Том 20, № 4 (2020): Новые параметры регионального миротворчества

Статьи

В этом номере

Беллами А.Д.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2020;20(4):665-666
pages 665-666 views

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ДОСЬЕ

Африканский союз и поддержание мира в Африке: вызовы и возможности

Апуули К.Ф.

Аннотация

Африка по-прежнему страдает от вспышек конфликтов, свидетельствующих о росте числа насильственных вооруженных инцидентов. Создание Африканского союза (АС) ознаменовало (по крайней мере на это надеялись) новую эру в урегулировании и разрешении африканских конфликтов. С 2003 г. в качестве средства управления конфликтами на континенте АС санкционировал ряд операций по поддержанию мира, включая миссии в Бурунди, Судане и Сомали. В более позднее время организация также утвердила три операции в отношении негосударственных вооруженных групп, таких как Господня армия сопротивления (ЛРА), «Боко Харам» и джихадисты региона Сахеля. Хотя некоторые из этих миссий добились успехов в выполнении своих задач, в целом все они столкнулись или сталкиваются с рядом трудностей, в том числе с проблемами финансирования и материально-технического обеспечения. Чтобы ослабить давление на свои ресурсы, организация начала санкционировать миротворческие миссии самопомощи, а именно: многонациональную совместную целевую группу, где объединены в основном военные из Бенина, Камеруна, Чада, Нигера и Нигерии, и объединенные силы «Сахельской группы пяти», в состав которой входят военные Буркина-Фасо, Мавритании, Мали, Нигера и Чада. В то же время участие АС в миротворческой деятельности в Африке открыло для организации новые возможности и повысило ее потенциал в области регулирования и разрешения конфликтов. Таким образом, АС принял стратегию предотвращения возникновения конфликтов с помощью таких инициатив, как «Заставить оружие замолчать», направленных на уменьшение случаев возникновения конфликтов и создание собственных механизмов финансирования, в частности для оказания поддержки своим санкционированным миссиям по поддержанию мира.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2020;20(4):667-677
pages 667-677 views

Миротворческие операции в Африке и африканская интеграция: современные вызовы

Готтшальк К.

Аннотация

Усилия по поддержанию мира и развитию экономического взаимодействия между странами - два наиболее важных аспекта африканской интеграции. В первом разделе автор анализирует некоторые текущие вызовы африканскому миротворчеству, миростроительству и африканской интеграции. Продолжающаяся гражданская война в Ливии олицетворяет дипломатические и военные тупики, которые ограничивают нынешнюю миротворческую деятельность в Африке. Она демонстрирует, что Североафриканские региональные силы и Североафриканская резервная бригада существуют только на бумаге, а в реальности действуют неэффективно, тем самым ограничивая возможности Совета мира и безопасности Африканского союза. Военное вмешательство внерегиональных акторов может поляризовать конфликты и привести к эскалации гражданских войн. Колониальная эпоха в истории Африки служит предупреждением о потенциальной опасности иностранных военных баз на континенте. В некоторых частях Западной Африки государства поручают миротворческие и антитеррористические операции неконтролируемым местным ополченцам, которые в лучшем случае действуют вне рамок закона, а в худшем - совершают убийства на этнической почве. Во втором разделе анализируется африканская интеграция с акцентом на последнем этапе создания Африканской континентальной зоны свободной торговли (АфКЗСТ), которая начинает закладывать краеугольный камень, предусмотренный четыре десятилетия назад в Лагосском плане действий и три десятилетия назад в Договоре об Африканском экономическом сообществе, подписанном в г. Абуджа. Исторический послужной список африканских континентальных организаций указывает на то, что десятилетие будет реалистичным минимальным периодом для его существенной реализации. Панафриканская система платежей и расчетов поможет ввести в действие АфКЗСТ за счет снижения комиссии за валютные транзакции. Можно предвидеть серьезные трудности в отношении будущих попыток превратить АфКЗСТ в континентальный таможенный союз и в конечном итоге в общий континентальный рынок.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2020;20(4):678-686
pages 678-686 views

Особенности участия ФРГ в миротворческих операциях в Африке на современном этапе

Ивкина Н.В.

