Маркеры эмоциональности в освещении российскими СМИ празднования 75-летия Победы в Великой отечественной войне

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье исследуются способы выражения эмоциональности в новостных текстах, освещающих политически значимые темы. Материалом послужили тексты российских СМИ, посвящённые празднованию 75-летия Победы в Великой отечественной войне, в частности новостных программ телеканалов «Россия 1», «Первый» и RT. Исходя из базового определения медиатекста как органичного единства компонентов вербального и медийного уровней, сформулированного в рамках медиалингвистики, автор идентифицировал и описал маркеры эмоциональности на обоих уровнях - языка и медиа, обратив особое внимание на способы соединения элементов вербального (лексики) и медийного уровней (иллюстрации, видеоряд). Анализ новостных текстов проводился на основе информационной модели, которая позволяет разделить процесс формирования новостного потока на следующие этапы - отбор событий для последующего освещения, интерпретация фактов, создание образов, формирование стереотипов, культуро-идеологический контекст. Цель исследования состояла в том, чтобы, выделив маркеры эмоциональности, изучить как эмоционализация новостных текстов влияет на репрезентацию и интерпретацию событий, обращая при этом особое внимание на особенности реализации категории информационно-вещательного стиля, определяемого как тональность обращения новостного ведущего к аудитории. Учитывая двойственную природу эмоциональности как эксплицитно выраженного и имплицитно присутствующего качества, автор выделяет три типа эмоциональности в исследуемых новостных текстах: 1) особый торжественно-приподнятый стиль, используемый новостными ведущими и комментаторами для того, чтобы подчеркнуть значимость освещаемого события; 2) намеренная аффектация, или искусственная демонстрация эмоций со стороны новостных аналитиков в целях оказания воздействия на аудиторию; 3) эмоциональность как спонтанное проявление искренних эмоций, наблюдаемое в интервью с участниками событий в сообщениях корреспондентов. Результаты исследования могут служить основанием для дальнейшего изучения маркеров эмоциональности в различных типах медиадискурса, включая новости, комментарий и обсуждение политически значимых тем в традиционных СМИ и социальных сетях.

Об авторах

Татьяна Георгиевна Добросклонская

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: tatdobro@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2166-8301

доктор филологических наук, профессор кафедры лингвистики, перевода и межкультурной коммуникации факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В.Ломоносова. Почётный профессор Пекинского университета международного сотрудничества (2017), Заслуженный профессор МГУ имени М.В. Ломоносова (2020). Автор более ста публикаций на русском и английском языках, включая книги по основам медиалингвистики - «Вопросы изучения медиатекстов» (2000), «Медиалингвистика: системный подход к изучению мелиаречи» (2008), «Язык средств массовой информации» (2008), «Медиалингвистика: теория, методы, направления» (2020). Сфера научных интересов: медиалинггвистика, язык средств массовой информации, медиа исследования, политический медиадискурс, межкультурная коммуникация.

Россия, 119991, Москва, Ленинские горы 1, стр. 1

Список литературы

  1. Ahmed, Sara. 2014. Cultural politics of emotion. Edinburgh: Edinburgh University Press.
  2. Allan, Stuart. 2010. News Culture. Issues in cultural and media studies. Open university press. McGraw-Hill Education (UK).
  3. Allan, Stuart. 2006. Online News: Journalism and The Internet: Journalism and the Internet. Open university press. McGraw-Hill Education (UK).
  4. Bell, Allan. 1991. The Language of News Media. Wiley-Blackwell.
  5. Bell Allan & Peter Garrett. 1998. Approaches to Media Discourse. London, Blackwell.
  6. Bleiker, Ronald & Emma Hutchison. 2008. Fear no more: Emotions and world politics. Review of International Studies 34 (S1). 115-135.
  7. Chudinov, Anatoliy. 2018. Politicheskaya lingvistika. Moskva: Flinta-Nauka. (In Russ.)
  8. Clément, Maeva & Eric Sangar. (eds). 2018. Researching emotions in international relations: Methodological perspectives on the emotional turn. London: Palgrave Macmillan.
  9. Crawford, Neta C. 2000. The passion of world politics: Propositions on emotion and emotional relationships. International Security 24 (4). 116-156.
  10. Crystal, David. 2006. Language and the Internet. Cambridge University Press.
  11. Davis, Nick. 2008. Flat Earth News. London: Chatto and Windus.
  12. De Botton, Alain. 2014. The News: User’s Manual. London: Penguin Random House.
  13. Dobrosklonskaya, Tatiana G. 2014. Media linguistics: theory and methods of studying language in the media. Меdialingvistika 2 (5). 7-15.
  14. Dobrosklonskaya, Tatiana. 2000. Voprosy izucheniya mediatekstov. Moscow: URSS. (In Russ.)
  15. Dobrosklonskaya, Tatiana. 2005. Kontsepziya informatsionno-veshatelnogo stilya v systeme mediadiskursa. Proceedings of the conference “Stilistika i teoriya yazikovoy kommunikatsii”. Moscow: Moscow State Linguistics University. 20-32 (In Russ.)
  16. Dobrosklonskaya, Tatiana. 2008. Medialingvistika: systemniy podkhod k izucheniyu yazika SMI. Moscow: Flinta-Nauka. (In Russ.)
  17. Dobrosklonskaya, Tatiana. 2020. Medialingvistika: teoriya, metody, napravleniya. Moscow: Dobrosvet. (In Russ.)
  18. Doveling, Katrin, Von Scheve, Christian & Konijn, Elly A. 2011. The Routledge handbook of emotions and mass media. London: Routledge.
  19. Duskaeva, Liliya. 2011. Media stylistics: The new concept or new phenomenon. Russian Journal of Communication 4 (3-4). 229-250.
  20. Duskayeva, Liliya. 2018. Medialingvistika v Rossiyi: Stanovleniye i vektory razvitiya. Vestnik Moskovskogo Universiteta, Seriya 10. Zhurnalistika 6. 17-25 (In Russ.)
  21. Fairclough, Norman. 1995. Media Discourse. London: Arnold.
  22. Fowler, Roger. 1991. Language in the News: Discourse and Ideology in the Press. London: Routledge.
  23. Fu Hechzhen. 2018. Politicheskaya medialingvisitka: freymovaya metodika analiza novostnych soobcheniy. Political Linguistics 3. 17-21. (In Russ.)
  24. Gillespie, Marie & Jason Toynbee. 2006. Analysing media texts. Maidenhead: Open University Press.
  25. Carter, Ronald. 1998. Introducing Applied Linguistics. Penguin English.
  26. Galtung, Johan & Ruge, Mari H. 1965. The Structure of Foreign News. Article in Journal of Peace Research 2 (1). 64-91.
  27. Chudinov, Anatoliy & Olga Solopova. 2018. Diachronic Analysis of Politicak Metaphors in the British Corpus: from Victory Bells to Russia's V-Day. Russian Journal of Linguistics 2 (22). 313-331. (In Russ.)
  28. Gubik, Svetlana V. 2010. Informazionno-veshatelniy stil zhurnala “The Economist”. Vestnik Bashkirskogo universiteta 2. 1216-1220. (In Russ.)
  29. Harding, Jennifer & E. Deidre Pribram. (eds.). 2009. Emotions: A cultural studies reader. New York: Routledge.
  30. Hutchison, Emma & Ronald Bleiker. 2014. Theorizing emotions in world politics. International Theory 6 (3). 491-514.
  31. Larina, Tatiana, Vladimir, Ozyumenk & Douglas Mark Ponton. 2020. Persuasion strategies in media discourse about Russia: Linguistic ambiguity and uncertainty. Lodz Papers in Pragmatics 15 (1). 3-22. https://doi.org/10.1515/lpp-2019-0002
  32. Lünenborg, Margreth & Tanja Maier. 2018. The turn to affect and emotion in media studies. Media and Communication 6 (3). 1-4.
  33. Matheson, Donald. 2005. Media discourses. McGraw-Hill Education.
  34. Nelson, Todd D. 2009. Handbook of Prejudice, Stereotyping, and Discrimination. Psychology Press.
  35. Ozyumenko, Vladimir. 2017. Media discourse in an atmosphere of information warfare: From manipulation to aggression. Russian Journal of Linguistics 21 (1). 203-220. (In Russ.)
  36. Ozyumenko, Vladimir I. & Tatiana V. Larina. 2021. Threat and fear: Pragmatic purposes of emotionalisation in media discourse. Russian Journal of Linguistics 25 (3). 746-766. https://doi.org/10.22363/2687-0088-2021-25-3-746-766
  37. Perrin, Daniel. 2015. Medienlinguistik. Aufl. Konstanz: München
  38. Precious N., Chatterje-Doody & Crilley Rhys. 2019. Making Sense of emotions and affective investments in war: RT and the Syrian conflict on YouTube. Media and Communication (ISSN: 2183-2439) 7 (3). 167-178
  39. Ponton, Douglas M. 2016. Movement and meaning: Towards an integrated approach to political discourse Analysis. Russian Journal of Linguistics 20 (4). 122-139.
  40. Shepherd, Laura & Caitlin Hamilton. 2016. Understanding Popular Culture and World Politics in the Digital Age. London: Routledge.
  41. Sheygal, Elena. 2004. Semiotika politicheskogo diskursa. Moscow: Gnozis. (In Russ.)
  42. Siebert, Fred Seaton, Theodore Peterson & Wilbur Schramm. 1956. Four Theories of the Press. University of Illinois Press.
  43. Solganik, Grigoriy. 2015. Interpretatsionnaya stylistika. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10. Zhurnalistika. 6. 97-116 (In Russ.)
  44. Solopova, Olga A. & Svetlana L. Kushneruk. 2021. War yesterday and today: The image of Russia in British media discourse. Russian Journal of Linguistics 25 (3). 723-745. https://doi.org/10.22363/2687-0088-2021-25-3-723-745
  45. Shmelyeva, Tatiana. 2012. Mediatekst kak poliintenzionalnaya systema. In Medialingvistika kak mediynoye rechevedeniye, 56-61. St. Petersburg: St. Ptersburg University. (In Russ.)
  46. Talbot, Mary. 2000. Media Discourse: Representation and Interaction. Edinburgh: Edinburgh University Press.
  47. Thurlow, Crispin & Kristine Mroczek. 2011. Digital Discourse: Language in the New Media. Oxford: Oxford University Press.
  48. van Dijk, Teun. 1998. News as discourse. NY, Hillsdale.
  49. van Dijk, Teun. 2000. Ideology: An Interdisciplinary Approach. Sage Publications.
  50. van Dijk, Teun. 2006. Discourse and manipulation. Discourse & Society 17 (2). 359-383.
  51. van Ginneken, Jaap. 1998. Understanding Global News: A Critical Introduction. London: Sage Publications.
  52. Wirth, Werner & Holger Schramm. 2005. Media and emotions. Communication Research Trends 24 (3). 3-39.

© Добросклонская Т.Г., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах