Том 15, № 3 (2018)
- Год: 2018
- Статей: 6
- URL: https://journals.rudn.ru/informatization-education/issue/view/1124
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2018-15-3
Весь выпуск
ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
ОСОБЕННОСТИ И СЛЕДСТВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ И ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ
Аннотация
Проблема и цель. В статье рассматривается актуальная проблема выявления направлений и степени влияния современных средств информатизации образования на развитие отечественных вузов. Целью описываемого исследования стало определение параметров деятельности вузов, меняющихся под влиянием использования открытых образовательных ресурсов и массовых электронных курсов. Методология. Определение особенностей и следствий использования указанных средств информатизации осуществлялось на основе формирования экспериментальной (8 вузов) и контрольной (16 вузов) групп вузов с последующим сравнительным анализом показателей их деятельности, содержащихся в ежегодных мониторингах эффективности деятельности вузов за 2013-2017 годы. Результаты. В результате исследования выявлено, что использование в вузах открытых образовательных ресурсов и массовых онлайн-курсов может влиять на эффективность деятельности вузов за счет повышения количества иностранных студентов, существенного увеличения доходов вуза от образовательной деятельности, получаемых из иностранных источников, снижения потребности в собственной компьютерной технике, постепенного уменьшения количества экземпляров литературы, хранимой в печатном виде, снижения потребностей в учебных и лабораторных помещениях для очного обучения студентов. При этом применение указанных средств информатизации образования не оказывает существенного влияния на планомерное для всех вузов снижение числа студентов, приходящихся на одного преподавателя и на наметившуюся тенденцию к снижению числа студентов, обучающихся заочно. Это свидетельствует о преимущественном использовании отечественными вузами технологий смешанного обучения. Заключение. Показано, что использование открытых образовательных ресурсов и массовых электронных курсов может оказывать существенное влияние на развитие вузов и должно учитываться при разработке моделей совершенствования российской системы высшего образования.
ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Аннотация
Российская Федерация, 127521, Москва, ул. Шереметьевская, 29 Проблема и цель. В статье рассмотрены процессы глобализации, которые могут оказать существенное влияние на совершенствование современной систе6мы образования, особенно в условиях активного внедрения цифровой экономики. Актуальной проблемой современного развития общества являются процессы быстрого устаревания знаний, возрастающее значение образования. Целью стало обоснование необходимости применения новых педагогических технологий, основанных на учете глобальных тенденций, происходящих в современном мире. Методология. Взгляды на то, как должно выглядеть образование и как должно осуществляться, зависят от целей и опыта, образование реализуется в различных формах в зависимости от того, как смотрят на его ценностные смыслы. Результаты. По различным исследованиям можно выделить несколько глобальных тенденций, которые влияют на развитие системы обучения в целом и управленческое образование в частности. Таким образом, перед современным учителем стоит задача не просто подготовить образованную личность, а личность, обладающую нравственными устоями, компетентную, способную: к предпринимательству, самостоятельно принимать решения в реализации профессиональных задач, прогнозировать последствия их решения, к всестороннему сотрудничеству. Современная система образования в условиях цифровой экономики должна обладать мобильностью, динамизмом, конструктивностью, способствовать формированию чувства ответственности. Заключение. Применение новых информационно-телекоммуникационных технологий приобретает решающее значение для повышения конкурентоспособности экономики, расширения возможностей ее интеграции в мировую систему, повышения эффективности управления и самоуправления. В данных условиях средствам информационных и телекоммуникационных технологий предоставляется уникальная возможность наиболее полно способствовать глобальному информационному обмену, формированию и выбору будущих рабочих мест и работы, учитывать неопределенность в прогнозах, иметь ответственное лидерство и, наконец, уметь работать в ситуациях творчества, инноваций и предпринимательства. В статье тезисно рассмотрены изменения, происходящие в системе образования, влияющие на формирование управленческих задач современного учителя.
ПРЕПОДАВАНИЕ ИНФОРМАТИКИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ В КОНТЕКСТЕ ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Проблема и цель. В статье рассмотрены исторические аспекты обучения информационным технологиям в школьном курсе информатики, подходы к обучению информационным технологиям в условиях фундаментализации общего образования, проблемы обучения информационным технологиям школьников. Цели статьи заключаются в определении возможности развития методической системы обучения информационным технологиям в контексте фундаментализации образования, рассмотрении информационных технологий как содержательно-методической линии и как раздела общеобразовательного курса информатики, описании этапов организации обучения информационным технологиям школьников. Методология. Изучена научно-методическая литература в области информатики, проведен анализ образовательных программ по информатике и методике обучения информатике, сделан анализ школьных учебников и учебных пособий, учебно-методического обеспечения образовательного процесса по информатике; выполнены обобщение и систематизация собственного опыта преподавания информатики и методики обучения информатике, в том числе информационным технологиям. Результаты. Выявлено, что обучение школьников информационным технологиям, рациональному применению их средств, для решения учебных и практических задач позволяет целенаправленно формировать информационную культуру учащихся, так необходимую для жизни в современном обществе. Обосновано, что процесс обучения информационным технологиям в рамках общеобразовательного курса информатики целесообразно построить, основываясь на принципах фундаментализации образования (научность, инвариантность и универсальность, системность и целостность, непрерывность и преемственность, интеграция и др.), на основе системно-деятельностного подхода. Заключение. Результаты исследования позволили сделать вывод, что необходимо применять фундаментальный и системно-деятельностный подходы к реализации содержательно-методической линии «Информационные технологии» и соответствующего раздела в общеобразовательном курсе информатики.
ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ПОДДЕРЖКИ ОБУЧЕНИЯ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация
Проблема и цель. В последние годы в России предпринимаются попытки повысить доступность высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Тем не менее, создание эффективной системы инклюзивного образования наталкивается на множество серьезных проблем. Методология. Проанализированы ключевые барьеры на пути получения ими высшего образования в четырех аспектах образовательного процесса: общей структуре обучения, методике обучения, индивидуальной работы со студентами, а также оценивания. Для преодоления этих барьеров предлагается использование специальных технических и организационных решений. Результаты. Сделан общий вывод о необходимости разработки стандартов инклюзивного образования, учитывающих многообразие видов ОВЗ, необходимость использования специальных информационных технологий и вовлечение студентов в проектирование образовательной среды. Заключение. Проектирование инклюзивной образовательной среды предполагает, что студенты являются наиболее компетентными и заинтересованными участниками образовательного процесса, лучше всех понимающих как свои потребности, так и эффективность различных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), используемых в обучении.
ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
ИНТЕГРАЦИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОБРАТНЫМ ЗАДАЧАМ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ
Аннотация
Проблема и цель. В процессе обучения студентов обратным задачам для дифференциальных уравнений реализуется одна из важных целей - сформировать у студентов фундаментальные знания в области обратных задач, в области прикладной и вычислительной математики; развить математические творческие способности, позволяющие студентам после окончания обучения, работая в научно-исследовательских учреждениях, успешно решать разнообразные сложные математические задачи при реализации на практике прикладных исследований. Методология. В процессе обучения студентов обратным задачам для дифференциальных уравнений применяется разработанная система гуманитарно-ориентированных учебных занятий, используются методы рационального мышления, реализуется индивидуальный подход к обучению. Результаты. Гуманитарно-ориентированные учебные занятия по обратным задачам для дифференциальных уравнений направлены на создание ситуаций, требующих от студентов, по результатам решения обратной задачи, сделать логические выводы прикладного и гуманитарного характера, преодолеть нравственные противоречия, сделать обоснованный выбор правильной позиции в обществе. Приобретенные в процессе обучения навыки и опыт применения рациональных рассуждений при исследовании обратным задачам для дифференциальных уравнений позволяют студентам не только эффективно исследовать прикладные задачи, но и формировать фундаментальные знания в области прикладной математики. Индивидуальный подход в обучении обратным задачам для дифференциальных уравнений выступает как дидактический принцип обучения, воспитания и развития студентов, учитывающий личностные особенности обучаемых, уровень интеллектуального развития, познавательные интересы и другие факторы, оказывающие влияние на успешность обучения. Заключение. Гуманитарно-ориентированные учебные занятия по обратным задачам для дифференциальных уравнений, методы рациональных рассуждений, индивидуальный подход в обучении позволяют сформировать у студентов систему фундаментальных знаний по обратным задачам для дифференциальных уравнений, интегрировать междисциплинарные научные знания, выявить гуманитарный и научно-образовательный потенциал такого обучения, обосновать позитивный вклад обучения обратным задачам для дифференциальных уравнений в гуманитаризацию и фундаментализацию прикладного математического образования.
КОМПЛЕКСНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
Аннотация
Проблема и цель. В настоящее время, при массовом распространении компьютерных технологий и росте интереса к русскому языку, со стороны граждан зарубежных стран, не разработана и не внедрена в головных и локальных центрах тестирования по русскому языку как иностранному (РКИ) система компьютерного тестирования, не получили широкого распространения современные методики и программы статистического анализа результатов компьютерного тестирования и оценки качества репетиционных и экзаменационных тестов. Методология. Предложены два варианта разработанных авторами комплексных технологий «Тестер» (программы «Банкир», «Тестер», «Маркер», «СтатИнфо») и «ТРТестер» (программы «Протокол», «ТРКлиент», «ТРТестер», «ТРИнформ», «ТРФормы») для организации компьютерного тестирования по РКИ. Оба варианта прошли апробацию в централизованном тестировании и в вузах России, являются комплексными и универсальными, обеспечивая весь цикл работ - от подготовки компьютерных тестов, проведения компьютерного тестирования, сбора результатов в базы данных, выполнения оперативного статистического анализа результатов тестирования и статистического анализа качества тестовых заданий. Результаты. В технологии «ТРТестер» реализована возможность полностью перейти на компьютерное тестирование или часть субтестов проводить на компьютерах, а часть - на бланках. Репетиционное и экзаменационное тестирование по РКИ можно проводить на компьютерах по всем субтестам (лексика и грамматика, чтение, аудирование, письмо, говорение). Автоматизирована работа эксперта для проверки и оценки на компьютере результатов выполнения неформализованных субтестов (письмо и говорение). В статье, в качестве примеров, показаны фрагменты изображений на экране дисплея при работе с программами комплекса «ТРТестер». Заключение. Обоснована актуальность создания комплексной системы компьютерного тестирования по РКИ. Предложены два варианта инициативно разработанных ими комплексных технологий «Тестер» и «ТРТестер» для организации компьютерного тестирования по РКИ.