Израиль в контексте «новой биполярности»

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Анализируются основные направления внешней политики Государства Израиль в условиях нынешней трансформации мирового порядка и формирующейся «новой биполярности». До начала специальной военной операции (СВО), несмотря на достаточно прочный стратегический союз с США, Израиль проводил прагматичный внешнеполитический курс и поддерживал взаимовыгодные двусторонние отношения с ведущими державами незападного мира, неаффилированными с евроатлантическим альянсом, - Россией, КНР и Индией. Однако резкое обострение ситуации на палестинских территориях в октябре 2023 г. поставило Израиль перед экзистенциальным выбором в условиях зарождающейся новой биполярности, и этот выбор был сделан в пользу США и их союзников по НАТО. Сейчас официальная риторика в Израиле стала созвучной с той, которая получила распространение в период разрыва отношений между Россией и Израилем. Тем не менее при формировании конкретной политики, когда российская и израильская точки зрения не совпадают, обе стороны по-прежнему координируют все действия в рамках диалога. Авторы фокусируют внимание на основных проблемах, по которым у России и Израиля существуют расхождения: украинский, иранский и палестинский факторы. Среди приоритетов внешней политики Израиля особое место занимают Китай и Индия. Значение этих стран для еврейского государства будет возрастать из-за неизбежных изоляционистских тенденций в регионе, которые усиливаются на фоне обострения палестино-израильского конфликта. Рассмотрены основные тренды в отношениях Израиля с некоторыми арабскими странами, а также КНР и Индией.

Полный текст

Введение

В последнее десятилетие, характеризующееся ускорением темпов глобализации,  Израиль заметно активизировал усилия по экономической и политической интеграции на региональном уровне. Кульминацией этого процесса стало подписание в августе 2020 г. при посредничестве США так называемых «Авраамовых соглашений» с Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ) и Бахрейном,  а также последующая нормализация отношений с Марокко и Суданом. Предполагалось, что в скором времени к этому новому региональному объединению присоединится  Саудовская Аравия (Egel, Efron & Robinson, 2021, р. 7).

Образование новой конфигурации на Ближнем Востоке зиждилось не только на стремлении ее участников к тесному экономическому сотрудничеству: новые арабские партнеры Израиля разделяли его обеспокоенность развитием ядерной программы Ирана, распространением иранских прокси на всем пространстве Ближневосточного региона, возможностью ослабления или отмены антииранских санкций.

Однако по мере укрепления своих позиций в региональном балансе сил Израилю неизбежно приходилось принимать в расчет интересы арабских партнеров, которые, с одной стороны, шли на сближение с Россией и Китаем, а с другой — дистанцировались от инициаторов проекта объединения, названного в честь ветхозаветного пророка Авраама. 

Новые региональные партнеры Израиля, несмотря на сильнейшее давление Вашингтона, настойчиво укрепляли сотрудничество с неугодными коллективному Западу державами. Это сближение проявилось в том числе и в уклонении от участия в санкционной политике США и их союзников, направленной против России и Китая, и в отказе от навязываемых извне условий по добыче и экспорту энергоносителей, и в растущих закупках  российского вооружения1. Весь мир обратил внимание на рост влияния России на Ближнем Востоке из-за несоответствия в уровнях приема президента России В.В. Путина  и президента США Дж. Байдена в Садовской Аравии2.

Китай также играет роль активного противовеса США на Ближнем Востоке. «Уже сегодня Китай извлекает пользу от изменения образа мыслей в регионе. А иначе зачем кронпринц Мухаммед ибн Салман вводит китайский язык в программу школьных предметов в Саудовской Аравии?» — таким вопросом задается специалист по странам Персидского залива Себастьян Зонс из боннского аналитического центра CARPO3. При этом влиятельные монархи Аравийского полуострова позволяют себе зачастую не отвечать на телефонные звонки первых лиц из Вашингтона и Евросоюза. 

Дилемма Израиля заключается в том, что он одновременно стремится вступить в добрососедские и взаимовыгодные отношения с влиятельными государствами региона, однако в то же время продолжать позиционировать себя как часть западного мира и основного стратегического и военного союзника США на Ближнем Востоке (Карасова, 2019, с. 10).

Как представляется, в ближайшей перспективе на региональную политику и внешнеполитическую ориентацию Израиля будут оказывать первостепенное влияние три фактора: нерешенность вопроса о Палестине  и застарелый палестино-израильский конфликт, вооруженный конфликт на Украине  и растущая напряженность в отношениях с Ираном. Израиль будет выстраивать внешнеполитическую доктрину в отношении основных стратегических партнеров как в регионе Ближнего Востока, так и за его пределами в зависимости от того, как будет развиваться ситуация на обозначенных выше направлениях.

В исследовании авторы руководствовались политическим реализмом в теории международных отношений. Представители академической науки расходятся во мнениях относительно того, к каким последствиям приводит биполярность/многополярность или однополярность. Так, общепризнанные специалисты в области международных отношений (Waltz, 1979, pp. 170–171; Mearsheimer, 2001, pp. 44–45; Примаков, 2011, c. 159–160)  в своих исследованиях приходят к выводу, что биполярность имеет тенденцию стабилизировать международную систему, в то время как другие (Modelski & Thompson, 1988; Wohlforth, 1999, pp. 5–41;  Ikenberry, 2001, pp. 43–78; Brooks & Wohlforth, 2023, pp. 76–91) отстаивают позицию, согласно которой только один мировой гегемон способен обеспечивать всеобщий миропорядок. Некоторые  аналитики утверждают, что государства используют для обеспечения безопасности  и благополучия рациональную модель принятия решений, исключая появление долговременного государства-гегемона (Deutsch & Singer, 1964).

Продолжающийся с февраля 2022 г.  военный конфликт на Украине и резкое обострение обстановки на палестинских территориях после атаки боевиков ХАМАС  7 октября 2023 г. на приграничные районы Израиля убедительно подтвердили правоту тех специалистов, которые настаивали на том, что мир движется в сторону новой биполярности (Tunsjø, 2018; Degterev, 2019; Kupchan, 2021). Авторы данной статьи также разделяют эту точку зрения.

Российско-украинский фактор

Политика Израиля в отношении Российской Федерации после начала специальной военной операции (СВО) 24 февраля 2022 г. не вписывалась в тот жесткий и откровенно русофобский курс Вашингтона, с которым дружно солидаризировались страны НАТО и коалиция союзников этих государств. Израиль ответил на многочисленные запросы украинских властей недвусмысленным отказом от поставок летальной военной техники, а также не присоединился к политике постоянного санкционного давления на Россию.

Несмотря на продолжавшийся в стране затяжной политический кризис (Крылов, 2022, c. 393–394), во время которого проявилось среди прочего острое противостояние противников и сторонников Москвы, израильское правительство не стало разрушать позитивное и динамичное сотрудничество, сложившееся за годы после восстановления полноформатных отношений с Российской Федерацией, и по-прежнему руководствовалось в общении с российской стороной исключительно собственными стратегическими интересами. Находившийся во время начала СВО на посту премьер-министра Израиля  Н. Беннет (13 июня 2021 г. — 1 июля 2022 г.) инициировал попытку выступить в качестве претендента на позицию посредника на переговорах между Москвой и Киевом по урегулированию конфликта и поддерживал тесные контакты с обеими сторонами. Многим  запомнились официально произнесенные  Н. Беннетом слова о том, что «Россия — надежный сторонник Израиля, а В.В. Путин — настоящий друг еврейского народа»4.

Критические заявления в адрес России, прозвучавшие из уст следующего премьер-министра Я. Лапида (1 июля — 29 декабря 2022 г.)5, никак не увязывались с нежеланием его слабого кабинета осуществлять какие-либо серьезные действия для поддержки Украины. Очередная победа на выборах в Кнессет в ноябре 2022 г. ветерана израильских властных структур Б. Нетаньяху, по мнению экспертов, означала, что никаких  изменений в политическом курсе Израиля в отношении Украины не предвидится. За годы своего премьерства Б. Нетаньяху 17 раз встречался с В.В. Путиным6, и ни один из лидеров иностранных государств, находящихся вне постсоветского пространства, не был замечен в Кремле чаще главы правительства Израиля. «Мы нашли с президентом России Владимиром Путиным приемлемый для  Израиля и не нарушающий интересы Москвы компромисс»7, — заявил Б. Нетаньяху  в интервью французскому телеканалу LCI в феврале 2023 г. Премьер-министр Израиля также подтвердил готовность рассмотреть возможность своего участия роли посредника на переговорах России и Украины.

Достаточно осторожная позиция Израиля в отношении украинского кризиса определяется рядом аспектов.

В Израиле проживает полумиллионная украинская община, включающая десятки тысяч этнических украинцев (5,5 % от всего населения)8. Подавляющее большинство выходцев из Украины прибыли в Израиль в 1990-е гг. В свою очередь, по израильским оценкам, еврейское население Украины насчитывает около 50 тыс. человек, и еще около 150 тыс. имеют право на получение израильского гражданства в соответствии  с Законом о возвращении9. Наиболее многочисленные общины евреев проживают  в Киеве, Днепре, Одессе и Харькове. По данным Министерства абсорбции Израиля, после начала СВО в страну иммигрировали в соответствии с Законом о возвращении около 6 тыс. украинских евреев10. Однако намного большее число евреев предпочли выехать из Украины в Европу в качестве беженцев. Только в одной Германии осело не менее 30 тыс. украинских евреев11.

Израильские власти всегда возражали против натурализации украинцев, не имеющих еврейских корней, а после обострения конфликта на Украине отменили действие соглашения о безвизовом режиме между двумя странами. У Израиля с момента образования независимой Украины возникло достаточно много проблем, которые не позволяли выстраивать отношения на основе полного взаимопонимания. Для Израиля было неприемлемо неприкрытое возрождение на Украине воинствующего национализма и героизация С.А. Бандеры, Р.И. Шухевича, Я.С. Стецко и прочих пособников фашистских оккупантов, непосредственно участвовавших  в расправе над почти полумиллионом украинских евреев в годы Второй мировой войны. Рецидив возрождения откровенного фашизма на Украине, безусловно, повлиял на формирование общественного сознания в Израиле. Проведенные опросы недвусмысленно показали, что значительная часть израильтян не поддерживает участие еврейского государства в развернутой на Западе кампании накачивания Украины вооружением12. Существовали и многие другие причины, негативно влиявшие на характер израильско-украинского сотрудничества (Крылов, Федорченко, 2023, c. 89–92).

Ослабление позиций США на ближневосточном пространстве, в том числе уход американских военных и специалистов из ряда районов региона, оставил вакуум, который должен был быть заполнен. Разгром сирийскими вооруженными силами при поддержке ВКС России «террористического интернационала» во главе с «Исламским государством» (ИГИЛ, ИГ)13 способствовал расширению российского присутствия и влияния в Сирии. В этой арабской стране Москва развернула самую современную систему противовоздушной обороны (ПВО) и стала на сирийско-израильском треке доминирующим актором, которого Израиль попросту не может игнорировать.

С 2015 г. на двусторонней основе был создан эффективный механизм координации действий между командованием российской группировкой в Сирии и руководством Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ), который позволяет предотвратить опасные инциденты, способные нанести ущерб безопасности Израиля. Военный аналитик израильского телеканала «Кешет» Н. Двори сообщил, что между Россией и Израилем достигнута тайная договоренность о том, что Москва не будет поставлять Ирану истребители, системы ПВО и радиоэлектронной борьбы в обмен на гарантии не посылать на Украину передовые образцы израильской военной техники14. Значение этой договоренности хорошо понимают в Израиле. При отсутствии таковой возрастает угроза расширения иранского присутствия в Сирии и размещения вблизи от контролируемого Израилем участка Голанских высот  ракет, способных поражать цели в любой точке израильских территорий. При таком раскладе Израилю будет уже не до Украины.

Фактор Палестины

До недавнего времени статус стороннего наблюдателя за тем, как разворачиваются события вокруг Украины, более чем устраивал Израиль. Казалось, что проблемы палестино-израильского противостояния и оккупации Израилем палестинских и сирийских территорий на фоне событий на Украине отошли на периферийный план, и критика в адрес  политики распространения израильского  присутствия на палестинских землях на международных площадках высокого уровня  в последнее время звучала редко.

Ситуация коренным образом изменилась, когда 7 октября 2023 г. ХАМАС неожиданно объявил о начале новой, третьей по счету интифады, получившей название «Штурм Аль-Аксы», в ходе которой по израильской территории из сектора Газа было выпущено около 5 тысяч ракет. Боевикам из Газы удалось также прорвать брешь в так называемом «разделительном заборе» и осуществить убийства 1200 израильтян в приграничных кибуцах  и г. Сдерот. Жертвами бойни стали еще  270 участников музыкального фестиваля, проводившегося вблизи от кибуца Рейм15. Около 200 солдат и гражданских лиц, включая 30 детей, были взяты в заложники16.

Это был самый тяжелый удар, нанесенный ХАМАС по Израилю за всю историю палестино-израильского конфликта. Израильское военное и политическое руководство впервые заявило не о проведении очередной операции возмездия по аналогии с 2009 г. (операция «Литой свинец»), 2012 г. (операция «Облачный столп») и 2014 г. (операция «Нерушимая скала»), а о подготовке общевойсковой операции на суше, море и в воздухе с целью окончательного уничтожения всей инфраструктуры ХАМАС, в том числе его военного крыла и военно-политического  руководства. Однако даже бомбардировки городов и лагерей палестинских беженцев, осуществленные ВВС Израиля в первые  недели обострившегося конфликта, имели ужасающие последствия — 6734 убитых, включая 2812 детей17. 600 тыс. человек стали вынужденно перемещенными лицами18.

Гуманитарная катастрофа в Газе в буквальном смысле расколола мир на сторонников Израиля и противников его асимметричных бомбовых ударов, в результате которых только в начале тотальной блокады сектора были стерты с лица земли сотни гражданских объектов, включая больницы, школы, мечети и даже старейшая на палестинской земле  Греко-православная церковь св. Порфирия. Большинство стран мира решительно осудило как террористическую атаку хамасовцев, так и чрезмерно жесткие действия Израиля по коллективному наказанию всех жителей  Газы. Однако Совет Безопасности ООН под давлением США вновь проявил свою неспособность оперативно принимать меры по урегулированию палестино-израильского противостояния. Россия и Китай наложили вето на предложенный США проект резолюции19, в котором осуждалось нападение радикального исламистского движения ХАМАС (Крылов, Морозов, 2018, c. 84—99) на гражданские объекты и гражданское население в Израиле, требовалось немедленно освободить заложников и соблюдать нормы международного гуманитарного права, но не содержалось призыва к прекращению огня. Таким образом, американский проект резолюции предоставлял Израилю лицензию на эскалацию конфликта. В свою очередь, российский проект резолюции, осуждавший насильственные действия ХАМАС, но содержавший призыв к немедленному гуманитарному прекращению огня, также был отклонен стараниями США и Великобритании.

Как и ожидалось, Израиль в час тяжелого испытания не колеблясь отказался от тактики балансирования между державами и примкнул к стану сателлитов США. Б. Нетаньяху, воспринимавшийся в Вашингтоне еще  со времен президентства Б. Обамы как оппонент демократов и ближайший сторонник  Д. Трампа, без промедления отложил в сторону все недавние разногласия с нынешней американской администрацией и заверил  Дж. Байдена в том, что будет координировать операцию по ликвидации ХАМАС в Газе  с США20. Министр обороны Израиля Й. Галлант в совместном заявлении со своим американским коллегой Л.Дж. Остином заявил: «Сотрудничество в области обороны и поддержка США в Пентагоне, Белом доме и Конгрессе обеспечивают нам свободу действий и укрепляют наши возможности… Развертывание сил США на суше, в воздухе и на море посылает убедительный сигнал как партнерам, так и врагам в регионе. От имени  оборонного ведомства Израиля и от имени наших граждан, господин Остин, большое вам спасибо»21.

Президент США Дж. Байден в телефонном разговоре заверил Б. Нетаньяху, что его команда даст Израилю все, что ему нужно для борьбы с ХАМАС22. Уже в первые дни конфликта Вашингтон направил в Израиль два транспортных самолета с боеприпасами для систем ПВО и самый дорогостоящий авианосец «Дж. Форд», который сопровождали крейсер и четыре эсминца, оснащенные ракетами23.

Между тем решимость Израиля положить конец существованию ХАМАС при поддержке США была поколеблена категоричным несогласием значительной части  мирового сообщества с неизбирательным непропорциональным ответом Израиля на акты насилия со стороны радикальных исламистов. Свидетельством биполярности современного мира стало голосование 26 октября 2023 г. на чрезвычайной сессии ГА ООН по резолюции «Защита гражданского населения и выполнение правовых и гуманитарных обязательств», предложенной 40 государствами — членами организации: за принятие документа проголосовало 120 стран, 45 государств воздержались, против было отдано 14 голосов24.  Поправка Канады об осуждении ХАМАС  была отклонена25.

Резолюция объявляла неприемлемыми «все акты насилия, направленные против палестинских и израильских гражданских лиц», и требовала «обеспечить незамедлительное, непрерывное и беспрепятственное предоставление в достаточных объемах жизненно необходимых товаров и услуг гражданскому населению во всем секторе Газа». В резолюции содержался призыв «отменить приказ Израиля, оккупирующей державы, об эвакуации палестинских гражданских лиц и персонала Организации Объединенных Наций, а также гуманитарных и медицинских работников из всех районов сектора Газа к северу от Вади-Газы в южную часть Газы». Документ решительно осуждал «любые попытки насильственного перемещения палестинского гражданского населения». Особо подчеркивалось также, что «справедливое и долгосрочное урегулирование израильско-палестинско-го конфликта может быть достигнуто только мирными средствами на основании соответствующих резолюций Организации Объединенных Наций и согласно нормам международного права, а также в соответствии  с принципом сосуществования двух государств»26.

Примечательно, что резолюцию поддержали все арабские страны, а также некоторые государства Евросоюза — Франция, Бельгия, Ирландия, Португалия, Испания, Словения, Люксембург. Постпред Израиля при ООН  Г. Эрдан, ранее высказавшийся за отставку Генерального секретаря ООН А. Гутерриша после принятия Генеральной Ассамблеей ООН (ГА ООН) ближневосточной резолюции, выступил с утверждением, что эта организация потеряла свою легитимность27.

В случае если израильское политическое и военное руководство решится на проведение операции по окончательному устранению ХАМАС (а такая операция неминуемо привела бы к еще большим жертвам среди двухмиллионного населения сектора Газа), Западный Иерусалим рискует оказаться в тисках региональной изоляции, которая ему хорошо знакома по недавней истории арабо-израильских войн. Существует также вероятность, что в ответ на очередное силовое вторжение в палестинский анклав нефтедобывающие арабские страны и Иран воспользуются своим правом ввести эмбарго на  поставку нефти и газа в страны, поддерживающие Израиль, как это произошло в октябре 1973 г. Учитывая, что к числу таких стран  относятся в основном ранее отказавшиеся от поставок энергоносителей из России, новый энергетический кризис может стать еще более болезненным и сопровождаться непредсказуемыми и критическими последствиями для коллективного Запада.

Активизацию антиизраильских выпадов из «Хамастана» в самом Израиле связывают в основном с иранским руководством, которое, руководствуясь в своей региональной политике религиозной антиизраильской идеологией, создает прямую угрозу существованию еврейского государства, которая исходит главным образом от иранской ядерной программы. Несмотря на то, что лидеры ХАМАС постоянно заявляют, что они проводят самостоятельные акции сопротивления израильской оккупации и ни Иран, ни ливанская «Хизбалла» не являются их союзниками28,  в Израиле существует консенсусное мнение, что Иран «является ключевой силой в скоординированной атаке ХАМАС 7 октября»29.

 В действительности на данный момент у Израиля после свержения режимов в Ираке и Ливии, а также истощения Сирии после многолетней войны с радикальными исламистами не осталось других региональных враждебных сил, кроме Ирана, «Хизбаллы» и  ХАМАС. Однако «Хизбалла» в настоящее время не представляет серьезной угрозы для Израиля, поскольку прочно интегрировалась в ливанскую политическую модель, которая сейчас переживает серьезный системный кризис, не позволяющий шиитскому сопротивлению втягиваться в очередной конфликт  с Израилем.  Кроме того, США и Франция по своим секретным каналам уведомили «Хизбаллу» о рисках, связанных с военной поддержкой организации ХАМАС в конфликте с Израилем30.

Палестинская национальная администрация (ПНА) на Западном берегу также не заинтересована в единении с ХАМАС и, следовательно, в эскалации напряженности с Израилем, предпочитая дистанцироваться от радикалов в Газе.

 Соглашения Осло (1993–1995 гг.) фактически парализовали боеспособность Организации освобождения Палестины (ООП)  во главе с ФАТХ. Сейчас, когда Газа пытается сопротивляться израильской оккупации, фактически демилитаризованная ПНА не  в состоянии оказать действенную помощь восставшему сектору. Таким образом, у Израиля есть только два принципиальных соперника — Иран и его прокси-формирования,  а также ХАМАС.

Вполне вероятно, что перспектива окончательного уничтожения ХАМАС лежит  в основе давно вынашиваемого в недрах израильских военно-политических структур плана «покарать Иран» при поддержке США и молчаливом согласии или апатии со стороны других региональных и международных акторов. Неслучайно в Израиле после  событий 7 октября в местных СМИ и на высоких политических площадках вновь  зазвучала риторика времен холодной войны прошлого века. МИД Израиля направил в Москву резкую ноту, в которой отмечалось: «Израиль рассматривает приглашение высокопоставленных чиновников ХАМАС в Москву как непристойный шаг, который оказывает поддержку терроризму и узаконивает зверства террористов ХАМАС». Далее следовал призыв «немедленно изгнать лидеров ХАМАС», прибывших 26 октября на переговоры в Москву. Внешнеполитическое ведомство Израиля выразило «недовольство той ролью, которую Россия играет в войне против  ХАМАС», а также надежду на то, что Москва займет «более сбалансированную» позицию»31.

Депутат Кнессета от правящей партии «Ликуд» А. Вайтман в эфире канала RT выступил с угрозами в адрес России, заявив, что она дорого заплатит за поддержку Ирана  и прием делегации ХАМАС32.

Иранский фактор

Сценарий, при котором Израиль рассчитывает в тесной связке с США осуществить смену неугодного режима в Иране, имеет существенный недостаток: любая конфронтация Израиля и Тегерана может обернуться катастрофическими последствиями для израильтян в том случае, если стратегические союзники во главе с США увлекутся другими международными или глобальными кризисными сюжетами (финансовый или политический кризис, эпидемии, экологические и прочие природные катаклизмы и т. д.). При таком раскладе может воплотиться самый страшный для Израиля сценарий, в котором еврейское государство окажется один на один с иранской угрозой, которая может быть вовсе не связана с ядерной программой или размещением и поддержкой проиранских сил в Ливане и Сирии.

До недавнего времени иранская концепция безопасности не предусматривала развертывания прямых военных действий против Израиля. Основные военные базы и наиболее боеспособные силы Ирана сконцентрированы в зоне Персидского залива, в то время как на границе, которая ближе всего расположена к Израилю (почти 2000 км), нет большого скопления военной техники и мест базирования регулярных армейских подразделений. Очевидно, что в случае возникновения реальной угрозы национальной безопасности Иран начнет военные действия именно на морском участке границы в Персидском заливе.  Неслучайно основная ставка в развитии национального военно-промышленного комплекса Ирана была сделана на развитие производства ракет среднего радиуса действия, средств их доставки и дронов, а не авиации и танков. Гипотетическая ядерная бомба для Тегерана — это, вне всякого сомнения, средство устрашения и сдерживания, а не оружие, нацеленное на уничтожение врага. В Иране прекрасно осознают, что если будет дестабилизирована ситуация в этом стратегически важном районе и перекрыт Ормузский пролив, через который транспортируется треть всего сжиженного природного газа в мире и почти 21 % общего мирового потребления нефти33, то в неизбежном глобальном энергетическом кризисе многие обвинят Израиль, который планомерно провоцирует Иран на протяжении последних десятилетий.

До недавнего времени «иранский  синдром» был тем фактором, который стимулировал формирование ближневосточного альянса, состоящего из Израиля и арабских монархий Аравийского п-ова под эгидой США. Причем наиболее экстравагантный участник этого политического союза —  Израиль — подчеркивал, что в рамках такого сближения готов сотрудничать с суннитскими монархиями. Таким образом, был создан альянс против «шиитской оси». Администрация Д. Трампа не скрывала, что «Авраамовы соглашения» задумывались именно «для борьбы с общим врагом — Ираном»34. Однако в условиях расширения линии разлома между глобальным Западом и остальным миром США явно переоценили возможности по втягиванию в орбиту своего влияния Саудовской Аравии и других нефтедобывающих стран Персидского залива.

Существенным изменением стратегического баланса в регионе стало восстановление в марте 2023 г. дипломатических отношений между Эр-Риядом и Тегераном при посредничестве Пекина. При этом обе некогда враждующие стороны обязались не вступать  в войну друг с другом. Ведутся переговоры о нормализации отношений Ирана с другими арабскими странами региона, в частности ОАЭ. Кроме того, 24 августа 2023 г. по итогам 15-го саммита БРИКС было объявлено  о присоединении к организации шести государств, среди которых Иран, Саудовская Аравия и ОАЭ35.

Сближение Ирана с арабским миром не сулит Израилю ничего хорошего. 18 октября 2023 г. министр иностранных дел Ирана  Хосейн Амир-Абдоллахиан на экстренном заседании Организации исламского сотрудничества призвал страны «мира ислама» использовать нефть в качестве оружия и ввести нефтяное эмбарго против Израиля36. Пока эта мера не была одобрена членами Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК), но не исключено, что нефтедобывающие арабские страны еще не сказали своего последнего слова.

Обращает на себя внимание еще один немаловажный факт: голосование по резолюции ГА ООН «Защита гражданского населения и выполнение правовых и гуманитарных обязательств» поставило под сомнение дальнейшее взаимовыгодное и чрезвычайно  значимое для Израиля сотрудничество со многими немусульманскими странами, особенно Китаем и Индией. Развитие двусторонних отношений с Пекином и Нью-Дели является одной из центральных задач внешней политики Израиля в азиатском регионе.  Оба государства являются важными торгово-экономическими партнерами Тель-Авива, при этом в контексте индийско-израильских отношений страны также тесно сотрудничают в политической и военно-технической сферах (Микаелян, Морозов, 2023). При этом следует отдельно разобрать вопросы контактов  Израиля с Китаем и Индией в условиях трансформирующейся системы международных отношений.

Китайский фактор

Израильская сторона уделяет значительное внимание развитию отношений с Китаем. Еще в 2013 г. во время визита в КНР глава израильского правительства Б. Нетаньяху заявил: «Здесь (в Китае) будущее и я пришел сюда, чтобы открыть рынок Китая для Израиля»37. Вслед за этим знаменательным событием в Израиле активизировалась деятельность китайских строительных компаний, которые выиграли ряд тендеров на реализацию крупных инфраструктурных проектов, таких как строительство и модернизация грузовых  портов в г. Хайфа и г. Ашдод38. В 2017 г. во время очередного визита Б. Нетаньяху в КНР стороны объявили об установлении «всеобъемлющего инновационного сотрудничества»39.

Китайское политическое руководство и китайский бизнес проявляют большой интерес к Израилю как государству, обладающему передовыми технологиями и разработками в сфере высоких технологий, что приводит к значительным инвестициям с китайской стороны в израильскую IT-сферу (Микаелян, Морозов, 2023, c. 21). По данным Центрального статистического бюро Израиля, по состоянию на 2022 г. Китай является одним из основных торгово-экономических партнеров Тель-Авива (товарооборот 17,62 млрд долл. США), будучи самым крупным импортером и вторым основным экспортным направлением, уступая по этим показателям только США40.

Интенсификация израильско-китайского торгово-экономического сотрудничества привлекла к себе внимание Вашингтона, что неудивительно, принимая в расчет тот факт, что администрация Д. Трампа в 2017 г. в Стратегии национальной безопасности США придавала особое значение конкуренции с КНР. В этом контексте развитие взаимовыгодных отношений между одним из ключевых союзников США на Ближнем Востоке и государством, которое американцы рассматривают в качестве своего соперника, снова вызывало в Вашингтоне недовольство. США еще в конце прошлого века подвергали Израиль критике из-за его сотрудничества с Китаем в военно-технической сфере. В 2000 и 2005 гг. давление США привело к срыву двух дорогостоящих контрактов на поставку радаров Phalcon и модернизацию беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), купленных Китаем у израильского производителя еще в 1994 г.  (Микаелян, Морозов, 2021, c. 342). После этих событий все контакты между Пекином и Тель-Авивом в области военно-технического сотрудничества (ВТС) были прекращены. Тем самым страны стали соблюдать негласные «красные линии», прочерченные Соединенными Штатами, фокусируя все свое внимание на экономической сфере. Однако интенсификация конкуренции между США и КНР  и антикитайский курс во внешней политике администрации Д. Трампа привели к тому, что США вновь стали критиковать израильско-китайские отношения.

Упреки в адрес израильских властей стали озвучиваться как в американских СМИ и публикациях экспертного сообщества, так и со стороны официальных лиц. Так, в 2019 г. американский аналитический центр RAND Corporation опубликовал доклад на тему  развития отношений Израиля и Китая, содержавший опасения, которые вызывают у американской стороны степень глубокой  вовлеченности Китая в экономику Израиля и поддержка израильскими властями китайской инициативы «Один пояс, один путь» (Efron et al., 2019,  p. 197).

В январе 2019 г. советник президента США по национальной безопасности  Дж. Болтон во время переговоров с Б. Нетаньяху выразил обеспокоенность американской стороны в связи с использованием  в Израиле в чувствительных сферах телекоммуникационного оборудования китайского производства41. В марте того же года госсекретарь США М. Помпео выступил с предостережением, что Вашингтон может ограничить свое сотрудничество в области безопасности с Израилем из-за тесных контактов Тель-Авива с Пекином42. При этом США в лице тогдашнего президента Д. Трампа обращались к Израилю, чтобы тот ограничил  китайские инвестиции в Израиле43. Отметим, что особое недовольство в Вашингтоне  вызывал факт реализации китайскими  компаниями инфраструктурных проектов, в частности тот факт, что китайская компания Shanghai International Port Group не просто получила тендер на строительство нового порта в г. Хайфа, но и получила право на административное управление новым портом в течение  25 лет. Вопрос порта Хайфы дважды в 2019 и 2022 гг. затрагивался в докладах исследовательской службы Конгресса США, в которых содержался призыв к правительству Израиля «принять во внимание возможные угрозы,  исходящие от иностранных инвестиций»44.

Отметим, что не только американские чиновники выражали недовольство. Так, в январе 2019 г. глава Службы общей безопасности Израиля (ШАБАК) Н. Аргаман заявил, что расширение деятельности китайских компаний в Израиле подвергает угрозе  безопасность страны45. Более того, правительства Н. Беннета и Я. Лапида, по некоторым данным, под давлением США подписали в 2021 и 2022 гг. декларацию в Совете по правам человека ООН с критикой в адрес  политики КНР в Синьцзян-Уйгурском автономном районе46. Это вызвало негативную реакцию в КНР, и посол Израиля в Китае была вызвана для беседы с главой департамента международных отношений Коммунистической партии Китая. В ходе беседы был озвучен призыв к Израилю не выстраивать свою политику в отношении Китая под давлением США, поскольку это непременно приведет  к ухудшению израильско-китайских отношений, несмотря на наличие долгосрочных  интересов между двумя странами47.

В ответ на беспокойство США Израиль стал прилагать усилия, чтобы свести на нет любые возможные противоречия между Тель-Авивом и Вашингтоном. В августе 2019 г. правительство Израиля обсуждало проект  создания органа по надзору за китайскими инвестициями на основе предложения, внесенного советником национальной безопасности М. Бен-Шаббатом. Однако успеха  достичь не удалось, поскольку МИД Израиля выступил против создания данного механизма, заявив, что он не соответствует требованиям американских партнеров. Аналогичную точку зрения озвучило Министерство финансов Израиля, отметив, что любое серьезное регулирование инвестиций из КНР в Израиль нанесет экономический урон сотрудничеству израильских IT-компаний с китайскими  партнерами48.

Успеха все уже удалось достичь в октябре 2019 г., когда была учреждена специальная комиссия во главе с Министерством финансов Израиля для надзора за китайскими инвестициями. В ее состав вошли члены Совета по национальной безопасности, Министерства обороны Израиля, а также наблюдатели  из МИД Израиля, Министерства экономики  и Национального экономического совета49.

Несмотря на активное противодействие США развитию израильско-китайских контактов, в Израиле по-прежнему рассматривают КНР как важного торгово-экономического партнера, сотрудничество с которым полностью отвечает национальным интересам50. Таким образом, можно говорить о столкновении интересов Вашингтона и Тель-Авива в вопросе развития отношений с Пекином.

В этой связи в израильском экспертном сообществе призывают руководство своей страны продолжить нынешнюю прагматичную внешнеполитическую стратегию, которую они называют «хождением между капель дождя», при этом подчеркивается необходимость адаптировать ее к новой эпохе конкуренции великих держав51. Суть данной стратегии заключается в следующем.

С одной стороны, Израиль будет сотрудничать с США, принимая во внимания все опасения, высказываемые американской стороной в контексте израильско-китайского  сотрудничества, например, передавая американской стороне всю необходимую информацию о новых договорах и контрактах со своими китайскими партнерами. Израиль даже заявил о готовности пересмотреть эти договоры при обращении американских союзников, делая при этом акцент на том, что Израиль находится на стороне США52. С другой стороны, Израиль будет продолжать сотрудничество с Китаем в торгово-экономической сфере и пытаться тем самым достичь максимальной пользы для Израиля, но таким образом, чтобы не скомпрометировать американо-израильские отношения.

Что касается политической плоскости израильско-китайских отношений, то Израиль всегда воспринимал Китай как важного партнера, с которым необходимо вести диалог и по внешнеполитическим вопросам, однако Китай никогда не рассматривался в Израиле как противовес или замена США. Это особенно отчетливо проявилось после реакции КНР на эскалацию палестино-израильского конфликта в октябре 2023 г. Как отметила в своей статье Г. Лави, эксперт по израильско-китайским отношениям, Пекин не упомянул движение ХАМАС в заявлении пресс-секретаря МИД КНР, призвав обе стороны к прекращению огня. Также подчеркивается, что в китайском сегменте Интернета и социальной сети Weibo долгое время не удалялись комментарии против Израиля, а также критические замечания в отношении израильских ракетных ударов по Газе. Отсюда следует вывод, который действительно отражает отношение Тель-Авива к Пекину: Китай —  важный и крупный торгово-экономический партнер Израиля, но Китай не является  другом Израиля53.

Индийский фактор

Что касается развития израильско-индийских отношений, то с уверенностью можно охарактеризовать их как стратегическое сотрудничество. При этом контакты между Тель-Авивом и Нью-Дели вышли на этот уровень после прихода к власти в Индии Н. Моди в 2014 г., когда значительно увеличилось количество подписанных двусторонних соглашений, а также интенсифицировалось сотрудничество в ВТС (Морозов,  Микаелян, 2018, с. 128–129). В частности, по данным СИПРИ, Индия является самым крупным импортером вооружений из Израиля, куда в 2018–2022 гг. направлялось 37 % от всего экспорта оружия из Израиля54. В Израиле также озвучиваются мнения, что начало СВО — это уникальный шанс еще больше укрепить ВТС с Индией, чему позитивным образом способствует качественное улучшение американо-индийских отношений55.

Рассматривая израильско-индийское взаимодействие в контексте изменений в системе международных отношений и интенсификации конкуренции великих держав, можно констатировать совпадение интересов США  и Израиля. Высокую заинтересованность  Вашингтона в развитии отношений с Индией можно увидеть в доктринальных документах США, в частности в Стратегии национальной безопасности 2017, где приветствуется становление Индии как лидирующей глобальной державы и сильного стратегического партнера США в сфере безопасности56.

В документе от 2022 г. Индия упоминается в контексте участия в объединениях «Квад» (Четырехсторонний диалог по  безопасности, в котором участвуют США, Индия, Япония и Австралия, Quad) и I2U2 (формат сотрудничества США, Индии, Израиля и ОАЭ)57. Реализация последнего стала реальной благодаря достижению «Авраамовых соглашений» при администрации  Д. Трампа. При этом следует подчеркнуть, что формат I2U2 и создаваемый в рамках этой структуры продовольственный коридор из Индии в Европу через территорию ОАЭ,  Саудовской Аравии, Иордании и Израиля рассматривается в качестве ответа на китайскую инициативу «Один пояс, один путь». Примечательно, что для реализации вышеупомянутого коридора важная роль отводится инфраструктуре, в частности порту г. Хайфа, однако речь идет о старом порте, который в соответствии с достигнутой договоренностью будет приватизирован индийским конгломератом Adani Group в партнерстве с израильской компанией Gadot58.

Важным аспектом также является и сотрудничество в военной области. С 2017 г. ВВС Индии наряду с ВВС США принимают участие в военных учениях Blue Flag на территории Израиля59. Более того, как отмечают индийские военные эксперты, расширение номенклатуры поставляемых вооружений из США в Индию позитивным образом влияет на развитие индийско-израильских отношений, поскольку растет унификация платформ ВВС Индии с ВВС Израиля (Browne, 2017,  pp. 325–335).

Примечательна и позиция Нью-Дели по Газе. Премьер-министр Н. Моди одним из первых иностранных лидеров выступил  с осуждением насильственных действий ХАМАС 7 октября 2023 г., при этом посол Израиля в Индии Н. Гилон поблагодарил главу индийского правительства за его полную поддержку Израиля60. Индия воздержалась от голосования по резолюции ГА ООН, которая осуждала Израиль, однако заместитель постпреда Индии в ООН призвала решить конфликт на основе двугосударственного принципа61.

Реакцию Индии на события в Газе можно считать прорывом для Тель-Авива, и не только из-за того, что заявление Н. Моди было созвучно реакции глав стран западного мира. Оно в большей степени иллюстрировало эволюцию подхода Нью-Дели к палестино-израильскому противостоянию от однозначной пропалестинской позиции периода холодной войны к более сбалансированной позиции, что в израильских СМИ рассматривают в качестве достижения израильской дипломатии62.

Хотя реализация некоторых совместных с Индией проектов, в частности продовольственного коридора в рамках I2U2, из-за эскалации конфликта в Газе видится маловероятной в краткосрочной и среднесрочной перспективе, в целом тренд на укрепление израильско-индийского стратегического сотрудничества сохраняется и идет параллельно с усилиями американской дипломатии по выстраиванию качественного новых отношений с Нью-Дели на фоне интенсификации конкуренции с Китаем в Азии. При этом если развитие израильско-китайских отношений противоречит интересам Вашингтона, то в условиях распада однополярного мира укрепление контактов Тель-Авива и Нью-Дели полностью соответствует стратегическим расчетам США.

Заключение

В связи с возвращением международной поляризации в свете российско-американского соперничества Израиль с учетом новой международной конфигурации представлялся самым перспективным бенефициаром, которому открывались широкие возможности для развития и укрепления связей по всем направлениям двустороннего сотрудничества с Китаем и Индией. Однако устойчивость такого сотрудничества всегда зависела сначала от противостояния Израиля с арабским миром, а после того, как в конце прошлого столетия конфликт перестал носить интернациональный характер, — от палестинской проблемы, которая десятилетиями оставалась нерешенной из-за упорного  нежелания Израиля признать законное право палестинцев на существование в рамках отдельного независимого государства. Вопрос о будущем статусе Палестины был и остается основным при выстраивании отношений  Израиля со всеми странами мира. Следует напомнить, что значительная часть государств, включая Китай и Индию, после  Октябрьской войны 1973 г. либо разорвали дипломатические отношения с Израилем, либо понизили уровень взаимного доверия.

Похожая ситуация в настоящее время складывается из-за резкой эскалации палестино-израильского конфликта в Газе. Чрезмерная жестокость, проявленная войсками оккупирующей державы в отношении гражданского населения и гражданской инфраструктуры сектора, фактически подорвала так называемые «Авраамовы соглашения», которые, по мнению их архитекторов, были призваны обеспечить столь важную для Израиля нормализацию отношений с некоторыми арабскими странами.

Конфликт на Украине и неожиданно вспыхнувшая новая война в рамках палестино-израильского противостояния отчетливо высветили разделенность мира на два лагеря, причем традиционно произраильский Запад во главе с США оказался в меньшинстве. В новой геополитической ситуации Израиль демонстрировал сдержанное и сбалансированное отношение к обеим противостоящим сторонам украинского кризиса. События в Газе вынудили израильское руководство определиться с выбором, и — как в прежние годы судьбоносных войн с арабскими соседями — предпочтение было отдано западным партнерам во главе с США, которые не просто осудили террористические атаки  ХАМАС, но и полностью стали оправдывать непропорциональные и антигуманные действия ЦАХАЛ, граничащие с откровенным геноцидом палестинцев.

Вместе с тем полное уничтожение  ХАМАС таит в себе опасные последствия для самого Израиля. Давно известно, что Исламское движение сопротивления возникло в конце 1980-х гг. с «благословения» израильских спецслужб для противодействия ООП и его головной организации ФАТХ, находившейся под влиянием светских идеологий.

Живучесть ХАМАС является отнюдь не проявлением его силы — израильская армия могла бы положить конец существованию военизированных структур в секторе Газа еще во время масштабных вторжений на его территорию в 2002, 2012 и 2014 гг.  Однако при таком сценарии образовавшийся на палестинском политическом пространстве вакуум неизбежно был бы заполнен наследниками  Я. Арафата в лице ООП и ПНА — законными и общепризнанными, в том числе в Израиле, участниками мирного урегулирования палестино-израильского конфликта, функционирующими на основе международного права  и достигнутых ранее договоренностей. При этом они призывают к урегулированию палестино-израильского конфликта в соответствии с принципом сосуществования двух государств — Израиля и Палестины, живущих бок о бок в пределах безопасных и признанных границ.  Такое решение целиком и полностью противоречит концепции «Эрец Исраэль шлема» («Целостность Земли Израиля»), лежащей в основе главных приоритетов государственной политики правящих более 20 лет израильских крайне правых коалиций. Эта концепция исключает саму возможность создания палестинского государства на территории «Эрец Исраэль». 

Таким образом, в случае полной ликвидации ХАМАС Израиль столкнется с неприятной для него дилеммой: либо признать право на существование Государства Палестина, что неминуемо приведет к отставке нынешнего правительства и политическому кризису, либо вновь оказаться в региональной изоляции при одновременной оторванности от  значительной части мирового пространства, то есть превратиться в государство-изгоя.

 

1 Israel’s Ukraine Policy: Between a Rock and a Hard Place // Berlin: European Leadership Network (ELNET). 2022. P. 2. URL: https://elnetwork.eu/wp-content/uploads/2022/05/ELNET-Germany-Briefing-Israels-Ukraine-Policy-–-Between-a-Rock-and-a-Hard-Place.pdf (accessed: 12.11.2023).

2 Alamuddin B. Biden and Putin: A Tale of Two Visits // Arab News. July 18, 2022. URL: https://www.arabnews.com/node/2124181 (accessed: 12.11.2023).

3 Böhmer D. D. Wie der Westen den Nahen Osten an Putin verliert // Die Welt. 12.07.2022. URL: https://www.welt.de/politik/ausland/plus239811217/Ukraine-Krieg-Wie-der-Westen-den-Nahen-Osten-an-Putin-verliert.html (accessed: 12.11.2023).

4 Russia’s Putin Hosts Israeli PM Bennett // The Associated Press. October 22, 2021. URL: https://apnews.com/article/europe-middle-east-russia-israel-vladimir-putin-3b708ca8c898ac032639bfffede7a48f (accessed: 12.11.2023).

5 Lapid Сondemns Russia for First Time as Prime Minister // The Jerusalem Post. October 10, 2022. URL: https://www.jpost.com/israel-news/article-719344 (accessed: 12.11.2023).

6 Двусторонние отношения со страной Израиль // МИД России. 14.06.2022. URL: https://mid.ru/ru/detail-material-page/1103436/ (дата обращения: 12.11.2023).

7 Israel Does Not Want Flight Incidents with Military Aircraft in Syrian Airspace — PM // TASS. February 5, 2023. URL: https://tass.com/world/1571473 (accessed: 12.11.2023).

8 Bilateral Relations between Ukraine and the State of Israel // Ministry of Foreign Affairs of Ukraine. June 20, 2023. URL: https://mfa.gov.ua/en/about-ukraine/bilateral-cooperation/middle-east-and-africa (accessed: 12.11.2023).

9 Aim esh be-Ukraina million yegudim she-zkaim laalot le-Israel? [Есть ли на Украине четверть миллиона евреев, которые имеют право иммигрировать в Израиль?] // Globs. February 15, 2022. (На иврите). URL: https://www.globes.co.il/news/article.aspx?did=1001402226 (accessed: 12.11.2023).

10 Mivtsa “Olim a-bayta” le-klitat herum shel zakay hok a-shvut mi-Ukraina ve-svivot [Операция «Возвращение домой» проводится для экстренного приема лиц, имеющих право на возвращение из Украины и ближнего зарубежья] // Ministry of Aliyah and Integration. March 21, 2022. (На иврите). URL: https://www.gov.il/he/departments/news/homecoming-operation-regular-updates (accessed: 12.11.2023).

11 Klein Z. Why Are Most Ukrainian Jewish Refugees Going to Europe, not Israel? — Analysis // The Jerusalem Post. November 8, 2022. URL: https://www.jpost.com/diaspora/article-721635 (accessed: 12.11.2023).

12 Sokol S. 41 Percent of Israelis Oppose Arming Ukraine in War against Russia // Haaretz. October 19, 2022. URL: https://www.haaretz.com/israel-news/2022-10-19/ty-article/.premium/41-percent-of-israelis-oppose-arming-ukraine-in-war-against-russia/00000183-efe9-dddc-a1eb-ffe927360000 (accessed: 12.11.2023).

13 Здесь и далее упоминается организация, включенная в РФ в список террористических.

14 A-mishvaa she-Israel banta mul Moscva vea-tlut a-Rusit be-Iran // N12 a-hadashot shel Israel [Условие, поставленное Израилем Москве, и зависимость России от Ирана // Кешет]. 19.06.2023. (На иврите). URL: https://www.mako.co.il/news-military/2023_q2/Article-15e76ca5aafc881026.htm (accessed: 12.11.2023).

15 Borschel-Dan А. Thousands Flee Rocket and Gunfire at All-Night Desert ‘Nature Party’; Dozens Missing // The Times of Israel. October 7, 2023. URL: https://www.timesofisrael.com/thousands-flee-rocket-and-gunfire-at-all-night-desert-nature-party-dozens-missing/ (accessed: 12.11.2023).

16 Bob Y. J. IDF Working on Rescue Ops for Over 200 Israeli Hostages in Gaza // The Jerusalem Post. October 19, 2023. URL: https://www.jpost.com/israel-news/article-769274 (accessed: 12.11.2023).

17 Euro-Med: Gaza Death Toll Nears that of Srebrenica Genocide // Middle East Monitor. October 26, 2023. URL: https://www.middleeastmonitor.com/20231026-euro-med-gaza-death-toll-nears-that-of-srebrenica-genocide/ (accessed: 12.11.2023).

18 70% of Gaza Population Displaced by Israeli Bombardment: Government // Middle East Monitor. October 25, 2023. URL: https://www.middleeastmonitor.com/20231025-70-of-gaza-population-displaced-by-israeli-bombardment-government/ (accessed: 12.11.2023).

19 Gaza Crisis: Deadlock Deepens as Security Council Rejects Competing Resolutions by US and Russia // UN News. October 25, 2023. URL: https://news.un.org/en/story/2023/10/1142817#:~:text=China%20and%20Russia%20on%20Wednesday,crisis%20in%20Gaza%20and%20Israel (accessed: 12.11.2023).

20 Holland S., Spetalnick M. Israel — Hamas War Forces Biden and Netanyahu into Uneasy Partnership // Reuters. October 9, 2023. URL: https://www.reuters.com/world/israel-hamas-war-forces-biden-netanyahu-into-uneasy-partnership-2023-10-09/ (accessed: 12.11.2023)

21 Secretary of Defense Lloyd J. Austin III Joint Press Conference with Israeli Defense Minister Yoav Gallant in Tel Aviv, Israel // U.S. Department of Defense. October 13, 2023. URL: https://www.defense.gov/News/Transcripts/Transcript/Article/3556642/secretary-of-defense-lloyd-j-austin-iii-joint-press-conference-with-israeli-def/ (accessed: 12.11.2023).

22 U.S. Flowing Military Supplies to Israel, as Country Battles Hamas Terrorists // U.S. Department of Defense. October 10, 2023. URL: https://www.defense.gov/News/News-Stories/Article/Article/3553040/us-flowing-military-supplies-to-israel-as-country-battles-hamas-terrorists/ (accessed: 12.11.2023).

23 См.: USS Gerald R. Ford, Escorts Moving Closer to Israel in Response to Hamas Attack // U.S. Naval Institute. October 8, 2023. URL: https://news.usni.org/2023/10/08/gerald-r-ford-carrier-strike-group-moving-to-eastern-mediterranean-in-response-to-attacks-in-israel (accessed: 12.11.2023); Copp T. Here’s What Military Assistance the US Is Providing Israel since Hamas Assault // The Times of Israel. October 13, 2023. URL: https://www.timesofisrael.com/heres-what-military-assistance-the-us-is-providing-israel-since-hamas-assault/ (accessed: 12.11.2023).

24 Protection of Civilians and Upholding Legal and Humanitarian Obligations : Resolution A/RES/ES-10/21 / Adopted by the General Assembly // UN Digital Library. October 27, 2023. URL: https://digitallibrary.un.org/record/4025240?ln=en (accessed: 12.11.2023).

25 General Assembly Adopts Resolution Calling for Immediate, Sustained Humanitarian Truce Leading to Cessation of Hostilities between Israel, Hamas // The United Nations. October 27, 2023. URL: https://press.un.org/en/2023/ga12548.doc.htm (accessed: 12.11.2023).

26 General Assembly Resolution A/RES/ES-10/21 “Protection of Civilians and Upholding Legal and Humanitarian Obligations” // UN Digital Library. October 26, 2023. URL: https://digitallibrary.un.org/record/4025113?ln=en (accessed: 12.11.2023).

27 Israeli Envoy: A Dark Day for the UN and for Mankind, Will Go Down as Infamy // The Times of Israel. October 27, 2023. URL: https://www.timesofisrael.com/liveblog_entry/israeli-envoy-a-dark-day-for-the-un-and-for-mankind-will-go-down-as-infamy/ (accessed: 12.11.2023).

28 Mroue B., El-Deeb S. Hamas Official Says Iran and Hezbollah had No Role in Israel Incursion, but They’ll Help if Needed // AP News. October 10, 2023. URL: https://apnews.com/article/lebanon-israel-palestinian-hamas-hezbollah-iran-2ccfaa49139358e6d2add89878a0cfe4 (accessed: 12.11.2023).

29 500 Hamas, PIJ Terrorists Trained for October 7 Attack in Iran Last Month — Report // The Times of Israel. October 25, 2023. URL: https://www.timesofisrael.com/500-hamas-pij-terrorists-trained-for-october-7-attack-in-iran-last-month-report/ (accessed: 12.11.2023).

30 Bertrand N., Bo Lillis K., Marquardt A. US and Allies Warn Militant Group Hezbollah against Escalating Hamas — Israel Conflict // CNN. October 11, 2023. URL: https://edition.cnn.com/2023/10/11/politics/us-allies-warn-hezbollah/index.html (accessed: 12.11.2023).

31 Moscow Hosts Hamas Delegation and Iran’s Deputy FM, Prompting Israeli Outrage // The Times of Israel. October 26, 2023. URL: https://www.timesofisrael.com/moscow-hosts-hamas-delegation-and-irans-deputy-fm-prompting-israeli-outrage/ (accessed: 12.11.2023).

32 Опубликовано полное видео дебатов ведущего RT с израильским политиком Вейтманом // RT на русском. 20.10.2023. URL: https://russian.rt.com/world/news/1219879-izrail-video-efir (дата обращения: 12.11.2023).

33 The Strait of Hormuz Is the World’s Most Important Oil Transit Chokepoint // U.S. Energy Information Administration. November 21, 2023. URL: https://www.eia.gov/todayinenergy/detail.php?id=61002 (accessed: 12.12.2023).

34 Abi-Habib M. U.S., Middle East Allies Explore Arab Military Coalition // The Wall Street Journal. February 15, 2017. URL: https://www.wsj.com/articles/u-s-middle-east-allies-explore-arab-military-coalition-1487154600 (accessed: 12.11.2023).

35 Что известно о новых членах БРИКС // ТАСС. 24.08.2023. URL: https://tass.ru/info/18579323 (дата обращения: 12.11.2023).

36 Reed S. Iran’s Call for Oil Embargo on Israel Roils Markets // The New York Times. October 18, 2023. URL: https://www.nytimes.com/2023/10/18/business/israel-oil-embargo-markets.html (accessed: 12.11.2023).

37 PM Netanyahu Talks About His Visit to China (Captioned) // YouTube. May 7, 2013. URL: https://www.youtube.com/watch?v=4LnptcTBqzc (accessed: 12.11.2023).

38 Doron E. Regulation of Foreign Investments and Acquisitions: China as a Case Study // INSS Memorandum. 2019. No. 194. P. 64–65. URL: https://www.inss.org.il/wp-content/uploads/2019/08/Doron.pdf (accessed: 12.11.2023).

39 China — Israel Comprehensive Innovation Partnership // Consulate General of Israel in Chengdu. 2023. URL: https://embassies.gov.il/chengdu/NewsAndEvents/Pages/compre.aspx (accessed: 12.11.2023).

40 Fadlon T. Trends in Trade between Israel and China Over the Past Decade (2013–2022) // The Institute for National Security Studies. June 18, 2023. URL: https://www.inss.org.il/publication/israel-china-10-years/ (accessed: 12.11.2023).

41 U.S., Israel Air Concerns over China Telecom Companies: U.S. Official // Reuters. January 10, 2019. URL: https://www.reuters.com/article/us-usa-israel-china/u-s-israel-air-concerns-over-china-telecom-companies-u-s-official-idUSKCN1P32JQ (accessed: 12.11.2023).

42 Pompeo Warns US Could Curb Security Ties with Israel over China Relations // The Times of Israel. March 21, 2019. URL: https://www.timesofisrael.com/pompeo-warns-us-could-curb-security-ties-with-israel-over-china-relations/ (accessed: 12.11.2023).

43 Scoop: Israel Scrambles to Avoid Trump Blowback over Chinese Investments // AXIOS. August 5, 2019. URL: https://www.axios.com/2019/08/05/israel-china-investments-trump-administration-security (accessed: 12.11.2023).

44 Israel: Background and U.S. Relations in Brief // Congressional Research Service. February 3, 2022. URL: https://crsreports.congress.gov/product/pdf/R/R44245/103 (accessed: 12.11.2023).

45 Rosh ha-Shabak mazhir: hitrachavutan shel havarot siniyot ba-Aretz mesukanоt le-vitahon ha-medina [Глава ШАБАК предупреждает, что расширение деятельности китайских компаний угрожает безопасности Израиля] // Maariv. January 9, 2019. (На иврите). URL: https://www.maariv.co.il/news/israel/Article-679518 (accessed: 12.11.2023).

46 Israel Signs Statement against China’s Treatment of Uighurs at UNHRC // The Jerusalem Post. June 15, 2022. URL: https://www.jpost.com/israel-news/article-709426 (accessed: 12.11.2023).

47 Sin be-meser harif le-Israel: al teafsheru le-lahatz Amerikani ligrom li-fgiya be-yahasim itanu [Китай в резком послании Израилю: не позволяйте американскому давлению навредить отношениям с нами] // Walla! August 17, 2022. (На иврите). URL: https://news.walla.co.il/item/3525008 (accessed: 12.11.2023).

48 Scoop: Israel Scrambles to Avoid Trump Blowback over Chinese Investments // AXIOS. August 5, 2019. URL: https://www.axios.com/2019/08/05/israel-china-investments-trump-administration-security (accessed: 12.11.2023).

49 Under Pressure from US, Israel Forms Panel to Examine Foreign Investments // The Times of Israel. October 30, 2019. URL: https://www.timesofisrael.com/under-pressure-from-us-israel-forms-panel-to-examine-foreign-investments/ (accessed: 12.11.2023).

50 Mitnick J. Why the U.S. Can’t Get Israel to Break Up with China // Foreign Policy. June 16, 2020. URL: https://foreignpolicy.com/2020/06/16/us-israel-china-deals/ (accessed: 12.11.2023).

51 Eran О., Eilam S., Orion A., Shavit E., Mil-Man A., Fadlon T. The International System: The Global Competition and Its Growing Influence on Israel // The Institute for National Security Studies. 2023. P. 10–11. URL: https://www.inss.org.il/wp-content/uploads/2023/02/
International-System.pdf (accessed: 12.11.2023).

52 Israel Agrees to Update US about China Trade to Avoid Tension // The Jerusalem Post. January 3, 2022. URL: https://www.jpost.com/international/article-691425 (accessed: 12.11.2023).

53 Lavi G. Sin veha-milkhama be-Israel: be-shaat tzara mitgalim ha-haverim ha-amitiim // Ha-makhon le-mehkarei bitakhon leumi [Лави Г. Китай и война в Израиле: настоящие друзья появляются в трудные времена // Институт исследований национальной безопасности]. October 12, 2022. (На иврите). URL: https://www.inss.org.il/he/social_media/סין-והמלחמה-בישראל-בשעת-צרה-מתגלים-החב/ (accessed: 12.11.2023).

54 Wezeman P. D., Gadon J., Wezeman S. T. Trends in International Arms Transfers, 2022 // SIPRI Fact Sheet. March 2023. P. 2. URL: https://www.sipri.org/sites/default/files/2023-03/2303_at_fact_sheet_2022_v2.pdf (accessed: 12.11.2023).

55 Rusiya lo omedet be-hazmanot, vele-yadei Israel nafla “hizdamnut bitkhonit” be-Hodu [Россия не выполняет контракты, а Израиль получил уникальный шанс в сфере ВТС с Индией] // Haaretz. November 30, 2022. (На иврите). URL: https://www.haaretz.co.il/blogs/anatbernsteinreich/2022-11-30/ty-article/00000184-c754-d05a-a3b4-e774d5af0000 (accessed: 12.11.2023).

56 National Security Strategy of the United States of America // The White House. December 2017. URL: https://trumpwhitehouse.archives.gov/wp-content/uploads/2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905.pdf (accessed: 12.11.2023).

57 National Security Strategy of the United States of America // The White House. October 2022. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/10/Biden-Harris-Administrations-National-Security-Strategy-10.2022.pdf (accessed: 12.11.2023).

58 Adani Ports to Boost Trade Lanes with Joint Haifa Port Acquisition // Reuters. June 15, 2022. URL: https://www.reuters.com/markets/deals/adani-ports-boost-trade-lanes-with-joint-haifa-port-acquisition-2022-07-15/ (accessed: 12.11.2023).

59 IDF’s Largest-Ever Aerial Exercise Takes Off, with India on Board // The Times of Israel. November 5, 2017. URL: https://www.timesofisrael.com/idf-kicks-off-its-largest-ever-international-aerial-exercise/ (accessed: 12.11.2023).

60 India Takes Strong pro-Israel Stance under Modi in a Departure from the Past // The Guardian. October 31, 2023. URL: https://www.theguardian.com/world/2023/oct/31/india-pro-israel-narendra-modi-bjp-government (accessed: 12.11.2023).

61 UN General Assembly Adopts Gaza Resolution Calling for Immediate and Sustained ‘Humanitarian Truce’ // UN News. October 26, 2023. URL: https://news.un.org/en/story/2023/10/1142847 (accessed: 12.11.2023).

62 Aharei asorim shel tmiha be-falestinim: Hodu hityatzva le-tzad Israel mul Hamas ‎[После десятилетий поддержки палестинцев: Индия поддержала Израиль против ХАМАС] // Israel Hayom. October 14, 2022. (На иврите). URL: https://www.israelhayom.co.il/news/
geopolitics/article/14709870 (accessed: 12.11.2023).

×

Об авторах

Александр Владимирович Крылов

МГИМО МИД России

Автор, ответственный за переписку.
Email: a.krylov@inno.mgimo.ru
ORCID iD: 0000-0002-3132-8995
SPIN-код: 7985-0367

доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры востоковедения, ведущий научный сотрудник Центра ближневосточных исследований, Институт международных исследований

Москва, Российская Федерация

Арман Артакович Микаелян

МГИМО МИД России

Email: mikaelyan.a@inno.mgimo.ru
ORCID iD: 0000-0002-9922-245X
SPIN-код: 6558-7032

кандидат исторических наук, преподаватель кафедры языков Ближнего и Среднего Востока

Москва, Российская Федерация

Список литературы

  1. Карасова Т. А. Особенности израильско-американских отношений в период правления правительств Б. Нетаньяху и администраций Б. Обамы и Д. Трампа (2009–2019). Москва : Институт востоковедения РАН, 2019.
  2. Крылов А. В. Смогут ли реэмигранты вывести Израиль из политического кризиса? // Контуры трансформаций в политике, дипломатии и обществе Государства Израиль : сборник статей по материалам I Международной израилеведческой научной конференции «Чтения им. А. Е. Бовина», Москва, 19–20 октября 2021 г. / отв. ред. Д. А. Марьясис, С. Г. Мелконян, Е. А. Якимова. Москва : Институт востоковедения РАН, 2022. С. 392–413.
  3. Крылов А. В., Морозов В. М. Идеология ХАМАС: от радикального исламизма к рациональному практицизму? // Полис. Политические исследования. 2018. № 4. С. 84–99. https://doi.org/10.17976/jpps/2018.04.07
  4. Крылов А. В., Федорченко А. В. Израильско-украинские отношения в контексте новой геополитической ситуации // Полис. Политические исследования. 2023. № 3. С. 86–97. https://doi.org/10.17976/jpps/ 2023.03.07
  5. Микаелян А. А., Морозов В. М. Фактор США в израильско-китайских и израильско-индийских отношениях // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021. Т. 21, № 2. С. 338–349. https://doi.org/10.22363/2313-0660-2021-21-2-338-349
  6. Микаелян А. А., Морозов В. М. Эволюция израильско-китайских и израильско-индийских отношений. Москва : МГИМО-Университет, 2023.
  7. Морозов В. М., Микаелян А. А. Индийский вектор израильской внешней политики // Вестник Брянского государственного университета. 2018. № 2. С. 125–134.
  8. Примаков Е. М. Мысли вслух. Москва : Российская газета, 2011.
  9. Brooks S. G., Wohlforth W. C. The Myth of Multipolarity // Foreign Affairs. 2023. Vol. 102, no. 3. P. 76–91.
  10. Browne N. A. K. A Perspective on India — Israel Defense and Security Ties // Strategic Analysis. 2017. Vol. 41, no. 4. P. 325–335. https://doi.org/10.1080/09700161.2017.1330934
  11. Degterev D. A. Multipolar World Order: Old Myths and New Realities // Vestnik RUDN. International Relations. 2019. Vol. 19, no. 3. P. 404–419. https://doi.org/10.22363/2313-0660-2019-19-3-404-419
  12. Deutsch K. W., Singer J. D. Multipolar Power Systems and International Stability // World Politics. 1964. Vol. 16, no. 3. P. 390–406. https://doi.org/10.2307/2009578
  13. Efron S., Shatz H. J., Chan A., Haskel E., Morris L. J., Scobell A. The Evolving Israel — China Relationship. Santa Monica, CA : RAND Corporation, 2019. https://doi.org/10.7249/RR2641
  14. Egel D., Efron S., Robinson L. Peace Dividend: Widening the Economic Growth and Development Benefits of the Abraham Accords. Santa Monica, CA : RAND Corporation, 2021. https://doi.org/10.7249/PEA1149-1
  15. Ikenberry G. J. After Victory: Institutions, Strategic Restraint, and the Rebuilding of Order After Major Wars. Princeton : Princeton University Press, 2001.
  16. Kupchan C. Bipolarity is Back: Why It Matters // The Washington Quarterly. 2021. Vol. 44, no. 4. P. 123–139. https://doi.org/10.1080/0163660X.2021.2020457
  17. Mearsheimer J. The Tragedy of Great Power Politics. New York : W.W. Norton, 2001.
  18. Modelski G., Thompson W. R. Seapower in Global Politics, 1494—1993. London : The Macmillan Press LTD, 1988. https://doi.org/10.1007/978-1-349-09154-6
  19. Tunsjø Ø. The Return of Bipolarity in World Politics: China, the United States, and Geostructural Realism. New York : Columbia University Press, 2018.
  20. Waltz K. N. Theory of International Politics. New York : McGraw-Hill, 1979.
  21. Wohlforth W. C. The Stability of a Unipolar World // International Security. 1999. Vol. 24, no. 1. P. 5–41. https://doi.org/10.1162/016228899560031

© Крылов А.В., Микаелян А.А., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах