Том 21, № 3 (2021): Бассейн Средиземного моря – новый региональный комплекс безопасности?

Статьи

Вступительное слово

Мейсон Р.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021;21(3):413-415
pages 413-415 views

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ДОСЬЕ

Средиземноморский регион? Пересмотр теории комплекса региональной безопасности

Стивахтис Я.А.

Аннотация

Переход от биполярной структуры международной системы времен холодной войны к более полицентрической структуре на системном уровне повысил значимость региональных отношений и изучения регионализма. Приводится пример Средиземноморского региона и рассматриваются различные усилия, направленные на определение того, что представляет собой данный регион. Исследуется вопрос, можно ли использовать теорию комплекса региональной безопасности (ТКРБ) для определения Средиземноморского региона, и утверждается, что признаки сотрудничества и соперничества между средиземно-морскими государствами необходимы, но недостаточны для определения такого региона. Предполагается, что для определения Средиземноморского региона следует учитывать экономические, энергетические, экологические и другие факторы, такие как миграция и потоки беженцев. В целом средиземноморский комплекс безопасности включает в себя три подкомплекса. Первый - это восточно-средиземноморский подкомплекс, который вращается в основном - хотя и не исключительно - вокруг трех конфликтов: греко-турецкого, сирийского и израильско-палестинского/арабского. Второй - центрально-средиземно-морский подкомплекс, который включает Италию, Ливию, Албанию и Мальту и сосредоточен в основном вокруг миграции, при этом Италия играет доминирующую роль из-за ее исторических связей как с Ливией, так и Албанией. Третий - западно-средиземноморский подкомплекс безопасности, который включает Францию, Алжир, Тунис, Марокко, Испанию и Португалию. Этот подкомплекс сформирован вокруг Франции, миграционного вопроса и связанных с ним угроз, таких как терроризм, радикализм и торговля людьми. В заключении сделан вывод, что средиземноморский комплекс безопасности очень динамичен, поскольку есть государства (например, Турция), которые, похоже, стремятся и способны бросить вызов статус-кво, тем самым содействуя процессу внутренней трансформации комплекса.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021;21(3):416-428
pages 416-428 views

Большой Средиземноморский региональный комплекс безопасности: миф или реальность?

Агазаде М.М.

Аннотация

Изучение региональных измерений, в том числе места отдельных регионов в системе международных отношений играет немаловажную роль в рамках осмысления процессов формирования нового многополярного миропорядка. Одним из важных регионов, безусловно, является Большое Средиземноморье, которое по праву считается колыбелью цивилизации. Располагаясь на перекрестке Азии, Африки и Европы, Большое Средиземноморье имеет особый статус в глобальных торгово-экономических и политических событиях. Автор дает определение понятию Большого Средиземноморья, анализируя его в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах и, соответственно, в узком региональном, широком региональном и глобальном масштабах, затем рассматривая Большое Средиземноморье с точки зрения теории регионального комплекса безопасности. Цель исследования заключается в выявлении территории, которую охватывает Большое Средиземноморье, а также типа регионального комплекса безопасности, в который оно входит. Поскольку среди российских и зарубежных ученых нет четкого и единого мнения относительно того, в каких географических границах находится данный регион и что он представляет собой, теоретическое обоснование позволяет автору не только определить пределы региона, но также дать его характеристику, что, в свою очередь, обусловливает актуальность данной работы. В заключении делается вывод, что Большое Средиземноморье является региональным комплексом безопасности глобального уровня, включающим такие государства, как Россия, Франция, Великобритания, играющие важную роль на международной арене, а также Турцию, Италию, Израиль и Иран, обладающие значительными возможностями, которые превосходят потенциал их непосредственных соседей.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021;21(3):429-440
pages 429-440 views

Россия в Большом Средиземноморье: новый тихоокеанско-европейский транзит

Чихарев И.А.

Аннотация

Актуальность затрагиваемых в статье вопросов связана с активным возвращением России в Средиземноморский регион, а также происходящими в нем международно-политическими трансформациями. Цель статьи - выявление исторических оснований, современного состояния и стратегических перспектив присутствия и международного влияния России в регионе Большого Средиземноморья (БС). Статья опирается на методологию критической геополитики, историко-сравнительный подход, с помощью которых анализируются геополитические конструкции региона, построенные в интересах различных региональных и внерегиональных политических сил. Используется исторический материал древнего, средневекового, нового и новейшего периодов в истории макрорегиона, включая малоизученные времена монгольского присутствия на восточных берегах Средиземного моря. В научный оборот вводятся работы по истории, географии и международным отношениям в регионе, написанные в XVIII-XIX вв., а также современная научная информация о тенденциях технологического, инфраструктурного и политического развития Средиземноморья. Важным элементом является тезис об особой роли России в тихоокеанско-европейском (евразийском) транзите. С точки зрения автора, он включает в себя не только полноценную реализацию транспортно-логистического потенциала России в макрорегионе, но и трансфер современных технологий, а также содействие формированию устойчивых политических режимов. Делается вывод о глубоких исторических основаниях присутствия и влияния России в регионе, обосновываются его стратегические перспективы, выделяются основные направления международной деятельности Российской Федерации в Средиземноморском регионе. Важным выводом статьи является тезис о необходимости многостороннего сбалансированного подхода к решению макрорегиональных проблем.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021;21(3):441-458
pages 441-458 views

«Голубая родина» и Кипр: коалиция «выживания государства» и меняющаяся геополитическая доктрина Турции в Восточном Средиземноморье

Мудурос Н.

Аннотация

Восточное Средиземноморье является традиционным с точки зрения внешнеполитических интересов регионом для Турецкой Республики. Однако в последние годы после открытия здесь больших месторождений газа и нефти Анкара проявляет растущий интерес к региону, что выражается в различных формах интервенционистской политики. Исследуется изменение геополитической доктрины Турции, повлекшее смену восприятия Восточного Средиземноморья. Автор последовательно анализирует процесс отождествления региона Восточного Средиземноморья с более широкой идеей «враждебного региона» и место концепции «Голубой родины» в нем. Данная концепция рассматривается в связке с внутренними событиями в Турции, особенно в контексте изменения баланса в правящем блоке. Автор отмечает, что исследование идеологического конструирования региона Восточного Средиземноморья важно с той точки зрения, что оно позволяет выявить процесс конструирования проблем безопасности или инструментализации реальных угроз, посредством которых государства корректируют свою геополитическую ориентацию и осуществляют конкретные политические действия. Рассматривается влияние неудавшейся попытки государственного переворота в 2016 г. на правящий «силовой блок» и отражение этого события в геополитической доктрине Турции. В этом контексте автор исследует идею «выживания государства» ( devletin bekası ), появление которой стало результатом создания новой правящей коалиции в Турции и ее попыток укрепить верховенство государственной власти во внутренних делах. Наконец, в последней части анализируется идеологическая легитимация концепции «Голубая родина» в стратегии Турции в Восточном Средиземноморье, что позволяет определить изменение восприятия Анкарой общины турок-киприотов и Турецкой Республики Северного Кипра в целом.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021;21(3):459-471
pages 459-471 views

Основы турецких притязаний в Восточном Средиземноморье

Гудев П.А.

Аннотация

Восточное Средиземноморье становится новым регионом межгосударственного противостояния и столкновения национальных интересов. Во многом это обусловлено открытием запасов нефти и газа, разработка которых становится возможной с учетом существующих технологий. Особую позицию в отношении этого морского региона занимает Турецкая Республика. На основе обращения к широкому списку источников анализируются те основы - исторические, политические и правовые, которые определяют современную политику Турции в отношении делимитации морских пространств и урегулирования морских споров в Восточном Средиземноморье. В частности, показано, что политика Турции в регионе продолжает строиться на тех подходах, которые были озвучены турецкой стороной еще в ходе проведения I-III Конференций ООН по морскому праву (1958, 1960, 1973-1982 гг. соответственно) и остались неизменными вплоть до сегодняшнего времени. Эта позиция, как в отношении внешних границ территориального моря, правового режима островов, так и разграничения континентального шельфа, продолжает определять суть противоречий между Турцией и другими странами региона, включая Грецию и Республику Кипр. При этом показано, что существует целый набор обстоятельств, которые существенным образом ограничивают перспективы решения этих межгосударственных противоречий в рамках международных судебных инстанций, среди которых Международный Суд ООН и Международный Трибунал по морскому праву. Делается вывод о том, что как для Турции, так и для Греции наиболее приемлемым вариантом была бы выработка «модели» урегулирования, которая не предполагала бы обязательность ее моментальной имплементации. Отдельное внимание уделяется идеологическому и практическому оформлению турецких притязаний в рамках доктрины «Голубая родина», разработанной рядом отставных турецких офицеров. Показано, как с ее помощью Анкара использует идеи пантюркизма и неоосманизма для обоснования своих претензий на обширные морские пространства. При этом отличительной чертой этой доктрины является ее антиамериканская, антинатовская и антиевропейская направленность. Автор приходит к заключению, что определенные идеи, закрепленные в этой концепции, напрямую коррелируются с интересами Российской Федерации.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021;21(3):472-486
pages 472-486 views

Позиция Германии по греко-турецкому спору: интерговернментализм vs. неофункционализм

Ивкина Н.В.

Аннотация

Статья посвящена выявлению позиции Германии по греко-турецкому спору в Эгейском море сквозь призму двух теорий: интерговернментализма и неофункционализма. Актуальность темы исследования обусловлена постоянно возникающими противоречиями между Турцией и Грецией в Восточном Средиземноморье, а также необходимостью вмешательства в данный спор третьих сторон. В качестве предмета исследования выбрана немецкая позиция, что объясняется стремлением страны стать медиатором в решении данного конфликта. Кроме того, в европейской историографии, посвященной интеграционным вопросам, не утихают споры относительно того, чем руководствуются страны при принятии внешнеполитических решений: общеевропейским набором норм, принципов и ценностей или собственными национальными интересами. Целью исследования является выявление принципов, которым следует Германия в процессе определения политического вектора внешней политики на примере спора между Турцией и Грецией в Эгейском море и соотнесение их с теорией интерговернментализма и неофункционализма. В качестве методов исследования выбраны сравнительно-сопоставительный анализ для соотношения постулатов выбранных теорий с практическими шагами Германии по урегулированию спора между Турцией и Грецией, а также институциональный метод, позволяющий определить роль и место государства в системе принятия общеевропейских решений. Результаты исследования представлены в виде соотношения основных критериев теории интерговернментализма и функционализма с выявленными практическими шагами Германии по урегулированию спора между Турцией и Грецией в Восточном Средиземноморье. В заключении определена приверженность Германии одной из двух теорий по каждому из выбранных критериев.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021;21(3):487-497
pages 487-497 views

Черноморский регион в конкуренции геополитических проектов великих держав в 1991-2019 гг.

Ирхин А.А., Москаленко О.А.

Аннотация

Черноморский регион (ЧР) становится геополитическим пространством столкновения - прифронтовой зоной формирования новой системы международных отношений. После окончания холодной войны регион из периферийного района мировой политики становится одним из центров конкуренции между региональными и мировыми державами. При этом регион носит не географический, а геополитический характер, который существенно расширяет его границы как минимум в четырех вариациях: ЧР как пространство семи прибрежных государств, ЧР как Балто-Черноморский регион, ЧР как Черноморско-Каспийский регион и ЧР как «нервный узел» Большого Средиземноморья. Рассматриваются геополитические проекты великих держав в отношении Черноморского региона в 1991-2019 гг. Целью является исследование эволюции и динамики реализации указанных геополитических проектов через сопоставление концептуального, доктринального уровней и уровня практической политики субъектов международных отношений в отношении ЧР. Научная новизна заявленной темы состоит в системном исследовании геополитических проектов великих держав в отношении ЧР после окончания холодной войны, который становится в текущий период мировой истории одним из критически важных регионов. Авторы приходят к выводу, что США, ЕС и Турция имеют наступательную стратегию в ЧР, тогда как стратегия РФ после дезинтеграции СССР направлена на сохранение статуса-кво. После 2014 г. США и их союзники приступили к третьей попытке реализации проектов Евроатлантического Причерноморья и проекта Большого Черноморского региона, которые предполагают вытеснение РФ из Черноморского региона. Геополитическое значение ЧР определяется его стратегическим положением на пересечении интересов ключевых игроков международных отношений. Их конкуренция в ЧР осуществляется как на внутрирегиональном (Россия - Турция - ЕС), так и глобальном (США - Россия, Турция, Иран; ЕС - Россия, Турция, США; Китай - США, ЕС, Россия) уровнях, определяя содержание концептуальных подходов к политическому устройству региона и конкретных интеграционных (и инфраструктурных) проектов. Сложность текущей геополитической ситуации в регионе определяется большим количеством конкурирующих держав и меняющимися контурами международной системы в целом.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021;21(3):498-516
pages 498-516 views

Роль незападных стран в формировании российской великодержавности: примеры Турции и Израиля

Биринчи Э., Суджу А.Э., Сафранчук И.А.

Аннотация

В статье рассматривается великодержавность России в контексте влияния динамики российско-турецких и российско-израильских отношений на формирование великодержавного статуса России в многополярном мире. Опираясь на исследования на английском и русском языках, посвященные изучению концепций великой державы и российской великодержавности, авторы прибегают к аналитическому эклектизму в качестве теоретической основы исследования. Для изучения великодержавности России используются конструктивизм с опорой на базовый концепт идентичности, а также неореализм с неизменным приоритетом национальных интересов, безопасности и государственной мощи. На основе представленных теоретических подходов анализируются официальные документы, международные соглашения, заявления государственных должностных лиц и официальные декларации. Изучается вопрос, в какой степени двусторонние отношения России с Турцией и Израилем, являющимися традиционными незападными союзниками стран Запада, могут способствовать формированию российской идентичности великой державы. Для этого исследуются факторы формирования российской великодержавности и ее роль в российской внешней политике. После анализа статуса великой державы как инструмента российской внешней политики изучается развитие российско-турецких и российско-израильских отношений. Авторы приходят к выводу, что Россия развивает стратегические отношения с Турцией и Израилем, несмотря на ухудшение отношений с Западом. Это способствует укреплению статуса России как великой державы на международном и региональном уровнях. Кроме того, выдвигается тезис, что развитие российско-турецких и российско-израильских отношений может укрепить великодержавный статус России в отношениях со странами Запада и внести вклад в формирование многополярного мира.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021;21(3):517-528
pages 517-528 views

МИР И БЕЗОПАСНОСТЬ

Интернет-революции или просто фитна: к десятилетию «арабской весны»

Васильев А.М., Жерлицына Н.А.

Аннотация

Статья посвящена десятой годовщине революционных событий в регионе Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА), получивших название «арабской весны». Актуальность исследования последствий политических трансформаций в арабских странах обусловлена незавершенностью процессов модернизации в таких сферах, как государственное управление, правосудие и права человека. Все это породило недовольство активной части общества, которая стала инициатором протестов. Авторы ставили целью сопоставить причины народных возмущений, способы политической борьбы, роль основных акторов и результаты «арабской весны» для большинства стран, затронутых данным процессом. Особое внимание уделено росту популярности исламистских политических сил, которые дали свои ответы и псевдоответы на острые общественные вопросы. С опорой на методы сравнительного и типологического анализа были изучены особенности различных моделей политического развития ближневосточных и североафриканских стран. За истекший десятилетний период мировая наука накопила значительный пласт исследований, посвященных изучению феномена «арабской весны». Авторы учли широкий спектр мнений ученых из Европы, США, Турции, Израиля и арабских стран. Ставя целью оценить политическую трансформацию региона БВСА за последние 10 лет, данное исследование анализирует изменения в позиции внешних акторов, таких как Россия и США. Авторы приходят к выводу, что влияние США в целом в регионе уменьшилось, а России, Турции, Ирана и Саудовской Аравии возросло. Израилю удалось укрепить собственную безопасность, установив нормальные отношения с рядом арабских государств региона. Народные волнения, вновь вспыхнувшие в Ираке, Ливане, Судане, Алжире, да и в Тунисе в 2018-2021 гг., объективно были вызваны теми же условиями, которые породили «арабскую весну» и пока что с теми же неопределенными результатами.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021;21(3):529-542
pages 529-542 views

Популизм во внешней политике Турецкой Республики

Аватков В.А.

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению роли и особенностей популизма во внешней политике современной Турецкой Республики. Популизм стал особенно популярен во внешнеполитическом дискурсе Турции после прихода к власти Партии справедливости и развития в 2002 г. и Р.Т. Эрдогана на пост президента в 2014 г. Особое внимание уделено популистским высказываниям лидера Турции Р.Т. Эрдогана, озвученным им в контексте трех ключевых внешнеполитических идеологем - неоосманизма, неопантюркизма и исламизма. Пропаганда идей неоосманизма нацелена на возвращение Турции былого - имперского - величия; конечной целью турецкого популизма в тюркских государствах является формирование новой туркоцентричной подсистемы международных отношений - «тюркского мира»; что касается религиозного дискурса, то исламский популизм Турции внутри страны, прежде всего, направлен на консервативную часть населения государства, а на международной арене - на представителей мирового исламского сообщества. Ключевой задачей такого популизма Турции является постепенный отход страны от принципов М.К. Ататюрка и светского характера государства, а также формирование общественного мнения о том, что Анкара является центром исламского мира. Делается вывод, что турецкий популизм является достаточно эффективным и помогает правящей элите достигать поставленных внешнеполитических целей. Во многом успех турецкого популизма зависит от грамотной политики его реализации Р.Т. Эрдоганом, представляющим собой классический пример восточного политика, которому свойствен харизматический тип лидерства. Тем не менее ситуация в значительной степени может измениться в случае смены в Турции власти и появления в будущем нового лидера, а вместе с ним - новых популистских механизмов.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021;21(3):543-554
pages 543-554 views

Военно-политические особенности участия ФРГ в операции «Решительная поддержка» в 2015-2021 гг.

Трунов Ф.О.

Аннотация

С учетом масштаба и длительности (почти два десятилетия) военного присутствия ФРГ в Афганистане данное направление приложения военно-политических усилий Германии вне зоны ответственности НАТО является одним из важнейших для германской внешней политики. В этой связи задача статьи - исследование особенностей использования ФРГ военного и политико-дипломатического инструментария в ходе операции «Решительная поддержка» (Resolute Support). Основными методами исследования избраны сравнительный и ивент-анализ. Дается оценка характеристик и результатов вклада Германии в деятельность МССБ (ISAF) к середине 2010-х гг. Показывается, что во многом усилия контингента бундесвера в рамках миссии «Решительная поддержка» были направлены на завершение работы над неоконченными задачами в период существования МССБ. Определяются вновь поставленные (с 2015 г.) задачи германских военных, их детерминированность, особенности реализации. Прослеживается восходящая динамика военного присутствия ФРГ в Афганистане. В сопоставлении с Сирией и Ираком, с учетом масштаба угроз, проецируемых с их территории на Евроатлантическое сообщество в середине 2010-х гг., показываются особенности форм и объемов использования бундесвера на афганском направлении. Исследуются попытки официального Берлина сохранить военное присутствие в Афганистане в условиях заключения администрацией Д. Трампа и движением «Талибан» (запрещено в РФ) договоренностей от 29 февраля 2020 г. о выводе войск США. Определяется круг факторов, способных повлиять на пересмотр позиции Белого дома во второй половине 2020 - начале 2021 г. В этот период германская сторона последовательно прилагала усилия для сохранения своего присутствия в Афганистане. Однако после принятия окончательного решения уже администрацией Дж. Байдена о выводе войск официальный Берлин был вынужден пойти на ускоренную (уже к 1 июля 2021 г.) эвакуацию своего контингента, что во многом перечеркивало декларируемые ранее результаты стратегии на афганском направлении. Делается вывод о последствиях свертывания военного присутствия в Афганистане для внешней политики ФРГ в целом.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021;21(3):555-570
pages 555-570 views

ДВУСТОРОННИЕ ОТНОШЕНИЯ

Вступление Турции в Европейский союз: «Имеет ли религия значение?»

Арьял С.К., Наир А., Бхаттараи Г.

Аннотация

На фоне растущего страха Европы перед исламизацией и обострения исламистских настроений в Турции религия по-прежнему представляет собой важнейший фактор в контексте интеграции Анкары в Европейский союз (ЕС). После длительного ожидания и непрерывных переговоров Турция все больше отдаляется от перспективы быть принятой в ряды ЕС. Выявляется роль религии в неослабевающих трениях между двумя регионами / субъектами и обосновывается тезис, что религию следует рассматривать в качестве одной из переменных европейской интеграции. Анализ опирается на первичные и вторичные источники с обращением к реалистско-ориентированному «Столкновению цивилизаций» Сэмюэля Хантингтона. Для лучшего понимания динамики политических процессов в Турции использовались турецкие источники. С точки зрения методологического подхода исследование проводилось посредством контент-анализа и наблюдения за социально-политическими сценариями и поведенческими изменениями ЕС и Турции. В заключении сделан вывод, что надлежащий механизм для рассмотрения религии в качестве переменной отсутствует. Вместе с тем религия по-прежнему играет важную психологическую роль как в ЕС, так и в Турции. Выдвинута рекомендация по проработке Брюсселем и Анкарой религиозного измерения интеграции в контексте общей интеграционной динамики.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021;21(3):571-582
pages 571-582 views

РЕЦЕНЗИИ

Рецензия на книгу: The New Regional Order in the Middle East: Changes and Challenges / Ed. by S. Bazoobandi. London, New York: Palgrave Macmillan, 2020. 141 p.

Бребдани А.М., Аль-Махмадава Ш.Р.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021;21(3):583-586
pages 583-586 views

Рецензия на книгу: US Foreign Policy in the Middle East from American Missionaries to the Islamic State / Ed. by G.F. Gresh, T. Keskin. New York: Routledge, 2018. 326 p.

Верфелли В., Хориех Р.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021;21(3):587-590
pages 587-590 views

Рецензия на книгу: Политические процессы на постсоветском пространстве: новые тренды и старые проблемы / отв. ред. Э.Г. Соловьев, Г.И. Чуфрин. М.: ИМЭМО РАН, 2020. 276 с.

Курылев К.П., Смолик Н.Г.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021;21(3):591-593
pages 591-593 views

Рецензия на книгу: Regional Security in the Middle East / Ed. by B. Koch, Y.A. Stivachtis. Вristol: E-International Relations Publishing, 2019. 242 p.

Лашина А.А.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021;21(3):594-597
pages 594-597 views

Рецензия на книгу: Фененко А.В. История международных отношений: 1648-1945. 2-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2020. 800 с.

Алексеева Т.А.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021;21(3):598-602
pages 598-602 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах