Дихотомия «обездоленные - высокомерные» в шиитском восприятии международных отношений

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению дихотомии «обездоленные (араб.مستضعفون мустадʻафун , перс. مستضعفين мостазефин ) - высокомерные» (араб. مستكبرون мустакбирун , перс.مستكبرين мостакберин ), которая была разработана в рамках шиитского ислама и стала важным элементом теории и практики международных отношений таких государств, как Иран и Ливан. Автор выявляет особенности восприятия международных отношений мусульманскими государствами, а также объясняет отличия в формировании взглядов на миропорядок на Западе и в мире ислама. Наиболее важные аспекты дихотомии «обездоленные - высокомерные», лежащей в основе шиитского восприятия международных отношений и оказавшей влияние на внешнюю политику Ирана и Ливана, были разработаны такими шиитскими религиозными мыслителями, как Мухаммад Бакир ас-Садр, Муса ас-Садр, Рухолла Мусави Хомейни, а также Мухаммад Хусейн Фадлалла. Их представления о миропорядке базируются на интерпретации наиболее важных источников ислама - Корана и хадисов. Идеи шиитских религиозных авторитетов получили широкое распространение и популярность в различных странах мира ислама в 1970-е гг. Это обусловлено тем, что данные идеи стали реакцией на недовольство широких масс в странах Ближнего и Среднего Востока вмешательством в их внутренние дела западных стран, монополизацией западными компаниями природных богатств государств региона, а также бездействием местных властей, допустивших неоколониализм. Более того, к тому времени в странах региона уже наступило глубокое разочарование как в социализме, так и в капитализме, которым не удалось разрешить проблемы, тормозящие развитие мусульманских государств. Шииты как часть мира ислама, которая на протяжении своей длительной истории практически всегда подвергалась дискриминации и гонениям со стороны суннитского большинства, высказались о том, что угнетенным и обездоленным мусульманским народам незачем заимствовать у Запада какую-либо государственную идеологию, поскольку ответом на все вопросы и главным оружием в борьбе с «высокомерными» может стать только ислам.

Об авторах

Ольга Сергеевна Чикризова

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: chikrizova_os@rudn.university
Москва, Россия

Список литературы

  1. Беренкова Н.А. Феномен шиитского активизма в Ливане и его влияние на международные отношения Ближнего Востока (1967-2013 гг.): Дис. ... канд. ист. наук: 07.00.15 / Беренкова Наталья Александровна. Н. Новгород: Нижегородский гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского; 2015
  2. Воронин С.А. Нация или умма: исламский мир в поисках самоидентичности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. 2011. № 2. С. 48-71
  3. Ислам: энциклопедический словарь / Отв. секретарь С.М. Прозоров. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы; 1991
  4. Калядин А. Ядерный вызов Ирана в ракурсе Совета Безопасности ООН // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 12. С. 51-57
  5. Сажин В.И. Силы сопротивления «БАСИДЖ» в Иране // Институт изучения Ближнего Востока. 2003. URL: http://www.iimes.ru/?p=2962 (дата обращения: 05.01.2017)
  6. Юртаев В.И. Особенности и реализация внешней политики Исламской Республики Иран (1979-2010 гг.). М.: РУДН; 2012
  7. Abrahamian E. Khomeinism: Essays on the Islamic Republic. Berkeley and Los Angeles: University of California Press; 1993
  8. Amir-Moezzi M.A. Eschatology III. Imami Shiʻism // Encyclopedia Iranica. URL: http://www.iranicaonline.org/articles/eschatology-iii (accessed: 25.12.2016)
  9. Badawi E.M., Abdel Haleem M. Arabic-English Dictionary of Qur’anic Usage. Leiden: Brill; 2008
  10. Lewis B. The Political Language of Islam. Chicago: University of Chicago Press; 1988
  11. Mauriello R., Marandi S.M. Oppressors and Oppressed Reconsidered: A Shiʻitologic Perspective on the Islamic Republic of Iran and Hezbollah’s Outlook on International Relations. In: Islam and International Relations. Contributions to Theory and Practice. Ed. by D. Abdelkader, N. Manabilang Adiong and R. Mauriello. New York: Palgrave Macmillan; 2016. p. 50-71
  12. Rahnema A. Jamʻiyat-e Moʻtalefa-ye Eslami II. Jamʻiyat-e Moʻtalefa and the Islamic Revolution // Encyclopedia Iranica. URL: http://www.iranicaonline.org/articles/jamiyat-e-motalefa-ii (accessed: 25.12.2016)

© Чикризова О.С., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах