Между миром и конфликтом: Ближний Восток после «Авраамовых cоглашений»

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В 2020 г. четыре арабских государства - Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты, Марокко и Судан - при активном содействии США сделали первые шаги на пути к нормализации отношений с Израилем. Предпринята попытка выявить основные причины, подтолкнувшие арабские государства к таким действиям, а также проведен анализ положения палестинцев на фоне укрепления отношений Израиля с арабским миром. Автор анализирует, как конфликт между Израилем и ХАМАС, начавшийся 7 октября 2023 г., оказал влияние на сложившиеся дипломатические, экономические и военные связи между еврейским государством и странами - подписантами «Авраамовых соглашений». По результатам исследования установлено, что одной из главных причин нормализации отношений арабских стран с Израилем стал расчет на углубление сотрудничества с США в военно-технической области. В то же время нельзя расценивать нормализацию отношений четырех арабских стран с Израилем как шаг к стабилизации в регионе, так как реакция на достигнутые договоренности со стороны палестинцев и других государств региона демонстрирует отсутствие единого подхода к проблеме ближневосточного урегулирования и взгляда на выстраивание региональной архитектуры. В этом контексте следует особо отметить положение палестинцев, для которых эти соглашения стали ударом в спину и создали неблагоприятные условия для образования полноценного Государства Палестина. Также подчеркивается, что будущее «Авраамовых соглашений» и возможность их расширения будет зависеть от развития конфликта между Израилем и ХАМАС, а также от готовности сторон к долгосрочному мирному урегулированию. Продолжение конфликта в Газе серьезно подорвет имидж Израиля в арабском мире и основополагающие принципы «Авраамовых соглашений», что отразится на снижении значимости этих договоренностей. Это исследование предлагает ценный взгляд на сложные и динамичные отношения в Ближневосточном регионе и способствует пониманию мотивов и последствий недавних геополитических изменений.

Полный текст

Введение

2020 г. можно назвать если не моментом сдвига с мертвой точки арабо-израильского противостояния, то периодом надежды на нормализацию отношений между арабским миром и Израилем. Этот год стал весьма  продуктивным для Израиля в плане налаживания отношений с арабскими странами — по меньшей мере, с точки зрения создания правовой базы: за год подписано четыре из шести существующих договоров о нормализации отношений. Еще два были заключены между Израилем и Египтом в 1979 г. и Израилем и Иорданией в 1994 г. (Гасратян, 2015, с. 156). Четырьмя новыми арабскими странами, которые нормализовали отношения  с Израилем, стали Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Бахрейн, Судан и Марокко.

Интерес представляет выявление основных причин, которые подтолкнули как США и Израиль, так и арабские страны к столь решительным шагам. Учитывая традиционную поддержку, которую арабские страны оказывают палестинцам, нормализация отношений с Израилем может существенно подорвать сложившийся общеарабский консенсус по данному вопросу. Кроме того, в статье рассматриваются действия арабских стран, присоединившихся к «Авраамовым соглашениям», после обострения ситуации в Секторе Газа в октябре 2023 г.

Все это позволит приблизиться к достижению цели исследования, которая состоит  в изучении мотивов сближения с Израилем арабских государств, оценке их заинтересованности в налаживании отношений  с Израилем при активном посредничестве США, а также выявлении того, насколько «Авраамовы соглашения» будут прочными на фоне эскалации в секторе Газа.

Учитывая, что ключевыми акторами анализируемых событий являются государства, автор строит подход к исследованию преимущественно на базе реалистского направления теории международных отношений. Следует особо подчеркнуть, что заключение этих соглашений о нормализации отношений с Израилем играет ключевую роль в переопределении регионального баланса сил, не только меняя взаимоотношения между подписавшими странами, но и оказывая влияние на стратегическую динамику в Ближневосточном регионе путем создания новых геополитических реалий и переосмысления традиционных альянсов и враждебностей. Кроме того, автор использует исторический и системный методы исследования для анализа развития событий, которые привели к подписанию «Авраамовых соглашений», а также для оценки их влияния на Ближневосточный регион и международные отношения в целом.

С точки зрения анализа источников  информации автору важно было обратить пристальное внимание прежде всего на официальные документы и договоры, а также на публичные заявления официальных представителей сторон. Привлечена литература, позволяющая понять долгосрочные тренды  и векторы политики государств Ближнего  Востока.

Причины нормализации отношений  Израиля с арабскими странами

15 сентября 2020 г. в Вашингтоне прошла торжественная церемония подписания соглашений о нормализации отношений между Израилем, с одной стороны, и ОАЭ и Бахрейном — с другой, при активном посредничестве США1. Подписантами соглашений стали:  с израильской стороны — премьер-министр Биньямин Нетаньяху, со стороны арабских стран — министр иностранных дел и международного сотрудничества ОАЭ Абдалла Бен Заид Аль Нахайян, глава МИД Бахрейна  Абдуллатиф бин Рашид аз-Заяни. США представлял президент Дональд Трамп (2017–2021 гг.). В ходе церемонии был подписан комплекс документов:

  • «Договор о мире, установлении дипломатических отношений и полной нормализации между Израилем и ОАЭ»2;
  • «Декларация о мире, сотрудничестве и конструктивных дипломатических и дружеских отношениях между Израилем и Бахрейном»3;
  • общее «Соглашение Авраама», которое было названо в честь патриарха трех основных монотеистических религий мира: иудаизма, христианства и ислама4.

Израильско-эмиратский и израильско-бахрейнский документы озаглавлены по-разному: по сложившейся практике, «договор» предполагает более глубокое взаимодействие, чем «декларация». Текст договора между Израилем и ОАЭ выглядит более  проработанным и детализированным (Singer, 2021, p. 450). Одной из причин может  быть тот факт, что Бахрейн окончательно  заявил о своем намерении нормализовать  отношения с Израилем менее чем за неделю  до церемонии подписания документов  в Вашингтоне.

Президент США поставил подпись под всеми документами, окрестив это событие «поворотным моментом» в истории развития ближневосточного урегулирования, с чем согласилась и израильская сторона, выразив надежду, что в конечном счете эти позитивные — по крайней мере в видении сторон — сдвиги приведут к окончанию арабо-израильского конфликта (Guzansky & Zachary, 2020, p. 379). Нормализация отношений предполагает сотрудничество между Израилем и арабскими государствами по широкому спектру направлений: от энергетики, экономики, здравоохранения и туризма до военной сферы.

Ключевым условием соглашения стало замораживание строительства еврейских поселений на оккупированной территории Западного берега реки Иордан, что Биньямин Нетаньяху обещал еще во время парламентских выборов в 2020 г. и что нашло свое отражение в так называемой «сделке века» (Карасова, 2023, с. 85). Официально документ называется «Мир во имя процветания. Видение того, как улучшить жизнь палестинского и израильского народа»5. Это выдвинутая США, по существу, произраильская инициатива, которая вызвала весьма неоднозначную реакцию, в том числе и потому, что в составлении документа палестинская сторона участия не принимала (Мельникова, 2020, с. 31). Остановка строительства поселений не предполагает, впрочем, ухода Израиля с ранее занятых территорий (Кшевицкая, 2021, с. 164).

ОАЭ

Сдвиг в израильско-эмиратских отношениях видится наиболее ощутимым. Общественность ОАЭ приветствовала заключение «Авраамовых соглашений» (Hitman & Zwilling, 2022, p. 440). Для ОАЭ соглашение открывает немало новых возможностей в домашнем  регионе, а потенциально — и за его пределами (Khan & Shahzad, 2021, p. 182). Выгоды, которые ОАЭ получит после подписания  договора с Израилем, демонстрируют  заинтересованность США в нормализации отношений между арабскими странами и  Израилем (Мелкумян, 2021, с. 114).

Нормализация отношений между Израилем и ОАЭ в рамках «Авраамовых соглашений» способствовала укреплению политического, экономического и регионального  взаимодействия на Ближнем Востоке. Это  соглашение, которое последовало за десятилетиями скрытых контактов, привело к открытым дипломатическим связям, коммерческим возможностям и обмену технологиями (Maher, 2022, p. 1). Важную роль в этом процессе сыграло изменение приоритетов США  в области безопасности. События, среди которых Багдадские саммиты, саммит в Негеве в марте 2022 г. и морское соглашение между Израилем и Ливаном, способствовали усилению регионального взаимодействия и деэскалации конфликтов (Vakil & Quilliam, 2023, p. 2).

С момента нормализации отношений ОАЭ и Израиль развили тесные экономические связи (Варнавский, 2022, с. 77). Объем двусторонней торговли между двумя странами с 2020 г. превысил 6 млрд долл. США6​​. К примеру, в 2021 г. объем двусторонней торговли достиг 1,154 млрд долл. США, что весьма значительно для первого года соглашения. В контексте этих экономических успехов в мае 2022 г. Израиль и ОАЭ подписали соглашение о свободной торговле,  которое предусматривает освобождение 96 % товаров от таможенных пошлин. Ожидается, что документ позволит увеличить объем торговли между странами до 10 млрд долл. США в течение пяти лет7. Кроме того, израильские туристы активно посещают отели, пляжи  и торговые центры ОАЭ (Egel, Efron & Robinson, 2021, p. 3).

Соглашение ОАЭ с Израилем также подразумевало военное сотрудничество, в частности с США. ОАЭ рассчитывали, что после нормализации отношений смогут приобрести американские истребители F-35 и беспилотные аппараты MQ-9 Reaper. Несмотря на продвижение администрации Д. Трампа  в сделке по продаже F-35 и Reaper, сложные переговоры о передаче ключевых компонентов и сомнения США в безопасности своих технологий на фоне развивающихся отношений ОАЭ с Китаем затормозили процесс. Это привело к заявлению ОАЭ об отказе от покупки самолетов (Feierstein & Guzansky, 2023, p. 3).

Конфликт между Израилем и ХАМАС в секторе Газа, начавшийся в октябре 2023 г., оказал значительное влияние на отношения между ОАЭ и Израилем. Однако, несмотря на международное возмущение и растущее число жертв конфликта, ОАЭ планируют поддерживать дипломатические отношения  с Израилем. Это решение было обусловлено желанием ОАЭ оказать умеренное влияние на израильскую военную кампанию в Газе и одновременно защитить собственные интересы. ОАЭ, являясь важным региональным игроком и партнером США в области безопасности, выразили свою позицию через официальные осуждения действий Израиля и призывы  к прекращению насилия​​. ОАЭ сохраняют наличие израильского посла на своей территории, что свидетельствует о стремлении  к долгосрочным стратегическим отношениям с Израилем. Кроме того, мотивацией к продолжению сотрудничества были общие опасения по поводу угрозы со стороны Ирана,  а также экономически обусловленная переориентация внешней политики Абу-Даби.

Бахрейн

Важную роль в процессе установления отношений Бахрейна с Израилем сыграли прагматичные выгоды от двустороннего  сотрудничества. Эти преимущества охватывают широкий спектр сфер, в том числе  оборону и безопасность, где партнерство  с еврейским государством открывает для  Манамы новые возможности для укрепления региональной стабильности. «Авраамовы  соглашения» в этом контексте стали ключевым механизмом, который позволил обеим странам официально установить дипломатические отношения и расширить сотрудничество. Это сотрудничество оказывается особенно значимым на фоне общих опасений по поводу действий Ирана в регионе, подчеркивая стратегическую важность новых дипломатических связей для Бахрейна8.

В марте 2021 г. Бахрейн назначил своего первого посла в Израиле, что стало знаковым событием в отношениях двух стран9. В сентябре 2021 г. Израиль открыл свое посольство в Манаме, а в сентябре 2023 г. израильский министр иностранных дел посетил Манаму, чтобы официально открыть новое посольство, заменив первое10. И Бахрейн, и Израиль стремились к расширению экономических связей. В сентябре 2023 г. израильский министр  иностранных дел и его бахрейнский коллега подписали соглашение, направленное на расширение туризма, увеличение числа прямых рейсов и укрепление торговых и инвестиционных связей. Сопровождаемый делегацией бизнесменов, министр отметил активное  участие израильских компаний в высокотехнологичных и логистических проектах  в Бахрейне11​.

При анализе перспектив и развития торгово-экономических связей между Израилем и Бахрейном необходимо учитывать несколько ключевых аспектов.

Во-первых, общий объем товарооборота между странами относительно скромен,  а экономические возможности Манамы уступают таковым в ОАЭ.

Во-вторых, экономики Израиля и Бахрейна менее взаимодополняющие, при этом последний значительно отстает в технологическом развитии.

В-третьих, в отличие от ОАЭ, которые негласно вели торговлю с еврейским государством с 2000-х гг., у Бахрейна до сих пор не было неофициальных экономических связей с Израилем, что заставляет страны начинать отношения с нуля (Крылов, Федорченко,  Марьясис, 2022, с. 143). Кроме того, внутриполитическая напряженность в Бахрейне, особенно среди шиитского сегмента населения, которое часто выражает недовольство правящей властью, ограничивает возможности политических и экономических элит  в строительстве новых отношений12.

Анализируя ситуацию с нормализацией отношений Бахрейна с Израилем, можно констатировать, что, несмотря на значительный прогресс во взаимодействии двух государств после подписания «Авраамовых соглашений», эскалация в секторе Газа в октябре  2023 г. оказала на него негативное влияние.  В ноябре 2023 г. на фоне продолжающегося конфликта между Израилем и ХАМАС  парламент Бахрейна объявил о возвращении своего посла из Израиля и выдворении израильского посла из Бахрейна13. Кроме того, было объявлено о приостановке всех экономических отношений с Израилем, что отражает «твердую и историческую позицию» Бахрейна по поддержке палестинского дела  и законных прав палестинского народа. Это заявление было сделано парламентом  Бахрейна, однако Израиль заявил, что не получал официального уведомления о таких решениях14.

Марокко

Еще одним арабским государством, которое в 2020 г. решилось на установление официальных контактов с Израилем при посредничестве США, стало Марокко. 22 декабря 2020 г. Марокко, Израиль и США подписали совместную трехстороннюю декларацию о нормализации отношений15. Премьер-министр Израиля поприветствовал восстановление связей и объявил о возобновлении прямого авиасообщения между Израилем и Марокко. Первый прямой рейс состоялся  22 декабря 2020 г., когда из Тель‑Авива  в Рабат прибыла совместная израильско-американская делегация во главе с Дж. Кушнером и главой Совета национальной  безопасности еврейского государства Меиром Бен‑Шаббатом (Pásztor, 2022, p. 8).

Стороны подписали четыре соглашения: об отказе от виз для владельцев служебных и дипломатических паспортов, меморандумы о взаимопонимании в области гражданской авиации, по инновациям и развитию водных ресурсов, о сотрудничестве в области финансов и инвестиций16. Потенциальное военное сотрудничество и в случае с Марокко следует рассматривать как важный стимул для нормализации отношений с Израилем. Омер Достри из Иерусалимского института стратегии  и безопасности в интервью указал, что  сотрудничество Израиля и Марокко в сфере  безопасности охватывает разведывательную сферу, проведение совместных военных  учений и торговлю вооружениями17. Израильские военные участвовали в американских учениях African Lion в Марокко, а марокканцы купили израильские дроны и системы противовоздушной обороны (ПВО), проявив также интерес к бронетехнике и кибер-безопасности18. В феврале 2022 г. Марокко  и Израиль подписали соглашение, направленное на развитие двусторонней торговли  и сотрудничества, включая таможенные льготы и расширение торговых связей (Feierstein & Guzansky, 2023, p. 4).

Для Марокко решение подписать «Авраамовы соглашения» сопровождалось конкретными обязательствами со стороны США. Рабат рассчитывал, что Вашингтон признает его суверенитет над спорной Западной Сахарой в надежде, что это выведет ситуацию с притязаниями Марокко на западносахарскую территорию из тупика. В связи с этим в декабре 2022 г. Дональд Трамп подписал указ,  в котором США признавали суверенитет  Марокко над Западной Сахарой, что содействовало нормализации израильско-марокканских отношений19. Однако после этого признания только Израиль в июле  2023 г. последовал примеру США20.  ООН продолжает считать этот регион  «несамоуправляющейся территорией», в то время как Международный Суд признал  попытки Марокко присоединить к себе  Западную Сахару незаконными. Признание Израилем суверенитета Марокко над этой территорией открыло двери для значительного расширения двустороннего военного  сотрудничества, включая назначение первого военного атташе Израиля в Рабате (Лиокумович, Ахматшина, 2022, с. 65).

Марокко занимает осторожную позицию в отношении конфликта между Израилем и ХАМАС, который начался 7 октября 2023 г. Страна придерживается умеренного тона в официальных заявлениях, осуждая нападения на гражданских лиц, призывая к немедленному прекращению огня и обеспечению защиты гражданского населения и гуманитарного  доступа21. Несмотря на развитие ситуации и ее сложность, Марокко избегает обвинять  какую-либо конкретную сторону конфликта. Этот подход проявляется в постоянной реакции Марокко на развивающиеся события,  где терминология и выражения подстраиваются под меняющийся контекст (Saddiki, 2023, p. 4).

Судан

На протяжении многих лет Судан был известен своей позицией отказа от признания Израиля. Это наиболее ярко проявилось в 1967 г. на Хартумской конференции Лиги арабских государств (ЛАГ), где были объявлены «Три нет» в отношении Израиля: нет — миру с Израилем, нет — переговорам с Израилем, нет — признанию Израиля22. Это заявление фактически означало непризнание права Израиля на существование и предполагало войну как единственный способ разрешения конфликта.

Однако в последние годы произошли  существенные изменения (Косач, 2021, с. 66). В 2020 г. Судан заявил о своем желании присоединиться к «Авраамовым соглашениям», целью которых является нормализация отношений с Израилем (Mazzucco & Alexander, 2022, p. 2). Присоединение официально  состоялось уже в 2021 г.23 Для Судана, как представляется, основным стимулом к подписанию декларации было желание выйти из списка «поддерживающих терроризм государств», составленного Белым домом, а также выход из-под американских санкций, что повысило бы международную легитимность страны (Makovsky et al., 2022, p. 7). В октябре 2020 г. Д. Трамп подписал указ, согласно которому Судан больше не рассматривается как государство — спонсор терроризма24. США со своей стороны потребовали от Судана компенсировать убытки гражданам США,  которые стали жертвами терактов, организованных террористической группировкой «Аль-Каида»25, и их семьям. Речь идет о терактах в Кении и Танзании 1998 г., которые организовал проживавший в то время в Судане лидер «Аль-Каиды» Усама бен Ладен. Судан перевел сумму в размере 335 млн долл. США в октябре 2020 г.26

Несмотря на это, внутренние беспорядки и политическая борьба между гражданскими и военными властями в Судане замедлили процесс нормализации с Израилем, и отношения были временно заморожены. Судан отстал от других стран, присоединившихся  к соглашениям, особенно в контексте участия в Форуме Негева, который был создан по инициативе Джо Байдена для углубления региональных связей.

Ситуация в Судане усугубилась после военного переворота в 2021 г., который  сорвал попытки демократического перехода после свержения Омара аль-Башира27. Несмотря на внутренние трудности, переговоры о нормализации отношений с Израилем продолжались. В феврале 2023 г. министр иностранных дел Израиля Эли Коэн посетил Судан, где встретился с президентом Абдельфаттахом аль-Бурханом. Этот визит положил начало соглашению о нормализации отношений, подчеркнув стремление Израиля к миру с арабскими и мусульманскими странами28.  Э. Коэн в своем заявлении сделал отсылку к Хартумской резолюции 1967 г.: «Мы сейчас строим новую реальность с Суданом, в которой „Три нет“ превратятся в „Три да“: да — переговорам между Израилем и Суданом,  да — признанию Израиля, да — миру между государствами и народами»29.

Судан выразил поддержку законным правам палестинского народа на создание собственного независимого государства. Однако внутренняя гражданская война в стране забирает слишком много ресурсов и внимания, что не позволяет Судану активно участвовать в международной политике или высказывать более детальные суждения по этому вопросу30. Кроме того, в октябре 2023 г.  Судан и Иран договорились о восстановлении дипломатических отношений, прерванных в 2016 г. из-за вмешательства Ирана во внутренние дела Судана31. Этот шаг не встретил одобрения со стороны Израиля, поскольку Израиль традиционно рассматривает Иран как своего главного регионального противника. Восстановление отношений между Суданом и Ираном может быть воспринято как укрепление позиций Ирана в арабском мире, что вызывает опасения в Израиле в контексте роста влияния Ирана в регионе и потенциального ухудшения безопасности Израиля.

Положение палестинцев  на фоне «Авраамовых соглашений»

В странах арабского мира соглашения вызвали неоднозначную реакцию и в определенной степени недовольство: в первую очередь у палестинцев, которые сочли это трагедией для всего арабского мира, поскольку  изначально предполагалось, что Израиль  признает независимость палестинцев, а лишь после этого возможно будет вести диалог с арабскими странами о нормализации отношений (Trigano, 2021, p. 12). Однако фактически Израиль начал получать признание в регионе, не пойдя при этом на уступки палестинцам32.

Столь форсированная нормализация отношений между арабскими государствами и Израилем представляется крайне нежелательной для палестинцев (Ian, 2019, p. 36). Подписанные документы отсрочивают процесс  реального урегулирования конфликта между Израилем и Палестинской национальной  администрацией (ПНА), делая все менее вероятным признание Израилем существования Государства Палестина (Гудкова, 2022, с. 75). ПНА считает 15 сентября 2020 г. «черным днем» в истории палестинского народа33.  События в секторе Газа, начавшиеся в октябре 2023 г., только усилили веру палестинцев во враждебные намерения Израиля.

Более того, нормализация в отношениях арабских стран и Израиля подрывает позиции руководства ПНА внутри своей территории. После заключения «Авраамовых соглашений» в ПНА был проведен социологический опрос, показавший, что при явных антиизраильских настроениях (86 % палестинцев  считают, что соглашения выгодны исключительно Израилю) свыше 60 % опрошенных считают сам факт заключения подобных соглашений «провалом» палестинской внешней политики и дипломатии34.

Заключение

Нормализация отношений между арабскими странами и Израилем отражает изменение региональной политики: отказ от урегулирования ближневосточного конфликта на основе традиционных подходов ООН в пользу экономических интересов и сотрудничества в сфере безопасности. При этом активная роль США в этом процессе скорее как организатора, нежели посредника, указывает на то, что именно перспективы сотрудничества  с США, а не напрямую с Израилем, стали ключевым стимулом для арабских стран.  В свою очередь США стремятся укрепить свои военно-политические связи в регионе и сохранить влияние и присутствие.

Вспышка насилия в секторе Газа в октябре 2023 г. вызвала определенное напряжение в отношениях Израиля с арабскими странами. Тем не менее в случае с ОАЭ обе стороны продолжают демонстрировать желание поддерживать и развивать сотрудничество, опираясь на стратегические и экономические интересы. Что касается Бахрейна, значительные успехи в двусторонних отношениях с Израилем теперь сталкиваются с новыми вызовами из-за событий в Газе. Это напряжение может усложнить будущее сотрудничество, учитывая продолжающийся палестино-израильский конфликт. В то же время Марокко, заключившее ряд договоренностей с Израилем, часто при посредничестве США, стоит перед сложным выбором. Прекращение отношений с Израилем может серьезно повлиять на обязательства и интересы Марокко, вытекающие из этих соглашений, поэтому Королевство занимает осторожную позицию в этом  конфликте и стремится сбалансировать свои обязательства и региональную безопасность. Наконец, Судан, переживающий внутриполитические потрясения, находится на пересечении различных международных и региональных влияний.

«Авраамовы соглашения» после событий в Газе стали историческим прошлым и вряд ли будут реанимированы в ближайшей перспективе. Одним словом, эти соглашения утратили свою актуальность. Безусловно, возможный мир между Израилем и ХАМАС и последующее достижение стабильности и безопасности в регионе являются ключевыми факторами, которые могут дать второе дыхание уже существующим дипломатическим отношениям Израиля с арабскими странами, а также привлечь новых участников к «Авраамовым соглашениям». Кроме того, международное сообщество, в частности арабские государства — подписанты вышеупомянутых соглашений, могут оказать значительное влияние на ход переговоров между Израилем и ХАМАС, а также на формирование будущего регионального баланса сил. Это создает сложную мозаику взаимодействий и взаимозависимостей, в которой каждое развитие  событий может иметь долгосрочные последствия для всего Ближнего Востока.

 

 

1 Holland S., Spetalnick M. In Break with Past, UAE and Bahrain Forge Ties with Israel at White House // The Star. September 16, 2020. URL: https://www.thestar.com.my/news/world/2020/09/15/at-historic-white-house-event-uae-and-bahrain-to-move-toward-normal-ties-with-israel (accessed: 02.12.2023).

2 Abraham Accords Peace Agreement: Treaty of Peace, Diplomatic Relations and Full Normalization between the United Arab Emirates and the State of Israel // U.S. Department of State. September 15, 2020. URL: https://www.state.gov/wp-content/uploads/2020/09/UAE_ Israel-treaty-signed-FINAL-15-Sept-2020-508.pdf (accessed: 12.08.2023).

3 Abraham Accords: Declaration of Peace, Cooperation and Constructive Diplomatic and Friendly Relations // U.S. Department of State. September 15, 2020. URL: https://www.state.gov/wp-content/uploads/2020/09/Bahrain_ Israel-Agreement-signed-FINAL-15-Sept-2020-508.pdf (accessed: 12.08.2023).

4 The Abraham Accords Declaration // U.S. Department of State. September 15, 2020.  URL: https://www.state.gov/wp-content/uploads/2020/10/ Abraham-Accords-signed-FINAL-15-Sept-2020-508-1.pdf (accessed: 12.08.2023).

5 Peace to Prosperity: A Vision to Improve the Lives of the Palestinian and Israeli People // The White House. January 28, 2020. URL: https://trumpwhitehouse.archives. gov/peacetoprosperity/ (accessed: 20.08.2023).

6 Cornwell A. Exclusive: UAE Plans to Maintain Ties with Israel Despite Gaza Outcry, Sources Say // Reuters. November 11, 2023. URL: https://www.reuters.com/ world/middle-east/uae-plans-maintain-ties-with-israel-despite-gaza-outcry-sources-say-2023-11-11/ (accessed: 20.11.2023).

7 Cornwell A. Israel, UAE Boost Ties with Free Trade Pact // Reuters. May 31, 2022. URL: https://www.reuters.com/world/middle-east/israel-uae-sign-free-trade-deal-ambassador-2022-05-31/ (accessed: 20.08.2023).

8 Daze-Héni F. The Gulf States and Israel after the Abraham Accords // Arab Reform Initiative. November 6, 2020. URL: https://www.arab-reform.net/publication/ the-gulf-states-and-israel-after-the-abraham-accords/ (accessed: 20.08.2023).

9 Staff T. Bahrain Appoints Ambassador to Israel Following 2020 Abraham Accords // The Times of Israel. March 30, 2021. URL: https://www.timesofisrael.com/ bahrain-appoints-ambassador-to-israel-following-2020-abraham-accords/ (accessed: 02.12.2023).

10 Hamad M. Israel Opens Bahrain Embassy, Three Years after Normalising Ties // Reuters. September 4, 2023. URL: https://www.reuters.com/world/middle-east/israel-opens-bahrain-embassy-three-years-after-normalising-ties-2023-09-04/ (accessed: 02.12.2023).

11 Israel Opens New Embassy in Bahrain, Agrees to Boost Trade Relations // Al-Jazeera. September 4, 2023. URL: https://www.aljazeera.com/news/2023/9/4/israel-opens-new-embassy-in-bahrain-agrees-to-boost-trade-relations  (accessed: 20.09.2023).

12 Khurma M., Farley A., Sherman B., Harb F. A. News Roundup: UAE, Bahrain Normalize Relations with  Israel // Wilson Center. September 16, 2020. https://www.wilsoncenter.org/article/news-roundup-uae-bahrain-normalize-relations-israel (accessed: 15.10.2023).

13 Bahrain Recalls Ambassador from Israel Amid Escalating Assault on Gaza // Al-Jazeera. November 2, 2023. URL: https://www.aljazeera.com/news/2023/11/2/ bahrain-recalls-ambassador-from-israel-amid-escalating-assault-on-gaza (accessed: 02.12.2023).

14 Hamad M. Bahrain Says Envoy to Israel Returned Home, Israel Says Ties Stable // Reuters. November 2, 2023. URL: https://www.reuters.com/world/middle-east/ bahrain-parliament-says-envoy-israel-returned-home-israel-says-ties-stable-2023-11-02/ (accessed: 20.11.2023).

15 Joint Declaration. The Kingdom of Morocco, the United States of America and the State of Israel // U.S. Department of State. December 22, 2020. URL: https://www.state.gov/wp-content/uploads/2021/01/Joint-Declaration-US-Morrocco-Israel.pdf (accessed: 25.08.2023).

16 Беленькая М. Израиль замароччился // Коммерсантъ. 22.12.2020. URL: https://www.kommersant.ru/doc/ 4626723 (дата обращения: 27.08.2023).

17 Bassist R. Israel — Morocco Security This Set to Deepen after Western Sahara Recognition // Al-Monitor. July 18, 2023. URL: https://www.al-monitor.com/ originals/2023/07/israel-morocco-security-ties-set-deepen-after-western-sahara-recognition (accessed: 25.08.2023).

18 Fabian E. In First, IDF Sends Troops to Participate in Major US-led Drill in Morocco // The Times of Israel. June 5, 2023. URL: https://www.timesofisrael.com/in-first-idf-sends-troops-to-participate-in-major-us-led-drill-in-morocco/ (accessed: 02.12.2023).

19 Proclamation on Recognizing the Sovereignty of the Kingdom of Morocco over the Western Sahara // U.S. Embassy & Consulates in Morocco. December 10,  2020. URL: https://ma.usembassy.gov/proclamation-on-recognizing-the-sovereignty-of-the-kingdom-of-morocco-over-the-western-sahara/ (accessed: 26.08.2023).

20 Berman L., Staff T. Israel Tells Morocco It Recognizes Its Sovereignty over Disputed Western  Sahara // The Times of Israel. July 17, 2023. URL: https://www.timesofisrael.com/israel-tells-morocco-it-recognizes-its-sovereignty-over-disputed-western-sahara/ (accessed: 26.08.2023).

21 Gaza: Morocco Expresses Deep Concern at Outbreak of Military Action and Condemns Attacks on Civilians Wherever They Are (Foreign Ministry) // Embassy of the Kingdom of Morocco in the United States of America. October 7, 2023. URL: https://us.diplomatie.ma/en/gaza-morocco-expresses-deep-concern-outbreak-military-action-and-condemns-attacks-civilians-wherever-they-are-foreign-ministry (accessed: 25.11.2023).

22 Israel — Arab Peace Process: The Khartoum Resolutions (September 1, 1967) // Jewish Virtual Library. URL: https://www.jewishvirtuallibrary.org/the-khartoum-resolutions (accessed: 25.09.2023).

23 The Abraham Accords Declaration // U.S. Department of State. January 6, 2021. URL: https://www.state.gov/wp-content/uploads/2021/01/Sudan-AA.pdf (accessed: 20.08.2023).

24 Abdel-Rahim A. Sudan Says Trump Signs Order Removing State From Terrorism List // Anadolu Agency. October 23, 2020. URL: https://www.aa.com.tr/en/africa/ sudan-says-trump-signs-order-removing-state-from-terrorism-list/2016904 (accessed: 02.12.2023).

25 Здесь и далее упоминается организация, включенная в РФ в список террористических.

26 Sudan’s Listing as Sponsor of Terrorism Ended by US // BBC. December 14, 2020.  URL: https://www.bbc.com/news/world-africa-55300252 (accessed: 20.08.2023).

27 Leiter M. Y. Sudan: Expanding the Tent of the Abraham Accords // Jerusalem Center for Public Affairs. February 22, 2023. URL: https://jcpa.org/article/sudan-expanding-the-tent-of-the-abraham-accords/ (accessed: 25.11.2023).

28 Lazaroff T. Israel and Sudan to Cement Peace Deal after Israeli FM’s Secret Trip // The Jerusalem Post. February 2, 2023. URL: https://www.jpost.com/ international/article-730386 (accessed: 12.08.2023).

29 Giwa K. Israel, Sudan Announce Deal to Normalise Relations // News Central. February 3, 2023.  URL: https://newscentral.africa/israel-sudan-announce-deal-to-normalise-relations/?noamp=available (accessed: 20.10.2023).

30 War in Gaza Forces Tough Choices on Israel’s Arab Partners // Voa News. November 10, 2023. URL: https://www.voanews.com/a/war-in-gaza-forces-tough-choices-on-israel-s-arab-partners/7350320.html (accessed: 20.11.2023).

31 Иран и Судан договорились о возобновлении дипломатических отношений // ТАСС. 09.10.2023. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/18954563  (дата обращения: 23.11.2023).

32 Palestinian President Abbas Says Accords with Israel, US Are Void // Al-Jazeera. May 20, 2020. URL: https://www.aljazeera.com/news/2020/5/20/palestinian-president-abbas-says-accords-with-israel-us-are-void (accessed: 20.08.2023).

33 Firat E., Geldi M., Karaalp H. Arab Nations Oppose Normalization with Israel // Anadolu Agency. October 25, 2020. URL: https://www.aa.com.tr/en/middle-east/arab-nations-oppose-normalization-with-israel/2018172 (accessed: 20.08.2023).

34 Palestinian Center for Policy and Survey Research. Public Opinion Poll No (77) // Palestinian Center for Policy and Survey Research. September 15, 2020. URL: http://pcpsr.org/sites/default/files/Poll%2077%20English%20full%20text%20September2020.pdf (accessed: 20.08.2023).

×

Об авторах

Гасан Парвиз оглы Абдуллаев

МГИМО МИД России

Автор, ответственный за переписку.
Email: gasan.abdullaev.97@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-0608-7026
SPIN-код: 7418-1330

аспирант кафедры востоковедения

Москва, Российская Федерация

Список литературы

  1. Варнавский З. П. Особенности современного этапа отношений арабских государств и Израиля и перспективы их развития // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2022. № 3 (67). С. 73–79. EDN: XATRUN
  2. Гасратян С. М. Израиль и Иордания: партнеры по необходимости // Международная жизнь. 2015. № 5. С. 144–167. EDN: SJJAOE
  3. Гудкова К. А. Влияние «Авраамовых соглашений» на безопасность в Ближневосточном регионе // Гуманитарный акцент. 2022. № 2. С. 73–77. EDN: NVOIQX
  4. Карасова Т. А. Израиль после выборов. Перспективы развития государственной политики // Свободная мысль. 2023. № 4 (1700). С. 77–88. EDN: RYUHHU
  5. Косач Г. Г. Саудовская Аравия и Израиль: палестинский контекст // Мировая экономика и международные отношения. 2021. Т. 65, № 1. С. 61–69. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2021-65-1-61-69
  6. Крылов А. В., Федорченко А. В., Марьясис Д. А. Процесс «нормализации» отношений между Израилем и арабскими монархиями с точки зрения российских интересов // Вестник Московского университета. Серия 13: Востоковедение. 2022. № 3. С. 133–150. EDN: VYPRIV
  7. Кшевицкая М. А. Сотрудничество США и Израиля как перманентный дестабилизирующий фактор на Ближнем Востоке // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. 2021. Т. 7, № 3–1. С. 161–169. https://doi.org/10.37279/2413-1733-2021-7-3(1)-161-169
  8. Лиокумович Я. Б., Ахматшина Э. К. «Авраамовы соглашения» между Израилем, ОАЭ и Бахрейном: изменения геополитической реальности Ближнего Востока // Азия и Африка сегодня. 2022. № 2. С. 64–68. https://doi.org/10.31857/s032150750016335-0
  9. Мелкумян Е. С. Израиль во внешней политике ОАЭ: от конфронтации к нормализации // Вестник МГИМО-Университета. 2021. Т. 14, № 2. С. 107–118. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2021-2-77-107-118
  10. Мельникова С. В. Динамика вовлеченности арабских стран в решение палестинского вопроса (1967–2002 гг.) // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020. Т. 26, № 4. С. 30–37. https://doi.org/10.18287/2542-0445-2020-26-4-30-37
  11. Egel D., Efron S., Robinson L. Peace Dividend: Widening the Economic Growth and Development Benefits of the Abraham Accords // RAND Corporation. 2021. P. 1–8. https://doi.org/10.7249/pea1149-1
  12. Feierstein G. M., Guzansky Y. A Mixed Report Card: The Abraham Accords at Three // Middle East Institute. 2023. P. 1–10. URL: https://www.mei.edu/sites/default/files/A%20mixed%20report%20card%20The%20Abraham% 20Accords%20at%20three.pdf (accessed: 10.10.2023).
  13. Guzansky Y., Zachary A. M. The Abraham Accords: Immediate Significance and Long-Term Implications // Israel Journal of Foreign Affairs. 2020. Vol. 14, no. 3. P. 379–389. https://doi.org/10.1080/23739770.2020.1831861
  14. Hitman G., Zwilling M. Normalization with Israel: An Analysis of Social Networks Discourse Within Gulf States // Ethnopolitics. 2022. Vol. 21, no. 4. P. 423–449. http://dx.doi.org/10.1080/17449057.2021.1901380
  15. Ian B. Just Below the Surface: Israel, the Arab Gulf States and the Limits of Cooperation // LSE Middle East Centre. 2019. P. 1–40. URL: http://eprints.lse.ac.uk/100313/7/JustBelowtheSurface.pdf (accessed: 10.10.2023).
  16. Khan M. R., Shahzad S. M. The Abraham Accords: Israel Resizing Spheres of Influence // Journal of the Research Society of Pakistan. 2021. Vol. 58, no. 2. P. 180–186.
  17. Maher M. Two Years On, the Abraham Accords Bear Fruit // The Washington Institute for Near East Policy. 2022. P. 1–4. URL: https://www.washingtoninstitute.org/pdf/view/17719/en (accessed: 20.11.2023).
  18. Makovsky M., Hannah J., Misztal B., Ruhe J., Cicurel A., Ghalili A. Millner S. A Stronger and Wider Peace: A U.S. Strategy for Advancing the Abraham Accords // The Jewish Institute for the National Security of America. 2022. P. 1–48. URL: https://jinsa.org/wp-content/uploads/2022/01/JINSA_Report_AbrahamAccords_v3-web.pdf (accessed: 08.08.2023).
  19. Mazzucco L., Alexander K. The Abraham Accords Two Years On: From Ambition to Reality // ELCANO Royal Institute. 2022. No. 58. P. 1–8. URL: https://media.realinstitutoelcano.org/wp-content/ uploads/2022/08/ari58-2022-mazzucco-alexander-abraham-accords-two-years-on-from-ambition-to-reality.pdf (accessed: 08.08.2023).
  20. Pásztor K. The Significance of the Abraham Accords for Morocco // Institute for Foreign Affairs and Trade of Hungary. 2022. P. 1–12. URL: https://kki.hu/wp-content/uploads/2022/05/KE_2022_21_MA_Abraham_ Accords_Morocco_Pasztor_0512.pdf (accessed: 20.08.2023).
  21. Saddiki S. Morocco and the War in Gaza: The Dilemma of Principles and Interests // EuroMESCo. 2023. No. 31. P. 1–4. https://www.euromesco.net/wp-content/uploads/2023/11/Spot-on-31.pdf (accessed: 12.12.2023).
  22. Singer J. The Abraham Accords: Normalization Agreements Signed by Israel with the UAE, Bahrain, Sudan, and Morocco // International Legal Materials. 2021. Vol. 60, iss. 3. P. 448–463. https://doi.org/10.1017/ilm.2021.18
  23. Trigano S. The Abraham Accords: Contrasting Reflections // The Begin-Sadat Center for Strategic Studies. 2021. No. 188. P. 1–16. URL: https://besacenter.org/wp-content/uploads/2021/02/188-WEB.pdf (accessed: 12.12.2023).
  24. Vakil S., Quilliam N. The Abraham Accords and Israel — UAE Normalization: Shaping a New Middle East // Chatham House Research Paper. 2023. P. 1–84. https://www.chathamhouse.org/sites/default/files/2023-04/2023-03-28-abraham-accords-israel-uae-normalization-vakil-quilliam-1.pdf (accessed: 20.11.2023).

© Абдуллаев Г.П., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах