Том 23, № 2 (2023): Контуры незападного миротворчества

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ДОСЬЕ

Справедливость при урегулировании региональных конфликтов: анализ стратегии России в 1992-2021 гг.

Кавешников Н.Ю.

Аннотация

Исследования в области урегулирования региональных конфликтов редко затрагивают проблематику справедливости. В данной работе предпринята попытка выявить, какое понимание международной справедливости лежало в основе действий России как посредника в урегулировании региональных конфликтов. Проведено исследование доминирующих в России взглядов на суть справедливости в международных отношениях. В контексте трех концепций глобальной справедливости и учета фактора национальных интересов исследована активность России в области миротворчества и урегулирования конфликтов с акцентом на постсоветское пространство в целом и приднестровский конфликт в частности. Показано, что в России доминирует понимание международной справедливости, соответствующее концепции субъективной справедливости Аллена Бьюкенена. С точки зрения Москвы, международная справедливость - это набор правил, выработанных в процессе переговоров на основе консенсуса между великими державами. В рамках этой логики справедливое урегулирование регионального конфликта возможно на основе консенсуса сторон конфликта и в соответствии с интересами заинтересованных глобальных и региональных держав. Для Москвы основное значение имеет справедливость взаимодействия великих держав по поводу урегулирования регионального конфликта и влияние, которое урегулирование конфликта окажет на формирование справедливого международного порядка. В исследованный период активность России в сфере конфликтного урегулирования на постсоветском пространстве в целом соответствовала модели справедливости как взаимного признания, но при абсолютном приоритете национальных интересов. Стратегия урегулирования региональных конфликтов на постсоветском пространстве была вписана в широкий контекст взаимоотношений со странами Запада и эволюционировала вслед за изменением этих отношений.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2023;23(2):215-227
pages 215-227 views

Роль российского миротворчества в процессе приднестровского урегулирования

Шевчук Н.В.

Аннотация

Анализируется текущее положение миротворческой операции в Приднестровье, выполняемой в условиях усиления столкновения интересов России и Запада, милитаризации Молдовы, ее стремления к вступлению в ЕС и НАТО, а также близости контролируемой миротворцами зоны безопасности к региону выполнения Россией Специальной военной операции (СВО) на Украине. На основе объемного исторического материала и анализа нормативно-правовой базы автор обобщает опыт миротворческой деятельности России в регионе молдавско-приднестровского конфликта, выделяет ключевые особенности действующей операции и показывает ее значение для переговорного процесса по приднестровскому урегулированию на политико-дипломатическом уровне. Дан обзор имевшим место международным миротворческим инициативам, проведена оценка состояния переговорного процесса и связи с ним военного компонента урегулирования, выявлены специфические особенности миротворческого формата и его контрольных механизмов, проанализирован правовой статус российских войск. Автор приходит к выводу, что действующая в Приднестровье миротворческая операция по-прежнему востребована и полностью функциональна. Как представляется, в случае выхода из операции Молдовы дислоцированные в Приднестровье российские воинские формирования могут быть вынужденно наделены мандатом специальной гарантийной военной операции для охраны оставшихся с советских времен в регионе конфликта запасов российского вооружения, предупреждения возобновления вооруженного конфликта и обеспечения гарантий мира и безопасности для РФ.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2023;23(2):228-240
pages 228-240 views

Январские события 2022 г. и миротворческая операция ОДКБ в Казахстане

Сысоева Р.В.

