Обзор информационных технологий и их значение в управлении образованием
- Авторы: Иванов А.В.1
-
Учреждения:
- Московский городской педагогический университет
- Выпуск: Том 15, № 1 (2018)
- Страницы: 107-113
- Раздел: ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
- URL: https://journals.rudn.ru/informatization-education/article/view/18058
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2018-15-1-107-113
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье акцентируется внимание на то, что потребность в образовании - это непрерывный и постоянный процесс, поэтому в любое время в любом месте доступ к нему становится необходимостью. Потребность в получении информации есть постоянно увеличивающееся явление. Образование должно удовлетворять потребности различных категорий учащихся, и поэтому современные информационные технологии важны для удовлетворения этой потребности. Обсуждаются требования общества, которые состоят в том, чтобы все члены этого общества обладали необходимым уровнем технологической грамотности. Таким образом, расширение доступа и снижение стоимости образования в целях достижения запланированного качества обучения возможно реализовать на основе облачных IТ-технологий. Излагается специфика облачных технологий, которая накладывает особые требования к организации обучения с их использованием, в том числе и управлению образовательным процессом. Формулируются выводы о том, что информационные и телекоммуникационные технологии, понимание возможностей облачных технологий и их влияния на эффективность управления системой образования, служат основными предпосылками для развития профессиональной компетентности руководителя образовательной организации в области информационных технологий.
Полный текст
Информационные технологии постоянно совершенствуются, что приводит к увеличению образовательных проектов во всем мире. Это накладывает определенные особенности к использованию информационных технологий в управлении образованием [5; 9]. Темпы изменений, вызванные новыми технологиями, оказали значительное влияние на то, как люди живут, работают и отдыхают во всем мире. Новые технологии бросают вызов традиционному процессу преподавания и обучения, а также способам управления образовательным процессом. Информационные технологии оказывают серьезное влияние на все области учебы, развиваясь при этом очень активно по многим направлениям [1]. Повсеместный доступ и облачные технологии обеспечивают мгновенный доступ к огромному массиву данных. Все это позволяет не только повысить качество обучения, но и получать аналитические данные, которые при управлении образованием позволяют оперативно принимать решения. Быстрая коммуникация, а также расширение доступа к инфор- мационным ресурсам в домашних условиях, на работе и в учебных заведениях могут означать, что обучение становится действительно образованием «в течении всей жизни» - деятельностью, в которой темпы технологических изменений заставляют постоянно оценивать сам процесс обучения. Информационные технологии в управлении образованием могут обеспечить ряд преимуществ. Вот некоторые из них. Доступ к разнообразным учебным ресурсам. В эпоху бурного развития информационных и телекоммуникационных технологий они позволяют обеспечить доступ к большому количеству ресурсов, размещенных в сети Интернет, для повышения эффективности и качества преподавания и формирования новой способности к самостоятельному обучению. С помощью информационных и телекоммуникационных технологий легко обеспечить удаленное аудиовизуальное обучение. Количество учебных ресурсов расширяется ежедневно [14]. И за этим процессом необходимо не только следить, но и управлять им. В рамках практически любой учебной программы ученикам предлагается рассматривать компьютеры и как средства, которые будут использоваться во всех аспектах их исследований, с одной стороны, и как объект изучения. В частности обучающимся необходимо использовать новые мультимедийные технологии для обмена идеями, описания проектов и отчетов о своей работе и многое др. Также необходимо как устанавливать ограничения к доступу, так и оперативно их корректировать в процессе обучения [11; 13]. Изменение модели образования. В современном мире аппаратное и программное обеспечение непрерывно развивается: увеличивается скорость работы компьютеров и скорость передачи данных (информации и знаний), их (данные) можно получить в любом месте в любое время. Информационные и телекоммуникационные технологии зачастую внедрялись в хорошо зарекомендовавшие себя модели работы и жизни, не меняя их радикально. [3]. Например, традиционный офис с секретарями, работающими на клавиатурах и заметками, написанными на бумаге с бумажным документооборотом, остается очень стабильным, даже если персональные компьютеры заменили пишущие машинки [2]. Система управления образовательным процессом, используя те же самые аналитические инструменты, становится более мобильной, оперативной, гибкой и адаптируемой в изменяющихся условиях. Обучение в любое время и в любом месте. Современные компьютеры обладают такими характеристиками, которые позволяют учиться в любое время и в любом месте, независимо от того, день или ночь, в какой стране находится обучаемый, какой язык является родным. Все это накладывает свои особенности и на управление образовательным процессом и контролю за ним [7]. Совместное обучение. Использование современных информационных и телекоммуникационных технологий существенно упростило удовлетворение образовательных запросов, а также способы получения образования: обучение в небольших группах или в огромных аудиториях. С помощью технологий онлайн появилась возможность объединяться для выполнения проекта, или решения поставленной задачи. Эффективные почтовые системы, IP телефония, различные системы записи и воспроизведения учебного материала, основанные на использовании телекоммуникационных технологий, играют все более заметную роль в осуществлении образования в новом тысячелетии [6; 8]. Сеть Интернет и содержание образовательных электронных ресурсов доступны многим школьникам для выполнения совместных исследовательских проектов [4]. Мультимедийный подход к образованию. Исследования в области психологии обучения предполагают, что расширение использования мультимедийных образовательных электронных ресурсов в образовании имеет ряд существенных преимуществ. Современное обучение, основанное на расширение зоны восприятия учебной информации, затрагивают и процессы памяти, и процессы формирования понятий. Однако не следует забывать, что процесс восприятия информации человеком имеет физиологические ограничения: ограниченное количество информации одновременно; выбор и восприятие информации зависит от прошлого опыта. Многочисленными исследованиями доказано, что при прочих равных условиях, информация лучше воспринимается, если она принимается одновременно в двух модальностях (например, зрительная информация и слуховая), а не в одной модальности. Кроме того, обучение становится более продуктивным в том случае, когда учебный материал особым образом организован, причем эта организация материала должна быть очевидна для обучающихся. Все это свидетельствуют о ценности и значимости мультимедийного подхода в организации образовательного процесса [9]. Такой подход может существенно повлиять на качество и эффективность обучения. Аутентичная и актуальная информация. Информация и данные, доступные в сети, должны быть истинными и актуальными [1]. Сеть Интернет и различные другие компьютерные сети работают с общими стандартами и позволяют пользователям не только получать достоверную и актуальную информацию, но еще и предоставляют возможность осуществлять совместную работу по созданию, корректировке и распространению информации. 1. Интернет-библиотека. Сеть Интернет поддерживает больше количество различных видов услуг, получаемых пользователем в электронном виде, одной из которых является онлайн-библиотека. Любой человек может получить доступ к любым библиотечным хранилищам [13]. Все больше данных оцифровываются каждый день и размещаются в свободном доступе. В процессе обучения можно предложить использовать телекоммуникационные технологии как для обмена идеями, так и для описания проектов, представления информации о проведенном исследовании [12]. Для этого необходимо выбрать информационную среду взаимодействия, наиболее подходящую для поставленной задачи: передачи своего опыта, структурирования информации и объединения различных данных в целях создания многомерного документа. 2. Дистанционное обучение. Дистанционное обучение - метод обучения на расстоянии. Телекоммуникационные технологии конца XX века, особенно интерактивные, открывают новые возможности, как индивидуальные, так и коллективные, для расширения удаленного обучения. Потребность в котором в последние году существенно возрастает. Дистанционное обучение приходит на смену сме- шанному обучению и наиболее распространенному, хотя и ограниченному в педагогических средствах, заочному обучению [10]. Появление повышенного спроса на удаленный доступ к получению образования за счет использования информационных и телекоммуникационных технологий связано, с одной стороны, снижением затрат на одного учащегося, а, с другой стороны, существенной экономией времени [1]. Независимо от причин, дистанционное обучение существенно расширяет доступ к получению образования обучаемых, неспособных по какой-либо причине (наличие определенного учебного курса, географическая удаленность, семейные обстоятельства, особые возможности здоровья) получать образование традиционным (очным) способом, а некоторые просто предпочитают учиться и работать из дома. 3. Доступ к образованию для людей с ограниченными возможностями. Телекоммуникационные технологии привели к кардинальным изменениям в жизни людей с ограниченными возможностями. Современные информационные технологии предоставляет разнообразное как аппаратное, так и программное обеспечения для организации эффективного обучения таким людям. Если раньше возникали существенные трудности в получении качественного и современного образования (требовалась помощь особым образом подготовленных специалистов), то в настоящее время такие барьеры существенно снижены. Для людей с ограничениями здоровья чрезвычайно важным становиться интеграция информационных технологий как в процесс обучения, так и в процесс их постоянной жизни: с одной стороны, необходимость научиться использовать информационные технологии как возможное средство, позволяющее ему работать в будущем, так и существенно изменить качество собственной жизни, с другой стороны. Таким образом, информационное общество все больше накладывает отпечаток на организацию, осуществление и управление системой образования. За последние годы существенно возросла и скорость обмена информацией, и скорость обмена знаниями. Этот факт требует соответствующей реакции. Все более высокие требования предъявляются к квалификации педагогов в области эффективного использования информационных и телекоммуникационных технологий, использования их в управлении образовательным процессом, образовательной организацией, понимания роли, места информационных технологий, а также последствиях их внедрения [3; 15]. Эффективное управление, обработка, координация и администрирование всех ресурсов образовательной организации на основе применения информационных и телекоммуникационных технологий, является решающим для ее конкурентоспособности.
Об авторах
Андрей Викторович Иванов
Московский городской педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: z.oy@mail.ru
аспирант кафедры информатизации образования Московского городского педагогического университета
Шереметьевская ул., 29, Москва, Россия, 127521Список литературы
- Андреев А.А. Теоретико-методологический подход к проектированию и реализации сетевого образования / Интернет-технологии в открытом образовании: материалы семинара. М.: МЭСИ, 2000. 224 c.
- Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: МЭСИ, 1999. 167 c.
- Беляев Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных образовательных учреждениях. М.: ИЦКПС, 2000. 318 c.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 c.
- Ефанова Т.И., Иванов А.Б., Савицкий С.К., Хабибулин Э.М., Кошкалов Е.С. Информационно-образовательная среда вуза // Новое слово в науке: перспективы развития: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. Т. 1. № 1 (7). С. 195-199.
- Заславская О.Ю. Информатизация образования: новое понимание места и роли учителя в учебном процессе // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». 2007. № 9. С. 81-82.
- Заславская О.Ю. Особенности повышения квалификации учителей в области использования интернет-сервисов нового поколения // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». 2012. № 23. С. 76-85.
- Заславская О.Ю. Совершенствование профессиональной и управленческой компетентности преподавателя в связи с внедрением информационных технологий // Наука и школа. 2006. № 3. С. 52-54.
- Макарчук Т.А., Минаков В.Ф., Артемьев А.В. Мобильное обучение на базе облачных сервисов // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. URL: www.scienceeducation.ru/108-9066 (дата обращения: 16.11.2017).
- Основы открытого образования / Отв. ред. В.И. Солдаткин. М.: НИИЦ РАО, 2002. Т. 1. 244 с.
- Скибицкий Э.Г., Шабанов А.Г. Дистанционное обучение: теоретико-методологические основы: монография. Новосибирск: СИФБД, 2004. 249 c.
- Abu El-Ala N.S., Awad W.A., El-Bakry H.M. Cloud Computing for Solving E-Learning Problems URL: http://thesai.org/Downloads/Volume3No12/Paper_21-Cloud_Computing_for_ Solving_E-Learning_Problems.pdf (дата обращения: 16.11.2017).
- Adesanya O.O., Idogwu K.U. The Evolution of ELibrary in Nigerian Academic Libraries: Challengies and Way Forward. Asian Journal of Education and eLearning, 2013. Vol. 3(4). Pp. 49-54.
- Reddy T.R., Kumar K. Open source software’s and their impact on library and information centre: An overview. International Journal of Library and Information Science, 2013. Vol. 5(4). Pp. 90- 96.
- Zaslavskaya O.Yu. Components of teacher’s management competency: knowledge and skills, activity, functional areas // American Journal of Pedagogy and Education. 2013. No. 2. Pp. 13.