Аннотация

Статья посвящена изучению особенностей участия Германии в миротворческих операциях ООН, ЕС и НАТО в Африке. Актуальность темы исследования обусловлена противоречивостью мнений относительно необходимости сохранения и пролонгирования большинства операций в регионе. В связи с этим рассмотрены мнения экспертов, имеющих оптимистичные и пессимистичные взгляды на данную проблему, выделены этапы эволюции миротворческой деятельности. Целью исследования является доказательство состоятельности допущения критической теории об использовании странами миротворчества в качестве инструмента реализации своих внешнеполитических устремлений. На примере анализа германских усилий по наращиванию своего военного контингента в рамках миротворческих операций ООН и сохранению позиций (вопреки наличию оппозиционно настроенных представителей Парламента) в операциях ЕС и НАТО предлагается выявить причинно-следственные связи такого поведения государства. Для достижения поставленной цели использованы метод историзма, который помог выявить проблемы прошлого, от которых Германия посредством участия в операциях международных организаций пытается избавиться, а также метод сравнительного анализа, регулирующий сопоставление усилий Германии в миссиях с ее внешнеполитическими задачами. Анализ документов рассматриваемых международных организаций, а также законодательных актов и внешнеполитических доктрин Германии позволяет оценить не только законность проведения страной операций за пределами своих границ, но и выявить приоритеты внешней политики для получения достоверных результатов при сравнении. В заключении представлены выводы об эволюции усилий Германии в миссиях ООН, ЕС и НАТО в Африке и моделях поведения страны в операциях международных организаций. Результаты исследования отражают постулаты критической теории в процессе изучения миротворческой деятельности Германии в Африке.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2020;20(4):687-697
pages 687-697 views

Конфликт фермеров и пастухов в Африке: пример Нигерии

Огувбу Э.А., Огувбу О.Б.

Аннотация

Общий рост населения и увеличение числа фермеров, ухудшение экологической обстановки, отсутствие условий для разрешения земельных и водных споров, а также распространение стрелкового оружия и легких вооружений (СОЛВ) в Сахеле и Западной Африке обострили борьбу за выживание, породили новые угрозы экономической безопасности, а также усугубили конфликт между фермерами и пастухами в ряде стран Африки, в том числе Нигерии, Мали, Буркина-Фасо, Чаде, Сенегале, Камеруне и Кот-дʼИвуаре. Конфликт фермеров и пастухов рассмотрен на примере Нигерии, где он принял достаточно острые формы. В исследовании использовались вторичные данные, такие как статьи в научных журналах, проектные работы, газеты, онлайн-публикации и материалы государственных структур Нигерии. Анализ показал, что конфликты между фермерами и пастухами вызваны множественными причинами, такими как нехватка ресурсов, взаимные нападения, изменение состояния земли и климата и т. д. Выявлено, что такие конфликты оказывают разрушительное влияние на обстановку внутри государства и препятствуют единству страны. В связи с этим правительству Нигерии рекомендуется проводить политику, направленную на поощрение терпимости по отношению к другим этническим группам, а также восстановление прежних связей между пастухами и фермерами.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2020;20(4):698-706
pages 698-706 views

Миротворческий потенциал Организации Договора о коллективной безопасности

Корниленко А.В.

Аннотация

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), являясь международной региональной организацией, объединяет государства, имеющие общие принципы обеспечения коллективной безопасности на постсоветском пространстве. Помимо военных, политических, антитеррористических, антинаркотических, миграционных аспектов практическая деятельность Организации предусматривает осуществление миротворческих миссий в регионе, а также за его пределами. В последнее десятилетие ОДКБ планомерно повышает уровень своей готовности реагирования на различные типы угроз, взаимодействуя как с государствами, так и с другими международными организациями в данной сфере. Целью исследования является оценка современного состояния миротворческой деятельности ОДКБ, выявление ее сильных и слабых сторон, возможных способов повышения результативности миротворчества. Научная новизна исследования заключается в рассмотрении на основе ретроспективного анализа фактического состояния политических, военных, информационных компонентов миротворчества Организации, которые в настоящее время, очевидно, еще не достигли максимума своей эффективности. Рассмотрены причины создания ОДКБ, исторические этапы ее взаимодействия с ООН, практические аспекты их сотрудничества. Особое внимание уделяется сложившимся взаимоотношениям между государствами-членами внутри Организации, политическим проблемам восприятия ОДКБ в качестве равноценного партнера со стороны других субъектов международного права. Отмечается ее полное политическое игнорирование со стороны Организации Североатлантического договора (НАТО) при наличии двусторонних контактов с большинством государств - членов Альянса. На основе обширной документальной и фактологической базы дается оценка актуальному состоянию миротворческой деятельности ОДКБ, преимуществам и явным недостаткам политических процессов в Организации, делается акцент на перспективных путях взаимодействия с Европейским союзом (ЕС) в сфере миротворчества. Рассматривая информационное обеспечение миротворческой деятельности Организации, автор указывает очевидные просчеты в данной сфере, предлагает практические шаги по повышению ее результативности. В заключении автор приходит к выводу, что в настоящее время ОДКБ переживает кризис идентичности и не показывает достаточной эффективности в контексте реализации тесных союзнических отношений в системе обеспечения региональной безопасности.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2020;20(4):707-720
pages 707-720 views

Вопросы миротворчества во внешней политике Японии

Добринская О.А.

Аннотация

Статья посвящена анализу политики Токио в отношении миротворчества. Автором исследованы факторы, влияющие на формирование и эволюцию японского подхода к этой сфере деятельности ООН. Впервые Япония направила Силы самообороны для участия в операциях по поддержанию мира (ОПМ) в начале 1990-х гг., а миротворчество стало одним из символов ее вклада в обеспечение международной безопасности. Несмотря на значение, которое японское правительство придает сотрудничеству с ООН, показатели, характеризующие участие этой страны в миротворчестве, остаются на низком уровне. Автор исследует причины этого феномена и выявляет закономерности, характеризующие паттерны японского участия в миротворческих операциях. В начале 1990-х гг. миротворчество рассматривалось в контексте увеличения глобальной роли страны, а также как способ увеличить ее влияние в Азии. В 2000-е гг. в проблематике миротворчества больше внимания стало уделяться вопросам миростроительства, постконфликтного восстановления, позволяющего делать акцент на использовании официальной помощи развитию. В 2010-е гг. наблюдалась тенденция к формальному расширению рамок зарубежной деятельности Сил самообороны, однако это не привело к увеличению масштабов японского участия в миротворчестве. Принятие в 2015 г. нового законодательства по обеспечению мира и безопасности позволяет направлять Силы самообороны для участия в операциях, не обязательно в рамках ответственности ООН. Используя исторический метод, контент-анализ документов и выступлений японских официальных лиц, автор на базе реалистской, либеральной и конструктивистской парадигм исследует гипотезу о том, что в настоящее время провозглашение задачи участия в ОПМ важно в качестве способа адаптации общественности к расширению сферы деятельности Сил самообороны, однако на практике правящие круги стремятся избежать рисков, связанных с военным участием в зарубежных миссиях, предпочитая переместить акценты на миростроительство, финансовый, образовательный и технологический вклад в осуществление ооновских операций. Продвигаемая С. Абэ концепция активного пацифизма не привела к более масштабному участию японских военных в ОПМ. Анализ текущих тенденций в сфере миротворчества позволяет предположить, что участие Сил самообороны в нем останется на низком уровне и будет компенсировано другими возможностями содействовать международному миротворчеству.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2020;20(4):721-737
pages 721-737 views

НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ

Эволюция миротворческих операций : интервью с профессором А.И. Никитиным (МГИМО МИД России)

Никитин А.И.

Аннотация

Профессор А.И. Никитин - известный российский ученый-международник, специалист по проблемам международной безопасности, международных конфликтов, миротворческих операций, деятельности международных организаций. А.И. Никитин с 2004 г. является директором Центра евро-атлантической безопасности Института международных исследований МГИМО МИД России. А.И. Никитин закончил философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова и аспирантуру Института США и Канады Академии наук. Защитил кандидатскую диссертацию по истории и докторскую диссертацию по политическим наукам, имеет ученое звание профессора. На протяжении более чем 30 лет научной работы профессор Никитин создал научную школу по исследованиям миротворческих операций ООН и других международных организаций. Является автором более 130 научных работ. Проводимые им и под его руководством исследования на этом направлении непосредственно претворяются в жизнь в рамках деятельности структур Организации Объединенных Наций, Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Межпарламентской ассамблеи СНГ. Он выступил основным разработчиком принятого Модельного закона СНГ «Об участии государства в миротворческих операциях» и сыграл ключевую роль в разработке проекта новой Конвенции ООН по регулированию деятельности частных военных и охранных компаний. По завершении пятилетней работы над проектом Конвенции А.И. Никитин официально представлял этот документ на заседании Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. Профессор А.И. Никитин активно работает в Научном Совете при Совете Безопасности РФ и в Научно-экспертном Совете Организации Договора о коллективной безопасности. Он избран действительным членом Академии политической науки, действительным членом Академии военных наук, представляет МГИМО и Россию в Международной сети исследований миротворческих операций. Награжден орденом СНГ «Содружество», медалью ОДКБ, а также медалью Межпарламентской Ассамблеи СНГ за вклад в разработку трех принятых по его инициативе модельных законов. В своем интервью А.И. Никитин рассказывает о современном состоянии международной миротворческой деятельности, актуальных тенденциях и особенностях конфликтов и их влиянии на международные отношения. Профессор Никитин дает оценку участия России в миротворческих операциях в рамках ООН и иных форматах международного сотрудничества.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2020;20(4):738-746
pages 738-746 views

МИР И БЕЗОПАСНОСТЬ

Мусульманское духовенство vs. власть в современном Афганистане: взгляд из Узбекистана

Хайдаров А.А.

Аннотация

Существенные геополитические перемены, происходящие в современном мире в последние десятилетия, заставляют по-новому взглянуть на роль ислама и духовенства в политических процессах ряда стран мусульманского мира. Особенно актуальной она выглядит в Афганистане, в котором более четырех десятилетий ведется война под лозунгами ислама. Целью данного исследования является анализ взаимоотношений государства и мусульманского духовенства, исламских институтов в ходе развития политических процессов в Афганистане с середины 1970-х гг. Автор акцентирует внимание на основных конфликтогенных причинах, обусловивших противостояние государства и влиятельной части мусульманского духовенства в Афганистане. Показано становление исламской оппозиции и ее противодействие нововведениям и реформам в ходе попыток модернизации сначала по советскому образцу (1978-1992 гг.), а затем усилий по демократизации афганского общества, предпринимаемых в Афганистане с конца 2001 г. при содействии международного сообщества. Работа строится на изучении фактического исторического материала, хроники событий последнего десятилетия и личных наблюдений автора в ходе работы в Афганистане в указанный период; использованы аналитические материалы, опубликованные на страницах английских и российских масс-медиа. Методологической основой выступает сравнительно-исторический метод; исследование базируется на принципах историзма, достоверности и научной объективности. Автор приходит к выводу, что в основе конфликтной ситуации лежат ошибки и недооценка государством роли и влияния мусульманского духовенства и исламских институтов страны. Отмечается, что недавно достигнутые американо-талибские договоренности, а также содействие таких влиятельных игроков, как Россия, вселяют надежду на запуск прямого межафганского переговорного процесса, который, по всей видимости, будет непростым и тернистым. Проведенный анализ также говорит о том, что успешность разрешения конфликтных ситуаций в странах, где традиционно сильно влияние ислама, во многом зависит от правильного выстраивания взаимоотношений с духовенством и нахождения взаимоприемлемого компромисса.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2020;20(4):747-762
pages 747-762 views

Террористические исламистские группировки на Синайском полуострове

Крылов А.В.

Аннотация

В статье рассматривается противоправная деятельность террористических исламистских группировок на Синайском полуострове. В рамках этого исследования основное внимание сфокусировано на анализе тех звеньев, которые составляют современную структуру местных такфиристских джихадистских организаций, выступающих против светского правительства Арабской Республики Египет (АРЕ) и требующих установить в стране исламские порядки, основанные на нормах шариата. Раскрываются причины, превратившие одну из наиболее известных курортных зон мира в рассадник терроризма и исламистского экстремизма. После уничтожения квазигосударственных структур так называемого «Исламского государства» (организация запрещена в РФ) на территории Сирии и Ливана значительная часть его боевиков перебралась в труднодоступные районы Синайского полуострова. Здесь была создана разветвленная сеть хорошо вооруженных бандформирований, осуществивших сотни терактов. 31 октября 2015 г. над центральной частью Синайского полуострова был взорван российский Аэробус A320, принадлежавший компании «Когалымавиа». В результате этой авиакатастрофы погибло 224 человека, и российское правительство было вынуждено прервать авиасообщение с Египтом, в результате чего египетский бюджет понес многомиллиардные убытки. Значительная часть статьи посвящена анализу ответных мер, принимаемых нынешним египетским правительством для ликвидации очагов террористической опасности на Синае и установления действенного режима безопасности на полуострове. В то же время автор вскрывает недостатки, допущенные властями АРЕ при проведении контртеррористических операций. Приводятся консолидированные рекомендации для российских государственных внешнеполитических ведомств, в настоящее время определяющих уровень безопасности в районах расположения египетских достопримечательностей и курортов и, следовательно, возможность восстановления в полном объеме сотрудничества Российской Федерации с Египтом в туристической сфере. Представленный материал предназначен для тех, кто ассоциирует себя с ближневосточным научным сообществом, а также профессионально занимается проблемами терроризма и борьбы с террористическими угрозами и вызовами в данном регионе.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2020;20(4):763-780
pages 763-780 views

ДВУСТОРОННИЕ ОТНОШЕНИЯ

Трансформация подходов Узбекистана к Афганистану после 2016 года

Притчин С.А.

Аннотация

Занимая ключевое геостратегическое положение в центре Евразийского континента, Узбекистан оказывает значительное влияние на характер развития межрегиональных отношений в Центральной Азии. После произошедшего в 2016 г. транзита власти в республике была проведена постепенная трансформация внешнеполитической модели Узбекистана - от закрытой и изоляционной к проактивной. Это привело к ряду серьезных изменений: произошло серьезное улучшение как характера сотрудничества, так и регионального диалога между странами Центральной Азии. Проанализированы изменения во внешней политике Узбекистана на афганском направлении, их причины и влияние, которое они оказали на положение республики как в регионе Центральной Азии, так и на международной арене. Это особенно актуально, учитывая как важность Афганистана и Узбекистана в качестве партнеров друг для друга, так и степень угроз, исходящих от сложной внутриполитической ситуации в Афганистане и сдерживающих их двустороннее взаимодействие. В качестве методологической основы исследования использовался системный и сравнительный анализ подходов Узбекистана к решению вопросов безопасности посредством реализации своей внешней политики в отношении Афганистана до и после 2016 г. Также были рассмотрены как внутренние факторы, оказывающие влияние на формирование подходов Ташкента к южному соседу, так и внешние. Теоретической основой исследования стал политический реализм. Смена власти в Узбекистане в 2016 г. ознаменовала кардинальный пересмотр подходов Ташкента к афганскому вектору внешней политики. Узбекистан начал реализовывать стратегию по стабилизации ситуации в Афганистане за счет прагматичного развития экономического сотрудничества и поддержки мирного межафганского диалога, отказавшись от жесткой изоляционной политики в отношении своего южного соседа. При этом основной упор в медиаторской деятельности был сделан на форматы, которые были поддержаны США. Таким образом, на сегодняшний день благодаря активизации своей афганской повестки Узбекистан активно наращивает свой авторитет на международной арене в качестве важного регионального игрока для афганского регулирования.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2020;20(4):781-790
pages 781-790 views

Институциональные механизмы внешней политики Турции: пример Совета сотрудничества высшего уровня Россия - Турция

Асланлы К., Акгюн Б.

Аннотация

Статья посвящена исследованию плюсов и минусов механизмов Совета сотрудничества («стратегического») высшего уровня во внешней политике Турции и оценке их эффективности во внешней торговле, внешнеполитическом сотрудничестве и способности Турции управлять кризисами на примере отношений с Россией. Турция приступила к созданию Советов сотрудничества высшего уровня с целью создания институциональной инфраструктуры для стратегического партнерства во внешней политике и усиления институциональной основы в двустороннем сотрудничестве после 2006 г. Изучение внешней политики Турции является академически привлекательной темой в основном с точки зрения ее геополитического измерения. Но ее институциональные механизмы, которые позволяют стране взаимодействовать с другими государствами в динамичной региональной и международной среде, до сих пор остаются менее изученными. В исследовании предпринята попытка осветить эволюцию внешней политики Турции с точки зрения институциональных изменений двусторонних и многосторонних механизмов. Применяется метод «конкретных ситуаций» с описательным анализом, в котором рассматриваются функции советов, такие как координация внешней политики и определение коллективных обязательств и официальных двусторонних целей на примере деятельности Совета сотрудничества высшего уровня между Россией и Турцией. Также выяснилось, что эти институциональные механизмы частично оправдали себя как механизм координации, но оказались относительно слабыми для выполнения взятых на себя обязательств. Советы являются гибкими и инновационными механизмами сотрудничества во внешней политике для развития двусторонних и многосторонних связей в эпоху перестройки глобального порядка и нестабильной конъюнктуры в мировой политике.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2020;20(4):791-804
pages 791-804 views

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Эволюция сотрудничества южноамериканских стран в бассейне реки Амазонки: от создания Договора об амазонской кооперации до подписания «Летисийского пакта»

Некрасов Б.И.

Аннотация

На фоне стагнации Союза южноамериканских наций (УНАСУР) происходит интенсификация кооперации в рамках Организации Договора о сотрудничестве в бассейне реки Амазонки (ОДСА), особенно в контексте возрастания угроз в социально-экологической сфере. Рассмотрены особенности становления и развития взаимодействия между южноамериканскими странами, расположенными на территории амазонского ареала, начиная от создания Договора об Амазонской кооперации 1978 г. и заканчивая подписанием в 2019 г. «Летисийского пакта». При этом впервые в отечественной историографии проводится системный анализ развития сотрудничества южноамериканских стран в амазонском ареале. Автор также исследует функциональную составляющую как Амазонского пакта, так и ОДСА и предлагает собственную периодизацию взаимодействия стран бассейна реки Амазонки, детально рассматривая каждый этап. Основой служит теория региональной интеграции и неолиберальная теория международных отношений. В исследовании применяются такие методы, как системный анализ, наилучшим образом позволяющий проследить эволюцию нормативно-правовых механизмов ОДСА, и структурно-функциональный анализ, благодаря которому подробно рассмотрены основные направления и особенности взаимодействия южноамериканских стран в данном интеграционном формате. Кроме того, при работе с документами организации использовался метод контент-анализа. Выявлено, что для южноамериканских стран, географически расположенных в одном ареале, важнейшей составляющей в сотрудничестве явилось создание единого механизма - Амазонского пакта, способствующего совместному поиску путей в решении различного рода социально-экологических вызовов в бассейне реки Амазонки. Без данного формата и осуществления скоординированной деятельности присутствовал бы определенный риск образования «вакуума» в Амазонии, что из-за активности незаконных вооруженных формирований потенциально могло бы привести к возникновению квазигосударственного образования. В контексте мирового перехода к модели устойчивого развития такой механизм взаимодействия, как ОДСА, играет особую роль, так как стихийные бедствия, происходящие в регионе, сильно влияют на климатические изменения общемирового масштаба. Благодаря существующей координации между странами-членами в формате Организации был подписан «Летисийский пакт». Таким образом, в рамках данной структуры разработаны правовые механизмы по противодействию вызовам природного характера.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2020;20(4):805-822
pages 805-822 views

РЕЦЕНЗИИ

Рецензия на книгу: Международная безопасность: глобальные и региональные акторы / отв. ред. М.М. Лебедева, Ю.А. Никитина. М.: Аспект Пресс, 2020. 320 с.

Еремин А.А.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2020;20(4):823-825
pages 823-825 views

Рецензия на книгу: Миролюбие и миротворчество в Африке. К 90-летию академика Аполлона Борисовича Давидсона: сборник статей / под ред. А.С. Балезина (отв. ред.), С.В. Мазова, И.И. Филатовой. М.: Изд-во «Весь мир», 2019. 313 с.

Бокерия С.А.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2020;20(4):826-828
pages 826-828 views

Рецензия на книгу: The Palgrave Handbook of Peacebuilding in Africa / Ed. by T. Karbo, K. Virk. Palgrave Macmillan, 2018. 498 p.

Костелянец С.В.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2020;20(4):829-831
pages 829-831 views

Рецензия на книги: China and Africa. Building Peace and Security Cooperation on the Continent / Ed. by C. Alden, A. Alao, C. Zhang, L. Barber. Palgrave Macmillan, 2018. 393 p.; Hodzi O. The End of China’s Non-Intervention Policy in Africa. Palgrave Macmillan, 2019. 266 p.

Забелла А.А.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2020;20(4):832-835
pages 832-835 views

Рецензия на книгу: Non-Western Responses to Terrorism / Ed. by J.M. Boyle. Manchester: Manchester University Press, 2019. 504 p.

Мугаби Б.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2020;20(4):836-838
pages 836-838 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах