Том 16, № 2 (2016): Африка в системе международных отношений
- Год: 2016
- Статей: 20
- URL: https://journals.rudn.ru/international-relations/issue/view/872
Весь выпуск
Статьи
БРИКС: вызовы сотрудничества на африканском континенте
Аннотация
Происходящая смена парадигмы развития как самого ядра мировой экономики, так и ее периферии, оказывающейся заложником ограниченности финансовых ресурсов, актуализирует задачу осмысления происходящих процессов, особенно с участием Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР (БРИКС), ищущих новые форматы вхождения в мировую политику. Актуальной является и проблема соотнесения возникшей в условиях глобализации мировой экономики в конце XX в. монополярной структуры мировой экономической системы с процессами формирования новых центров мировой экономической мощи, в том числе - в Африке, под воздействием выхода на мировую арену Китая и других стран БРИКС, исчезновения так называемого «второго мира», смягчения противостояния «Восток-Запад» в контексте сотрудничества по линии «Юг-Юг» и нарастания противоречий по оси «Север-Юг». Страны Африки в начале второй декады третьего тысячелетия все заметнее втягиваются в процесс глобализации, знаки которой можно найти повсюду на африканском континенте. Прежде всего, следует обратить внимание на заметно возросшую динамику политического процесса, особенно в Северной Африке, где под влиянием «арабской весны» проявились масштабы и глубина произошедшей трансформации социально-политического контекста, четче обозначились цивилизационные разломы и перспективные сценарии развития. Созвучно новым вызовам в центре внимания в Африке оказались вопросы региональной интеграции, ведется поиск путей решения глобальных проблем человечества в Африке (бедность, голод, болезни, беженцы и др.), разрабатываются новые форматы взаимодействия государств в интересах эффективного развития. Возможно, что в столь динамичной и турбулентной социально-политической и экономической ситуации именно региональный вектор взаимодействия и интеррегиональное международное сотрудничество (в рамках БРИКС и др.) станут той основой, на которой будет сформирована перспективная стратегия экономического развития для африканских стран, придавая ему тройное измерение: глобальное, региональное и локальное. Практически значимым является формирование Повестки дня БРИКС для Африки в рамках деятельности Объединения БРИКС как стратегии включения Африканского региона в процесс реформирования мирового порядка в условиях глобализации.
Российско-африканские отношения на новом старте
Аннотация
Возвращение России в Африку широко обсуждается в отечественных и зарубежных научно-экспертных кругах, на страницах газет и журналов. При этом затрагивается широкий круг проблем странового, регионального и глобального масштабов, выдвигаются и высказываются противоречивые оценки и суждения. За рубежом достаточно активно продвигается трактовка «возвращения» России на континент как новое направление «неоимперских амбиций» новой России, ее стремлений ослабить позиции Запада, «подзолотить» свой имидж в развивающихся странах, в глазах африканцев. В предлагаемой вниманию читателей статье анализируется влияние формирующихся политико-экономических и социальных реалий XXI в. на перспективы развития Африканского континента вообще и на российско-африканские отношения в частности. Автор приходит к выводу, что повышение роли и веса континента в мировой политике и экономике уже сегодня требует переосмысления российских подходов к проблемам расширения масштабов российско-африканского партнерства и формирования его долгосрочной концепции с опорой на имеющиеся политико-дипломатические и инвестиционно-финансовые ресурсы стран. Утверждающаяся новая динамика российско-африканских отношений связана, в первую очередь, с развитием партнерства в тех областях и по тем направлениям, где Россия обладает конкурентным потенциалом, производственными мощностями, высокими компетенциями и опытом. К таковым сегодня можно отнести освоение природных ресурсов, атомную и гидроэнергетику, военно-техническое сотрудничество, создание спутниковых информационно-коммуникативных систем, сотрудничество в сфере образования, здравоохранения, в борьбе с эпидемиями, природными катастрофами. Россия достаточно уверенно преодолевает спад отношений с Африкой, зарегистрированный в конце 80-х и в 90-е гг. XX столетия. Однако было бы преждевременным утверждать, что полноценное «возвращение» России на континент уже состоялось. Расширение масштабов всестороннего сотрудничества в первую очередь будет зависеть, во-первых, от устойчивости и качества ускорения развития Африки, трансформации африканских экономик на современных индустриальных и технологических основах; а, во-вторых, от динамики социально-экономического и общественно-политического развития российского государства. Интересы Африки все заметнее смещаются в сторону Юга. Ее возможности ослабить критическую зависимость от Запада возрастают. Россия, наряду с другими участниками БРИКС, может внести в развитие этого процесса столь же впечатляющий вклад, какой был сделан в достижение целей Движения неприсоединения и Организации африканского единства. Истории, действительно, повторяются, но на другом витке развития.
Новая Большая игра западных держав в регионе Сахеля
Аннотация
В данной статье рассматривается и анализируется роль западных государств в процессе дестабилизации региона Сахеля. Автор подробно освещает процесс легитимации вторжения западных держав в государства Африки, раскрывая всю последовательность сопутствующих этому явлению событий, а также совокупность его последствий. В статье выделяются и описываются ряд тенденций, сформировавшихся в результате новой «Большой игры» и определивших динамику мирового порядка. Отдельное внимание автор уделяет проблеме противостояния терроризму как требующей углубленного исследования. В статье достаточно подробно представлены метаморфозы вооруженных движений и группировок в регионе, начиная от алжирской резни и до переворота в Ливии, сопровождающиеся их укреплением и ростом влияния от уровня участников гражданской войны до угрозы мирового масштаба.
Африканская политика Дели и индийские общины в странах Африки: современное состояние
Аннотация
С момента получения независимости Индией и африканскими странами наличие крупных индийских общин в странах континента служило постоянным источником беспокойства для индийских властей, видящих в этих общинах скорее препятствие для развития дружественных отношений со странами Африки, чем дополнительные возможности. Новая политика в отношении диаспоры начала реализовываться в начале 2000-х гг., но именно правительство во главе с Нарендрой Моди, пришедшее к власти в 2014 г., сделало отношения с диаспорой одним их своих приоритетов. Н. Моди на новом, значительно более масштабном уровне провел 3-й Индийско-африканский форум-саммит в октябре 2015 г., но пока его энергичный стиль не принес желаемых результатов. Этой цели может послужить запланированный на июль 2016 г. визит Н. Моди в несколько африканских стран, в рамках которого предусмотрены встречи индийского премьер-министра с представителями индийских общин. Между тем новая политика Индии в отношении диаспоры, направленная на превращение ее в «послов Индии», может вызвать противодействие среди, например, южноафриканских индийцев, многие из которых воспринимают себя в качестве именно южноафриканцев и никого более. Еще одним вопросом, требующим от Н. Моди скорейшего решения, является принятие мер по предотвращению расистских атак против проживающих в Индии африканцев, которые наносят очевидный ущерб имиджу Индии в странах Африки.
Внешняя политика Габонской Республики: новые приоритеты и задачи
Аннотация
В статье рассмотрены особенности формирования и реализации внешней политики и основные характеристики международного имиджа современного Габона. Показано, что внешняя политика является важным направлением в государственной деятельности Габона и предусматривает широкое информирование международной общественности о реализуемых проектах социально-экономического развития, достижениях в сфере культуры и науки, инициативном позиционировании страны по ключевым международным вопросам. Внешнеполитическая деятельность направлена на создание благоприятных условий для реализации исторического выбора народа Габона для укрепления верховенства закона, демократического общества, рыночной экономики с фокусом на социальном измерении. Внешняя политика Габонской Республики рассмотрена во взаимосвязи с задачами развития страны, определенными в Стратегическом плане «Процветающий Габон». Особое внимание уделено рассмотрению роли Президента страны в процессе принятия внешнеполитических решений и рассмотрены перспективные направления развития внешней политики Габона. Подчеркнуто ключевое значение принципов обеспечения суверенитета и международной включенности, влияния фактора французского языка и политики многосторонней дипломатии при определении целей и приоритетов внешней политики Габона в эпоху новых международных реалий. Отмечено, что внешнеполитическая деятельность Габона нацелена на создание широкого круга международного партнерства в интересах национального развития в условиях глобализации.
Двадцатилетие Содружества португалоязычных стран: итоги и перспективы
Аннотация
Данная статья посвящена двадцатилетию Содружества португалоязычных стран (CPLP), которое на сегодняшний день объединяет 9 стран мира в качестве своих членов. Отношения между данными странами существенно отличаются от традиционного взаимодействия между бывшей метрополией (Португалией) и ее бывшими колониями, поскольку Бразилия и Ангола являются признанными региональными лидерами и уже относятся к категории «восходящих» держав. В статье подробно разбирается создание содружества и эволюция его деятельности за последние 20 лет. Приведена структура управления организацией и ее основные органы, включая Конференцию глав государств и правительств, Исполнительный секретариат, а также регулярно проводимые совещания на уровне министров, межпарламентские конференции, встречи представителей судебных властей. Основной целью организации остается сотрудничество в экономической, социальной и культурной сферах для развития своих народов, распространение португальского языка и укрепление позиций этих стран в международных организациях. Вместе с тем с началом XXI в. важным приоритетом в деятельности организации стала оборона и общественная безопасность, в т.ч. формирование совместных лусофонских сил FELINO для участия в операциях по поддержанию мира.
Формирование глобальной энергетической стратегии США в 1991-2015 гг
Аннотация
В статье анализируется становление глобальной энергетической стратегии Соединенных Штатов в 1991-2015 гг., смена акцентов в стратегических доктринальных документах, отражающая ее новые региональные приоритеты. Выявленная непрерывность курса обуславливается интерпретацией международного режима беспрепятственной разработки и транзита углеводородных ресурсов на мировые рынки в качестве неотъемлемого условия поддержания стабильности американоцентричной глобальной экономики и постбиполярного мирового порядка. Для внешнеполитического курса США характерна значительная опора на военные инструменты в целях поддержания региональных режимов безопасности энергоэкспорта.
Сетевой анализ терроризма в Африке: последствия для Кении
Аннотация
В статье освещаются проблемы, с которыми сталкивается международное сообщество в борьбе с терроризмом, а также необходимость изменения тактики для более эффективного противодействия. Терроризм может принимать различные формы и совершается как государственными, так и негосударственными субъектами. В данном исследовании рассматривается сетевая структура терроризма и террористических групп. В современной обстановке террористические организации действуют транснационально, следовательно, актуально использование термина «терроризм без границ». Стимулирующим фактором распространения терроризма является его сетевая структура, которая дает возможность быстрой экспансии и предотвращения несанкционированного проникновения. Сетевая структура также особо касается Африки, где глобальные террористические сети, такие как Аль-Каида и т. наз. Исламское государство, соперничают за влияние. Боко Харам в Западной Африке является филиалом Исламского государства, и это обеспечивает возможные связи с ИГ в Ливии. Боко Харам рассматривается себя в качестве западной провинции ИГ. На Синайском полуострове также были зафиксированы всплески террористических нападений, совершенных так называемой провинцией Синай, которая рассматривает себя в качестве провинции Исламского государства. Это говорит о сложной сетевой структуре террористических сетей в Африке и растущей угрозе воинствующего ислама. Особый акцент в статье посвящен анализу террористической угрозы в Кении.
Боко Харам: новые вызовы и угрозы безопасности в Западной Африке
Аннотация
Начиная с 2010 г. Боко Харам превратился в мощную региональную террористическую группу, чьи террористические акты и похищение людей вызывают озабоченность во всем мире. Боко Харам очень быстро стала второй самой страшной террористической группировкой в мире после т.н. Исламского государства (ИГИЛ). Тактика группы эволюционирует - от нападений на правительственные объекты она перешла к более смертоносным взрывам, грабежам, похищениям, нападениям на церкви и жилую инфраструктуру, что привело к оккупации деревень и городов. Все это свидетельствует о стремлении группы взять под контроль часть территории Нигерии, на которой объявить «исламский халифат». В данной статье рассматривается деятельность террористической группировки Боко Харам, действующей в северном регионе Нигерии. В результате частых нападений в регионе государственное управление и хозяйственная деятельность там практически парализованы. Авторы также анализирует роль, которую играют международное сообщество и усилия правительства Нигерии по разрешению кризиса. Авторы в своем исследовании приходят к выводу, что в случае, если не прекратить непрерывные атаки Боко Харам, то дальнейшее ее распространение может угрожать миру и безопасности во всем регионе Западной Африки.
Мягкая сила как инструмент борьбы с международным терроризмом: на примере Боко Харам (Нигерия)
Аннотация
Распространение международного терроризма вызывает возрастающую озабоченность международного сообщества. Вместе с тем все больше проявляется несостоятельность жесткого военного подхода к борьбе с этим глобальным злом. В данной статье анализируется мягкая сила в качестве инструмента борьбы с терроризмом в контексте образования, религии и международного сотрудничества. Анализируется ситуация с Боко Харам, воинствующей исламистской группировкой, действующей в Северной Нигерии. Данная группировка вызывает все больше опасений и является наиболее серьезным вызовом региональной безопасности. Действия группировки становятся все более дерзкими и жестокими. При этом маловероятно, что Боко Харам можно искоренить исключительно военным путем. «Мягкая сила» будет играть решающую роль в способности привлечь на сторону правительства приверженцев умеренного ислама и остановить приток новых рекрутов для экстремистов. Исламское образование рассматривается в качестве ключевого инструмента стратегии «мягкой силы» для борьбы с терроризмом. Исламское образование подразумевает воспитание личности в духе ислама. В статье анализируется нигерийская система религиозного образования Almajiri . Помимо образования, разбираются также механизмы международного сотрудничества с особым акцентом на марокканский опыт обучения маликитской школы исламского права и ашаризма. Авторы подчеркивают, что многие африканские страны обратились с просьбой к Марокко поделиться своим опытом в области подготовки имамов и подписали ряд соглашений о сотрудничестве.
Прошлое и настоящее российско-ганских отношений: партнерство, проверенное временем
Аннотация
В совместной статье российского и ганского авторов рассматривается эволюция политических и экономических отношений между СССР/Россией и Ганой на протяжении различных исторических периодов (начиная с 1950-х гг. до настоящего времени). Большое внимание уделяется основе сотрудничества, заложенной в советский период. Авторы статьи отмечают и текущие тенденции двусторонних отношений, которые являются весьма дружественными и плодотворными. Москва считает Республику Гану надежным, проверенным временем партнером, особенно в области международных вопросов: создания более демократического полицентрического мирового порядка, обеспечения региональной и стратегической стабильности, вопросов разоружения, борьбы с международным терроризмом и другими глобальными вызовами и угрозами. Россия и Гана оказывают друг другу взаимную поддержку в выборах представителей своих стран в международных организациях. Россия и Гана также развивают сотрудничество в области безопасности. В статье анализируется участие СССР/России во внешней торговли Ганы. Отмечается значительное увеличение числа ганских торговых партнеров, при этом доля Великобритании уменьшается, а доля стран Азии, Африки и других государств возрастает. В последние годы были созданы благоприятные условия для развития российско-ганского торгово-экономических отношений. Сотрудничество двух стран также развивается в области ядерной энергетики. В статье дается анализ основных двусторонних визитов между Ганой и Россией. Особое внимание уделяется первому заседанию Межправительственной Российско-Ганской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, которое состоялось в Москве в октябре 2014 г.
Основные тенденции внешнеполитического курса Грузии и некоторые аспекты ее сотрудничества с Китайской Народной Республикой
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению особенностей и ключевых аспектов сотрудничества Грузии и КНР. Отмечаются успехи этих стран в институционализации экономических контактов между ними, стержнем которых является инициатива официального Пекина по формированию пула стран вокруг его проекта «Экономический пояс Шелкового пути». Вместе с тем подчеркивается, что потенциал взаимодействия между грузинской и китайской сторонами лишь только набирает свою положительную инерцию. Ее стремительное развитие в скором времени обещает несколько изменить конфигурацию внешнеполитической доктрины Грузии, в которой ныне закреплена ориентация исключительно на западное сообщество наций. Страна Золотого руна со всей очевидностью ищет для себя статуса главного партнера Поднебесной в южнокавказском регионе. Самое активное участие грузинской стороны в реализации китайских геоэкономических моделей в уже обозримом будущем сулит официальному Тбилиси сделать вопрос присоединения Грузии к НАТО и ЕС не столь актуальным, как сегодня. Важное влияние на внешнеполитическую стратегию Грузии будут иметь договоренности в рамках стратегического партнерства Китая и России о мультивекторной модели транспортировки товаров и ресурсов в рамках конвергенции Евразийского Экономического Союза и «Экономического пояса Шелкового пути».
Международное значение сотрудничества России и Казахстана по использованию космодрома «Байконур»
Аннотация
В данной статье анализируются приоритетные направления сотрудничества Российской Федерации и Республики Казахстан в области исследований космического пространства. В частности, особое внимание уделяется совместному использованию уникального комплекса «Байконур». Показана ведущая роль России в подготовке собственной казахстанской космической программы. Все эти вопросы рассматриваются на основе анализа нормативно-правовой базы сотрудничества двух государств в области использования космодрома «Байконур». Одновременно исследуются проблемы, возникающие при реализации российско-казахстанского сотрудничества в освоении космического пространства, которые имеют практическое значение для освоения космоса как Российской Федерацией, так и Республикой Казахстан. Особое внимание уделено проблеме экологической безопасности территории Республики Казахстан, связанной с эксплуатацией космодрома «Байконур». Отмечается, что Россия несет ответственность как запускающее государство в соответствии с Конвенцией о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. Анализируются также планы руководства России о возможном переносе запусков ракет на новые космодромы на российской территории, в частности на космодром Свободный («Восточный»), г. Плесецк Архангельской области и Капустин Яр Астраханской области. Указываются основные предложения казахстанской стороны в этой связи.
Россия - Африка: Клондайк взаимодействия. Интервью с Л.Л. Фитуни (Институт Африки РАН)
Аннотация
Фитуни Леонид Леонидович родился 27 сентября 1953 г.; окончил МГИМО МИД СССР в 1975 г., доктор экономических наук, профессор. Возглавляет Центр стратегических и глобальных исследований Института Африки РАН. Автор 18 книг и около 300 статей, владеет английским, французским, арабским языками. Интервью с доктором экономических наук, профессором Л.Л. Фитуни посвящено наиболее актуальным вопросам российско-африканских отношений, а также ключевым особенностям взаимодействия в исторической ретроспективе. По мнению Леонида Леонидовича, нельзя сказать, что эти отношения находятся на пике своего развития, тем не менее в последнее десятилетие можно проследить определенный подъем. В интервью с профессором также затрагиваются темы списания Россией африканским странам их долгов и присутствие отечественного бизнеса на континенте. Л.Л. Фитуни подробно останавливается на экономическом потенциале африканских государств и перспективах сотрудничества с Россией. Особое внимание уделяется мировым научным школам африканских исследований и подготовке кадров в этой области, в том числе отечественной школе африканистики.
Международные исследования в Африке. Интервью с проф. Натуфе О. Игхо (Нигерия)
Аннотация
О. Игхо Натуфе является советологом и специалистом в области международных отношений и советской/российской внешней политики нигерийского происхождения. Доктор Натуфе является выпускником Университета дружбы народов, профессором политологии Университета Ганы (г. Аккра, Гана, 1978-1980 гг.) и Университета Бенина (г. Бенин-Сити, Нигерия, 1980-1989 гг.), а также старшим советником правительства Канады (1970-1978 гг., 1989-2011 гг.). Он является автором нескольких научных исследований, в том числе «Советская политика в Африке: от Ленина до Брежнева». В своем интервью он говорит о международных исследованиях в Африке; о взаимном восприятии россиян и африканцев; о своей недавней книге, посвященной советской и российской внешней политике; о борьбе за Африку между великими и восходящими державами. Он ожидает, что Россия, США и Китай усилят свое влияние в Африке за счет Великобритании и Франции. Профессор Натуфе уделяет особое внимание роли африканской диаспоры в развитии африканских стран.
Казаки в истории российско-китайских отношений (XVII в. - 1920 г.)
Аннотация
Статья посвящена исследованию роли казаков в истории российско-китайских отношений (XVII в. - начало XX в.). Казаки играют особенную роль в истории русско-китайских отношений в дипломатической, духовной и торговой областях. Взаимоотношения российского и китайского народов начались в 1582 г., когда донской казак Ермак Тимофеевич предпринял поход в Сибирь. Чтобы найти пути в Китай, русские цари и далее императоры начали отправлять туда посольства и различные миссии. Казаки являлись главными участниками этих миссий и посольств. Первая такая миссия была составлена из томских казаков. В 1618 г., во время царствования Михаила Федоровича, первое государственное русское посольство, которое возглавил томский казак Иван Петлин, было направлено из Тобольска в Пекин. В 1641-1642 гг. тарский конный казак Емельян Вершинин с торговым караваном торгоутского тайши Дайчина побывал в минском Китае. Со времени поселения албазинских казаков в Пекине начались активные дипломатические и торговые отношения между двумя государствами. В XVIII-XIX вв. казаки не только участвовали в войнах в Сибири, но и в заключении ряда договоров. После поражения в гражданской войне в России в XX в. сибирские казаки убегали в Китай. Среди русских эмигрантов в Харбине и других городах КНР было также много потомков казаков.
Страны Африки к югу от Сахары на мировом образовательном рынке: роль ЮАР
Аннотация
Данная статья посвящена проблематике развития высшего образования в странах Африки южнее Сахары, в частности интернационализации образования и студенческой мобильности. Более подробно анализируется положение ЮАР на мировом рынке услуг высшего образования. Являясь региональным лидером в данной сфере, на ЮАР приходится более половины потока иностранных студентов региона. Совершенствование сектора высшего образования является важным условием обеспечения социально-экономического развития стран Африки. Интернационализация образования, с одной стороны, открывает широкие возможности для перенимания современных образовательных методов и технологий, а с другой, может стать препятствием для поднятия национальной системы образования той или иной африканской страны.