Совместные проекты в области образования как инновационная форма сотрудничества России и Китая в XXI в

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассмотрены совместные российско-китайские проекты в области высшего образования в качестве инновационной формы сотрудничества двух государств в новом тысячелетии. Автор подчеркивает, что в основном данные проекты являются учебными, тогда как недостаточно развитыми остаются исследовательские, инновационные, инвестиционные и комбинированные образовательные проекты. Но, несмотря на это, наблюдается очевидный прогресс во взаимоотношениях двух государств в данной области. Вместе с тем автор отмечает возрастающую роль совместных проектов в области образования как важных и эффективных инструментов «мягкой силы». При этом, как показало исследование, российско-китайские образовательные проекты подразделяется не только на двусторонние, но и на многосторонние, что, в свою очередь, позволяет России популяризировать собственную культуру и образовательные услуги на разных геополитических пространствах, которыми выступают пространства ШОС и БРИКС. Соответственно, вслед за повышением привлекательности культуры и образовательных услуг будет формироваться положительный имидж российского государства на международной арене. В статье определены интересы, проблемы и перспективы участия России в реализации совместных с Китаем проектов в области высшего образования.

Об авторах

Елена Игоревна Медяник

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: eganshina@mail.ru

Кафедра теории и истории международных отношений

Список литературы

  1. Будажапова Б.Б., Фен Шисюань Роль программы двойного дипломирования в высшем образовании (на примере России и Китая) // Россия и Китай: проблемы стратегического взаимодействия: сборник Восточного центра. 2015. № 16-2. C. 81-86.
  2. Денисов И.Е. Путешествие на запад // Россия в глобальной политике. 2015. № 1. URL: http://www.globalaffairs.ru/number/Puteshestvie-na-zapad-17315 (дата обращения: 12.06.2015).
  3. Го Ли и др. Чжун э жэньвэнь хэцзо лиши юй сяньши. [Китайско-российское гуманитарное сотрудничество: история и современность]. Харбин: Хэйлунцзян дасюэ чубаньшэ, 2013. № 10.
  4. Интернационализация российских вузов: китайский вектор / Н.Е. Боревская (рук.) и др.; гл. ред. И.С. Иванов. М.: Спецкнига, 2013.
  5. Куликова Г.В. Россия - Китай: Народная дипломатия. М.: ИД «ФОРУМ», 2012.
  6. Ли Ли Чжун э люсюэ цзяоюй хэцзо дэ чжаньлюэ юй цяньцзин // Чжун э чжаньлюэ хобань дуйхуа: сяньчжуан, вэньти, цзяньи. [Стратегия и перспективы развития китайско-российского сотрудничества в области образования иностранных студентов // Китайско-российский диалог стратегического партнерства: современное положение, проблемы и предложения]. Чжунян бяньи чубаньшэ, 2014. C. 256-269.
  7. Маслов А.А. Россия-Китай: этапы и проблемы образовательного обмена в XX-XXI вв. // Сотрудничество России и КНР в сфере образования: анализ прошлого и перспективы будущего / Под ред. Н.Е. Боревской. М.: НИТУ «МИСиС», 2009. C. 133-159.
  8. Сафронова Е.И. Значение гуманитарного сотрудничества стран ШОС и интересы России // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. М.: ИДВ РАН, 2014. Вып. XIX. С. 183-203.
  9. Торкунов А.В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России // Вестник МГИМО (У). 2012. № 4 (25). C. 85-93.
  10. Уянаев С.В. БРИКС: этапы становления и российско-китайское взаимодействие // Китай на пути к возрождению. К 80-летию академика М.Л. Титаренко. М.: ИД «ФОРУМ», 2014.
  11. Формирование компетентности ученого для международной научной проектной деятельности / Н.М. Эдвардс, С.И. Осипова. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2011.
  12. Шитов С.Б. Мировая глобализация образовательного пространства как основа создания международных университетских комплексов (социально-философский анализ) // Теория и практика общественного развития. 2013. № 1. C. 34-36.
  13. Altbach F.G. Global Perspectives on Higher Education. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2016.
  14. Borisenko O.A., Zhang Y. Features of cooperation between Russia and China in the field of joint educational programs // Politics, State and Law. 2015. № 1 [Online]. Available at: http://politika.snauka.ru/en/2015/01/2245 (Accessed 12 June 2015).
  15. Cao Zhi A Review of the SCO’s Education Collaboration in 2013. Annual Report on the Shanghai Cooperation Organization (2014). Social Sciences Academic Press (China), 2014.
  16. Carnoy Martin, Loyalka Prashant, Dobryakova Maria (Eds) University Expansion in a Global Changing Economy: Triumph of the BRICs. Stanford University Press, 2013.
  17. Coombs P.H. The World Crisis in Education: the view from the eighties. New York: Oxford University Press, 1985.
  18. Iftekhar S.N., Kayombo J.J. Chinese-Foreign Cooperation in Running Schools (CFCRS): A policy analysis // International Journal of Research Studies in Education. 2016. Vol. 5. No. 4. P. 73-82.
  19. Mei Wu, Shengbing Li Cross-Border Higher Education Institutions in Mainland China: A developmental perspective // Higher Education Forum. 2015. Vol. 12. P. 23-35.
  20. Sintayehu Kassaye Alemu Global University Rankings and African Universities. Centre for European Policy Studies (CEPS), [Online]. Available at: http://unike.au.dk/fileadmin/www.unike.au.dk/ African_universities_and_Global_Ranking.pdf (Accessed 12 June 2015).
  21. Zhang Kaiyuan, Yu Zixia (Eds) The History of Chinese Student Study Abroad. Beijing: Social sciences academic press (China), 2013.

© Медяник Е.И., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах