Угроза и страх: прагматические цели эмоционализации в медийном дискурсе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Воздействие СМИ на общество в значительной степени основано на эмоциях. Данная статья посвящена эмоционализации современного медиадискурса, рассматриваемой с позиций дискурсивнопрагматического подхода. Объектом исследования является страх, одна из базовых эмоций, вызываемая рисками и угрозами, которая в двадцать первом веке, по мнению исследователей, стала играть ключевую роль в формировании сознания (Furedi 2018). В центре внимания - идея так называемой «российской угрозы», активно навязываемая западными СМИ, и «страх перед Россией». Цель исследования - выявить особенности функционирования лексем threat (угроза) и fear (страх) в англо-американских медиатекстах и определить их прагма-дискурсивные характеристики, а также механизмы и языковые средства, применяемые для реализации стратегии устрашения. Материал взят из текстов, опубликованных в качественных британских и американских газетах в 2018-2020 годах, которые были проанализированы на основе междисциплинарного подхода с использованием данных медиалингвистики, психолингвистики, прагматики, критического дискурс-анализ и теории проксимизации. В статье показано, что обращение к эмоциям аудитории способствует усилению персуазивной функции, что является одной из основных целей современных СМИ. Утверждается, что частое использование слов «угроза» и «страх» по отношению к России, а также навязчивое обсуждение этой темы в СМИ нацелены на формирование определенного общественного мнения. Результаты показывают, что для достижения данной цели используются различные стратегии и языковые средства: проксимизация, пресуппозиция, преувеличение, повторы, вопросительные заголовки и другие. Результаты исследования выходят за рамки лингвистики и могут найти применение в политических исследованиях, поскольку они предоставляют инструменты для понимания современных социальных и политических процессов.

Об авторах

Владимир Иванович Озюменко

Российский университет дружбы народов (РУДН)

Автор, ответственный за переписку.
Email: ozyumenko-vi@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0001-7587-3007

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Юридического института Российского университета дружбы народов. Сфера его научных интересов: юридический английский, варианты английского языка, медиадискурс, критический дискурс-анализ, теория и практика перевода, межкультурная коммуникация.

Росиия, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Татьяна Викторовна Ларина

Российский университет дружбы народов (РУДН)

Email: larina-tv@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0001-6167-455X

доктор филологических наук, профессор Российского университета дружбы народов (РУДН). Ее исследовательские интересы включают взаимодействие языка, культуры и коммуникации, кросс-культурную прагматику, дискурс-анализ, межкультурную коммуникацию, коммуникативную этностилистику и теорию не/вежливости. Она является автором и соавтором более 200 публикаций на русском и английском языках, включая монографии, учебники, главы книг, а также многочисленные статьи, в том числе в ведущих международных журналах.

Росиия, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Список литературы

  1. Ahmed, Sara. 2014. The Cultural Politics of Emotion. 2 ed-n. Routledge.
  2. Alba-Juez, Laura & Tatiana Larina. 2018. Language and emotion: Discourse-pragmatic perspectives. Russian Journal of Linguistics 22 (1). 9-37. https://doi.org/10.22363/2312-9182-2018-22-1-9-37.
  3. Alba-Juez, Laura & J. Lachlan Mackenzie. 2019. Emotion, lies and bullshit in journalistic discourse: The case of fake news. Ibérica 38. 17-50.
  4. Alba-Juez, Laura & J. Lachlan Mackenzie. 2019. Emotion processes in discourse. In Mackenzie, J. Lachlan & Laura Alba-Juez (eds.). Emotion in Discourse. Amsterdam and Philadelphia: John Benjamins. 4-26.
  5. Altheide, David. 2002. Creating Fear: News and the Construction of a Crisis. New York: Aldine de Gruyter.
  6. Altheide, David L. 2006. Terrorism and the Politics of Fear. Lanham, MD: Alta Mira Press.
  7. Altheide, David & Sam Michalowski. 1999. Fear in the news: A discourse of control. The Sociological Quarterly 40 (3). 475-503.
  8. Bassols, Margarida, Anna Cros & Anna M. Torrent. 2013. Emotionalization in new television formats of science popularization. Pragmatics 23 (4). 605-632. https://doi.org/10.1075/prag.23.4.02bas
  9. Baumeister, Roy, Vohs Kathleen, Nathan DeWall & Liqing Zhang. 2007. How emotion shapes behavior: Feedback, anticipation, and reflection, rather than direct causation. Personality and Social Psychology Review 11 (2). 167-203. https://doi.org/10.1177/1088868307301033
  10. Bell, Alan. 1996. The language of news media. Oxford: Blackwell.
  11. Bilá, Magdaléna & Svetlana V. Ivanova. 2020. Language, culture and ideology in discursive practices. Russian Journal of Linguistics 24 (2). 219-252. https://doi.org/10.22363/2687-0088-2020-24-2-219-252
  12. Bryant, Jennings & Dolf Zillman (eds.). 2002. Media Effects: Advances in Theory and Research. Mahwah New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates.
  13. Cap, Piotr. 2013. Proximization: The pragmatics of Symbolic Distance Crossing. Pragmatics & Beyond New Series. John Benjamins.
  14. Cap, Piotr (ed.). 2017. The Language of Fear: Communicating Threat in Public Discourse. London: Palgrave Macmillan. https://doi.org/ 10.1057/978-1-137-59731-1
  15. Çınarlı, İnci & Sergül Nguyen. 2020. Mediating fear by breaking news: A case study of CNN Türk and NTV. In Nguyen D., Dekker I., Nguyen S. (eds.), Understanding Media and Society in the Age of Digitalisation. Palgrave Macmillan, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-030-38577-4_7
  16. Delanty, Gerard. 2008. Fear of others: Social exclusion and the European crisis of solidarity. Social Policy and Administration 42(6). 676-690.
  17. Dewaele, Jean-Marc. 2010. Emotions in Multiple Languages. Palgrave Macmillan.
  18. Dewaele, Jean-Marc. 2014. Culture and emotional language. In Sharifian, F. (ed.). The Routledge Handbook of Language and Culture. Routledge Handbooks in Linguistics, 357-370. Oxford: Routledge.
  19. Dillard, J. Price & Jason W. Anderson. 2004. The role of fear in persuasion. Psychology and Marketing 21 (11). 909-926.
  20. Dobrosklonskaya, Tatiana G. 2020. Medialingvistika: teoriya, metody, napravleniya [Medialinguistics: Theory, methods, directions]. Moscow: “KDU”, “Dobrosvet”. htpp://doi.org/10.31453/kdu.ru.91304.0107 (In Russ.)
  21. Dozier, Rush W. 1999. Fear itself: The origin and nature of the powerful emotion that shapes our lives and our world. Macmillan.
  22. Döveling, Katrin, Christian von Scheve & Elly A. Konijn (eds.). 2011. The Routledge Handbook of Emotions and Mass Media. London and New York: Routledge.
  23. Ewoldsen, David Roskos, Jessy H. Yu & Nancy Rhodes. 2004. Fear appeal messages effect accessibility of attitudes toward the threat and adaptive behaviors. Communication Monographs 71. 49-69.
  24. Fairclough, Norman. 1989. Language and Power. Harlow: Longman.
  25. Fairclough, Norman. 1995. Critical Discourse Analysis: The Critical Study of Language. Harlow: Longman.
  26. Fairclough, Norman. 2001. Critical discourse analysis as a method in social scientific research. In Ruth Wodak & Michael Meyer (eds.), Methods of CriticalDiscourse Analysis, 121-139. London: Thousand Oaks and New Delhi: Sage
  27. Fowler, Roger. 1991. Language in the News. London & New York: Routledge.
  28. Furedi, Frank. 2018. How Fear Works: Culture of Fear in the Twenty-First Century. London: Bloomsbury Publishing.
  29. Grupp, Stefanie. 2002. The political implications of a discourse of fear. MA Thesis. New York University.
  30. Isenberg, Nancy, David Silbersweig, Almut Engelien, Sylvia Emmerich, Kishor Malavade, Bradley Beattie, Andy C. Leon & Emily Stern. 1999. Linguistic threat activates the human amygdala. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States 96 (18). 10456-10459.
  31. Kara-Murza, Sergei G. 2015/2017. Manipulation of Consciousness. XXI Century. [Manipulyatsiya soznaniyem. Vek XXI]. Moscow: Algorithm. (In Rus.)
  32. Kopytowska, Monika. 2015a. Covering conflict: between universality and cultural specificity in news discourse genre and journalistic style. International Review of Pragmatics 7 (Special Issue on Communicative styles and genres: between universality and culture-specificity). 308-339
  33. Kopytowska, Monika. 2015b. Ideology of “here and now”. Mediating distance in television news. Critical Discourse Studies 12(3). 347-365
  34. Kopytowska, Monika & Paul Chilton. 2018. “Rivers of blood”: Migration, fear and threat construction. Lodz Papers in Pragmatics 14 (1). 133-161. Special issue on Narrating hostility, challenging hostile narratives. https://doi.org/10.1515/lpp-2018-0007
  35. Larina, Tatiana, Vladimir Ozyumenko & Douglas M. Ponton. 2020. Persuasion strategies in media discourse about Russia: Linguistic ambiguity and uncertainty. Lodz Papers in Pragmatics 15 (1). 3-22. https://doi.org/10.1515/lpp-2019-0002
  36. Lerner, Julia & Michele Rivkin-Fish. 2021. On emotionalisation of public domains. Emotions and Society 3 (1). 1-11. https://doi.org/10.1332/263169021X16149420145743
  37. Lerner, Julia, Claudia Zbenovich & Tamar Kaneh-Shalit. 2021. Changing meanings of university teaching: The emotionalization of academic culture in Russia, Israel, and the USA. Emotions and Society. Special Issue Emotionalization of public domains. 3 (1). 73-93
  38. Mackenzie, J. Lachlan & Laura Alba-Juez (eds.). 2019. Emotion in Discourse. Amsterdam and Philadelphia: John Benjamins
  39. Ozyumenko, Vladimir. 2017. Media discourse in an atmosphere of information warfare: From manipulation to aggression. Russian Journal of Linguistics 21 (1). 203-220. http://dx.doi.org/10.22363/2312-9182-2017-21-1-203-220. (In Russ.)
  40. Ozyumenko, Vladimir. 2019. Linguistic ambiguity in the media discourse as a strategy of formation of public opinion. Science Journal of VolSU. Linguistics. 3. 64-75. (In Russ.)
  41. Ozyumenko, Vladimir & Tatiana Larina. 2020. Discourse of threat as a strategy of emotional persuasion and manipulation. Proceedings of INTCESS 2020 - 7th International Conference on Education and Social Sciences 20-22 January, 2020 - DUBAI (UAE). 912-918
  42. Ozyumenko, Vladimir I. & Tatiana V. Larina. 2021. Pragmatic purposes of emotionalisation in media discourse. Russian Journal of Linguistics 25 (3). 746-766.
  43. Ponton, Douglas. 2016. Movement and meaning: Towards an integrated approach to political discourse analysis. Russian Journal of Linguistics 20 (4). 122-139.
  44. Ponton, Douglas & Tatiana Larina. 2016. Discourse analysis in the 21-th century: Theory and practice (I). Russian Journal of Linguistics. 20 (4). 7-25.
  45. Ponton, Douglas & Tatiana Larina. 2017. Discourse analysis in the 21-th century: Theory and practice (II). Russian Journal of Linguistics 21 (1). 7-21.
  46. Richardson, John E. 2007. Analysing Newspapers: An Approach from Critical Discourse Analysis. London: Palgrave Macmillan.
  47. Sedláková, Renáta & Monika Kopytowska. 2018. Different faces of the unknown: The media and the semiotics of fear. In Monika Kopytowska & Artur Gałkowski (eds.), Current Perspectives in Semiotics: Texts, Genres and Representations, 262-291. Frankfurt: Peter Lang
  48. Schwab, Frank. & Clemens. Schwender. 2011. The descent of emotions in media. Darwinian perspectives. In K. Döveling, Ch. von Sceve & E.A. Konijn (eds.), The Routledge Handbook of Emotions and Mass Media, 15-36. London and New York: Routledge
  49. Shakhovsky, Viktor I. I. 2008. Linguistic theory of emotions. Moscow: Gnozis Publ. (In Russ.)
  50. Sinelnikova, Lara N. 2020. The conceptual environment of the frontier discourse in humanities. Russian Journal of Linguistics 24 (2). 467-492. https://doi.org/10.22363/2687-0088-2020-24- 2-467-492 (In Russ.)
  51. Solopova, Olga A. & Maria S. Saltykova. 2019. Constructing the ideal future in foreign military media discourses of the World War II period. Russian Journal of Linguistics 23 (3). 762-783. doi: 10.22363/2312-9182-2019-23-3-762-783
  52. Trajkova, Zorica. 2020. Media fraiming of the Macedonia name change issue: The use of fear-inducing language strategies. Lodz Papers in Pragmatics 16 (2). 265-284
  53. Tunney, Carin, Esther Thorson & Weiyue Chen. 2021. Following and avoiding fear-inducing news topics: Fear intensity, perceived news topic importance, self-efficacy, and news overload. Journalism Studies 22 (5). 614-632
  54. van Dijk, Teun A. 2006. Discourse and manipulation. Discourse and Society 17 (2). 359-383.
  55. van Dijk, Teun. 2009. Society and Discourse: How Social Contexts Influence Text and Talk. Cambridge: Cambridge University Press.
  56. Weiss, Gilbert & Ruth Wodak (eds.). 2007. Critical Discourse Analysis: Theory and Interdisciplinarity. London, Basingstoke, New York: Palgrave Macmillan.
  57. Wierzbicka, Anna 1999. Emotions Across Languages and Cultures. Cambridge: Cambridge University Press.
  58. Wirth, Werner & Holger Schramm. 2005. Communication Research Trends. Centre for the Study of Communication and Culture 24 (3). 1-39.
  59. Wodak, Ruth. 2015. The Politics of Fear: What Right-Wing Populist Discourses Mean. London: Sage.
  60. Wodak, Ruth. 2021. The Politics of Fear: The Shameless Normalization of Far-Right Discourse. 2-nd. London: SAGE Publications.
  61. Zappettini, Franco. 2021.The tabloidization of the Brexit campaign: Power to the (British) people? Journal of Language and Politics 20 (2). 277-303.
  62. Trace, Michael. Never forget the Trump-Russia moral panic: By fearmongering far beyond the evidence, the media and politicians did a huge disservice to the public. https://www.nydailynews.com/opinion/ny-oped-never-forget-the-trump-russia-moral-panic-20190325-i3vgecetwvcqdmuzhuv5dyt22i-story.html NEW YORK DAILY NEWS | MAR 25, 2019 AT 4:05 PM
  63. APA Dictionary of Psychology. https://dictionary.apa.org/fear
  64. Oxford Reference. https://www.oxfordreference.com/view/10.1093/oi/authority.20110803095812704
  65. Macmillan English Dictionary for Advanced Learners. 2002. Macmillan Education

© Озюменко В.И., Ларина Т.В., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах