Индонезийская повестка дня: фейковые новости о специальной военной операции РФ в социальных сетях Индонезии

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Одним из ключевых событий, оказывающих влияние на международные отношения, является специальная военная операция (СВО) РФ на Украине. На момент написания этой статьи Россия и Украина находятся в состоянии конфликта. Россия объясняет свои действия соображениями обороны, выступая против вступления Украины в НАТО, что сделало бы границы России более уязвимыми. Противостояние между сторонами ведется во всех сферах, в том числе и в информационном пространстве. В данном случае это противостояние предполагает распространение фейковых новостей. Авторы анализируют динамику распространения фейковых новостей в Индонезии по вопросу российской военной операции на Украине. Для проведения качественного исследования авторы используют данные, взятые с информационной платформы TurnBackHoax.ID. Всего был отобран и успешно рассмотрен 71 образец фейковых новостей. Авторы пришли к следующим выводам. Во-первых, TikTok оказался одним из основных источников распространения фейковых новостей о конфликте России и Украины. Во-вторых, фейковые новости о СВО не так популярны в Индонезии, как распространяемая в свое время информация о COVID-19, причиной чего является географическое удаление страны от основного места событий. В-третьих, потребители новостей все еще находятся в ловушке субъективных предположений и не столь критичны при проверке информации. Полученные результаты могут стать основой для дальнейших исследований фейковых новостей, а также способов борьбы с ними с опорой на навыки критического мышления.

Полный текст

-
×

Об авторах

Мунадхил Абдул Мукситх

Джакартский национальный университет развития «Ветеран»

Автор, ответственный за переписку.
Email: munadhil@upnvj.ac.id
ORCID iD: 0000-0003-1525-0136

PhD (филология), доцент, заместитель заведующего кафедрой коммуникативных наук

Джакарта, Индонезия

Ризки Ридхо Пратомо

Джакартский национальный университет развития «Ветеран»

Email: rizkyridho0897@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-3077-9345

младший научный сотрудник факультета политологии и социальных наук

Джакарта, Индонезия

Валерий Леонидович Музыкант

Российский университет дружбы народов

Email: muzykant_vl@pfur.ru
ORCID iD: 0000-0001-9422-351X
SPIN-код: 4071-1550

доктор социологических наук, профессор кафедры массовых коммуникаций

Москва, Российская Федерация

Список литературы

  1. Рамич М. С., Пискунов Д. А. Секьюритизация информационного пространства: от конструирования норм до создания правовых режимов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2022. Т. 22, № 2. С. 238-255. https://doi.org/10.22363/2313-0660-2022-22-2-238-255; EDN: KSSXFK
  2. Baptista J. P., Gradim A. Understanding Fake News Consumption: A Review // Social Sciences. 2020. Vol. 9, no. 10. P. 1-22. https://doi.org/10.3390/socsci9100185
  3. Burkhard J. M. Combating Fake News in the Digital Age // Library Technology Reports. 2017. Vol. 53, no. 8. Р. 5-33. https://doi.org/10.5860/ltr.53n8
  4. Del Vicario M. D., Quattrociocchi W., Scala A., Zollo F. Polarization and Fake News: Early Warning of Potential Misinformation Targets // ACM Transactions on the Web (TWEB). 2019. Vol. 13, no. 2. P. 1-22. https://doi.org/10.1145/3316809
  5. Dorf M. C., Tarrow S. G. Stings and Scams: Fake News, the First Amendment, and the New Activist Journalism // University of Pennsylvania Journal of Constitutional Law. 2017. Vol. 20, no. 1. P. 1-32. http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2906444
  6. Duffy A., Tandoc E., Ling R. Too Good to Be True, Too Good Not to Share: The Social Utility of Fake News // Information, Communication & Society. 2020. Vol. 23, no. 13. P. 1965-1979. https://doi.org/10.1080/1369118X.2019.1623904
  7. Elo S., Kyngas H. The Qualitative Content Analysis Process // Journal of Advanced Nursing. 2008. Vol. 62, no. 1. P. 107-115. https://doi.org/10.1111/j.1365-2648.2007.04569.x
  8. Götz E. It’s Geopolitics, Stupid: Explaining Russia’s Ukraine Policy // Global Affairs. 2015. Vol. 1, no. 1. P. 3-10. https://doi.org/10.1080/23340460.2015.960184
  9. Guadagno R. E., Guttieri K. Fake News and Information Warfare: An Examination of the Political and Psychological Processes from the Digital Sphere to the Real World // Research Anthology on Fake News, Political Warfare, and Combatting the Spread of Misinformation / ed. by M. Khosrow-Pour. Hershey, PA : IGI Global, 2021. P. 218-242. https://doi.org/10.4018/978-1-7998-7291-7.ch013
  10. Horne B. D., Adali S. This Just In: Fake News Packs a Lot in Title, Uses Simpler, Repetitive Content in Text Body, More Similar to Satire Than Real News // Proceedings of the International AAAI Conference on Web and Social Media. 2017. Vol. 11, no. 1. P. 759-766. https://doi.org/10.1609/icwsm.v11i1.14976
  11. Hossová M. Fake News and Disinformation: Phenomenons of Post-Factual Society // Media Literacy and Academic Research. 2018. Vol. 1, no. 2. P. 27-35. URL: https://www.mlar.sk/wp-content/uploads/2019/01/ MLAR_2018_2_3_Fake-News-and-Disinformation-Phenomenons-of-Post-Factual-Society.pdf (accessed: 14.08.2022).
  12. Islam M. D., Sarkar T., Khan S. H., Kamal A.-H. M., Hasan S. M. M. et al. COVID-19-Related Infodemic and Its Impact on Public Health: A Global Social Media Analysis // The American Journal of Tropical Medicine and Hygiene. 2020. Vol. 103, no. 4. P. 1621-1629. https://doi.org/10.4269/ajtmh.20-0812
  13. Jaitner M., Mattsson P. A. Russian Information Warfare in 2014 // 7th International Conference on Cyber Conflict: Architectures in Cyberspace / ed. by M. Maybaum, A.-M. Osula, L. Lindström. Tallinn : NATO CCD COE Publications, 2015. P. 39-52.
  14. Khaldarova I., Pantti M. Fake News: The Narrative Battle over the Ukrainian Conflict // The Future of Journalism: Risks, Threats and Opportunities / ed. by S. Allan, C. Carter, S. Cushion, L. Dencik, I. Garcia-Blanco, J. Harris, R. Sambrook, K. Wahl-Jorgensen, A. Williams. London : Routledge, 2020. P. 228-238.
  15. Lutzke L., Drummond C., Slovic P., Árvai J. Priming Critical Thinking: Simple Interventions Limit the Influence of Fake News about Climate Change on Facebook // Global Environmental Change. 2019. Vol. 58. P. 1-20. https://doi.org/10.1016/j.gloenvcha.2019.101964
  16. Makhortykh M., Bastian M. Personalizing the War: Perspectives for the Adoption of News Recommendation Algorithms in the Media Coverage of the Conflict in Eastern Ukraine // Media, War & Conflict. 2022. Vol. 15, no. 1. P. 25-45. https://doi.org/10.1177/1750635220906254
  17. Muqsith M. A., Kuswanti A., Pratomo R. R., Muzykant V. L. Trump’s Twitter Propaganda During COVID-19 // Jurnal The Messenger. 2021. Vol. 13, no. 3. P. 223-237. https://doi.org/10.26623/themessenger.v13i3.3991
  18. Muzykant V. L., Barabash V. V., Shlykova O. V., Barsukov K. P., Muqsith M. A., Tayibnapis R. G. Infrastructure and Computation in a Smart City as e-Government Contemporary Competence // Intelligent Sustainable Systems : Selected Papers of WorldS4 2022 : Vol. 2 / ed. by A. K. Nagar, D. Singh Jat, D. K. Mishra, A. Joshi. Singapore : Springer Nature, 2023. P. 639-646. https://doi.org/10.1007/978-981-19-7663-6_60
  19. Muzykant V. L., Muqsith M. A., Pratomo R. R., Barabash V. V. Fake News on COVID-19 in Indonesia // Pandemic Communication and Resilience / ed. by D. M. Berube. Cham, Switzerland : Springer, 2021. P. 363-378. https://doi.org/10.1007/978-3-030-77344-1_22
  20. Ncube L. Digital Media, Fake News and Pro-Movement for Democratic Change (MDC) Alliance Cyber-Propaganda During the 2018 Zimbabwe Election // African Journalism Studies. 2019. Vol. 40, no. 4. P. 44-61. https://doi.org/10.1080/23743670.2019.1670225
  21. Omar B., Dequan W. Watch, Share or Create: The Influence of Personality Traits and User Motivation on TikTok Mobile Video Usage // International Journal of Interactive Mobile Technologies. 2020. Vol. 14, no. 4. P. 121-137. https://doi.org/10.3991/ijim.v14i04.12429
  22. Pasitselska O. Better Ask Your Neighbor: Renegotiating Media Trust During the Russian-Ukrainian Conflict // Human Communication Research. 2022. Vol. 48, no. 2. P. 179-202. https://doi.org/10.1093/hcr/hqac003
  23. Payne K. Artificial Intelligence: A Revolution in Strategic Affairs? // Survival. 2018a. Vol. 60, no. 5. P. 7-32. https://doi.org/10.1080/00396338.2018.1518374
  24. Payne K. Strategy, Evolution, and War: From Apes to Artificial Intelligence. Washington, DC : Georgetown University Press, 2018b. https://doi.org/10.2307/j.ctvvngzd
  25. Prier J. Commanding the Trend: Social Media as Information Warfare // Strategic Studies Quarterly. 2017. Vol. 11, no. 4. P. 50-85. URL: http://www.jstor.org/stable/26271634 (accessed: 17.08.2022).
  26. Siddiqui S., Singh T. Social Media Its Impact with Positive and Negative Aspects // International Journal of Computer Applications Technology and Research. 2016. Vol. 5, no. 2. P. 71-75. https://doi.org/10.7753/IJCATR0502.1006
  27. Smart B., Watt J., Benedetti S., Mitchell L., Roughan M. #IStandWithPutin Versus #IStandWithUkraine: The Interaction of Bots and Humans in Discussion of the Russia/Ukraine War // Social Informatics : 13th International Conference, SocInfo 2022, Glasgow, UK, October 19-21, 2022, Proceedings / ed. by F. Hopfgartner, K. Jaidka, P. Mayr, J. Jose, J. Breitsohl. Cham, Switzerland : Springer, 2022. P. 34-53. https://doi.org/10.1007/978-3-031-19097-1_3
  28. Suntwal S., Brown S. A., Patton M. W. How Does Information Spread? An Exploratory Study of True and Fake News // Proceedings of the 53rd Hawaii International Conference on System Sciences HICSS 2020: Grand Wailea, Maui, Hawaii; January 7-10, 2020 / ed. by T. X. Bui. Honolulu : ScholarSpace, 2020. P. 5893-5902.
  29. Thornton R. The Changing Nature of Modern Warfare: Responding to Russian Information Warfare // The RUSI Journal. 2015. Vol. 160, no. 4. P. 40-48. https://doi.org/10.1080/03071847.2015.1079047
  30. Vosoughi S., Roy D., Aral S. The Spread of True and False News Online // Science. 2018. Vol. 359, no. 6380. P. 1146-1151. https://doi.org/10.1126/science.aap9559
  31. Waldrop M. M. The Genuine Problem of Fake News // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2017. Vol. 114, no. 48. P. 12631-12634. https://doi.org/10.1073/pnas.1719005114
  32. Wang Min, Rao Mingke, Sun Zhipeng. Typology, Etiology, and Fact-Checking: A Pathological Study of Top Fake News in China // Journalism Practice. 2022. Vol. 16, no. 4. P. 719-737. https://doi.org/10.1080/17512786.2020.1806723
  33. Zannetou S., Sirivianos M., Blackburn J., Kourtellis N. The Web of False Information: Rumors, Fake News, Hoaxes, Clickbait, and Various Other Shenanigans // Journal of Data and Information Quality. 2019. Vol. 11, no. 3. P. 1-37. https://doi.org/10.1145/3309699
  34. Zhang Xichen, Ghorbani A. A. An Overview of Online Fake News: Characterization, Detection, and Discussion // Information Processing & Management. 2020. Vol. 57, no. 2. P. 1-26. https://doi.org/10.1016/j.ipm.2019.03.004

© Мукситх М.А., Пратомо Р.Р., Музыкант В.Л., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах