Том 21, № 1 (2021): Концептуализация проблем мировой политики сквозь призму теории международных отношений

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ДОСЬЕ

Постколониальность в глобальном и региональном измерениях

Неклесса А.И.

Аннотация

Предмет исследования - взаимосвязь двух междисциплинарных направлений в социальных науках, активно развивающихся с 70-х и 80-х гг. ХХ в.: Постсовременности и Постколониальности. Анализируется ситуация социального транзита и постулируется типологическое родство данных масштабных процессов общественной трансформации - своего рода исторический rite of passage . Комплексная реальность, возникающая в лоне Современности, реализует полицентризм, основанный не на этатистской симфонии, а на распределенном по планете множестве корпоративных, групповых и личностных суверенитетов. Концепту глобализации как «финалу истории» - политической и экономической связности современного мира - противопоставлен взгляд на универсальную перестройку как следствие кризиса институтов всемирной бюрократии, национальных, административных, партийных и прочих унифицирующих механизмов. Внимание обращено на набирающие силу тенденции индивидуализации и приватизации, замещение субординативности субсидиарностью, что отражает кризис национальной государственности. Постсовременность, отрицая прежнее мироустройство, воспроизводит в планетарном масштабе подобие постколониальной ситуации самоопределения, что позволяет обратиться к опыту суверенизации стран, осваивающих свой новый статус в различных версиях его становления. Колониальность при этом понимается как гегемония, выходящая за рамки сложившегося толкования колониализма - это доминантная эманация мира-империума, предлагающего субалтерным иным два модуса поведения: подчинение либо ассимиляцию, отрицая легальность альтернативной самореализации или сопротивления. Политическая деколонизация - исторически недолгий период, в то время как Постколониальность - длительное, комплексное состояние реабилитации бывших колониальных и зависимых территорий с ослабленной субъектностью. Речь также идет о деколониальности - политической, социокультурной и смысловой контргегемонии, отрицающей диктат конъюнктурной картины мира как инструмента модально-ассимилирующего комплекса «знание - власть». Пафос постсовременной, постимперской и постколониальной позиции, в котором присутствуют также тревожные обертоны, декларирует право индивида и сообществ на реализацию оригинальной идентичности, диссимиляцию прежних лояльностей и суверенный поиск альтернатив. Актуальность данной проблематики подтвердили массовые беспорядки, вспыхнувшие в 2020 г. в США и ряде других мест планеты.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021;21(1):9-19
pages 9-19 views

Теория секьюритизации, или Хорошо забытое старое: к вопросу о теоретико-философских истоках и зарождении теории

Гайдаев О.С.

Аннотация

Более 20 лет прошло с тех пор, как Б. Бузан, О. Вэйвер и Я. де Вильде опубликовали ставшее классическим в дисциплине исследований о безопасности произведение «Безопасность: новая система анализа». Несмотря на попытки применения отечественными специалистами концептуального аппарата теории в исследовании международных проблем, знания о самой теории остаются фрагментарными. Подавляющая часть существующих работ обращается к интеллектуальному наследию так называемой Копенгагенской школы, в то время как более современные подходы и направления остаются практически вне поля зрения исследователей. Автор предпринимает попытку восполнить этот пробел. Данная статья открывает цикл исследований, целиком и полностью посвященных феномену секьюритизации: от самых ранних вех до современного этапа развития теории. Исследуются теоретико-философские предпосылки, а также идеи и положения теории секьюритизации, впервые сформулированные О. Вэйвером в конце 1980-х гг. Автор обращается к оригинальным работам и рукописям главных представителей Копенгагенской школы: О. Вэйвера и Б. Бузана, воспроизводя историю зарождения концепта секьюритизации и предлагая читателю погрузиться в атмосферу научных дискуссий о безопасности конца XX в. В результате проведенной работы становится возможным определить ключевые пункты в ранней теории секьюритизации: безопасность как речевой акт, национальная безопасность как главный объект анализа, постструктурный реализм как исследовательская позиция О. Вэйвера, а также идея о негативном значении безопасности. Делается вывод, что, несмотря на отмечаемые многими критиками недостатки ранней версии теории секьюритизации, в ее основе лежала ценная и продуктивная идея - попытка выйти за рамки представления о безопасности как абсолютном благе или метафизической сущности, что было свойственно традиционным и многим альтернативным подходам к определению безопасности.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021;21(1):20-32
pages 20-32 views

Региональный комплекс Юго-Восточной Азии: опыт прикладного анализа на примере ситуации в Мьянме

Ефремова К.А.