Аннотация

В январе 2022 г. в Казахстане была предпринята попытка насильственной смены власти на фоне вспыхнувших по всей стране массовых протестов, для организации которых были использованы основные технологии цветных революций. В условиях, когда собственными силами правопорядка справиться с радикально настроенными гражданами, мародерами и террористами было уже невозможно, главой государства К.К. Токаевым было принято решение запросить поддержку у союзников по Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), которые незамедлительно направили объединенные коллективные войска в республику. Успешная миротворческая операция ОДКБ, координируемая Российской Федерацией (РФ), позволила восстановить конституционный порядок в стране и не допустить насильственного государственного переворота. Автор поставил цель провести анализ январских событий, действий ОДКБ и их влияния на Казахстан, регион и саму организацию, опираясь на интервью с экспертами из стран - членов ОДКБ, реализованные ранее исследования, а также заявления официальных властей. Обобщенные результаты анализа заключены в тематические блоки и дополнены выводами автора. Затронуты такие аспекты, как транзит власти, последствия январской трагедии для внутренней и внешней политики Казахстана, эффективность организации и расширение сфер применения потенциала ОДКБ. Даны предложения по углублению оборонной интеграции и необходимости развития общей региональной идентичности. Уникальность статьи заключается также в том, что работа вбирает в себя заключения экспертов из всех шести стран - членов ОДКБ, исследователей из России и Казахстана и дальнего зарубежья, которые пишут по данной проблематике, и теоретическую терминологию западной политической мысли. Автор также представляет зону ответственности ОДКБ как Евразийское сообщество безопасности, основанное не только на коллективной безопасности, но и на экономической взаимозависимости и чувстве общности народов ее государств-членов.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2023;23(2):241-252
pages 241-252 views

Концепции «Шанхайского духа» и «Пути АСЕАН» как основа нового регионализма

Хонрада Г.Д., Бокерия С.А.

Аннотация

Нарративы необходимы организациям и государствам, чтобы обеспечить основу для процессов принятия решений и организационной структуры, а также укрепить свою легитимность, апеллируя к общим ценностям и мировоззрению. Эти нарративы будут играть еще бóльшую роль в многополярном мире, характеризующемся разнообразием мировоззрений и ценностей, которые формируют внутреннее и внешнее восприятие международных акторов. В исследовании сравниваются критические нарративы, выдвинутые Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС) и Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), - «Шанхайский дух» и «Путь АСЕАН». Опираясь на научные работы, посвященные изложению мировоззрения, ценностей и норм, составляющих «Шанхайский дух» и «Путь АСЕАН», авторы используют синкретические подходы, чтобы показать, как эти понятия применяются в данных нарративах. «Шанхайский дух» строится на взаимном доверии, взаимной выгоде, качестве, уважении к разнообразию цивилизаций и стремлении к совместному развитию. Аналогичным образом, «Путь АСЕАН» основан на невмешательстве, неконфронтации, неприменении силы и принятии решений на основе консенсуса. «Шанхайский дух» и «Путь АСЕАН» имеют заметные сходства, такие как акцент на сохранении суверенитета, прагматичный подход к регионализму и гибкое, необязательное применение. Однако у них есть и существенные различия, такие как обоснование, лежащее в их основе, различные предпочтительные средства сотрудничества, а также акцент на безопасности государства в противовес безопасности человека. Утверждается, что уникальные особенности «Шанхайского духа» и «Пути АСЕАН», которые продвигают свободный регионализм, в сочетании с государственно-центричными Вестфальскими особенностями современной международной системы приводят к новой - открытой - форме регионализма, при этом сохраняющей и укрепляющей индивидуальный суверенитет государств. В этом смысле «Шанхайский дух» и «Путь АСЕАН» могут стать интеллектуальной основой для новой формы регионализма и международных отношений, которые могут более чутко реагировать на возникающие вызовы многополярного мира.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2023;23(2):253-264
pages 253-264 views

Юго-Восточная Азия: подходы к миротворчеству и разрешению конфликтов

Вершинина В.В., Колдунова Е.В., Куклин Н.С.

Аннотация

На основе сравнительного анализа трех кейсов - Индонезии, Таиланда и Вьетнама - анализируется специфика миротворчества, характерная для стран Юго-Восточной Азии (ЮВА). Выбор кейсов обусловлен тем, что данные государства полномасштабно подключались к миротворческой деятельности ООН в разные периоды: Индонезия - в 1950-х гг., Таиланд - в 1990-х гг., Вьетнам - в 2000-х гг. Подобная выборка представляется репрезентативной с точки зрения анализа побудительных мотивов и практики миротворчества стран региона с учетом специфики их опыта миротворческой деятельности. Подобный подход позволяет выделить как общее, так и особенное в миротворчестве стран Юго-Восточной Азии. Авторы доказывают, что подходы стран ЮВА к миротворчеству определяются ценностным базисом внешней и внутренней политики этих государств, что дает возможность генерировать концептуальные инновации, дополняющие сложившиеся ранее преимущественно на базе опыта стран Запада модели миротворчества. Благодаря миротворческой деятельности страны ЮВА решают ряд практических задач. Обобщая миротворческий опыт стран ЮВА, исследование восполняет аналитический пробел между работами, посвященными практикам миротворчества азиатских стран, и публикациями о национальном опыте миротворчества. Показано, что после сложного процесса обретения независимости и построения собственной государственности в рамках, заданных Вестфальской системой международных отношений, страны ЮВА стремились привнести свои самобытные подходы в вестернизированную практику международного взаимодействия. С 1950-х гг. некоторые страны региона стали активными участниками миротворческих операций под эгидой ООН. Развитию миротворческих практик способствовала вовлеченность АСЕАН в разрешение камбоджийской проблемы конца 1980-х гг. и таиландско-камбоджийское урегулирование 2008-2011 гг. Участвуя в миротворчестве, страны ЮВА стремятся к наращиванию своей субъектности не только на региональном, но и на глобальном уровне. В отдельных случаях интерес к миротворческим миссиям может определяться идеологической, культурной или религиозной мотивацией и другими причинами, проистекающими из многоаспектных направлений внешней и внутренней политики стран региона.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2023;23(2):265-277
pages 265-277 views

«Позитивный мир» в исламском восприятии международных отношений: пример внешней политики Ирана

Ранджбар Д., Чикризова О.С.

Аннотация

Анализируются особенности трактовки понятий «позитивный» и «негативный» мир в рамках исламской парадигмы международных отношений, а также применение исламских подходов к урегулированию конфликтов Исламской Республикой Иран (ИРИ). Актуальность исследования обусловлена необходимостью пересмотра подходов к миротворчеству и отхода от западных стратегий разрешения конфликтов, поскольку данные подходы за прошедшие 50 лет уже продемонстрировали свою несостоятельность. Опираясь на герменевтический метод анализа священных текстов ислама и сравнительный анализ, а также подход к определению «негативного» и «позитивного» мира норвежского социолога Й. Галтунга, авторы обосновывают существование двух стратегий достижения мира, базирующихся на исламских принципах, - «стратегии сопротивления» и «стратегии ненасилия», рассматривая в качестве примера первой внешнеполитическую деятельность Исламской Республики Иран по урегулированию региональных конфликтов на примере Сирии, палестинской проблемы и Ормузской мирной инициативы. Установлено, что в исламе в качестве подлинного мира видится только «позитивный мир», способный обеспечить безопасность, справедливый миропорядок и всеобщее равенство. Иран, руководствуясь мировоззренческими установками, порожденными Исламской революцией 1978-1979 гг. (духовность, борьба с коррупцией и несправедливостью, защита «обездоленных» и борьба с «высокомерными», отрицание насилия в общественном движении, устранение социальной дискриминации, правительство, учитывающее мнение народа), стремится внедрять исламские принципы в свою внешнеполитическую практику, в частности на ближневосточном направлении. Однако в связи с тем, что ряд арабских стран региона проводят антииранскую политику, некоторые инициативы Тегерана остаются нереализованными, не получая поддержки. Тем не менее в современных условиях, когда происходит пересмотр западноцентричного мирового порядка, как никогда актуально изучать альтернативные подходы к урегулированию конфликтов, выявлять их преимущества и значение, опираясь на уже существующие практические примеры.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2023;23(2):278-295
pages 278-295 views

Роль посредничества в урегулировании конфликтов между Эквадором и Перу

Борзова А.Ю., Медина Гонзалес В.К.

Аннотация

Рассматривается проблема посредничества в урегулировании самого длительного в Латинской Америке территориального конфликта между Перу и Эквадором, выделяются его истоки, предпосылки для обострения в 1941 и 1995 гг., выявляются причины неудачной посреднической деятельности стран-гарантов (Бразилии, США, Чили и Аргентины) в конфликте 1941 г. и ключевые этапы посредничества в урегулировании военного конфликта Альто-Сенепа в 1995 г. Основной целью разрешения конфликта является не столько устранение самого конфликта как такового, сколько преобразование реальной конфликтной ситуации в мирный процесс социальных или политических изменений, где посредничество представляет собой стратегию или инструмент для завершения конфликта. В исследовании используется комплексный подход, а наиболее подходящей теоретической основой для рассмотрения и урегулирования эквадорско-перуанских конфликтов является неолиберализм. Авторы также прибегли к проблемно-хронологическому подходу и историческому методу, что дает возможность проследить предпосылки, развитие территориального конфликта и посреднические усилия по его урегулированию. Исследуются основные элементы посреднической деятельности стран-гарантов в 1995-1998 гг., такие как переговоры, разведение воюющих сторон, демаркация границ, разминирование и контроль за соблюдением достигнутых договоренностей, выделяются интересы каждой страны-гаранта в урегулировании конфликта в рамках Миссии наблюдателей стран-гарантов (МОМЕР), выделяются этапы в деятельности этой миссии и отмечается, что наиболее активной была работа Бразилии, что связано с ее стремлением усилить свою внешнеполитическую проекцию в регионе.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2023;23(2):296-306
pages 296-306 views

МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Партнерство ООН и Африканского союза в реализации повестки дня «Женщины, мир и безопасность»: политика, форматы и стратегии

Бокерия С.А., Киамба А.

Аннотация

Устойчивое партнерство между Организацией Объединенных Наций (ООН) и Африканским союзом (АС) имеет важное значение для принятия эффективных решений в отношении сложных проблем мира и безопасности в Африке. Анализируются основные проблемы партнерства ООН и АС в области миротворчества, рамки, политика и стратегии ООН и АС в реализации повестки дня «Женщины, мир и безопасность» в целях обеспечения равного, полного и конструктивного участия женщин в миротворческом процессе. В исследовании определяются ключевые вызовы в партнерстве ООН и АС по поддержанию мира и оценивается эффективность механизмов и инструментов партнерства ООН и АС в области поддержания мира и безопасности, а также реализации повестки дня «Женщины, мир и безопасность» в Африке в 2003-2022 гг. Эмпирической базой исследования послужили базы данных веб-сайта ООН по поддержанию мира, официальные документы Африканского союза, резолюции Генеральной Ассамблеи (ГА) и Совета Безопасности (СБ) ООН, статистические данные АС и ООН по гендерному составу ключевых миротворческих миссий ООН в указанный период. В результате анализа отобранного набора документов авторы определили динамику проведения миротворческих операций ООН, гендерный состав миссий ООН, а также эффективность реализации повестки дня «Женщины, мир и безопасность» в Многопрофильной комплексной миссии Организации Объединенных Наций по стабилизации в Мали (МИНУСМА). На основе количественных методов оценки и сравнительного анализа статистики ООН и АС по участию женщин в африканской миротворческой деятельности в 2003-2022 гг. с акцентом на МИНУСМА в качестве примера делается вывод о наличии прямой зависимости между ухудшением ситуации с безопасностью в Африке, реализацией повестки дня «Женщины, мир и безопасность» и уровнем стратегического партнерства между ООН и АС.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2023;23(2):307-321
pages 307-321 views

Российская политика секьюритизации в Африке: анализ африканских СМИ

Исаев Л.М., Шишкина А.Р., Лиокумович Я.Б.

Аннотация

Рассмотрено восприятие российского «военного» присутствия в Африке. На 1990-е и начало 2000-х гг. пришелся длительный перерыв в российско-африканских связях, связанный с приоритетным для России выстраиванием диалога со странами Запада. Во многом благодаря этому России удалось избежать вовлечения в конфликты и сохранить уважительные отношения с африканскими странами. Однако российское «возвращение» в Африку вновь актуализировало интерес к региону со стороны Москвы. Одним из значимых элементов данного процесса стала активизация деятельности российских частных военных компаний (ЧВК) на континенте, что, в свою очередь, обусловило актуальность исследования, в рамках которого был проведен качественный контент-анализ публикаций наиболее цитируемых СМИ тех африканских стран, где была замечена активность российских ЧВК: Центральноафриканской Республики (ЦАР), Мозамбика, Судана и Мали в период с 2018 по 2021 г. Отмечается, что первый опыт привлечения российских частных военных компаний на первоначальном этапе сопровождался преимущественно нейтрально-негативным тоном со стороны местных СМИ. Однако впоследствии он сменился нейтрально-положительным, что стало особенно заметно на примере Мали. Также было выявлено, что фреймирование российского присутствия в африканских странах, имеющих опыт взаимодействия с российскими частными военными компаниями, меняется от сугубо локального (борьба за ресурсы, охрана режима и т. д.) до более глобального контекста, выражающегося в выстраивании медийного образа Африки как арены противостояния крупных мировых держав. Показано, что важную роль в формировании положительного образа российского «военного» присутствия в Африке играет опыт российского участия в урегулировании конфликтов. Так, переход под контроль центрального правительства значительных территорий сначала в Сирии, а затем в ЦАР после появления в этих странах российских военных ассоциируется у африканцев с достижением стабильности, на которую есть запрос в африканских обществах. Другим важным показателем, на котором выстраивается позитивное восприятие, является ощущение кризисности в отношениях между Францией и Африкой.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2023;23(2):322-338
pages 322-338 views

Регионализация миротворчества в Африке: опыт Африканского союза

Худайкулова А.В.

Аннотация

Рассматривается опыт миротворческой деятельности Африканского союза (АС), претендующего на роль ключевого провайдера безопасности на Африканском континенте. Опираясь на метод кейс-стади, принцип историзма и хронологический подход, автор предлагает классификацию и анализ операций АС, начиная с первых и заканчивая текущими миссиями. Цель исследования - дать сбалансированную характеристику АС в разрешении конфликтов, описав как сами миссии, так и внешнюю среду, в которой они разворачивались, абстрагируясь от заведомо негативных коннотаций, связанных с оценками потенциала региональных сил безопасности. Анализируются динамика, правовые рамки, особенности и итоги развернутых миротворческих операций как под эгидой исключительно АС (в Бурунди, на Коморских островах, в Судане/Дарфуре, Сомали), так и в сотрудничестве с ООН и Экономическим сообществом западноафриканских государств (ЭКОВАС) (в Дарфуре, Мали, Центральноафриканской Республике (ЦАР)). По итогам проведенного исследования автор описывает ключевые параметры сложившихся моделей урегулирования африканских конфликтов. Опыт и практика взаимодействия АС и ООН указывают на готовность Африканского союза оперативно реагировать на вспыхивающие кризисы, зачастую в отсутствие мирных процессов и задолго до вмешательства ООН. Текущий формат взаимодействия двух организаций демонстрирует готовность ООН развертывать собственные контингенты после завершения «горячей» фазы конфликта и при наличии благоприятных условий для политического диалога. Однако с запуском первой и пока единственной гибридной миссии по линии ООН и АС (ЮНАМИД) постепенно выстраивается новая модель сотрудничества, дополняющая простое «разделение труда». Сугубо региональный формат миротворчества исходит из потенциала региональных акторов. АС как континентальная региональная организация берет на себя бóльшую роль в управлении региональным режимом безопасности, при этом субрегиональные организации выполняют оперативные функции, опираясь на региональные механизмы безопасности. Дается оценка проведенных миротворческих миссий и указываются проблемы, с которыми сталкиваются в своей работе африканские миротворцы.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2023;23(2):339-357
pages 339-357 views

Роль военной дипломатии во внешней политике КНР в Южно-Китайском море

Мосяков Д.В., Шпаковская М.А., Понька Т.И.

Аннотация

Исследуются особенности военной дипломатии как инструмента внешней политики КНР, направленного на достижение цели «великого возрождения китайской нации». Особая роль при этом уделяется процессу концептуализации военной дипломатии во внешнеполитическом дискурсе КНР, что позволило авторам выявить задачи и формы данного средства осуществления внешней политики. Отмечается тесная связь военной дипломатии с обеспечением коренных интересов КНР. Важное место отводится региону Юго-Восточной Азии, где КНР имеет неразрешенные споры по морским правам и национальной юрисдикции островов и месторождений полезных ископаемых с рядом государств. Авторами оценивается эффективность военной дипломатии в двусторонних отношениях со странами региона. Теоретическим фундаментом работы выступает неореалистический подход, который позволяет оценивать военную дипломатию как комплекс несиловых мер, направленный на достижение национальных интересов. В заключении авторы приходят к выводу, что страновые и региональные приоритеты в военно-дипломатическом взаимодействии Китая, по-видимому, соответствуют приоритетам более широкой внешней политики Китая. Интенсивное использование военной дипломатии КНР в Южно-Китайском море демонстрирует наращивание Китаем лидерского потенциала на мировой арене и мироустроительных идей в сопредельных регионах.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2023;23(2):358-371
pages 358-371 views

ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Миротворческая роль Организации африканского единства во время гражданской войны в Нигерии в 1967-1970 гг.

Мазов С.В.

Аннотация

Изучается миротворческая деятельность Организации африканского единства (ОАЕ) по урегулированию нигерийского кризиса. 30 мая 1967 г. от Нигерии попыталась отделиться ее восточная часть, самопровозглашенная Республика Биафра. Это привело к гражданской войне, которая длилась c 6 июля 1967 г. по 15 января 1970 г. Армия Биафры была разгромлена и капитулировала. Обращение к истории миротворческого опыта ОАЕ актуально, поскольку он может быть использован для урегулирования современных кризисов и конфликтов в Африке. Автор руководствовался принципами историзма, научной объективности и опоры на источники. Цель исследования - выяснить характер и методы миротворчества ОАЕ, определить внутренние и внешние факторы, препятствовавшие достижению мира, оценить результативность миротворческих усилий организации. Впервые использованы найденные в Архиве внешней политики Российской Федерации (АВП РФ) информационные и аналитические записки советских дипломатов о деятельности ОАЕ по прекращению гражданской войны в Нигерии. Установлено, что нигерийский кризис был неординарным для периода холодной войны международным конфликтом. Мотивы внешних игроков определялись в первую очередь геополитическими устремлениями и национальными интересами, а не блоковой солидарностью. Выявлены факторы, которые негативно влияли на возможности ОАЕ как миротворца: раскол среди африканских стран (четыре из них признали независимость Биафры), а также конкуренция со стороны Великобритании, которая энергично продвигала собственную миротворческую повестку. Решения ОАЕ не были обязательными для стран-участниц, она не располагала ни эффективным механизмом для их имплементации, ни собственными вооруженными силами, которые можно было бы использовать для разъединения враждующих сторон. ОАЕ удалось дипломатическими методами обеспечить поддержку подавляющим большинством африканских государств линии на сохранение территориальной целостности Нигерии, хотя посреднические усилия Организации не привели к достижению мира. Руководство Биафры не собиралось капитулировать, пока были возможности сопротивляться, а федеральное правительство - ставить под сомнение территориальную целостность страны. Итоги миротворчества ОАЕ можно оценить как позитивные: она не допустила легитимации сепаратистской Биафры, иначе мог произойти эффект домино с тяжелыми последствиями для всего Африканского континента.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2023;23(2):372-392
pages 372-392 views

РЕЦЕНЗИИ

Рецензия на книгу: Routledge Handbook of African Peacebuilding / ed. by B. Charbonneau, M. Ricard. Routledge, 2022. 308 p.

Амухайа К.А.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2023;23(2):393-396
pages 393-396 views

Рецензия на книгу: Fujishige H. N., Uesugi Y., Honda T. Japan’s Peacekeeping at a Crossroads: Taking a Robust Stance or Remaining Hesitant? Palgrave Macmillan, 2022. 264 p.

Мелконян Л.А.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2023;23(2):397-400
pages 397-400 views

Рецензия на книгу: Salleh A., Idris A. Malaysia’s United Nations Peacekeeping Operations (1960-2010). Springer, 2021. 231 p.

Хонрада Г.Д.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2023;23(2):401-403
pages 401-403 views

Рецензия на книгу: Markakis J., Schlee G., Young J. The Nation State: A Wrong Model for the Horn of Africa. Berlin : Max-Planck-Gesellschaft zur Förderung der Wissenschaften, 2021. 184 p.

Байе Э.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2023;23(2):404-407
pages 404-407 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах