Имидж члена жюри развлекательного телешоу (на материале телепроекта «Голос»)
- Авторы: Герасимова А.С.1, Иссерс О.С.1
-
Учреждения:
- Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
- Выпуск: Том 20, № 3 (2016)
- Страницы: 117-131
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.rudn.ru/linguistics/article/view/14744
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена особенностям публичного дискурса, а именно коммуникативным характеристикам имиджа членов жюри творческого развлекательного телепроекта «Голос». Актуальность исследования определяется популярностью передач подобного формата, а также тем фактом, что любое творческое телешоу обладает рядом особенностей, при которых коммуникативное поведение членов жюри выполняет не просто имиджеформирующую, прагматическую, но и сюжетно-композиционную функцию. Цель статьи - определить вербальные и невербальные доминанты русского коммуникативного поведения при оценивании, формирующие универсальный имидж наставника в творческом телепроекте (лексические средства и тактические речевые приемы, а также жесты, мимику, манеру держаться). С учетом относительной новизны подобных форматов на российском телевидении описание указанных ролевых особенностей актуально для расширения представлений о русском коммуникативном поведении в публичной опосредованной коммуникации. В целях выявления речевых и неречевых коррелятов роли члена жюри в статье сопоставляются понятия «имидж» и «лингвокультурный типаж». Теоретической основой исследования послужили работы как отечественных, так и зарубежных исследователей в области имиджелогии и общественных отношений (И.Л. Викентьев, Г.Г. Почепцов, А.П. Федоркина, В.М. Шепель, P. Bird, J. Fiske, E. Sampson, P. Seitel), а также лингвоперсонологии и когнитивной лингвистики (О.А. Дмитриева, В.И. Карасик, В.П. Нерознак, R. Jackendoff, V. Evans, D. Geeraerts). Функциональная и содержательная сложность телевизионного дискурса в жанре телешоу предопределили использование в работе общих методов описания, интерпретации, обобщения и классификации, а также частных методов коммуникативно-дискурсивного и структурно-семантического анализа. Материалом для анализа стали 40 речевых ситуаций, собранных из эфира телепроекта методом сплошной фиксации звучащей речи. На основе анализа материала делается вывод о том, что характеристики имиджа складываются не только благодаря индивидуальным особенностям коммуникативного поведения каждого из членов жюри, но и за счет более общих элементов - музыкального образования, круга общения, сферы интересов и др. Обобщение данных характеристик позволяет выделить лингвокультурный типаж «наставник телепроекта», отличающийся культурологически особым речевым поведением. Понятие «лингвокультурный типаж» становится более общим, многомерным и объективным, но в редуцированном варианте превращается в имидж.
Ключевые слова
Об авторах
Анастасия Сергеевна Герасимова
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Email: staisy_1009@mail.ru
644077, г. Омск, Россия, проспект Мира, д. 55
Оксана Сергеевна Иссерс
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Email: isserso@mail.ru
644077, г. Омск, Россия, проспект Мира, д. 55
Список литературы
- Акопов А.И. Средства массовой информации. М., 1990
- Вартанова Е.Л. Медиасистема в России. М.: Аспект Пресс, 2015
- Викентьев И.Л. Приемы рекламы и public relations. СПб.: Триз-Шанс и Бизнес-пресса, 2001
- Дмитриева О.А. Лингвокультурные типажи России и Франции XIX века. Волгоград: 2007. С. 6
- Ермакова О.П., Земская Е.А., Розина Р.И. Слова, с которыми мы все встречались: толковый словарь русского общего жаргона. М.: Азбуковник, 1999
- Егорова-Гантман Е.В., Плешаков К.В. Политическая реклама. М.: Никколо-Медиа, 2002
- Жмыриков А.Н. Психология политического лидерства в современной России. Н. Новгород: Нижегор. гуманитар., центр, 1996
- Засурский, Я.Н. Основные понятия теории журналистики. М., 2003
- Карасик В.И., Дмитриева О.А. Лингвокультурный типаж: к определению понятия // Аксиологическая лингвистика: лингвокультурные типажи: сб. науч. тр. / Под ред. В.И. Карасика. Волгоград: Парадигма, 2005. С. 8-20
- Мацумото Д. Человек, культура, психология. Удивительные загадки, исследования, открытия. СПб.: Прайм Еврознак, 2008
- Нерознак В.П. Лингвистическая персонология: к определению статуса дисциплины // Сб. науч. тр. Моск. гос. лингв. ун-та. Язык. Поэтика. Перевод. М., 1996. № 426. С. 112-116
- Почепцов Г.Г. Профессия: имиджмейкер. СПб.: Алетейя, 2001
- Прохоров Ю.Е., Стернин И.А. Русские: коммуникативное поведение. М.: Флинта, 2006
- Солганик Г.Я. Язык массовой и межличностной коммуникации. М., 2007
- Стернин И.А. О понятии коммуникативного поведения // Kommunikativ-funktionale Sprachbetrachtung. Halle, 1989. С. 279-282
- Стернин И.А. Коммуникативное поведение в структуре национальной культуры // Этнокультурная специфика языкового сознания. М.: Наука, 1996. С. 97-112
- Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы. СПб.: Питер, 2002
- Шепель В.М. Имиджелогия. Секреты личного обаяния. М., 1994
- Шпалинский В.В. Психология менеджмента: учебное пособие. М.: Изд-во УРАО, 2000
- Федоркина А.П. Проблемы имиджа в контексте социального психоанализа / Под ред. А.П. Федоркина, Р.Ф. Ромашкина // Имидж госслужбы. М.: АТС, 1996
- Bird, P. (1994). Sell Yourself. Persuasive Tactics to Boost Your Image. London
- Castells, M. (2001). The Internet Galaxy. Reflections on the Internet, Business and Society. Oxford: University Press
- Evans, V. (2006). Cognitive linguistics. Edinburgh: University Press
- Fiske, J. (1992). Understanding popular culture. London etc
- Fiske, J., Hartley, J. Reading television. London etc., 1978
- Geeraerts, D. (2006). Cognitive linguistics: basic readings. Berlin, New-York: Mouton de Gruyter
- Jackendoff, R. (2007). Language, consciousness, culture: essays on mental structure. USA
- Knapp, M.L., Daly, J.A. (2010). Editors’ introduction: Interpersonal communication. In M.L. Knapp & J.A. Daly (Eds.), Interpersonal communication, volume 1: Introduction, history and communicator characteristics (pp. 21-33). Los Angeles: Sage
- McLuhan, M. Understanding media: the extensions of man. Cambridge: The MIT Press
- Overall, N.C., Sibley, C.G., Travaglia, L.K. Loyal but ignored: The benefits and costs of constructive communication behavior. Personal Relationships. Printed in the United States of America, 127-148
- Sampson, E. (1994). The image factor. A guide to effective self-presentation for career enhancement. London
- Seitel, P.P. (1992). The practice of public relations. New York etc
- Webster, F. (2002). Theories of the Information Society. London, New York
- West, R., Turner, L.H. (2000). Introducing communication theory: Analysis and application. Mountain View, CA: Mayfield