Смешанная эмоция и ее функционально-семантический потенциал (на примере номинации «нелюбовь»)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Исследование посвящено рассмотрению частного случая языковой категоризации эмоций в семантико-функциональном аспекте - вербализации смешанных эмоций, который является малоизученным в современной лингвистике. Показан процесс отражения в языке представления о поливалентности любого эмоционального переживания: от скрытой эмотивной амбивалентности эмоции до ее явной экспликации. Постулируется, что сема ‘смешанность’ ингерентно присуща любому слову, в семантике которого имеются смысловые компоненты ‘эмоция’ и ‘оценка’. Данный тезис рассматривается на материале слитного и раздельного написания частицы НЕ с глаголами и существительными, которые используется для описания процесса категоризации смешанных эмоций. Раскрывается прагматический потенциал выражения смешанных эмоций в ситуациях выражения эмоционального переживания: ориентация на собеседника, предвосхищение его эмоциональной реакции, поддержание конструктивной тональности общения. Показано, что категоризация смешанных эмоций являет собой новый этап в языковой объективации сферы эмоционального и является маркером развитой эмоциональной компетенции homo sentiens.

Об авторах

Алексей Андреевич Штеба

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Email: alexchteba@yandex.ru
Кафедра романской филологии

Список литературы

  1. Апресян Ю.Д. Избранные труды, том I. Лексическая семантика: 2-е изд., испр. и доп. М.: Школа «Языки русской культуры», Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1995.
  2. Гиренок Ф.И. Метафизика пата (косноязычие усталого человека). М.: Академический проект, 2014.
  3. Говердовский В.И. Коннотемная структура слова. Харьков: изд-во «Выща школа», 1989.
  4. Карманова З.Я. Феноменология слова: слово vs мысль. Монография. М.: ТЕЗАУРУС, 2010.
  5. Кольцова Л.М. Прагматика художественного текста в зеркале русской пунктуации // Вестник ВГУ. Сер. Гуманитарные науки. 2003. № 1. С. 284-298.
  6. Кротов Я. Революция пробела. XI век: революция в пении, революция в чтении. URL: http://krotov.info/yakov/history/11_moi/revoluzia_probela.htm.
  7. Мельчук И.В. К понятию словообразования // Известия Академии наук СССР, сер. литературы и языка. 1967. Вып. 4. С. 352-362.
  8. Новиков Л.А. Что стоит за слитным написание не- с глаголами у А.А. Потебни. Об одной особенности орфографии ученого // Новиков Л.А. Избранные труды. Том II. Эстетические аспекты языка. Miscellanea. М.: Изд-во РУДН, 2001. С. 642-652.
  9. Шаховский В.И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Издв-во ЛКИ, 2008.
  10. Эпштейн М.Н. Отрицание как утверждение. Интегральная модель написания «не» с глаголами и другими частями речи // Культура письменной речи. URL: http://www.gramma.ru/ RUS/?id=1.90.

© Штеба А.А., 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах