Дихотомия «обездоленные - высокомерные» в шиитском восприятии международных отношений
- Авторы: Чикризова О.С.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 17, № 2 (2017): Идеология, мораль и международные отношения: опыт Востока и Запада
- Страницы: 279-289
- Раздел: ТЕМАТИЧЕСКОЕ ДОСЬЕ
- URL: https://journals.rudn.ru/international-relations/article/view/16063
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-0660-2017-17-2-279-289
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению дихотомии «обездоленные (араб.مستضعفون мустадʻафун , перс. مستضعفين мостазефин ) - высокомерные» (араб. مستكبرون мустакбирун , перс.مستكبرين мостакберин ), которая была разработана в рамках шиитского ислама и стала важным элементом теории и практики международных отношений таких государств, как Иран и Ливан. Автор выявляет особенности восприятия международных отношений мусульманскими государствами, а также объясняет отличия в формировании взглядов на миропорядок на Западе и в мире ислама. Наиболее важные аспекты дихотомии «обездоленные - высокомерные», лежащей в основе шиитского восприятия международных отношений и оказавшей влияние на внешнюю политику Ирана и Ливана, были разработаны такими шиитскими религиозными мыслителями, как Мухаммад Бакир ас-Садр, Муса ас-Садр, Рухолла Мусави Хомейни, а также Мухаммад Хусейн Фадлалла. Их представления о миропорядке базируются на интерпретации наиболее важных источников ислама - Корана и хадисов. Идеи шиитских религиозных авторитетов получили широкое распространение и популярность в различных странах мира ислама в 1970-е гг. Это обусловлено тем, что данные идеи стали реакцией на недовольство широких масс в странах Ближнего и Среднего Востока вмешательством в их внутренние дела западных стран, монополизацией западными компаниями природных богатств государств региона, а также бездействием местных властей, допустивших неоколониализм. Более того, к тому времени в странах региона уже наступило глубокое разочарование как в социализме, так и в капитализме, которым не удалось разрешить проблемы, тормозящие развитие мусульманских государств. Шииты как часть мира ислама, которая на протяжении своей длительной истории практически всегда подвергалась дискриминации и гонениям со стороны суннитского большинства, высказались о том, что угнетенным и обездоленным мусульманским народам незачем заимствовать у Запада какую-либо государственную идеологию, поскольку ответом на все вопросы и главным оружием в борьбе с «высокомерными» может стать только ислам.
Об авторах
Ольга Сергеевна Чикризова
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: chikrizova_os@rudn.university
Москва, Россия
Список литературы
- Беренкова Н.А. Феномен шиитского активизма в Ливане и его влияние на международные отношения Ближнего Востока (1967-2013 гг.): Дис. ... канд. ист. наук: 07.00.15 / Беренкова Наталья Александровна. Н. Новгород: Нижегородский гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского; 2015
- Воронин С.А. Нация или умма: исламский мир в поисках самоидентичности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. 2011. № 2. С. 48-71
- Ислам: энциклопедический словарь / Отв. секретарь С.М. Прозоров. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы; 1991
- Калядин А. Ядерный вызов Ирана в ракурсе Совета Безопасности ООН // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 12. С. 51-57
- Сажин В.И. Силы сопротивления «БАСИДЖ» в Иране // Институт изучения Ближнего Востока. 2003. URL: http://www.iimes.ru/?p=2962 (дата обращения: 05.01.2017)
- Юртаев В.И. Особенности и реализация внешней политики Исламской Республики Иран (1979-2010 гг.). М.: РУДН; 2012
- Abrahamian E. Khomeinism: Essays on the Islamic Republic. Berkeley and Los Angeles: University of California Press; 1993
- Amir-Moezzi M.A. Eschatology III. Imami Shiʻism // Encyclopedia Iranica. URL: http://www.iranicaonline.org/articles/eschatology-iii (accessed: 25.12.2016)
- Badawi E.M., Abdel Haleem M. Arabic-English Dictionary of Qur’anic Usage. Leiden: Brill; 2008
- Lewis B. The Political Language of Islam. Chicago: University of Chicago Press; 1988
- Mauriello R., Marandi S.M. Oppressors and Oppressed Reconsidered: A Shiʻitologic Perspective on the Islamic Republic of Iran and Hezbollah’s Outlook on International Relations. In: Islam and International Relations. Contributions to Theory and Practice. Ed. by D. Abdelkader, N. Manabilang Adiong and R. Mauriello. New York: Palgrave Macmillan; 2016. p. 50-71
- Rahnema A. Jamʻiyat-e Moʻtalefa-ye Eslami II. Jamʻiyat-e Moʻtalefa and the Islamic Revolution // Encyclopedia Iranica. URL: http://www.iranicaonline.org/articles/jamiyat-e-motalefa-ii (accessed: 25.12.2016)