Том 22, № 4 (2022): Постколониализм и антиколониальная борьба
- Год: 2022
- Статей: 16
- URL: https://journals.rudn.ru/international-relations/issue/view/1607
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-0660-2022-22-4
Весь выпуск
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ДОСЬЕ
Вызов «деколонизации» и необходимость комплексного переопределения неоколониализма
Аннотация
В практической политике, равно как и в научных публикациях, все чаще поднимаются вопросы о необходимости «деколонизации» стран «второго мира» и полупериферии (в терминологии мир-системного анализа). Однако сама постановка вопроса о деколонизации применительно к странам, которые были объектами европейской колониальной экспансии, чревата как негативными последствиями в политической практике, так и теоретической путаницей. С одной стороны, дискурс «деколонизации» подстегивает сепаратистские тенденции и ведет к возникновению новых конфликтов. С другой - понятие «колониализм» становится все менее строгим: в этой оптике колониализмом можно назвать любую территориальную экспансию любого государства в любой исторический период. Понятие «колониализм» теряет свою конкретно-историческую нагрузку, а значит, превращается из научного термина в пропагандистское клише. Таким образом, исчезает возможность корректно осмыслить феномен европейского колониализма как конкретной исторической реальности, определившей судьбы народов как самой Европы, так и других частей света в Новое время, единственного «колониализма», с которым реально сталкивались народы Земли в течение последних 500 лет. Теоретический и практический, научный и политический аспекты проблемы тесно связаны между собой. Бывшие колониальные державы, более того, государства, до сих пор имеющие неравноправные зависимые территории, как, например, США, в рамках расширительного толкования понятия «колониализм» получают возможность обвинять в «колониализме» своих геополитических противников, коль скоро они представляют собой полиэтничные державы, сложившиеся в результате долгих исторических процессов, где имели место различные практики взаимодействия этносов. Сама возможность интерпретировать практики неевропейских держав (России, Китая, Ирана, Эфиопии) как колониальные связана с популярной парадигмой «внутреннего колониализма». Она возникла в рамках постколониальной теории международных отношений в европейских и американских научных центрах и по самому своему характеру является примером сознательно ангажированного подхода, где в центре внимания находятся наиболее маргинализированные группы - «субалтерны», но игнорируются крупные цивилизационные общности. Автор на конкретных примерах отмечает предвзятость и недостатки этого подхода, раскрывает его философские предпосылки и предлагает использовать наработки фундаментальной геополитики, мир-системной теории, философии пространства и философии культуры для уточнения понятия «колониализм».
Постколониализм в международных исследованиях: два лика теории
Аннотация
Постколониальная теория постепенно входит в исследовательский арсенал международников, хотя пока не представлена достаточно широко в современной международно-политической науке. Важность освоения инструментов и приемов данной теоретической парадигмы или группы родственных парадигм связана как с постепенным отказом от европоцентричного видения глобальной и региональной политической истории, так и с выявлением пространственных и временных особенностей теоретизирования на международные темы. В этой связи необходимо выявить внутренний потенциал постколониальной теории и те онтологические, эпистемологические и методологические особенности этой теории, которые позволят более конкретно применять к международным реалиям имеющиеся в распоряжении данной парадигмы концепты, их интерпретации и заложенные в них причинно-следственные связи. Именно поэтому автором предложены базовые типы постколониальной теории международных отношений, а также раскрыты их узловые методологические принципы, дана оценка своеобразия объекта и цели исследования. На основании интерпретативистских принципов анализа теорий автор производит реконструкцию ключевых онтологических и эпистемологических оснований, особенностей толкования причинно-следственных связей постколониального «стиля мышления». Выделено два основных типа постколониальной теории - постколониализм различия и постколониализм взаимозависимости. Несмотря на сходство в базовом желании освободить научный дискурс от приемов и концептов европоцентричной науки, эти разновидности выстраивания постколониальной исследовательской программы различаются по степени готовности разорвать связи с колониальным прошлым, по требованиям к конечному результату исследования, а также по оценке пространства и социального времени в теоретизировании как таковом. На основе выявленных типов постколониальной теории автор намечает траектории взаимодействия этой парадигмы с другими школами исследования международных отношений, а также предлагает географически разграничить применение этих типов. Таким образом, продемонстрированы неоднородность, аналитический потенциал и адаптивность представленной парадигмы и возможности для более широкого ее применения в современных международных исследованиях.
