Речевой этикет в онлайн-сообществах: медиалингвистический анализ
- Авторы: Дускаева Л.Р.1
-
Учреждения:
- Санкт-Петербургский государственный университет
- Выпуск: Том 24, № 1 (2020)
- Страницы: 56-79
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.rudn.ru/linguistics/article/view/23249
- DOI: https://doi.org/10.22363/2687-0088-2020-24-1-56-79
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматриваются особенности вежливости в малоизученной сфере русскоязычного онлайн-общения. Цель статьи - выявить средства, используемые в онлайн-коммуникации для организации вежливого общения. Речевой этикет определяется как система норм и правил речевого поведения, соблюдение которых обеспечивает существование онлайн-сообщества, поскольку они направлены на создание эмоционального комфорта в общении, демонстрацию внимания друг к другу, обеспечение удобной навигации, проявление учтивости, нейтрализацию агрессивности. С этой целью в сети реализуются следующие коммуникативные тактики: а) регламентируется включение участника в комьюнити; б) оговаривается речевая форма авторского самовыражения, устанавливаются запреты на некоторые формы речевого поведения и налагаются санкции за нарушения запретов; в) автору обеспечивается высокий коммуникативный статус и каждому участнику - свобода для творческого самовыражения; г) стимулируется, с одной стороны, установление контактов с подходящим по тем или иным параметрам партнером, с другой стороны, регулируется степень близости партнеров в соответствии с пожеланием его инициатора; д) предоставляется возможность оставить/получить отклик на то или иное коммуникативное действие инициатора общения. Эти установки реализуются использованием множества ресурсов, среди которых как технические, так и речевые средства адресации и реагирования. Эмоциональный комфорт помогают обеспечить этикет, рисунки и фотоизображения. Адекватная коммуникативная дистанция поддерживается использованием в речи понятной лишь участникам группы аббревиации, созданием адекватного баланса возвышенных и сниженных стилистических средств, приемами создания комического. Исполнение речевого этикета поддерживается своего рода санацией коммуникации, которую осуществляют администратор группы и сами участники. Участники используют метатекст, отражающий рефлексию их речевой деятельности. Существующие правила в онлайн-сообществах направлены на то, чтобы сделать общение эмоционально комфортным, нейтрализовать агрессию, поощрять пользователей демонстрировать вежливость и проявлять внимание друг к другу.
Об авторах
Лилия Рашидовна Дускаева
Санкт-Петербургский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: l.duskaeva@spbu.ru
доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой медиалингвистики Высшей школы журналистики и массовой коммуникации
Санкт-Петербург, РоссияСписок литературы
- Akishina, А. А. & Formanovskaya, N. I. 1983. Russian speech etiquette. Moscow: Russian language. (In Russ.).
- Alpatov, V. M. 2018. Politeness and etiquette (illustrated with Russian and Japanese material). Moscow: Political encyclopedia. (In Russ.).
- Balakai, А. G. 2004. Explanatory dictionary of Russian speech etiquette. Moscow: Astrel’. (In Russ.).
- Blum-Kulka, Shoshana. 1987. Indirectness and politeness in requests: Same or different? Journal of Pragmatics 11 (2). 131-146.
- Blum-Kulka, Shoshana & Olshtain, Elite. 1984. Requests and Apologies: A Cross-Cultural Study of Speech Act Realization Patterns (CCSARP). Applied Linguistics 5. 196-213.
- Boyd, Danah. 2006. Friends, friendsters and top 8: Writing community into being on social network sites. First Monday 11 (12).
- Boyd, Danah & Heer, Jeffrey. 2006. Profiles as conversation: Networked identity performance on friendster. In Proceedings of the Hawai'i International Conference on System Sciences (HICSS-39). Kauai, HI: IEEE Computer Society.
- Brown, Penelope & Levinson, Stephen. 1987. Politeness: Some Universal in Language Usage. Cambridge: Cambridge University Press.
- Coulmas, Florian. 2005. Linguistic etiquette in Japanese society. In R. Watts, S. Ide & K. Ehlich (eds.). Politeness in Language: Studies in its History. Theory and Practice, 299-323. Berlin/New York: Mouton de Gruyter.
- Coulmas, Florian. 1981. “Poison to Your Soul”. Thanks and Apologies Contrastively Viewed. In F. Coulmas (ed.). Conversational Routine, 69-91. The Hague: Mouton.
- Cubajevaite, Laura & Ruzaite, Jurate. 2007. Apologies in Business Communication. Estonian Papers in Applied Linguistics 3. 67-81.
- Goldin, В. Е. 1983. Speech and etiquette. Moscow: Prosveshchenie. (In Russ.).
- Goffman, Erving. 1974. Frame Analysis: An Essay on the Organization of Experience. Cambridge: Cambridge Univ. Press.
- Grice, Herbert P. 1975. Logic and Conversation. In P. Cole & J. L. Morgan (eds.). Semantics, 3, Speech Acts, 41-58. New York: Academic Press.
- Duskaeva, L. R. 2018. Speech etiquette in media. In L. R. Duskaeva (ed.), Medialinguistics in concepts and terms. Dictionary-reference. Moscow: Flinta. (In Russ.).
- Duskaeva, L. R. & Prokofyeva, N. A. 2012. Etiquette speech genres in media discourse. Russian and foreign philology 3 (19). 177-186. (In Russ.).
- Ermakova, O. I. 2000. Ethics in computer jargon. In N. D. Arutiunova (ed.), Logical analysis of language. Languages of ethics, 246-253. Moscow: Languages of Russian culture. (In Russ.).
- Ferguson, Charles A. 1976. The Structure and Use of Politeness Formulas. Language in Society 5 (2). 137-151.
- Formanovskaya, N. I. 2015. Russian speech etiquette: linguistic and methodological aspects. Moscow: URSS. (In Russ.).
- Formanovskaya, N. I. 1989. Speech etiquette and culture of communication. Moscow: High school. (In Russ.).
- Held, Georg. 2005. Politeness in linguistic research. In R. Watts, S. Ide & K. Ehlich (eds.), Politeness in Language: Studies in its History, Theory and Practice, 131-154. Berlin/New York: Mouton de Gruyter.
- Khrakovskiy, V. S. & Volodin, A. P. 1986. Semantics and typology of the imperative. Russian imperative. Leningrad: Nauka. (In Russ.).
- Kasper, Gabriele. 1990. Linguistic Politeness: Current research issues. Journal of Pragmatics 14 (2). 193-218.
- Kerbrat-Orecchioni, Catherine. 2006. Politeness in small shops in France. Journal of Politeness Research. Language, Behaviour, Culture 2 (1). 79-103.
- Konchakovskiy, R. V. 2010. Network Internet community as a socio-cultural phenomenon. PhD thesis. Ekaterinburg. (In Russ.).
- Kostomarov, V. G. 1967. Russian speech etiquette. Russian language abroad 1. 56-62. (In Russ.).
- Lacoff, Robin. 1973. The Logic of Politeness, or Minding Your P's and Q's. In Papers from the 9th Regional Meeting, Chicago Linguistic Society, 292-305. Chicago.
- Larina, Тatiana V. 2009. Category of politeness and communication style. Comparison of English and Russian linguistic and cultural traditions. Moscow: Languages of Slavic cultures. (In Russ.).
- Larina, Tatiana. 2015. Culture- specific communicative styles as a framework for interpreting linguistic and cultural idiosyncrasies. International Review of Pragmatics 7 (5). 195-215.
- Leech, Geoffrey N. 1983. Principles of Pragmatics. London: Longman.
- Locher, Miriam. 2004. Power and politeness in Action. Disagreements in Oral Communication: Language, Power and Social Process. Berlin: Mouton de Gruyter.
- Osetrova, E. V. 2015. Being an ethical speaker online: correspondence with foreign partners. Journal of Siberian Federal University. Series: Humanities 8 (11). 2561-2571. (In Russ.).
- Pakhomova, I. N. 2008. New phenomena in Russian speech etiquette (by the material of mass media). PhD thesis abstract. Moscow. (In Russ.).
- Pronkina, Е. S. 2016. Modes of publicity and privacy in social media. Knowledge. Understanding. Skill 4. 315-319. (In Russ.).
- Ratmair, Renate. 2009. “New Russian politeness” - fashion of business etiquette or radical pragmatic change? Linguistics issues 1. 63-81. (In Russ.).
- Risinzon, С. А. 2010. General and ethno-cultural in Russian and English speech etiquette. Saratov: Nauka Publishing center. (In Russ.).
- Sergodeev, В. А. 2014. Communicative culture in online communities of modern Russian society. PhD thesis. Maikop. (In Russ.).
- Sifianou, Maria. 1999. Politeness Phenomena in England and Greece: A Cross-cultural Perspective. New York: Oxford University Press Inc.
- Tarasenko, Т. V. 2002. Etiquette speech genres: experience of description (on the example of a congratulation genre description). Genres of the speech 3. 283-289. (In Russ.).