Странник, 1860. 334 с.
  3. Гавриленко Т.А. Формула «для немногих» в понятийных спектрах свободы и красоты // Гавриленко Т.А. Романтическая поэзия «чистого искусства». Уссурийск: УГПИ, 2011. С. 131-148.
  4. Григорьев А. И.С. Тургенев и его деятельность. По поводу романа «Дворянское гнездо» // Русское слово. 1859. № 4. Отд. 2. С. 1-34.
  5. Кихней Л.Г. К механизму образования интертекстуальных мотивов: мотивный комплекс волчьей травли в русской поэзии ХХ в. // Вестник Тверского Государственного университета. 2013. № 4. Серия Филология. Вып. 1. С. 46-59.
  6. Коваленко А.Г. Поэтический мир и гармония контраста (Ф. Тютчев) // Коваленко А.Г. Очерки художественной конфликтологии: Антиномизм и бинарный архетип в русской литературе XX века. М.: РУДН, 2010. С. 87-106.
  7. Письма к А.В. Плетневой (1870-1872). Публикация Т.Г. Динесман // Литературное наследство. Т. 97. Федор Иванович Тютчев. Кн. 1. Л.: Наука, 1988. С. 556-562.
  8. Пушкин А.С. Сочинения: В 3 т. Т. 1. М.: Художественная литература, 1985. 736 с.
  9. Соловьев В. Стихотворения. Эстетика. Литературная критика. М.: Книга, 1990. 576 с.
  10. Тютчев Ф.И. Сочинения: В 2 т. Т. 1. М.: Правда, 1980. 384 с.
  11. Фет А.А. Стихотворения и поэмы. Л.: Советский писатель, 1986. 752 с.
  12. Юркевич П.Д. Философские произведения. М.: Правда, 1990. 672 с.

© Гавриленко Т.А., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах