Наименования участников образовательного процесса во французском и русском языках
- Авторы: Пряхина Е.В.1
-
Учреждения:
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
- Выпуск: Том 20, № 3 (2016)
- Страницы: 214-229
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.rudn.ru/linguistics/article/view/14750
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Данная статья посвящена определению семантических характеристик наименований участников образовательного процесса. В ней представлены результаты сопоставительного анализа слота «Учащиеся/Éleves» во французском и русском языках. Анализ проводился от единицы смысла к языковым формам ее выражения. В задачи исследования входят рассмотрение лексического значения изучаемых единиц, выявление их содержания и специфики языкового выражения. Теоретической базой послужила фреймовая теория М. Минского, а также Ч. Филлмора, Б. Аткинса, Т.А. ван Дейка и других. Материалом для исследования послужили единицы (126 лексем в русском языке и 106 лексических единиц во французском языке), выявленные в толковых, синонимических, отраслевых словарях, словарях неологизмов, заимствований, официальных документах (Болонская декларация, закон об образовании, ФГОС и другие), различного рода новых законодательных актах на французском и русском языках, а также в материалах публикаций в профильных изданиях и в материалах СМИ. Основными методами исследования стали метод фреймового анализа, компонентного анализа, метод семантического анализа, метод цепочки словарных дефиниций, сопоставительный и статистический методы. В результате был смоделирован изучаемый слот, определены структурно-морфологические особенности лексем, входящих в исследуемый слот, а также проведен их компонентный анализ. Кроме того, были выявлены дифференциальные признаки, разграничены значения семантически близких слов, сопоставлены семы, представленные в лексических единицах слота «Учащиеся/ Élèves» во французском и русском языках. Анализ выявил ряд различий как в наличии/отсутствии отдельных сем, так и лакунарность некоторых наименований учащихся, что свидетельствует о национально-культурной специфике изучаемого слота. Среди основных различий выделяются отличия в выражении сем «ученик мастера» и «начинающий обучение». Также отмечается разница коннотативных оттенков значений и наличие в русском языке сем, которые отсутствуют во французском языке (такие, как форма обучения, ранговые особенности учащихся, успеваемость, год обучения в учебном заведении, оплата обучения, ступень высшего образования)
Ключевые слова
Об авторах
Екатерина Владимировна Пряхина
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Email: katerina001@bk.ru
119192, Россия, г. Москва, Ломоносовский пр-т, д. 31, корп. 1
Список литературы
- Богданова Л.И. Новые слова в аспекте взаимодействия языков и культур // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. 2015. № 2. С. 41-50
- Буторин С.В. Фреймовый подход к анализу языкового пространства немецкого романа-воспитания // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12. № 3(3)
- Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. Б.: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. 308 с
- Гусельникова О.В. О возможности фреймового анализа // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 5. Новосибирск
- Караулов Ю.Н. Общая и русская идеография. М., 1976
- Кузнецова А.И. Понятие семантической системы языка и методы ее исследования. М., 1963
- Макаров М.Л. Основы теории дискурса. М., 2003
- Минский М. Фреймы для представления знаний. М., 1979
- Попова З.Д., Стернин И.А. Лексическая система языка (Внутренняя организация, категориальный аппарат и приемы изучения). Уч. пособие. Воронеж: Изд-во Воронежск. ун-та, 1984
- Филлмор Ч. Фреймы и семантика понимания // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1988. С. 52-92
- Чарняк Ю. Умозаключения и знания // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XII. М., 1983. Ч. I. С. 171-207. Ч. II. С. 272-317
- Fillmore, Ch.J. (1982). Frame Semantics // Linguistics in the Morning Calm. Seoul
- Fillmore, Ch., Atkins, B. (1992). Towards a Frame-based organization of the lexicon: the semantics of RISK and its neighbors // Frames, Fields, and Contrasts: New Essays in Semantics and Lexical Organization. In A. Lehrer, E. Kittay (eds.). Hillsdale: Lawrence Erlbaum. 75-102
- Galisson, R. (1970). L'apprentissage systématique du vocabulaire, tome 1. Le Français dans le Monde. BELC: Paris
- Greimas, A.J. (1996). Sémantique structurale: recherche de méthode. Paris
- Lakoff, G. (1986). Frame semantic control of the coordinate structure constraint. In Papers from the Parasession on Pragmatics and Grammatical Theory. Chicago. 152-167
- Minsky, M. (1975). A Framework for Representing Knowledge. New York
- Pottier, B. (1963). Recherches sur l’analyse sémantique et traduction mécanique. Nancy
- Баранов О.С. Идеографический словарь русского языка. М., 1995
- Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб., 1998
- Караулов Ю.Н., Молчанов В.И., Афанасьев В.А., Михалев Н.В. Русский семантический словарь: от понятия к слову / Отв. ред. С.Г. Бархударов. М., 1983
- Краткий словарь когнитивных терминов. Сост. Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац, Л.Г. Лузина. М., 1997. http://vocabulary.ru/dictionary/849/word/freim
- Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990 переиздание: Большой энциклопедический словарь: Языкознание / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М., 1998. http://tapemark.narod.ru/ les/259a.html
- Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. М., 2009
- Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова; Под общей ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1998
- Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. Н. Абрамов
- Bertaud du Chazard H. Dictionnaire de synonymes et mots de sens voisin. P., 2003
- Delas D., Delas-Demon D. Dictionnaire des idées par les mots (analogique). P., Le Robert, 1990
- Fur D. le. Dictionnaire des synonymes, nuances et contraires. P., 2005
- Grand Larousse de la langue française en sept volumes, Tome II, Cir-Ery. P., 1986
- Niobey G., Galiana T. de, Jouannon G., Lagane R. Dictionnaire analogique. P., Larousse, 2001
- Péchoin D. Thesaurus. Des idées aux mots, des mots aux idées. Larousse, P., 1991
- Perret P. Le parler des métiers. Dictionnaire thématique alphabétique. P., 2002
- Savonchik S., Rouet G. Dictionnaire pratique du système d’enseignement en France. Orel, 1995
- http://www.fracademic.com
- http://www.cnrtl.fr
- http://dictionnaire. sensagent.com
- http://www.gramota.ru/slovari/dic
- http://dic.academic.ru
- http://atilf.atilf.fr TLFi: Trésor de la Langue Française informatisé