Аннотация

В статье раскрывается авторская концепция изучения региональных комплексов, разрабатываемая в Центре комплексного китаеведения и региональных проектов МГИМО МИД России, и оценивается опыт ее применения на примере международно-политического анализа текущей ситуации в региональном комплексе Юго-Восточной Азии. Актуальность предмета исследования обусловлена международно-политической ситуацией вокруг Мьянмы, остающейся одной из наименее изученных стран Юго-Восточной Азии. Целью исследования является научное рассмотрение рохинджийского кризиса с применением разрабатываемой автором прикладной методики регионального анализа. Суть данной методики заключается в том, чтобы выстроить сценарии развития международно-политической ситуации в регионе исходя из типа взаимодействий в рамках соответствующего регионального комплекса. В статье приводится авторское определение регионального комплекса, основанное на работах А.Д. Воскресенского, рассмотрен алгоритм сценарного анализа, выделены шесть «идеальных» типов региональных комплексов, обозначены стабильные и нестабильные типы региональных комплексов. Первая часть статьи посвящена существующим подходам к изучению региональной проблематики в теории международных отношений и мировом комплексном регионоведении, во второй части описывается авторская концепция прикладного международно-политического исследования региональных комплексов, а в третьей части приводится пример использования сценарного анализа на конкретном регионально-страновом материале - современной ситуации в мьянманском штате Ракхайн. На основе проведенного исследования получены следующие результаты: 1) посредством сочетания методов новостного мониторинга и ивент-анализа собрана информация о политических процессах, происходящих в Ракхайне в течение последних пяти лет; 2) данная информация ранжирована в соответствии с предложенной автором матрицей, характеризующей развитие ситуации по пессимистическому (-5…-1) и по оптимистическому (+1…+5) сценариям; 3) по результатам проведенного анализа сделан вывод о характере и степени интенсивности рохинджийского кризиса, намечены основные пути его урегулирования. В заключении автор выражает надежду на то, что предложенная методика может быть востребована регионоведами-международниками для анализа аналогичных международно-политических ситуаций.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021;21(1):33-48
pages 33-48 views

«Европеизация» деятельности аналитических центров в политике групп интересов в ЕС

Писарев И.И.

Аннотация

Анализируются характеристики аналитических центров как участников политики групп интересов в Европейском союзе (ЕС). В рамках данной политики они стимулируют общественную дискуссию, проводят исследовательскую работу, инициируют принятие нового законодательства и реализацию более эффективного государственного управления. Значительное количество аналитических центров в странах ЕС оказывается вовлечено в политику групп интересов не только на национальном, но и на наднациональном уровне ЕС, способствуя активизации интеграционных процессов среди стран Союза и европеизации, которая является предметом анализа в данном исследовании. Усиление роли и важности групп интересов в политике ЕС происходит во многом благодаря увеличению объема властных полномочий институтов Союза, поскольку введение нового общего для всех стран ЕС законодательства и регулирования приводит к ответной реакции различных групп частных и общественных интересов. Эти группы при взаимодействии с властными институтами ЕС стремятся к наиболее действенной защите своих интересов, для чего их представители проводят встречи с чиновниками Европейской комиссии и Европейского парламента, а также других структур Союза. Такая деятельность по представительству интересов, существующему в виде лоббирования и адвокатирования, с 2011 г. регулируется Реестром прозрачности, созданным совместными усилиями Европейской комиссии и Европейского парламента. Целью данного исследования является анализ количественных показателей деятельности аналитических центров в ЕС и разработка на его основе Рейтинга стран ЕС по уровню европеизации представляющих их аналитических центров. Его методологическую основу составляет сопоставление статистических данных Реестра прозрачности и Рейтинга аналитических центров мира, на основе которого и выводится этот Рейтинг. Изучение рейтинга позволяет выделить группы стран c высоким, средним и низким уровнем европеизации аналитических центров всех стран ЕС по состоянию на 31 января 2019 г. Выявленные на основе анализа результаты демонстрируют неоднородный характер процесса европеизации деятельности аналитических центров в разных странах ЕС.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021;21(1):49-63
pages 49-63 views

Страны БРИКС в международной климатической политике

Ковалев Ю.Ю., Поршнева О.С.

Аннотация

В статье представлен анализ климатических политик стран БРИКС на глобальном и национальном уровнях. Рассмотрены позиции данных государств в рамках проводимых под эгидой ООН с 1992 г. международных климатических конференций (Конференций Сторон), а также на саммитах государств - членов группировки в 2011-2020 гг. Охарактеризованы стратегии и результаты осуществляемой в этих странах национальной климатической политики. Авторы использовали методы структурного и сравнительного анализа и контент-анализа, отмечая, что сегодня странам БРИКС отводится ключевая роль в стабилизации климата нашей планеты. Без комплексной климатической трансформации обществ стран - участниц данной интеграционной группировки достижение главной цели Парижского соглашения (удержание роста глобальных средних температур воздуха к 2100 г. на уровне 1,5-2 ˚С) неосуществимо. Страны БРИКС являются мировыми лидерами по эмиссиям парниковых газов (более 40 % мировых выбросов СО2). В своей международной климатической позиции группировка придерживается принципа «общей, но дифференцированной ответственности». Тем самым страны БРИКС выступают за устойчивый экономический рост посредством внедрения новых, экологических технологий и против ограничительных мер, препятствующих их экономическому развитию. В Китае, Индии, Бразилии и ЮАР осуществляются многочисленные проекты экологической трансформации, направленные на декарбонизацию экономики этих стран и достижение углеродной нейтральности. Особенно глубокие изменения заметны в энергетическом секторе перечисленных государств. Вместе с тем высокая зависимость экономики России от добычи и экспорта топливных ресурсов осложняет процессы экологической трансформации. В стране доминирует негативный нарратив в отношении климатических преобразований, в котором необходимая экологическая модернизация экономики страны видится как угроза для ключевых секторов экономики (нефтяного и газового). Реализация международных договоренностей по снижению углеродоемкости, а также создание условий в стране для перехода к климатически нейтральным технологиям не только способствовали бы борьбе с глобальным изменением климата, но и стали бы мощным стимулом для модернизации экономики России, повышения ее конкурентоспособности и инновационности.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021;21(1):64-78
pages 64-78 views

Центральноазиатское направление политики России и Китая в контексте евразийской концепции

Забелла А.А., Каткова Е.Ю., Шабага А.В.

Аннотация

Выявляются причины растущего внимания к евразийской идеологии среди политических и научных кругов России, а также интересы Китая в Центральной Азии. В рамках реалистической парадигмы были проанализированы аспекты российской и китайской внешней политики в контексте укрепления влияния в данном регионе. В качестве ведущего нарратива внешнеполитического курса России в Центральной Азии рассмотрена идеология евразийства, основанная на традиционных ценностях. Большое внимание отводится анализу эффективности российской концепции евразийства и китайской политики Шелкового пути в регионе. Использованы теоретико-аналитический и системно-исторический подходы, которые позволили проанализировать позиции России и Китая по укреплению своего влияния в Центральной Азии, а также изучить перспективы и проблемы сотрудничества двух стран в регионе. Сопряжение Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и инициативы «Один пояс, один путь» рассматривается в качестве способа укрепления российско-китайского взаимодействия, возможности получения больших дивидендов странами Центральной Азии, а также расширения российского и китайского присутствия в регионе. Выделяются сильные и слабые стороны России и Китая в рамках их взаимодействия со странами региона. Подчеркивается, что, хотя российская сторона обладает целым рядом значимых преимуществ, Китай благодаря особой политике в области международного движения капитала усиливает свое присутствие в Центральной Азии. Главная гипотеза состоит в том, что сопряжение ЕАЭС и инициативы «Один пояс, один путь» может служить фактором сдерживания конкуренции между Россией и Китаем в Центральной Азии, однако авторы не исключают шанхайский сценарий, который демонстрирует постепенное усиление позиций Китая.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021;21(1):79-90
pages 79-90 views

«Мир больше пяти». Становление Турции в качестве глобального актора мировой политики: перспективы и вызовы для России

Ирхин А.А., Москаленко О.А.

Аннотация

Внешнеполитическая активность Р.Т. Эрдогана показывает, что современная модель мирового порядка уже не удовлетворяет видению ближайшего будущего Турецкой Республики. «Мир больше пяти» - формула, предлагаемая первым лицом Турции с 2013 г. Однако Анкара меняет мир не только на эмоциональном уровне - по крайней мере, в нескольких ключевых регионах, но и на уровне воздействия на него через «жесткую и мягкую силу»: Восточное Средиземноморье, Ближний и Средний Восток, Черноморский регион, Кавказ и Центральная Азия. Авторы рассматривают основные показатели турецкой «мягкой» и «жесткой силы»: военный, экономический, технологический факторы и фактор притягательности широкой массовой культуры - с целью определить геополитические возможности Турции в качестве влиятельного глобального актора в ближайшей исторической перспективе и выявить последствия приобретения такого статуса для двусторонних российско-турецких отношений. Были применены геополитический, цивилизационный и системный подходы с требуемым в каждом случае набором методов для решения конкретной исследовательской задачи. Исследование осуществлено в рамках парадигмы классической и критической геополитики. За время нахождения у власти Партии справедливости и развития умеренные исламисты дали стране новый импульс развития, который можно охарактеризовать как возвращение к своим цивилизационным корням. Государство сделало заметные успехи в развитии экономики, военно-промышленного комплекса, армии и флота и позиционировании себя в мире как защитника всех мусульман. Современную Турцию можно определить как великую региональную державу с секторальным глобальным лидерством в военных показателях и в области притягательности модели развития - успешного мусульманского государства. Анкара инвестирует значительные средства в «мягкую силу», а ее успех основывается на существовании турецкой идеологии развития как синтеза неоосманских, неопантюркистских и панисламистских идей в определении картины будущего. Возрождение Турции в качестве региональной державы и ее стремление стать мировой державой неизбежно будет увеличивать пространство противоречий в российско-турецких отношениях, сокращая сферу сотрудничества двух держав.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021;21(1):91-107
pages 91-107 views

МИР И БЕЗОПАСНОСТЬ

Радикализация миграционной политики США в 2017-2019 гг. на примере Мексики и Центральной Америки

Еремин А.А.

Аннотация

В статье предпринята попытка критического анализа политики 45-го президента США Дональда Трампа по ужесточению мер миграционного контроля. Детально раскрывается вектор развития современных подходов Вашингтона к проблеме пограничного контроля США по южному и юго-западному направлению, а также проводится комплексную оценку основных программ, стоящих в основе наиболее актуальных изменений политики Дональда Трампа в данной сфере. В частности, особое внимание уделяется структуре миграционных потоков в 2017-2019 гг., а также причинам, стоящим за происходящими изменениями. Рассматриваются первопричины беспрецедентного роста масштабов потока потенциальных мигрантов и беженцев в контексте прогрессирующего политического, экономического и гуманитарного кризиса в Центральноамериканском субрегионе. Важное место отведено возрастающей роли Мексики в урегулировании данного вопроса, а также потенциальным последствиям подобного сотрудничества властей США и Мексики для ситуации в Центральной Америке и регионе Латинской Америки в целом. Актуальность статьи обусловлена объективной необходимостью научного осмысления и качественной оценки политики администрации Дональда Трампа. Автор приходит к выводу, что подход 45-го президента США по ключевым и наиболее деликатным вопросам, как, например, пограничный контроль на южной границе между США и Мексикой, а также миграционный вопрос, основан на усилении роли силовой составляющей при показательном игнорировании социальных первопричин возникающих проблем. В этом ключе одной из уникальных отличительных характеристик подхода Дональда Трампа является попытка перенести ответственность за решение проблемы беженцев из Центральной Америки на пограничное государство, которым в данном случае является Мексика.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021;21(1):108-118
pages 108-118 views

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Венесуэльский аспект «восходящего партнерства» Турции и стран Латинской Америки: факторы, динамика и риски

Пятаков А.Н.

Аннотация

Проведен анализ турецко-венесуэльских отношений на фоне активизации связей Турции и Латинской Америки. В 2015-2019 гг. данный вектор межконтинентального сотрудничества вышел на пиковую стадию. Это отразилось и в интенсификации торгово-экономических отношений, и в укреплении дипломатических связей. Выявлены причины и международные факторы происходящего сближения. Исследование проводится при прослеживании траектории изменения внешнеполитической линии Турции, проявляющемся в постепенном отходе от прозападного курса. Основной акцент сделан на рассмотрении эволюции и актуального состояния турецко-венесуэльских отношений. Пережив периоды спадов и подъемов, к 2016 г. отношения между Венесуэлой и Турцией вошли в фазу кульминации. В последние годы их двустороннее партнерство заметно выделяется на фоне отношений Анкары с остальными государствами региона. Об этом свидетельствует рекордная частота межгосударственных официальных визитов и высокая степень взаимопонимания турецкого и венесуэльского руководства по ряду принципиальных вопросов. В статье проводится компаративный анализ политических и исторических особенностей двух государств. Автор приходит к выводу, что турецко-венесуэльское партнерство строится на основе реагирования на текущие внешние вызовы, общие для двух государств. И Венесуэла, и Турция находятся под санкционным давлением, хотя и в разной степени; в экономиках обоих государств наблюдаются кризисные моменты. Данные факторы оказывают стимулирующее воздействие на развитие экономического взаимодействия между государствами на взаимовыгодной основе. Для Венесуэлы экономическое сотрудничество с Турцией является значимым фактором, позволяющим амортизировать отрицательные последствия перманентного экономического кризиса. Поставки турецких продуктов питания во многом помогают снизить остроту продовольственного дефицита в Венесуэле, а закупки Анкарой венесуэльского золота способствуют пополнению бюджета латиноамериканской страны валютными средствами. Можно говорить о сложившемся геостратегическом партнерстве, имеющем если не долгосрочный, то среднесрочный потенциал.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021;21(1):119-135
pages 119-135 views

Политическая экономия отношений КНР и Тайваня

Нахатакян Е.О.

Аннотация

Представлен всесторонний анализ взаимосвязи политических и экономических факторов в отношениях между материковым Китаем и Тайванем. Основным политическим фактором, учитываемым в исследовании, является позиция правящей партии на Тайване в отношении материка, принимающей политику Пекина «Один Китай» и «Консенсус 1992 года», выдвинутого материковым Китаем в качестве политической основы для выстраивания диалога между сторонами. Ключевые экономические факторы охватывают такие сферы сотрудничества между Пекином и Тайбэем, как двусторонняя торговля, международное движение капитала и туризм. Актуальность исследования определяется тем фактом, что урегулирование тайваньского вопроса и реализация полного воссоединения Китайской Народной Республики являются фундаментальными интересами материкового Китая. Цель статьи - анализ влияния политического цикла на Тайване на экономическое сотрудничество между Пекином и Тайбэем, дальнейшая интенсификация которого может привести к мирному воссоединению путем экономической интеграции. Представлен широкий обзор развития отношений между Тайванем и материковым Китаем с акцентом на политике администраций Тайбэя с 1949 по 2019 г. и ее влияния на экономическое сотрудничество между двумя сторонами. В основе методологии исследования лежит международная политическая экономия. Основные результаты позволяют сделать вывод, что политический цикл на Тайване практически не влияет на торговлю и инвестиционную деятельность между материковым Китаем и Тайванем, однако оказывает значительное влияние на туризм, в особенности со стороны КНР, которая может административным путем регулировать (сокращать или увеличивать) количество материковых туристов, желающих посетить Тайвань.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021;21(1):136-147
pages 136-147 views

ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Кипрский вопрос в отношениях между Грецией и Советским Союзом (1956-1960 гг.)

Тасулас А.

Аннотация

Анализируется роль кипрского вопроса в двусторонних отношениях Греции и СССР в 1956-1960 гг. Работа выполнена на основе исследований, проведенных в архиве Константиноса Караманлиса (AKK) и Дипломатическом и историческом архиве Министерства иностранных дел Греции (DIAYE) в Афинах. Анализ недавно рассекреченных документов относится к событиям 1954 г., когда Советский Союз поддержал притязания Греции на самоопределение кипрского народа в ООН на основе антиколониальных принципов. За этим последовал существенный рост объемов торговли между Грецией и СССР, особенно по итогам неофициального визита министра иностранных дел СССР Д.Т. Шепилова в Афины в 1956 г. На фоне обострения международной обстановки в 1957 г. Кремль выступил с критикой решения НАТО по размещению американских баллистических ракет средней дальности на подводных лодках (БРПЛ) на территории Европы, пытаясь оказать дипломатическое давление на страны - члены НАТО, включая Грецию. Характерные для советской дипломатии в отношении Греции переходы от напряженности к мирной наступательной стратегии в долгосрочной перспективе привели к весьма неоднозначным результатам. Автор приходит к выводу, что обе страны использовали кипрский вопрос в собственных интересах: Москве удалось воспользоваться недовольством Греции своими союзниками по НАТО как средством повышения собственного престижа в регионе, в то время как греческое правительство взяло на вооружение советскую тактику для усиления политических рычагов в противостоянии НАТО по Кипру.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021;21(1):148-156
pages 148-156 views

ДВУСТОРОННИЕ ОТНОШЕНИЯ

Взаимное восприятие в современных российско-иранских отношениях: образ России и Ирана в школьных учебниках истории двух стран

Зотова Ю.А.

Аннотация

Россия и Иран поддерживают непрерывные дипломатические отношения c 1592 г. За постсоветский период связи между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран (ИРИ) значительно укрепились. Руководство обеих стран стремится превратить их отношения в стратегическое партнерство. Однако главным препятствием для достижения этой цели, по мнению аналитиков, является негативное восприятие народами двух стран друг друга. Цель данного исследования - понять, как современные россияне и иранцы видят друг друга и российско-иранские отношения. Рассматриваются данные социологических опросов, мнения российских и иранских экспертов, проводится анализ образа Ирана и России в школьных учебниках истории двух стран. Приходится констатировать, что среди современных иранцев сохраняются негативные стереотипы, недоверие по отношению к России. В иранских школьных учебниках истории России уделяется гораздо больше внимания, чем Ирану - в российских. Причем для иранцев видение России как страны-соседа преобладает над идеей России - великой мировой державы. Однако образ России в целом иллюстрируется в негативном ключе, она представляется страной, которой следует опасаться. Формирование негативного образа России среди иранцев обусловлено не столько реальными историческими фактами, сколько их селективной и часто ошибочной интерпретацией. В современной России, несмотря на то, что социологические опросы демонстрируют в целом позитивный имидж Ирана, эта страна не имеет первостепенной важности для россиян, она остается далекой, экзотической и непонятной. Современные россияне имеют весьма слабые представления о своем южном соседе - Иране. В российских школьных учебниках Персии и Ирану уделяется настолько мало внимания, что трудно говорить о положительном или отрицательном образе этой страны.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021;21(1):157-170
pages 157-170 views

РЕЦЕНЗИИ

Рецензия на книги: China’s Infinite Transition and Its Limits. Economic, Military and Political Dimensions / ed. by A.D. Voskressenski. Springer Global (Singapore): Palgrave Macmillan, 2020. 97 p.; Модель развития современного Китая: оценки, дискуссии, прогнозы / под ред. А.Д. Воскресенского. М.: МГИМО; Стратегические изыскания, 2019. 736 с.

Бельченко А.С., Васильев Д.В.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021;21(1):171-175
pages 171-175 views

Рецензия на книгу: Mamdani M. Neither Settler nor Native: The Making and Unmaking of Permanent Minorities. Cambridge: The Belknap Press, 2020. 416 р.

Моргунова (Петрунько) О.А.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021;21(1):176-178
pages 176-178 views

Рецензия на книгу: From Ivory Towers to Ebony Towers: Transforming Humanities Curricula in South Africa, Africa, and African American Studies / ed. by O. Tella, S. Motala. South Africa: Jacana Media, 2020. 563 p.

Олувакайоде О.Э.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021;21(1):179-182
pages 179-182 views

Рецензия на книгу: Fighting for Peace in Somalia: A History and Analysis of the African Union Mission (AMISOM), 2007-2017 / ed. by P.D. Williams. Oxford: Oxford University Press, 2018. 366 p.

Адан М., Мугаби Б.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021;21(1):183-185
pages 183-185 views

Рецензия на книгу: Abdolmohammadi P., Cama G. Contemporary Domestic and Foreign Policies of Iran. London, Denver: Palgrave Macmillan, 2020. 251 p.

Белов (Юртаев) В.И.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021;21(1):186-190
pages 186-190 views

Рецензия на книгу: Africa-China Cooperation. Towards an African Policy on China? / ed. by Ph. Mtembu, F. Mabera. Palgrave Macmillan, 2021. 242 p.

Дейч Т.Л.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021;21(1):191-194
pages 191-194 views

Рецензия на книгу: Islam in International Relations. Politics and Paradigms / ed. by N.M. Adiong, R. Mauriello, D. Abdelkader. London, New York: Routledge, 2019. 236 p.

Чикризова О.С.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021;21(1):195-198
pages 195-198 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах