Том 18, № 4 (2018): Большая стратегия (Grand Strategy) и сирийский кризис: коалиционные войны великих и восходящих держав
- Год: 2018
- Статей: 20
- URL: https://journals.rudn.ru/international-relations/issue/view/1151
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-0660-2018-18-4
Весь выпуск
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ДОСЬЕ
«Взаимно гарантированная обструкция»? Россия, страны Запада и политические дилеммы восстановления Сирии
Аннотация
Зримое изменение соотношения сил в Сирии в 2017-2018 гг. вывело на первый план в международной повестке дня проблему восстановления территорий, затронутых долгим и разрушительным конфликтом. Масштабы материального ущерба, гуманитарного кризиса и дефицита средств, требующихся для ликвидации последствий войны и возвращения к нормальной жизни в Сирийской Арабской Республике (САР), указывают на неизбежность значимого участия внешних сил. В статье на основе открытых источников обозначены специфические особенности подходов России и стран Запада к восстановлению Сирии и их восприятия политических дилемм, связанных с этим процессом. Такого рода сопоставление не проводилось пока ни отечественными учеными, которые либо затрагивали проблемы реконструкции опосредованно, либо рассматривали отдельно только мотивы России, ни зарубежными авторами. В первом разделе обобщена доступная информация о ходе российско-сирийского взаимодействия по вопросам реконструкции и основные направления усилий России, призванных обеспечить более активное участие третьих стран в восстановлении Сирии. Во втором разделе рассматриваются истоки и эволюция позиции представителей «Группы друзей сирийского народа», в первую очередь США и стран ЕС, по проблеме реконструкции Сирии. Особое внимание уделено сходствам и различиям между ситуацией вокруг восстановления Сирии и международным контекстом реализации других программ постконфликтного восстановления, в частности в Ираке и Афганистане. Сделан вывод о том, что «взаимно гарантированная обструкция» и развитие параллельных процессов реконструкции к западу и востоку от Евфрата могут иметь крайне негативные последствия не только для Сирии, но и для всего ближневосточного региона. Противодействие воплощению в жизнь данного сценария сопряжено с рядом имиджевых, экономических и политико-стратегических рисков для каждого из акторов внутри Сирии и за ее пределами.
Сирийский фактор в российско-американских отношениях (2011-2018 гг.)
Аннотация
Начавшиеся в 2011 г. на волне событий «арабской весны» протестные выступления в Сирийской Арабской Республике (САР) переросли в масштабное политическое противостояние режима Б. Асада и оппозиции, в том числе радикальной, с участием внешних сил (Ирана, Турции, ливанской «Хезболлы»). Преследуя собственные национальные интересы на Ближнем Востоке, в сирийский конфликт оказались вовлечены Россия и США. В результате Сирия наряду с Украиной стала одним из раздражителей в российско-американских отношениях. Ситуация усугубилась после начала в Сирии операции российских ВКС, которая дала повод Соединенным Штатам выдвигать голословные обвинения в адрес России в нанесении ракетных ударов по мирным сирийцам. В статье на основе материалов средств массовой информации, органов государственного управления, экспертно-аналитических структур, публикаций российских и западных исследователей с использованием общенаучных (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение) и специальноисторических методов (историко-сравнительного, историко-генетического, историко-типологического) рассмотрено влияние сирийского конфликта на развитие российско-американских отношений. Автор анализирует реакцию США и России на события в САР, выявив их подходы к событиям в этой ближневосточной стране. Преследуя свои цели, Соединенные Штаты поддержали противников президента Б. Асада, а Российская Федерация - официальный Дамаск, что сделало Россию и США участниками сирийского конфликта. Сделан вывод о том, что отличающееся видение Москвой и Вашингтоном ситуации в Сирии является на настоящий момент непреодолимой преградой на пути дипломатического урегулирования сирийской проблемы. Даже наличие общей угрозы в лице террористической организации «Исламское государство» (ИГ)1 не сделало Россию и США полноценными партнерами на Ближнем Востоке. Это объясняется тем, что сирийское урегулирование стало заложником общей атмосферы российскоамериканских отношений, особенно после их существенного ухудшения в связи с украинским кризисом.
«Сирийская проблема» в турецко-американских отношениях
Аннотация
С начала гражданской войны на территории Сирийской Арабской Республики (САР) Соединенные Штаты Америки и Турецкая Республика выступили активными сторонниками смены правительства и отставки президента Б. Асада. Поиски путей политического урегулирования «сирийской проблемы» открыли широкие возможности для турецко-американского взаимодействия. В статье рассматриваются наиболее важные направления двустороннего взаимодействия и предпринимается попытка объяснить усиление американо-турецких противоречий на фоне событий последних лет в Сирии. Двухчастная структура статьи отражает логику развития взаимоотношений Турецкой Республики и Соединенных Штатов Америки в условиях стремительного изменения расстановки сил в Сирии и регионе, и в этом развитии четко прослеживаются два этапа. Имевшее место на ранних этапах сирийского конфликта в 2011-2013 гг. американо-турецкое сотрудничество, включавшее в том числе и совместную работу по укреплению боевого потенциала сирийской оппозиции, к 2014 г. сменилось соперничеством этих государств за влияние на территории Сирийской Арабской Республики. Основной причиной углубления разногласий между союзниками выступил «курдский вопрос», который во многом стал определять линию поведения Анкары и Вашингтона в отношении участников конфликта в Сирии. Развертывание борьбы с терроризмом в САР выявило глубокие различия в подходах турецкого и американского правительств по отношению к ключевым участникам сирийского конфликта. Автор приходит к выводу, что сегодня США и Турция действуют на сирийском направлении, исходя из безусловной приоритетности собственных национальных интересов, а не связывающих их формальных союзнических обязательств. При этом вопрос отстранения от власти в Сирии Б. Асада и для Вашингтона, и для Анкары отошел на второй план, уступив место борьбе с вызовами национальной безопасности в лице экстремистских и террористических организаций типа «Исламского государства»1.
Использование бундесвера в борьбе с «Исламским государством» - в составе западной коалиции?
Аннотация
В середине - второй половине 2010-х гг. Евро-Атлантическое сообщество стоит перед необходимостью борьбы с международным терроризмом на огромной «дуге нестабильности», включающей территории Мали, Ливии, Сомали, Сирии, Ирака и Афганистана. При этом вновь созданная для противодействия запрещенной в России группировке «Исламское государство» (ИГ) западная коалиция, в отличие от своей предшественницы, предназначенной для разгрома «Аль-Каиды»2 (2001-2014 гг.), не стала объединяющим механизмом для значительной части военных усилий антитеррористической направленности стран Запада. Причины этого раскрываются в статье на примере Федеративной Республики Германия как восходящей державы. Основными методами работы выступает исследование значимых военных шагов (развертывание контингентов, изменение их задач, численности) посредством ивент-анализа, а также сравнительный анализ. Задачей работы является исследование особенностей использования Германией своего военного инструментария для борьбы с международным терроризмом в привязке к деятельности второй западной коалиции. Рассматриваются причины запоздалого присоединения ФРГ к ее деятельности на иракском и сирийском театрах военных действий. В этой связи раскрываются основные формы преимущественно небоевого использования бундесвера в Месопотамии и фокусирование на сотрудничестве с Францией, изучается детерминированность этих тенденций. Внимание уделяется вопросам наращивания Германией военных усилий под эгидой НАТО в Афганистане в контексте усиления позиций ИГ на севере страны и ошибок, допущенных Германией и ее партнерами по Международным силам содействия безопасности (МССБ) в деле создания афганских сил безопасности в 2002-2014 гг. Исследуются формы применения бундесвера для борьбы с международным терроризмом в Африке на фоне расширения зон данной деятельности Германии на континенте. На основе полученных результатов предпринята попытка создать схему применения бундесвера для борьбы с ИГ и дружественными ему силами на «дуге нестабильности» от Мали до Афганистана. Делается также вывод о контурах перспективного военного присутствия Германии в странах, вступивших на путь стабилизации.
Антитеррористический подход Ирана на современном этапе: «жесткие» и «мягкие» элементы
Аннотация
Статья посвящена анализу силовых и несиловых элементов в антитеррористическом подходе Ирана на современном этапе. Авторы утверждают, что борьба с терроризмом сегодня требует комплексного подхода, и хотя силовой подход всегда преобладал над «мягкими» инструментами в реализации антитеррористических стратегий государств, в реалиях нынешнего мира без учета психолого-идеологического элемента борьба с террористами не может быть успешной. Универсальной модели соотношения этих двух компонентов не существует, поскольку в данном контексте все зависит от специфики страны или региона, но необходимость учета несиловых аспектов становится все актуальнее. Иран является активным игроком в борьбе с международным терроризмом, но у этой страны нет единого документа или конкретной стратегии, где определялись бы особенности использования жестких и мягких инструментов в данной борьбе. Силовой элемент антитеррористического подхода Ирана на современном этапе явно преобладает над несиловым компонентом, о чем говорит активное силовое участие в решении сирийского кризиса, поддержка различных военных группировок, которые борются с радикальными течениями в регионе и жесткая политика в отношении наркоторговли, которая является важным источником доходов для экстремистских формирований. «Жесткий» подход к борьбе с терроризмом приводит к физическому уничтожению террористов, но их идеи оказываются живучими, что в нынешнем веке развития инфокоммуникационных технологий актуализирует вопрос использования «мягких» инструментов в антитеррористической стратегии. В борьбе с терроризмом в данном измерении Иран прибегает к своей «мягкой силе» и публичной дипломатии. Активно используются потенциал культурных, духовных, научно-образовательных институтов и возможности информационных ресурсов, чтобы сформировать правильное понимание ислама и его позитивный образ, делегитимировать и деконструировать нарративы радикальных исламистов.
Постъевропейский мир, или Что нас ожидает после инволюции Европы? Монизм и отношения с Россией. Часть 1
Аннотация
Текущие противоречия во взаимоотношениях между Россией и Европейским союзом (ЕС) необходимо рассматривать в контексте более глубокого и всеобъемлющего кризиса в области обеспечения безопасности, характерного для периода после окончания холодной войны. В настоящей работе предпринимается попытка структурной интерпретации и выявления четырех взаимосвязанных процессов, которые в той или иной степени способствовали формированию причин данного кризиса. Речь идет, во-первых, о противоречии между логикой территориального расширения ЕС и его структурной трансформации; во-вторых, о динамике инволюции и сопротивления данному процессу; в-третьих, о проблеме монизма, заключающейся в том, что расширяющееся интеграционное объединение не способно адекватно взаимодействовать с иными, не участвующими в интеграции акторами; и, наконец, в-четвертых, о концепциях «Малой», «Широкой» и «Большой Европы», реализация которых потенциально может внести вклад в преодоление текущих кризисных явлений, т.е. инволюции Европы. В свою очередь, наблюдающаяся на сегодняшний день эрозия евроатлантической модели обеспечения безопасности создает определенные предпосылки для того, чтобы наверстать упущенное за предыдущие десятилетия и, в частности, добиться заметной эволюции как в институциональной, так и в идейно-концептуальной сферах. На основе методологии классического реализма и современных конструктивистских теорий автор анализирует, каким образом недостаток взаимопонимания и ошибки в понимании намерений и действий России, с одной стороны, и Запада - с другой повлекли за собой глубокие структурные и когнитивные противоречия, которые привели к возобновлению конфронтации между евроатлантическим блоком и Россией. Автор приходит к выводу, что невозможность реализации проекта «Большой Европы» с участием России привела к углублению противоречий между Россией и Западом, а также вынудила Москву искать альтернативу европейской интеграции в проекте «Большой Евразии». При этом Европейский союз также вступил в кризисную стадию, свидетельством чего стал «Брекзит».
МИР И БЕЗОПАСНОСТЬ
Эссе о феномене тотализации войны
Аннотация
Мир, свободный от войн и кровопролитных конфликтов, был идеалом, который всегда проповедовали лучшие умы человечества. Но человек воевал в глубокой древности, он продолжает сражаться в наши дни и, видимо, будет сражаться, пока существуют человеческие сообщества. Представления о типах и характере войн и армий, оборонительных систем, средств и методов ведения войны, соответствующих изменяющимся реалиям, развивались, но во все времена человеческие сообщества в различных формах и ипостасях не считали мир высшим благом. Во многих отношениях история самого человечества предстает как непрерывная серия войн племен, народов, наций, империй, кланов, партий и т.д. Некоторые пытались подчинить чужие страны и народы, другие жаждали воинской славы, в то время как третьи считали, что лучше умереть стоя, чем жить на коленях. В любом случае оправдания для войн всегда находились наиболее убедительные, поскольку человек, судя по его поступкам, действовал так, как будто подсознательно руководствовался мефистофельскими принципами - в мире нет ничего, что заслуживало бы жалости. Также не случайно, что с давних времен скептики никогда не переставали утверждать, что homo homini lupus est , то есть человек человеку волк. И из этой формулы вытекает другой, не менее известный постулат - bellum omnium contra omnes , то есть война всех против всех. Однако это только одна сторона истории человечества. Другая сторона заключается в том, что состояние абсолютной, бесконечной войны всех против всех будет чревато перспективой взаимного уничтожения стран и народов. Противоположностью войны является мир, каждая война заканчивается миром, и разные племена, народы, человеческие общества и государства с самого начала стремились к некоему образу жизни, а также к общепринятым и уважаемым нормам и правилам, которые его обеспечивают. В настоящей статье автор анализирует причины и формы тотализации войны за последнее столетие, особенно в контексте таких тенденций, как глобализация, информационная и телекоммуникационная революция.
Наблюдательная миссия ООН и интервенция ЭКОМОГ в процессе установления мира в Либерии
Аннотация
Гражданская война в Либерии, начавшаяся в 1989 г., показала все проявления и последствия внутригосударственного конфликта после холодной войны, государственного коллапса, этнических конфликтов и политических раздроблений. Поздняя реакция ООН на вмешательство перевела в новое измерение изучение либерийского вопроса. Поэтому в данной статье критически рассматриваются миротворческие усилия и роль, которую сыграли Миссия Организации Объединенных Наций в Либерии (МООНЛ) и Группа мониторинга Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОМОГ) во время войны. Автор уделяет особое внимание совместным усилиям МООНЛ и ЭКОМОГ по восстановлению мира и стабильности в Либерии. В статье приводятся исторические сведения о гражданской войне в Либерии, которая привела к развертыванию МООНЛ и ЭКОМОГ, и подчеркиваются успехи и неудачи контингентов ООН и ЭКОВАС в том, что касается соперничества между МООНЛ и миротворческими силами ЭКОМОГ в Либерии в процессе восстановления мира и стабильности в стране. Изучая неэффективные международные меры реагирования на либерийский кризис и проблемы, с которыми ЭКОМОГ столкнулась при восстановлении подобия мира в стране, автор анализирует мнения различных ученых по этому вопросу, а также мнения некоторых участников и жертв войны, опубликованные в интервью после конфликта. В данном исследовании используются метод кейс-стади и историкогенетический метод с опорой на интервью с целью изучения различных последствий вмешательств МООНЛ и ЭКОМОГ, а также результатов военных действий. Развертывание и вмешательство МООНЛ и ЭКОМОГ в гражданскую войну в Либерии, нарушения прав человека, оказание гуманитарной помощи имели место во время конфликта, в ходе которого были отмечены некоторые успехи в гуманитарной сфере, в основном благодаря способности ЭКОМОГ восстановить порядок и мир, что позволило международным гуманитарным учреждениям вернуться в Либерию. Поздняя политическая реакция ООН на либерийский кризис в октябре 1992 г. снизила эффективность международных мер реагирования в очаге противостояния. Это привело к тому, что региональные организации начали играть основную роль в поддержании мира и обеспечении безопасности и стабильности на континенте. Множество научных работ по либерийскому вопросу, в том числе трудов российских исследователей, свидетельствует об актуальности исследования, особенно в том, что касается уроков, извлеченных из успехов и неудач различных попыток по поддержанию мира в Либерии.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Приоритетные направления российской и китайской помощи в целях развития странам Азии и Африки: сравнительно,сопоставительный анализ
Аннотация
Предметом данного исследования являются приоритетные направления (как географические, так и отраслевые) международной помощи, оказываемой Россией и КНР странам Азии и Африки. Авторы проводят сравнительный анализ основных реципиентов помощи двух стран, а также ее основных секторов за 2011-2014 гг. Методологическая основа данного исследования строится на принципах достоверности и научной объективности. В исследовании применен метод сравнительно-сопоставительного анализа, включающего элементы как количественного, так и качественного анализа. Авторы показывают те методологические вызовы, которые стоят при сборе статистических данных и их сопоставлении по потокам помощи новых доноров. Используются данные о международной помощи КНР (реципиенты, направления, объемы), представленные в проекте AidData. Данные о международной помощи России другим странам частично представлены в статистике ОЭСР, однако они представляют собой только агрегированные показатели помощи конкретным странам. Поскольку данные о китайской помощи доступны за период 2000-2014 гг., а о российской помощи - за 2011-2017 гг., то исследуемый период, за который сопоставляют данные, включает 2011-2014 гг. Итогом исследования стала таблица с 10 крупнейшими реципиентами российской и китайской помощи странам Азии и Африки. Количественные данные о потоках российской и китайской помощи дополняются качественными данными о конкретных проектах помощи и особенностях их реализации, что позволяет сформировать более полное представление о двух новых донорах и наметить направления координации их усилий при работе в странах Азии и Африки.
Российско-вьетнамское сотрудничество в энергетике
Аннотация
Обилие энергетических ресурсов, в том числе возобновляемых и невозобновляемых, является центральным элементом развития энергетического сектора. Тем не менее, другие решающие факторы, такие как технологии и человеческие ресурсы, превращают ресурсы, дарованные природой, в экономическую выгоду для обеспечения качества. В 1950-х гг. молодая Демократическая Республика Вьетнам сделала приоритетной задачу формирования энергетического сектора в плане экономического развития, чтобы быть более самостоятельной в сфере энергетической безопасности. Единственным международным источником поддержки для страны в то время были союзникикоммунисты. Советский Союз взял на себя основную ответственность как крупнейший благотворитель для Демократической Республики Вьетнам в военное время. В дополнение к военным и материально-техническим средствам для борьбы Демократической Республики Вьетнам в Северном Вьетнаме с поддерживаемым США правительством Республики Вьетнам в Южном Вьетнаме за объединение Советский Союз также активно поддерживал своего партнера в реализации пятилетних экономических планов для развития социализма, включая формирование и развитие энергетического сектора. В послевоенное время СССР продолжал поддерживать недавно объединенную страну, Социалистическую Республику Вьетнам, для развития энергетического сектора как своего передового экономического сектора. Российская Федерация и Вьетнам продолжают углублять двустороннее сотрудничество в области энергетики с успешным управлением многомиллиардными совместными предприятиями в нефтегазовой отрасли и реализуют многие проекты в энергетическом секторе. Партнерство в энергетической сфере становится наиболее заметной областью сотрудничества за 68-летнюю историю двусторонних отношений. Статья посвящена вопросам сотрудничества России и Вьетнама в энергетике. Авторы акцентируют внимание на ведущей роли СССР, а после его распада России в формировании и развитии энергетики Вьетнама. Рассмотрены конкретные проекты совместной деятельности. В статье анализируется эволюция отношений двух стран в разные исторические периоды. Подчеркивается, что развитие национальной энергетики для Вьетнама является важнейшей сферой российско-вьетнамских двусторонних отношений на протяжении всей их истории и, безусловно, одним из приоритетов для Вьетнама в настоящее время. В свою очередь, Россия с учетом своих внешнеполитических ориентиров нацелена на активизацию сотрудничества с Вьетнамом с перспективой расширения границ взаимодействия с этой страной не только в энергетической сфере.
Председательство Бразилии в БРИКС в 2019 г.: чего ожидать от начала нового десятилетия сотрудничества и администрации Ж. Болсонару
Аннотация
БРИКС вступает во вторую декаду своего развития. Это происходит в условиях общего кризиса системы глобального управления, для которого характерны рост протекционизма и националистических настроений, нежелание лидеров брать инициативу в решении ключевых проблем и отсутствие возможностей справляться с глобальными угрозами в одиночку. Участникам объединения для сохранения его актуальности и наращивания потенциала необходимо углублять взаимодействие и развивать взаимное сотрудничество в сферах, где возможно ухудшение отношений с западными партнерами (прежде всего торговле и инвестициях). Также БРИКС предстоит усилить позицию по укреплению своего влияния в системе глобального управления в целом. Одним из приоритетных направлений внешней политики Бразилии на протяжении последних лет являлось членство в БРИКС. Участие в блоке дает возможность как развивать отношения с другими важнейшими региональными державами, так и выступать с ними одним фронтом по актуальным для участников объединения и всей системы глобального управления вопросам. В настоящее время Бразилию одолевают многочисленные экономические проблемы, наблюдается кризис политической системы, что привело к выбору радикального кандидата, противостоящего истеблишменту, а БРИКС стоит на пороге нового десятилетия и повестка института требует трансформации для сохранения и увеличения его влияния и актуальности. В этих условиях в 2019 г. Бразилия примет председательство в объединении. Целью данной статьи является получение представления о том, каким будет следующий год для председателя и института в целом в контексте указанных выше факторов. Для достижения данной цели был проведен анализ социально-экономического и политического развития Бразилии в последние годы, выявлены его основные приоритеты. Также было исследовано развитие БРИКС в первое десятилетие его существования и определены направления для дальнейшей работы. Сопоставление приоритетов председателя (Бразилии) с направлениями развития института позволило предположить, чего стоит ожидать в 2019 г. от БРИКС. В итоге автор приходит к выводу, что председательство Бразилии не приведет к прорыву в развитии БРИКС и серьезному углублению сотрудничества, но может наполнить конкретными решениями и прикладными инициативами Стратегию экономического партнерства объединения.
ДВУСТОРОННИЕ ОТНОШЕНИЯ
«Конституция Каспия» и новые горизонты сотрудничества между Азербайджаном и Ираном
Аннотация
В современном мире борьба за доступ к месторождениям углеводородов и за маршруты их доставки на мировые рынки оказывает существенное влияние на политические и экономические процессы на глобальном и региональном уровнях. Одним из регионов, в которых энергетический фактор играет весомую роль, является Каспийский бассейн, обладающий богатыми нефтяными и газовыми месторождениями, а также значительным транспортным потенциалом, способным надежно связать Россию, Южный Кавказ и Центральную Азию с европейским регионом. Ввиду геополитической, геостратегической и энергетической важности Каспийского моря решение вопроса о его правовом статусе стало одной из ключевых задач во внешней политике прикаспийских государств. Актуализация данного вопроса произошла с прекращением существования СССР в 1991 г. и увеличением числа прикаспийских государств, заинтересованных в территориях Каспия, с двух (СССР и Иран) до пяти (Российская Федерация, Республика Казахстан, Республика Туркменистан, Исламская Республика Иран (ИРИ) и Азербайджанская Республика (АР)). С этого момента и начался затяжной период их переговоров по соответствующей проблематике на двусторонней и многосторонней основах, в результате которых в августе 2018 г. была подписана Конвенция о правовом статусе Каспия, которую можно было бы назвать «Конституцией Каспия». В статье рассматриваются основные вехи развития каспийской проблемы и отмечена важность подписанной «Конституции» с точки зрения интересов АР и ИРИ. При этом автор уделяет особое внимание принятию упомянутой Конвенции, которая, как представляется, может в дальнейшем влиять на азербайджано-иранские отношения. В работе констатируется, что на сегодняшний день созданы благоприятные условия для энергетического сотрудничества между Баку и Тегераном на Каспии и подчеркивается ключевое значение решения вопроса о правовом статусе Каспийского моря для безопасности и развития экономических отношений двух стран, конкретно его роль в проекте международного энергетического коридора. Кроме того, проанализировано значение сотрудничества между Азербайджаном и Ираном в области транзитных перевозок в рамках транспортного коридора «Север-Юг». В заключение автор приходит к выводу, что дополнительным импульсом для развития двустороннего сотрудничества будет служить подписанная Конвенция.