Имидж члена жюри развлекательного телешоу (на материале телепроекта «Голос»)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена особенностям публичного дискурса, а именно коммуникативным характеристикам имиджа членов жюри творческого развлекательного телепроекта «Голос». Актуальность исследования определяется популярностью передач подобного формата, а также тем фактом, что любое творческое телешоу обладает рядом особенностей, при которых коммуникативное поведение членов жюри выполняет не просто имиджеформирующую, прагматическую, но и сюжетно-композиционную функцию. Цель статьи - определить вербальные и невербальные доминанты русского коммуникативного поведения при оценивании, формирующие универсальный имидж наставника в творческом телепроекте (лексические средства и тактические речевые приемы, а также жесты, мимику, манеру держаться). С учетом относительной новизны подобных форматов на российском телевидении описание указанных ролевых особенностей актуально для расширения представлений о русском коммуникативном поведении в публичной опосредованной коммуникации. В целях выявления речевых и неречевых коррелятов роли члена жюри в статье сопоставляются понятия «имидж» и «лингвокультурный типаж». Теоретической основой исследования послужили работы как отечественных, так и зарубежных исследователей в области имиджелогии и общественных отношений (И.Л. Викентьев, Г.Г. Почепцов, А.П. Федоркина, В.М. Шепель, P. Bird, J. Fiske, E. Sampson, P. Seitel), а также лингвоперсонологии и когнитивной лингвистики (О.А. Дмитриева, В.И. Карасик, В.П. Нерознак, R. Jackendoff, V. Evans, D. Geeraerts). Функциональная и содержательная сложность телевизионного дискурса в жанре телешоу предопределили использование в работе общих методов описания, интерпретации, обобщения и классификации, а также частных методов коммуникативно-дискурсивного и структурно-семантического анализа. Материалом для анализа стали 40 речевых ситуаций, собранных из эфира телепроекта методом сплошной фиксации звучащей речи. На основе анализа материала делается вывод о том, что характеристики имиджа складываются не только благодаря индивидуальным особенностям коммуникативного поведения каждого из членов жюри, но и за счет более общих элементов - музыкального образования, круга общения, сферы интересов и др. Обобщение данных характеристик позволяет выделить лингвокультурный типаж «наставник телепроекта», отличающийся культурологически особым речевым поведением. Понятие «лингвокультурный типаж» становится более общим, многомерным и объективным, но в редуцированном варианте превращается в имидж.

Об авторах

Анастасия Сергеевна Герасимова

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Email: staisy_1009@mail.ru
644077, г. Омск, Россия, проспект Мира, д. 55

Оксана Сергеевна Иссерс

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Email: isserso@mail.ru
644077, г. Омск, Россия, проспект Мира, д. 55

Список литературы

  1. Акопов А.И. Средства массовой информации. М., 1990
  2. Вартанова Е.Л. Медиасистема в России. М.: Аспект Пресс, 2015
  3. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и public relations. СПб.: Триз-Шанс и Бизнес-пресса, 2001
  4. Дмитриева О.А. Лингвокультурные типажи России и Франции XIX века. Волгоград: 2007. С. 6
  5. Ермакова О.П., Земская Е.А., Розина Р.И. Слова, с которыми мы все встречались: толковый словарь русского общего жаргона. М.: Азбуковник, 1999
  6. Егорова-Гантман Е.В., Плешаков К.В. Политическая реклама. М.: Никколо-Медиа, 2002
  7. Жмыриков А.Н. Психология политического лидерства в современной России. Н. Новгород: Нижегор. гуманитар., центр, 1996
  8. Засурский, Я.Н. Основные понятия теории журналистики. М., 2003
  9. Карасик В.И., Дмитриева О.А. Лингвокультурный типаж: к определению понятия // Аксиологическая лингвистика: лингвокультурные типажи: сб. науч. тр. / Под ред. В.И. Карасика. Волгоград: Парадигма, 2005. С. 8-20
  10. Мацумото Д. Человек, культура, психология. Удивительные загадки, исследования, открытия. СПб.: Прайм Еврознак, 2008
  11. Нерознак В.П. Лингвистическая персонология: к определению статуса дисциплины // Сб. науч. тр. Моск. гос. лингв. ун-та. Язык. Поэтика. Перевод. М., 1996. № 426. С. 112-116
  12. Почепцов Г.Г. Профессия: имиджмейкер. СПб.: Алетейя, 2001
  13. Прохоров Ю.Е., Стернин И.А. Русские: коммуникативное поведение. М.: Флинта, 2006
  14. Солганик Г.Я. Язык массовой и межличностной коммуникации. М., 2007
  15. Стернин И.А. О понятии коммуникативного поведения // Kommunikativ-funktionale Sprachbetrachtung. Halle, 1989. С. 279-282
  16. Стернин И.А. Коммуникативное поведение в структуре национальной культуры // Этнокультурная специфика языкового сознания. М.: Наука, 1996. С. 97-112
  17. Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы. СПб.: Питер, 2002
  18. Шепель В.М. Имиджелогия. Секреты личного обаяния. М., 1994
  19. Шпалинский В.В. Психология менеджмента: учебное пособие. М.: Изд-во УРАО, 2000
  20. Федоркина А.П. Проблемы имиджа в контексте социального психоанализа / Под ред. А.П. Федоркина, Р.Ф. Ромашкина // Имидж госслужбы. М.: АТС, 1996
  21. Bird, P. (1994). Sell Yourself. Persuasive Tactics to Boost Your Image. London
  22. Castells, M. (2001). The Internet Galaxy. Reflections on the Internet, Business and Society. Oxford: University Press
  23. Evans, V. (2006). Cognitive linguistics. Edinburgh: University Press
  24. Fiske, J. (1992). Understanding popular culture. London etc
  25. Fiske, J., Hartley, J. Reading television. London etc., 1978
  26. Geeraerts, D. (2006). Cognitive linguistics: basic readings. Berlin, New-York: Mouton de Gruyter
  27. Jackendoff, R. (2007). Language, consciousness, culture: essays on mental structure. USA
  28. Knapp, M.L., Daly, J.A. (2010). Editors’ introduction: Interpersonal communication. In M.L. Knapp & J.A. Daly (Eds.), Interpersonal communication, volume 1: Introduction, history and communicator characteristics (pp. 21-33). Los Angeles: Sage
  29. McLuhan, M. Understanding media: the extensions of man. Cambridge: The MIT Press
  30. Overall, N.C., Sibley, C.G., Travaglia, L.K. Loyal but ignored: The benefits and costs of constructive communication behavior. Personal Relationships. Printed in the United States of America, 127-148
  31. Sampson, E. (1994). The image factor. A guide to effective self-presentation for career enhancement. London
  32. Seitel, P.P. (1992). The practice of public relations. New York etc
  33. Webster, F. (2002). Theories of the Information Society. London, New York
  34. West, R., Turner, L.H. (2000). Introducing communication theory: Analysis and application. Mountain View, CA: Mayfield

© Герасимова А.С., Иссерс О.С., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах