Совместные проекты в области образования как инновационная форма сотрудничества России и Китая в XXI в
- Авторы: Медяник Е.И.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 16, № 1 (2016): "Мягкая сила" в международных отношениях. Образ России
- Страницы: 54-64
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.rudn.ru/international-relations/article/view/10528
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассмотрены совместные российско-китайские проекты в области высшего образования в качестве инновационной формы сотрудничества двух государств в новом тысячелетии. Автор подчеркивает, что в основном данные проекты являются учебными, тогда как недостаточно развитыми остаются исследовательские, инновационные, инвестиционные и комбинированные образовательные проекты. Но, несмотря на это, наблюдается очевидный прогресс во взаимоотношениях двух государств в данной области. Вместе с тем автор отмечает возрастающую роль совместных проектов в области образования как важных и эффективных инструментов «мягкой силы». При этом, как показало исследование, российско-китайские образовательные проекты подразделяется не только на двусторонние, но и на многосторонние, что, в свою очередь, позволяет России популяризировать собственную культуру и образовательные услуги на разных геополитических пространствах, которыми выступают пространства ШОС и БРИКС. Соответственно, вслед за повышением привлекательности культуры и образовательных услуг будет формироваться положительный имидж российского государства на международной арене. В статье определены интересы, проблемы и перспективы участия России в реализации совместных с Китаем проектов в области высшего образования.
Об авторах
Елена Игоревна Медяник
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: eganshina@mail.ru
Кафедра теории и истории международных отношений
Список литературы
- Будажапова Б.Б., Фен Шисюань Роль программы двойного дипломирования в высшем образовании (на примере России и Китая) // Россия и Китай: проблемы стратегического взаимодействия: сборник Восточного центра. 2015. № 16-2. C. 81-86.
- Денисов И.Е. Путешествие на запад // Россия в глобальной политике. 2015. № 1. URL: http://www.globalaffairs.ru/number/Puteshestvie-na-zapad-17315 (дата обращения: 12.06.2015).
- Го Ли и др. Чжун э жэньвэнь хэцзо лиши юй сяньши. [Китайско-российское гуманитарное сотрудничество: история и современность]. Харбин: Хэйлунцзян дасюэ чубаньшэ, 2013. № 10.
- Интернационализация российских вузов: китайский вектор / Н.Е. Боревская (рук.) и др.; гл. ред. И.С. Иванов. М.: Спецкнига, 2013.
- Куликова Г.В. Россия - Китай: Народная дипломатия. М.: ИД «ФОРУМ», 2012.
- Ли Ли Чжун э люсюэ цзяоюй хэцзо дэ чжаньлюэ юй цяньцзин // Чжун э чжаньлюэ хобань дуйхуа: сяньчжуан, вэньти, цзяньи. [Стратегия и перспективы развития китайско-российского сотрудничества в области образования иностранных студентов // Китайско-российский диалог стратегического партнерства: современное положение, проблемы и предложения]. Чжунян бяньи чубаньшэ, 2014. C. 256-269.
- Маслов А.А. Россия-Китай: этапы и проблемы образовательного обмена в XX-XXI вв. // Сотрудничество России и КНР в сфере образования: анализ прошлого и перспективы будущего / Под ред. Н.Е. Боревской. М.: НИТУ «МИСиС», 2009. C. 133-159.
- Сафронова Е.И. Значение гуманитарного сотрудничества стран ШОС и интересы России // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. М.: ИДВ РАН, 2014. Вып. XIX. С. 183-203.
- Торкунов А.В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России // Вестник МГИМО (У). 2012. № 4 (25). C. 85-93.
- Уянаев С.В. БРИКС: этапы становления и российско-китайское взаимодействие // Китай на пути к возрождению. К 80-летию академика М.Л. Титаренко. М.: ИД «ФОРУМ», 2014.
- Формирование компетентности ученого для международной научной проектной деятельности / Н.М. Эдвардс, С.И. Осипова. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2011.
- Шитов С.Б. Мировая глобализация образовательного пространства как основа создания международных университетских комплексов (социально-философский анализ) // Теория и практика общественного развития. 2013. № 1. C. 34-36.
- Altbach F.G. Global Perspectives on Higher Education. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2016.
- Borisenko O.A., Zhang Y. Features of cooperation between Russia and China in the field of joint educational programs // Politics, State and Law. 2015. № 1 [Online]. Available at: http://politika.snauka.ru/en/2015/01/2245 (Accessed 12 June 2015).
- Cao Zhi A Review of the SCO’s Education Collaboration in 2013. Annual Report on the Shanghai Cooperation Organization (2014). Social Sciences Academic Press (China), 2014.
- Carnoy Martin, Loyalka Prashant, Dobryakova Maria (Eds) University Expansion in a Global Changing Economy: Triumph of the BRICs. Stanford University Press, 2013.
- Coombs P.H. The World Crisis in Education: the view from the eighties. New York: Oxford University Press, 1985.
- Iftekhar S.N., Kayombo J.J. Chinese-Foreign Cooperation in Running Schools (CFCRS): A policy analysis // International Journal of Research Studies in Education. 2016. Vol. 5. No. 4. P. 73-82.
- Mei Wu, Shengbing Li Cross-Border Higher Education Institutions in Mainland China: A developmental perspective // Higher Education Forum. 2015. Vol. 12. P. 23-35.
- Sintayehu Kassaye Alemu Global University Rankings and African Universities. Centre for European Policy Studies (CEPS), [Online]. Available at: http://unike.au.dk/fileadmin/www.unike.au.dk/ African_universities_and_Global_Ranking.pdf (Accessed 12 June 2015).
- Zhang Kaiyuan, Yu Zixia (Eds) The History of Chinese Student Study Abroad. Beijing: Social sciences academic press (China), 2013.