Том 22, № 2 (2022): Незападный мир в киберпространстве
- Год: 2022
- Статей: 18
- URL: https://journals.rudn.ru/international-relations/issue/view/1559
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-0660-2022-22-2
Весь выпуск
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ДОСЬЕ
Стратегии цифрового развития ключевых государств «Глобального Юга» в условиях американо-китайского технологического соперничества
Аннотация
Исследуются стратегии государств «Глобального Юга» в области осуществления цифрового развития в условиях технологического соперничества США и Китая. Дается характеристика основным особенностям американо-китайского технологического соперничества на современном этапе. Американо-китайское технологическое соперничество рассматривается как фактор, влияющий на выработку и реализацию государствами «Глобального Юга» национальных стратегий цифрового развития, предусматривающих активизацию международного сотрудничества по приоритетным направлениям. Выявляются международно-политические аспекты программ цифрового развития наиболее значимых и динамично развивающихся государств «Глобального Юга», расположенных в важных международных регионах: Юго-Восточной Азии, Южной Азии, Ближнем Востоке и Северной Африке, Африке южнее Сахары, Латинской Америке. Внимание уделяется прежде всего таким стратегическим направлениям цифрового развития рассматриваемых государств «Глобального Юга», как системы обработки и хранения цифровых данных, системы передачи цифровых данных, технологии нового поколения мобильной связи, космические программы, цифровая торговля, комплексные технологии «умный город», технологии кибербезопасности. Проанализированы стратегические подходы рассматриваемых стран «Глобального Юга» в отношении цифрового сотрудничества с США и Китаем, а также взаимодействие государств в цифровой сфере с технологически продвинутыми странами, выступающими в качестве альтернативных технологических партнеров: Японией, ведущими странами Европы, Республикой Корея, Израилем, Россией. В рамках исследования выявляются и характеризуются наиболее значимые цифровые проекты зарубежных корпораций, реализуемые совместно с рассматриваемыми странами. Изучены особенности международного сотрудничества в цифровой сфере между ключевыми странами «Глобального Юга» в рамках обозначенных в исследовании международных регионов, а также на трансрегиональном уровне. Особое внимание уделяется перспективным региональным международным технологическим проектам в цифровой сфере. Определены приоритетные направления внешнеполитической деятельности ключевых государств «Глобального Юга» с точки зрения более эффективной реализации этими государствами своих стратегий цифрового развития. Раскрываются специфические черты, присущие стратегиям цифрового развития рассматриваемых государств «Глобального Юга». Автор приходит к выводу, что эти государства в условиях американо-китайского технологического соперничества стремятся диверсифицировать свои международные связи в цифровой сфере, усилить технологический потенциал национальных цифровых компаний, укрепить национальный «цифровой суверенитет», использовать свои конкурентные преимущества для привлечения зарубежных инвестиций в цифровой сегмент национальных экономик, активизировать свой транспортно-логистический потенциал благодаря внедрению технологий Четвертой промышленной революции, расширить сотрудничество в цифровой сфере с другими странами своих международных регионов, а также на трансрегиональном уровне.
Секьюритизация информационного пространства: от конструирования норм до создания правовых режимов
Аннотация
С развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) сеть Интернет стала приобретать большее значение с точки зрения национальной безопасности, экономического развития и мирового лидерства. Конфликты и спорные вопросы, возникающие в информационном пространстве, требуют согласования норм и выработки инструментов правового регулирования. Авторы статьи рассматривают процесс конструирования норм в информационном пространстве с точки зрения теории «сетевого общества» М. Кастельса и теории секьюритизации. По мнению М. Кастельса, в «сетевом обществе» произошла смена ключевых вызовов и угроз, а управление им стало осуществляться за счет инструментов контроля над информацией и формирования фреймов. Вместе с тем авторы, анализируя развитие сети Интернет с точки зрения концепции секьюритизации, приходят к выводу, что информационное пространство стало полноценным политическим пространством с центральным положением «цифрового суверенитета» и информационной безопасности. В статье впервые предлагается комплексная периодизация процесса трансформации международных отношений в информационном пространстве. Возникновение в информационном пространстве точек напряженности, которые несут экономические и политические риски, побуждает государственных акторов к формированию предварительного регулирования и согласованию норм поведения в информационном пространстве. Такой процесс конструирования предварительного регулирования был начат под эгидой ООН в рамках двух механизмов, созданных США и Россией. Эти механизмы стали площадкой для продвижения концепций регулирования и создания правовых режимов. В заключении авторы анализируют иерархию акторов в глобальном управлении информационным пространством с целью оценить влияние акторов на создание правовых режимов. Основными критериями оценки выступают способность влиять на глобальные цепочки производства высокотехнологичных товаров, проводить наступательные и оборонительные кибероперации и влиять на формирование международно-правовых режимов. Среди таких акторов авторы выделяют две группы: rule maker, способных воздействовать на глобальное информационное пространство и конструировать правовые режимы, и rule taker, которые выступают объектом конкуренции держав в информационном пространстве.
Большие ИИ-пространства и стратегия России в условиях санкционной войны
Аннотация
Статья посвящена изучению роли технологического развития в области искусственного интеллекта, или ИИ, в международных политических процессах, формирования больших пространств политики в области искусственного интеллекта, а также направлений дальнейшего развития России в этой сфере. Проанализированы национальные стратегии в области ИИ, рассмотрены приоритетные для государств мира сферы и направления развития этих технологий, обеспеченность ресурсами поставленных целей, а также особенности национальной политики в области искусственного интеллекта ведущих государств мира. Сопоставляются данные об объемах финансирования разработок в области ИИ, патентной деятельности, имеющейся инфраструктуре для высокопроизводительных вычислений в странах мира, занимающих лидирующие позиции в области искусственного интеллекта. Представлен краткий обзор ключевых научно-технологических направлений, имеющих решающее значение для создания технологий ИИ следующего поколения: квантовые вычисления и нейроморфные технологии в рамках существующих крупных национальных проектов по изучению мозга. Отдельное место в работе отведено исследованию международных политических аспектов технологического развития в области искусственного интеллекта. В ракурсе воздействия политики в области ИИ на интеграционные процессы делается вывод о формировании двух пространств: первое объединяет страны Организации экономического сотрудничества и развития с безусловным лидерством США и ЕС в области научных исследований, разработок, инфраструктуры, ресурсов, международных стандартов. Второе, сдерживаемое пространство, опирается на технологическое и финансовое могущество Китая, куда начинают втягиваться страны, в том числе и Россия, для которых спектр возможностей сотрудничества с западными странами в последнее время резко сузился. Сделан вывод, что противоборство двух ИИ-пространств испытывает на себе влияние более общей тенденции декаплинга экономик США и Китая, что на глобальном уровне способствует развитию тенденций технологической изоляции. Особое внимание уделено анализу развития технологий ИИ в России - официальных документов, ведущих игроков, позиций на международном уровне. Рассматриваются возможные направления сотрудничества России с ведущими мировыми игроками, которые позволяют успешно развивать технологии ИИ и одновременно сохранять технологический суверенитет в этой сфере.
Цифровой Шелковый путь Китая в эпоху цифровой экономики: политический анализ
Аннотация
Цифровая экономика становится все более важным фактором глобального экономического роста. Региональное сотрудничество в цифровой сфере получило ощутимый импульс в результате запуска инициативы «Пояс и путь». Цифровой Шелковый путь (ЦШП), будучи технологической частью «Пояса и пути», выступает «цифровым мостом» в продвижении нового типа глобализации. За последние годы здесь был достигнут значительный прогресс. Благодаря ЦШП удалось укрепить региональное сотрудничество в сфере цифровой экономики, в частности в Азии и Африке, через трансграничную электронную торговлю и мобильные финансовые инструменты. ЦШП отражает глобальные технологические изменения в рамках Четвертой индустриальной революции в таких ключевых секторах, как большие данные, цифровые валюты, облачные вычисления и Интернет вещей. Как представляется, Цифровой Шелковый путь - это оптимальная платформа для новых форматов и технологий, таких как цифровая торговля и цифровая инфраструктура, которые развиваются стремительными темпами. Однако большинство стран, участвующих в инициативе «Пояс и путь», все еще находятся на начальной стадии цифровой трансформации; потенциал широкого цифрового роста в полной мере не раскрыт. Более того, отставание в сфере цифрового регулирования является основным препятствием экономического роста. Данная статья посвящена цифровой экономике как новой экономической модели, ее потенциалу и вызовам, анализу возможных последствий для китайского ЦШП на национальном и международном уровне, в том числе в контексте китайско-американского стратегического соперничества. Методологическую основу исследования составляет широкий спектр общенаучных методов политического анализа, таких как аналитический, эмпирический, хронологический, сравнительный, ситуационный, нарративный и описательный. Цифровой Шелковый путь предоставляет широкие возможности для многостороннего участия в построении региональной платформы в целях развития цифровой экономики и правовой основы для цифровых стандартов и правил управления. Китаю следует сконцентрировать свои усилия на продвижении ключевых секторов ЦШП - трансграничной электронной торговле, мобильных финансовых инструментах, цифровом юане, облачных вычислениях и других передовых компонентах. Это позволит повысить интегративную роль ЦШП в общем контексте глобальной цифровой трансформации. Продвигая собственные правила цифрового управления, Китай должен быть готов преодолевать трудности и вызовы, которые отчасти являются следствием великодержавной конкуренции. В заключении приводятся результаты исследования и рекомендации по стратегической политике.
Злонамеренное использование технологий искусственного интеллекта в странах Африки южнее Сахары: вызовы панафриканской кибербезопасности
Аннотация
На протяжении двух десятилетий страны Африки южнее Сахары прилагали значительные усилия, направленные на быстрое развитие информационно-коммуникационных технологий. В настоящее время все ведущие мировые державы уделяют повышенное внимание созданию гибридных интеллектуальных систем, способных решать наиболее сложные задачи. Страны Африки южнее Сахары не остались в стороне от этого процесса. Их правительства убеждены, что передовые технологии являются наиболее эффективным инструментом, способным обеспечить устойчивый социально-экономический рост и решить наиболее насущные проблемы. Однако любые технологические новации, которые призваны упростить нашу жизнь, могут быть использованы и в злонамеренных целях. Настоящее исследование показывает возможные риски злонамеренного использования технологий искусственного интеллекта в странах Африки, расположенных южнее Сахары. Некоторые из этих рисков уже стали реальностью. Автор приходит к выводу, что проблема обеспечения информационно-психологической и кибербезопасности является общей для всех африканских стран. Именно она встает на пути обеспечения дальнейшего устойчивого социально-экономического роста государств рассматриваемого региона. На протяжении последнего десятилетия страны Африки южнее Сахары старались выработать совместное видение борьбы с киберпреступлениями и злонамеренным применением передовых технологий. Однако все их попытки создать действенные наднациональные институты, которые регулировали бы борьбу с кибератаками на панафриканском уровне и учитывали бы интересы подавляющего большинства африканских стран, провалились. Данное обстоятельство демонстрирует наличие серьезных противоречий среди африканских государств, которые препятствуют установлению взаимовыгодного сотрудничества даже в такой важной сфере, какой является проблема обеспечения кибербезопасности. Тем не менее пока подобное сотрудничество не будет налажено, представляется маловероятным, что африканские страны хотя бы приблизятся к решению данной проблемы, что означает, что они и в дальнейшем будут подвергаться масштабным кибератакам, которые создают серьезную угрозу для личной, национальной и панафриканской безопасности.
Цифровой вызов для арабского мира: фактор интеграции или дифференциации?
Аннотация
По мере интеграции в глобальное цифровое пространство арабские страны разделяют его преимущества и риски, включаются в построение системы международной информационной безопасности. Учитывая значительное влияние арабского мира на формирование мировой политической повестки и глобальную систему безопасности, изучение специфики развития арабского цифрового кластера на современном этапе приобретает не только академическую, но и политическую актуальность. Статья посвящена исследованию текущего состояния, потенциала и пределов кооперации арабских стран в области цифровой защиты в рамках межарабского сотрудничества в многосторонних и двусторонних форматах, а также взаимодействия с мировыми лидерами технологической «гонки». Анализ основан на методологии Глобального индекса кибербезопасности, разработанной Международным союзом электросвязи ООН и включающей пять ключевых параметров оценки готовности современных государств к отражению киберугроз, таких как: нормативно-правовая система национальной киберзащиты, технические возможности, организационная структура, меры по развитию потенциала и международное сотрудничество. Оценивая «цифровой ландшафт» арабских государств, авторы отмечают, что политическая, финансово-экономическая и историко-культурная специфика арабских стран способствует формированию в регионе особой среды для противостояния киберугрозам и решения проблем кибербезопасности. С одной стороны, цифровой вызов побуждает арабские государства к преодолению некоторых разногласий, придавая определенный импульс интеграционным процессам. С другой стороны, «догоняющий» тип и скачкообразная динамика развития цифровой отрасли в регионе, а также присущая арабскому миру разнородность и противоречивость в совокупности с традиционно высокой степенью конфликтности в регионе и сильным влиянием внешних факторов создают гетерогенную и фрагментированную среду, препятствующую формированию коллективного ответа на вызовы цифровой эпохи.
Не конфликтом единым: потенциал цифрового взаимодействия Израиля и Палестины
Аннотация
Ускорение процессов цифровизации, вызванное, в частности, пандемией нового коронавируса, позволяет все серьезнее рассматривать новые технологии в качестве инструмента решения ряда социально-экономических проблем как на локальном, так и на региональном и - шире - глобальном уровне. Актуальность исследования заключается в том, что сегодня и Израиль, не будучи исключением, стал участником процесса вовлечения цифровых технологий для решения государственных задач, и изучение таких возможностей может стать новым вкладом в решение палестино-израильского конфликта. Достигнутые в 2020 г. договоры о сотрудничестве Израиля с рядом арабских стран Ближнего Востока способствуют повышению степени интеграции этого государства в региональные процессы. Целью статьи является демонстрация тех возможностей, которые открывают цифровые технологии для обеспечения взаимодействия деловых сообществ Израиля и Палестины уже на современном этапе даже в условиях продолжающегося конфликта. Среди материалов, помимо совокупности научной классической апробированной литературы специалистов по Ближнему Востоку, авторы использовали научно-практические разработки в сфере экономики и антикризисного управления, что дало возможность более точной оценки ситуации и получения достоверных результатов. Использован метод декомпозиции израильско-палестинского конфликта, выделение уровней цифровизации и последующее конструирование концепции возможного использования цифрового взаимодействия между двумя странами. Результатом исследования явилась разработка многоуровневой концепции развития такого взаимодействия, основанная как на авторской трактовке процессов цифровой трансформации, так и на специфике процессов регионального развития. Центральным ее звеном являются так называемые платформы взаимодействия (ПВ), которые, по сути являясь современными онлайн-платформами, де-факто формируют виртуальное пространство для обеспечения взаимодействия двух сообществ в экономической, финансовой, образовательной, социальной сферах. Таким образом, в статье показано, что цифровизация позволяет преодолеть существующие барьеры экономического развития, особенно для Палестины, давая возможность деловому сообществу обеих стран существенно снизить значимость текущей неблагоприятной геополитической обстановки и интенсифицировать экономическую составляющую двусторонних отношений. Более того, предлагаемые нами механизмы могут действовать в условиях продолжающегося конфликта, что существенно, поскольку дают возможность постепенного улучшения экономической ситуации в Палестине.
НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ
Международная информационная безопасность: в поисках консолидированных подходов : интервью с Андреем Владимировичем Крутских, Специальным представителем Президента Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества в области информационной безопасности / интервью провел Д. А. Пискунов
Аннотация
Андрей Владимирович Крутских — Специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества в области информационной безопасности с 2014 г., ведущий эксперт в данной сфере в России и в мире. Он занимал должность председателя Группы правительственных экспертов ООН по достижениям в сфере информации и телекоммуникаций и Группы экспертов государств — членов ШОС по международной информационной безопасности (МИБ). С 2020 г. А.В. Крутских является директором Департамента международной информационной безопасности (ДМИБ) МИД России, с 2017 г. — директором Центра международной информационной безопасности и научно-технологической политики (ЦМИБ) МГИМО МИД России. Андрей Владимирович — автор фундаментальных работ, посвященных вопросам МИБ, научный редактор комплексного учебного пособия «Международная информационная безопасность: теория и практика» (в трех томах), подготовленного авторским коллективом ЦМИБ. В ходе интервью А.В. Крутских рассказал о подходах России в области МИБ, роли Российской Федерации в выработке правил ответственного поведения государств в глобальном информационном пространстве.
ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ
Ценностный суверенитет в эпоху глобальных конвергентных медиа
Аннотация
Суверенитет в цифровом пространстве - это относительно новый, сравнительно малоизученный феномен, который рассматривается в данной статье. Он носит комплексный характер и зависит как от используемой технологической базы (прежде всего, сетевого оборудования, в том числе 5G и др.), программных продуктов и платформ, так и от продвигаемого контента. Перед странами встает непростая задача регулирования деятельности глобальных медиа-холдингов для сохранения ценностного суверенитета. Автор приводит политэкономический анализ ценностного суверенитета, показывая важность государства как регулятора, позволяющего устранять негативные информационные экстерналии. Особое внимание уделяется анализу международного медиапейзажа и формированию многополярности в сетевом пространстве, в том числе усиливающемуся феномену технологической конвергенции в медиаиндустрии, а также позициям отдельных стран и регионов в глобальной медиаиндустрии. Рассматриваются корпоративные структуры крупнейших медиахолдингов мира, и выявляется усиливающаяся степень диверсификации их активов. Исследуются поколенческая дифференциация механизмов социализации в постпандемийную эпоху, в том числе доля времени, уделяемого социальным платформам, традиционным СМИ (на примере телевидения), а также основные способы доступа в Интернет и проникновения новых технологий. Показаны наиболее перспективные для социализации и быстрорастущие сегменты, в частности интернет-телевидение, технологии создания виртуальной реальности, видеоигры и киберспорт. В финальной части статьи рассматриваются основные проблемы и вызовы регулированию национального медиапространства с целью обеспечения ценностного суверенитета в эпоху глобальных конвергентных медиа.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Цифровой разрыв и цифровое неравенство в продовольственных системах мира
Аннотация
Исследуется влияние цифрового разрыва и цифрового неравенства на процессы преобразований в продовольственном секторе мира через призму новой парадигмы, выработанной в период подготовки состоявшегося в сентябре 2021 г. Саммита ООН по продовольственным системам. Целью исследования является выявление основных причин углубления цифрового неравенства в продовольственной сфере и путей его преодоления. Используемая авторами методология междисциплинарного комплексного анализа социально-экономических процессов позволяет выявить места формирования наиболее «разрывных» точек в процессах обеспечения населения мира продовольствием в контексте цифровизации. Обосновывается тезис о том, что в основе проявления цифрового неравенства в различных продовольственных системах лежит разноскоростной характер процессов цифровизации в отдельных странах и среди групп хозяйствующих субъектов, что создает новые условия конкуренции и, соответственно, новое соотношение рыночных преимуществ и рисков. Делается вывод о том, что в продовольственных системах мира цифровое неравенство имеет не только рыночные, но и явно выраженные социальные аспекты, поскольку оно обостряет проблему продовольственной безопасности в части экономической доступности питания из-за снижения или потери доходов сельского населения, теряющего работу в условиях цифровизации, а также порождает новые риски функционирования в цифровых экосистемах. Такая ситуация затрудняет достижение Целей устойчивого развития (ЦУР) до 2030 г., а именно ЦУР-2 и связанных с ней целей. При этом воздействие мер государственного регулирования продовольственного сектора на проблему преодоления цифрового неравенства носит неоднозначный характер.
Технологическая политика и устойчивое развитие в Нигерии
Аннотация
В XXI в. правительство и население Нигерии делают особую ставку на технологический компонент развития. В современном мире технологии оказывают наиважнейшее воздействие на людей и все сферы общественного развития - от коммуникаций и транспорта до строительства и здравоохранения. В рамках данного исследования термин «технологии» используется в широком контексте, в том числе применительно к сфере знаний, компетенций и навыков, необходимых для технологического развития. Методологически исследование основывается на анализе вторичных источников - монографий, научных статей, интернет-ресурсов. Главный акцент сделан на изучении политики Нигерии в сфере технологического и устойчивого развития. Страна, располагающая богатыми минеральными ресурсами, для ускорения темпов экономического роста должна инициировать разработку и внедрение современных технологий. Однако результативность прилагаемых усилий довольно низкая, что не позволяет выйти на сопоставимый с развитыми экономиками технологический уровень. В этой связи требуется пересмотр технологической политики в контексте долгосрочного развития Нигерии. При более основательном подходе к развитию производственных функций и операций, таких как контроль качества, техническое обслуживание, планирование и др., уровень национального развития был бы гораздо выше нынешнего. В случае с Нигерией качественное улучшение промышленного производства напрямую связано с такими факторами, как знания и опыт. В целом авторы приходят к выводу, что профессиональное техническое обучение населения субрегиона Африки южнее Сахары является залогом выхода стран на новый технологический уровень развития. При этом в борьбе за технологии Нигерия должна стремиться к обеспечению баланса между развитием промышленности и состоянием окружающей среды для достижения устойчивости.
МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Космическая и противокосмическая деятельность великих держав в космосе
Аннотация
Рассматривается космос, включая Луну и иные небесные тела, в качестве пространства, открытого для исследования и использования всеми государствами, поскольку небесные тела - это природные ресурсы, являющиеся общим наследием человечества. Их исследование и использование на благо и для открытия всех стран является результатом права собственности всего человечества. Проанализированы аспекты милитаризации космического пространства великими державами, в частности США, Россиейи Китаем, в конце ХХ - начале XXI в. Этот процесс связан с изменениями в способах ведения боевых действий, в результате чего формируется новая система проведения военных операций в различных пространствах, взаимосвязанных друг с другом через космическое пространство. Одним из примеров является война в Персидском заливе, также известная как Первая «космическая» война, в которой американская армия успешно использовала свои спутниковые системы для тестирования автоматизированной системы управления войсками (АСУВ). С тех пор космическое пространство стало неотъемлемой частью военных операций США. Россия и Китай также пытаются развивать аналогичные системы и возможности для противодействия господству США в космосе. При этом США продолжают совершенствовать свои контркосмические возможности для сохранения превосходства в космическом пространстве. Растущая зависимость от космоса характерна не только для военных операций, но и коммерческой и гражданской деятельности. Также великие державы в целях реализации своих национальных интересов инициируют различные космические и контркосмические мероприятия, что превращает космос в арену межгосударственного противостояния.
Глобальная террористическая угроза в Сахеле и истоки терроризма в Буркина-Фасо
Аннотация
В статье рассматриваются причины роста террористической активности в Буркина-Фасо после революции 2014 г. Регион Сахеля на протяжении десятилетий являлся одним из наиболее нестабильных в Африке и афразийской зоне нестабильности. Однако в 2010-е гг. Сахель испытал на себе сильнейший рост террористической активности: к 2015 г. количество терактов здесь выросло более чем в семь раз по сравнению с 2010 г. В то же время динамика террористической активности в Буркина-Фасо имела свои особенности по сравнению с остальными странами Сахеля. Рост терроризма в этой стране во многом стал следствием свержения режима Б. Компаоре. Новые власти оказались неспособны поддерживать безопасность на прежнем уровне. Объяснением этому могут служить, с одной стороны, устойчивые договоренности, которые сложились между Компаоре и террористическими структурами. Его отставка разрушила все неформальные связи и договоренности, которые режим налаживал с региональными джихадистскими организациями, развязав им руки для достаточно быстрого и легкого проникновения в Буркина-Фасо. С другой стороны, важную роль сыграл роспуск Президентской гвардии (именно эта структура в значительной степени отвечала за борьбу с терроризмом) после неудачной попытки военного переворота в сентябре 2015 г. Новое руководство лишило страну защиты, которую они имели против джихадистских организаций, готовых проникнуть через границу в Буркина-Фасо. В результате после 2015 г. весьма благополучная с точки зрения терроризма страна столкнулась с беспрецедентным ростом террористической активности.