Том 16, № 4 (2019)
- Год: 2019
- Статей: 6
- URL: https://journals.rudn.ru/informatization-education/issue/view/1274
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2019-16-4
Весь выпуск
ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Цифровое образование: от школы для всех к школе для каждого
Аннотация
Проблема и цель. Статья посвящена проблеме развития цифрового образования. Разрыв между поколениями и социальными группами обостряет противоречия между системой образования и запросами информационного общества, а нарастание объемов, общедоступность, скорость получения и обмена знаниями изменили стиль познания современного человека. Ключевой компетенцией стало умение отличать важное от неважного, достоверное от недостоверного. У школьников необходимо целенаправленно развивать цифровую самоидентификацию. Все это порождает комплекс проблем, стоящих перед современной школой. Целью описываемого в статье исследования является выявление перспективных путей цифровизации школы, построение модели цифровой школы и определение комплекса факторов, значимых для преобразования школы для всех в школу для каждого. Методология. В ходе исследования на основе анализа существующих подходов к развитию цифровых технологий и цифровизации образования выявлены пути становления и развития цифровой школы. Определена структура ядра цифрового образования, обеспечивающего сопоставимость освоенных и проявляемых в различных видах деятельности личности знаний, ценностей, навыков и компетенций. Это ценностная, деятельностная и содержательная основа формирования цифровой социокультурной образовательной среды. Такое ядро предлагается рассматривать в качестве основы для разработки концепций предметных областей, ФГОС и образовательных программ всех уровней образования. Результаты. Дана трактовка термина «цифровое образование», под которым понимается образовательная деятельность, ключевыми факторами которой являются цифровые данные, обработка, обмен и результаты анализа которых позволяют личности достичь новых результатов образования в конкретной социокультурной ситуации. Согласно модели цифровая школа обеспечивает не только обучение и воспитание, но и эффективную интеграцию личности в высокотехнологичную быстроменяющуюся сложную среду. Образовательная экосистема представляет собой интегративную социокультурную среду, в центре которой находится не педагог традиционной школы, а обучающийся, окру- женный сверстниками и взрослыми, которые помогают ему реализовать персональную образовательную траекторию. Заключение. В статье обозначены предпосылки наступления новой эпохи - эпохи цифрового образования, сформулировано определение термина «цифровое образование», обоснована актуальность разработки и приведена структура ядра цифрового образования, описана модель цифровой школы, представлена структура образовательной экосистемы и обозначены эффекты от ее внедрения для различных стейкхолдеров.