Функциональность родного языка в проблематике интеграции меньшинств (на примере языка цыган)
- Авторы: Цветков Г.Н.1
-
Учреждения:
- ФГУ «Федеральный институт развития образования»
- Выпуск: № 3 (2011)
- Страницы: 18-29
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.rudn.ru/linguistics/article/view/9750
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье на примере языка цыган рассматривается специфика коммуникативной парадигмы бесписьменных миноритарных языков. Анализируется ее взаимосвязь с особенностями интеграции носителей этих языков в окружение в процессе получения образования.
Об авторах
Георгий Николаевич Цветков
ФГУ «Федеральный институт развития образования»
Email: inpo_rus@mail.ru
Центр анализа этнокультурной, конфессиональнойи миграционной образовательной политики; ФГУ «Федеральный институт развития образования»
Список литературы
- Установочный документ ЮНЕСКО «Образование в многоязычном мире» (октябрь 2002) // Сайт «Организация объединенных наций». URL: <http://www.un.org.ru/events/ iyl/brochure/monitoring_2002.pdf
- Матрас Я. Бъдещето на ромския език: към политика на езиков плурализъм. Ч. I // Ж-л Андрал. - София, 2005. - № 37-38. - С. 32-44; № 39, 40. - С. 41-48.
- Смирнова-Сеславинская М.В., Цветков Г.Н. Межкультурная русско-цыганская коммуникация. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: ИНПО, 2009.
- Белков П.Л. Этнос и мифология. Элементарные структуры этнографии. - СПб.: Наука, 2009.
- Бугаева А.Л. Традиционная педагогическая культура коренных малочисленных народов Севера. - М.: ООО Издательский дом «КлинВест», 2009.
- Цветков Г.Н. Романэ ворби: Цыганско-русский и русско-цыганский словарь (ловарьский диалект). - М.: Апостроф, 2001.
- Воробьев В.В. Лингвокультурология. - М.: Изд-во РУДН, 2008.
- Полевые материалы Г.Н. Цветкова по языку и культуре цыган, 1985-2001 гг.
- Цветков Г.Н. Культурная и языковая специфика цыган в образовании // Смирнова-Сеславинская М.В., Цветков Г.Н. Антропология социокультурного развития цыганского населения России. - М.: Федеральный институт развития образования, 2011. В печати.
- Березовская Т.Ю. Предисловие к грамматике цыганского языка // Смирнова-Сеславинская М.В., Цветков Г.Н. Межкультурная русско-цыганская коммуникация. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Федеральный институт развития образования, Центр национальных проблем образования, 2009. - С. 218-219; Научный сайт «Лаборатория культуры цыган» URL: http://kulturom.ru/publicatios_of_education.html
- Djurić R. The middle voice in the language of the Romanies. 2003. (Копирайт. Текст передан в электронном виде Р. Джуричем Г.Н. Цветкову 23 марта 2004 г. Находится в архиве Г.Н. Цветкова.)
- Торохов А., Тороде Н., Чащихина О. Доклад круглого стола «Положение рома в Уральском регионе России». - Екатеринбург, 28-29 июля 2003 (в архиве авторов - оттиски докладов предоставлялись участникам семинара, организованного Европейским центром защиты прав цыган (Будапешт) для представителей цыганских общественных организаций; Санкт-Петербург, июнь 2004 г.).
- Бурыкин А.А. О соотношении понятий «литературный язык» и «письменный язык» применительно к языкам малочисленных народов севера РФ // Материалы конференции, посвященной 90-летию со дня рождения члена-корреспондента РАН А.В. Десницкой. - СПб.: Наука, 2002. - С. 33-40; Сайт «Phililigy.ru - Русский филологический портал». URL: http://philology.ru/linguistics1/burykin-02.htm
- Всероссийская перепись населения РФ 2002 г. // Сайт Всероссийской переписи населения РФ 2002 г. URL: www.perepis2002.ru <http://www.perepis2002.ru>
- Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года». Утверждена постановлением Правительства РФ от 27 июля 2001 г. // Сайт «Сеть Арктических Организаций в Поддержку Коренных Народов Российского Севера». № 564. URL: www.npolar.no/ansipra/russian/Items... <http://www.npolar.no/ansipra/russian/Items...>. >
- Соколовский С. Коренные народы: между интеграцией и сохранением культур // Этнические категории и статистика / Под ред. Е. Филипповой. - М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2008. - С. 49-70.