Советские исследования неоколониализма
Аннотация
Проведен обзор советских и переведенных на русский язык восточногерманских исследований неоколониализма. В общей сложности проведено системное изучение более 60 работ по проблематике западного неоколониализма, объединенных в электронный архив, специально созданный авторами данной работы в Российском университете дружбы народов. Опираясь на материалы советских исследований, авторы выявляют основные особенности западного неоколониализма, связанные как с политическими маневрами, так и экономическим арсеналом бывших метрополий. Представлен подробный анализ нарративов, используемых западными странами для подчеркивания своей близости к «третьему миру». Особое внимание уделено неоколониалистским теориям, как «адресованным развивающимся странам вариантам общеизвестных буржуазных и реформистских концепций», так и «концепциям и теориям, специально созданным для поддержки неоколониализма». Неоколониальные подходы исследуются как в разрезе отдельных западных стран и групп стран (Великобритания, Франция, Федеративная Республика Германия (ФРГ), Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), США), так и по функциональным сферам (техническая помощь, продовольственный неоколониализм, международные организации). Применительно к Великобритании исследуются различия в неоколониальной политике между лейбористами и консерваторами. Описаны также основные инструменты неоколониальной политики Франции и сделан вывод об их практической неизменности на протяжении последних десятилетий. Показана роль ФРГ в стратегии «европейского неоколониализма», а также выделены основные особенности неоколониальной политики ЕЭС. В случае США авторы выявляют черты империалистического колониализма нового типа, связанного с американским лидерством в институтах «коллективного Запада». Показаны истоки и «обкатка» неоколониального инструментария США на примере реального колониального опыта на Филиппинах. Представлены основные направления критического анализа участия западных стран в системах технической и продовольственной помощи, а также в деятельности международных организаций. В заключении делается вывод о практической составляющей советских исследований неоколониализма. Также отмечается, что в середине 1980-х гг. после принятия положений «нового политического мышления» объем советских исследований неоколониализма существенно снизился.
Постколониальная эпистемология: африканские «регистры»
Аннотация
В условиях глобальной цифровизации и обусловленной ею интенсификации коммуникационных процессов произошло ускорение, аккумуляция и ретрансляция идей и представлений. Академическая среда видоизменилась в ходе обновления исследовательского поля и построения новой картины мира, сложной и диверсифицированной. Накопление в Африке и в рамках африканской диаспоры «критической массы» талантливых ученых-интеллектуалов, ориентированных на «прорывы» в области философии и эпистемологии, отозвалось атакой на теоретические установки постмодернизма и постколониализма и динамичной трансформацией концептуальных установок и содержания африканских исследований. Африка вопреки установкам евроцентризма превратилась в эпистемологическую лабораторию, где в настоящее время идет разработка теорий, претендующих на превращение в метанарративы, в рамках которых возникают новые металексемы и метажанры. Постколониальные дискурсы несут в себе элементы метанауки - универсальной системы производства знания. Взаимосвязь фактов и методологии внутри них вполне соответствует веяниям времени - эпохе алгоритмов, выбор которых формирует механизмы научного познания, а также обеспечивает успех в борьбе со стереотипами, не только расовыми и этническими. Теоретико-методологическое значение постколониальных исследований связано с актуализацией изучения «узловых» проблем истории Африки и диаспоры, таких как колониализм и деколонизация, этничность и идентичность, гибридность и инаковость, эссенциализм и трансцендентность, исход и изгнание. Авторы акцентируют внимание на результатах взаимодействия исследователей африканского происхождения с постколониальной теорией, а также идеями постколониальности и деколониальности, в определенной мере противостоящих друг другу. Особое внимание уделено становлению обновленной эпистемологии и гносеологии знания в процессе становления «постколониальной библиотеки», вместившей в себя труды многих исследователей от Франца Фанона и Леопольда Сенгора до Кваме Энтони Аппиа и Ачилла Мбембе.
Взаимоотношения неприсоединившихся стран Африки и «второго мира» (1960-1980-е гг.) на примере Сьерра-Леоне
Аннотация
Раскрывается проблематика отношений африканских стран с государствами «второго мира» через призму внешнеполитической деятельности Сьерра-Леоне. Рассматриваются два периода внешней политики Сьерра-Леоне - в годы существования Вестминстерской двухпартийной модели в 1961-1970 гг. и в 1971-1985 гг., когда в стране установился авторитарный режим во главе с президентом Сиакой Стивенсом. Центральное место занимает анализ сотрудничества Сьерра-Леоне и Советского Союза. Цель - определить, чем руководствовались страны, избравшие путь неприсоединения в рамках биполярного противостояния второй половины XX в., выстраивании своих отношений с социалистическим блоком. Актуальность темы связана с тем, что логика и принципы выстраивания отношения с ключевыми мировыми державами малых неприсоединившихся стран, обладающих как небольшими силовыми ресурсными возможностями, так и ограниченными политическими и экономическими амбициями, в меньшей степени отражены в научных работах. Исследование опирается на компаративистский и историко-генетический методы, а также на метод кейс-стади. Также используются материалы Государственного архива Сьерра-Леоне. Автор приходит к выводу, что отношения Сьерра-Леоне и стран «второго мира» основывались скорее на экономическом прагматизме, нежели чем на основе идеологической или политической близости. Для Сьерра-Леоне отношения с социалистическими странами выступали инструментом диверсификации внешнеполитической деятельности. Это выделяло Сьерра-Леоне на фоне соседних государств Западной Африки, которые либо сохраняли ориентацию на страны «первого мира», а именно Францию и США, либо же переориентировались на Советский Союз.
Советская структурная помощь Республике Мали в 1960-1968 гг.
Аннотация
Анализируется феномен структурной помощи Советского Союза странам Африки - технического и экономического сотрудничества с охватом основных отраслей экономики для обеспечения самодостаточного развития стран-реципиентов и ослабления неоколониального влияния Запада. Кейс двусторонних отношений СССР и Мали в 1960-1968 гг. был выбран по ряду причин, среди которых стратегическое местоположение этой африканской страны, ее место в структуре интересов Франции, форматы и объемы помощи СССР, наконец, недостаточность освещения вопроса в отечественной и зарубежной историографии. Анализ советской помощи Мали предваряется обзором экономического положения страны в исследуемый период и перечислением трудностей, с которыми столкнулось малийское правительство при попытках создания независимой экономической системы через внедрение собственной валюты - малийского франка - и национализацию бывших французских предприятий. Работа написана с опорой на архивные материалы Государственного комитета Совета Министров СССР по внешним экономическим связям (ГКЭС), хранящиеся в фондах Российского государственного архива экономики. Анализ советской помощи проводится по самому широкому спектру направлений - от промышленности и сельского хозяйства до здравоохранения и образования. В финальной части рассматриваются транспортный вопрос и роль СССР в снятии транспортной блокады Мали, установленной Сенегалом. Описываются как успешные проекты советско-малийского сотрудничества в виде геологоразведки месторождений золота и бокситов, строительства цементного завода и спортивного стадиона, так и нереализованные идеи. Среди наиболее очевидных проблем, препятствовавших сотрудничеству СССР и Мали, были недостаток финансовых ресурсов, излишняя осторожность, довольно активная кооперация Мали со своими соседями и капиталистическими странами. Изучение советской помощи Мали позволяет проследить роль СССР в деле реальной деколонизации африканских стран и укреплении их суверенитета. В отличие от многих других стран-доноров, которые ограничивались помощью в отдельных проектах, СССР обеспечивал поддержку в рамках полного цикла работ во всех сферах экономики (добыча ресурсов - строительство предприятий для обработки ресурсов - обучение кадров для обслуживания предприятий - экспорт готовой продукции). Подобный подход Советского Союза благоприятно влиял на суверенизацию малийской экономики.
«Мягкая сила» России в Африке: потенциал и проблемы русскоязычных женских сообществ
Аннотация
Рассматривается один из элементов «мягкой силы» Российской Федерации (РФ), заключенный в ее взаимодействии с русскоязычными женскими сообществами на Африканском континенте. Эта тема ранее не получала должного рассмотрения в отечественном академическом дискурсе. Сегодня процессы социально-политических трансформаций в странах Африки как никогда требуют существенной активизации «мягкой силы», которая стала бы инструментом восстановления и укрепления взаимодействия между Россией и новыми африканскими элитами и африканскими народами. Русскоязычные сообщества в Африке и создаваемые ими объединения в большинстве своем состоят из женщин и развиваются благодаря их инициативам. Потенциал «мягкой силы» таких женских объединений в Африке, как и ассоциаций африканцев-выпускников советских/российских учебных заведений, весьма велик, но остается недооцененным и не используется в должной мере. Сегодня в Африке действует множество структур, разнообразных по формам (ассоциации, клубы, землячества, союзы и т. д.) и объединяющих русскоговорящих женщин. Такие объединения есть в Замбии, Камеруне, Тунисе, Алжире, Марокко, Нигерии, Уганде, Того, Анголе, на Маврикии, Мадагаскаре, в Сенегале, Нигере, Руанде, Мали, Республике Конго, Кот-д’Ивуаре, Мозамбике и других странах Африки. Русско-африканские смешанные семьи по многим параметрам могут рассматриваться как наиболее реальные потенциальные посредники российского и африканских обществ, культур, рынков. Вместе с тем развитие связей с русскоязычной диаспорой в Африке внесло бы свой вклад не только в поддержку внешнеполитической деятельности РФ на континенте, но и в реализацию таких важнейших общенациональных приоритетов нашей страны, как поддержка соотечественников за рубежом и развитие «Русского мира». Особенную значимость это приобретает в преддверии Второго саммита «Россия - Африка» в 2023 г.
Дискурсы «европейскости» в практике предоставления убежища в постколониальном контексте
Аннотация
Исследуется влияние этнорасовых факторов на восприятие беженцев и практику предоставления убежища в контексте европейского постколониализма. С опорой на дискурсивно-исторический подход авторы анализируют общественный дискурс «Европа для европейцев» с отсылкой к миграционному кризису 2015-2016 гг., гуманитарной катастрофе на польско-белорусской границе в 2021 г. и наплыву вынужденных мигрантов в поисках убежища весной 2022 г. Показано, как в европейских странах этнорасовые маркеры беженцев во многом определяют отношение к ним и их «праву» на убежище. Рассмотренные в ходе исследования дискурсивные практики ставят под сомнение одно из представлений о «европейскости», а именно Европу как воплощение передовой политической этики, поскольку европейский политический дискурс позиционирует беженца из Ближнего Востока и Северной Африки как «чужого» «неевропейца», тем самым нормализуя угрозы жизни в якобы «нецивилизованных» частях мира, что в конечном итоге влияет на сам процесс предоставления убежища. Проблематизация предоставления убежища позволяет перенести дискурсивно-исторический анализ в международную сферу, где сталкиваются различные национальные модели и культурные контексты. В конечном счете дискурсивные практики так или иначе влияют на соответствующие политические решения. Эволюция концепции убежища в постколониальном контексте рассматривается в связи с идеологией «европейства», которая в настоящее время находится в процессе формирования. Хотя представления о «европейскости» существенно изменились, в науке о международных отношениях вряд ли можно найти системное исследование всего диапазона концептуальных значений этого дискурсивного объекта. «Европейскость» интерпретируется либо как набор желаемых социальных идеалов и ценностей, либо в редуктивном ключе как качество, связанное исключительно с европейскими институтами в их нынешнем виде. Обе трактовки влияют на характер дискурса о природе «Европы» и «европейскости» в постколониальном мире.
МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Турецкая Республика и Украина: использование крымско-татарского вопроса во внешнеполитическом курсе после 2014 года
Аннотация
В исторической ретроспективе использование национальных вопросов и противоречий не раз становились механизмами ослабления одних великих держав в отношении других. При этом применялись различные технологии по конструированию национальных мифов и идеологий на основе трайбализма и национальной исключительности и превосходства. После «Крымской весны» 2014 г. крымско-татарский вопрос получил новый уровень актуализации. Турецкая Республика и Украина активно используют крымско-татарский фактор для противодействия реинтеграции Крыма в состав Российской Федерации и, как следствие, ослабления позиций России в Черноморско-Средиземноморском регионе. Авторы рассматривают особенности влияния Турецкой Республики на крымских татар, анализируют украинские инициативы в отношении крымских татар и совместные турецко-украинские проекты, целевой аудиторией которых выступают крымские татары. Методологической основой исследования выступают системный, геополитический, цивилизационный, институциональный подходы, которые реализованы как непосредственно, так и с использованием ряда общенаучных и политологических методов. Современная политика Турции и Украины по крымско-татарскому вопросу обладает общими характерными чертами. Во-первых, крымско-татарская проблематика актуальна для политических элит данных государств как на внутриполитическом, так и на международном уровнях. При этом, если для Киева крымско-татарский вопрос - это возможность восстановить свою юрисдикцию над Крымом, то для Анкары крымско-татарское население Крыма позволяет заручиться электоральной поддержкой внутри Турции, а также рассматривать Крым и Черноморский регион как турецкую сферу влияния. Во-вторых, условный турецко-украинский альянс позиционирует себя в качестве «защитника» крымских татар от «российской агрессии». В-третьих, Турция и Украина конструируют положительный имидж государств за счет демонстрации защиты интересов и соблюдения прав крымских татар на территории России. В-четвертых, действия Турции и Украины в отношении крымско-татарского народа можно охарактеризовать политикой двойных стандартов. Данный тезис подтверждают национальная политика Турецкой Республики и подходы Украины к решению крымско-татарского вопроса до воссоединения Крыма с Россией.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Глобальный трансфер неолиберальных моделей и доктрина суверенного государства
Аннотация
Рассматриваются механизмы квазидобровольного и принудительного распространения неолиберальных моделей развития на глобальном уровне через целенаправленную деятельность и повестку международных организаций. В настоящее время легитимность как самого процесса продвижения глобального неолиберализма, так и его результатов выглядит противоречивой и широко оспаривается. Данный процесс сопровождался продолжительной эрозией государственного суверенитета, мандатов и полномочий национальных государств. Как результат - «вакуум» в их способности полноценно реализовывать доктрину суверенного государства. Однако сегодня в условиях перехода к многополярному миропорядку государства вновь заявляют о необходимости реализации суверенных подходов к собственному развитию, активно формируя альтернативные неолиберализму стратегии и оперативные планы развития. Проанализированы неолиберальные модели вмешательства в дела государств, а также те сферы, где произошло наибольшее ослабление государственных полномочий. Выдвигается тезис о необходимости формулирования государствами независимых национальных моделей развития, альтернативных насаждаемым неолиберальным программам. Это предполагает обеспечение широких идеологических и философских основ и понимания сути суверенного развития. Для разработки и реализации оперативных планов по возрождению функциональных возможностей национальных государств важно восстановить соответствующие знания и практические навыки, платформы и средства. Представляется, что именно это позволит национальным государствам сформулировать собственные стратегии развития в условиях динамично формирующейся многополярности. Сделан особый акцент на доктрину суверенного государства в сфере экономики. Однако подобный подход может и должен применяться в смежных сферах социального и политического развития.
Долговая устойчивость стран Латинской Америки в постковидной экономике
Аннотация
Ежегодное увеличение объемов государственного долга стран Латинской Америки является источником последовательного усиления кризисного потенциала в регионе. Пандемия COVID-19 привела к обострению политической нестабильности и углублению социально-экономических дисбалансов в регионе. Хроническая зависимость стран Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ) от долгового финансирования увеличивает уязвимость региона перед внешними шоками и значительно усложняет проведение государственной политики для достижения Целей устойчивого развития ООН. Цель исследования заключается в раскрытии природы и обосновании прогрессирующего характера долговых рисков, присущих латиноамериканским странам в постковидной экономике, а также в предложении мер по их преодолению в современных реалиях. Обобщены взгляды ведущих российских и зарубежных специалистов на долговую устойчивость государств ЛАКБ. На основе статистических данных международных организаций, региональных институтов развития, а также аналитических материалов проанализированы подходы к решению долговой проблемы в странах Латинской Америки. Принимая во внимание долговую динамику прошлых лет, привлечение новых заемных средств с высокой вероятностью негативно отразится на региональной долговой устойчивости в перспективе. Это усиливает опасения в международных инвестиционных кругах относительно платежеспособности Латиноамериканского региона в будущем. Положение латиноамериканских стран усугубляется неопределенностью возобновления положительной экономической динамики в среднесрочном периоде, утраченной в связи с волатильностью мировых цен на сырьевые товары. Углублению региональной рецессии в постковидный период могут способствовать нерешенные проблемы политического и социально-экономического характера, неоднозначные перспективы восстановления экономики и выхода региона на траекторию устойчивого развития, а также слабая предсказуемость будущих экономических шоков. Рассматриваются возможные перспективы региональной экономической стабилизации стран Латинской Америки и Карибского бассейна, в том числе за счет использования новых механизмов заемного финансирования для удовлетворения текущих финансовых потребностей и минимизации рисков финансовой уязвимости.