АКТУАЛИЗАЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается тип задания единого государственного экзамена по информатике с точки зрения математического аппарата. При разборе заданий применяются графический и алгебраический подходы для решения задач. Особое внимание в статье отводится актуальности математической подготовки в рамках концепции развития математического образования Российской Федерации. Одной из целей настоящей концепции является популяризация математических знаний и математического образования, а также применение этих знаний в других областях. Реализация концепции предполагает вывод математического образования на новый уровень, что улучшит преподавание других дисциплин. Помимо этого, можно вы-явить, что выделение большего внимания математике на других предметах позволяет повысить качество образования в информатике, в частности. Также концепция способствует созданию и применению новых механизмов развития образования, которые можно использовать в других областях. Цель данной статьи состоит в привлечении образовательного сообщества (как учителей, так и учащихся) применять в большей мере математический аппарат при решении задач по информатике. На приведенных в статье примерах видно, что данный подход позволяет рациональнее и быстрее решать задачи.

Полный текст

На сегодняшний день высшие учебные заведения принимают абитуриентов на конкурсной основе по результатам единого государственного экзамена. Помимо основных предметов (русский язык и математика) учащиеся могут выбрать дополнительно дисциплины, которые потребуются им для поступления. Среди возможных дисциплин подробно остановимся на информатике (см., например, работы [3-9; 12]). На текущий момент экзамен по информатике остается одним из актуальных экзаменов при поступлении в институты на технические специальности. Для его успешной сдачи на высокий балл необходимо не только правильно решить все задания из индивидуального контрольного измерительного материала, но и успеть выполнить их за отведенное время экзамена. Рекомендации по примерному отведенному времени выполнения каждого задания отражены в спецификации контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена (см., например, работы [2; 10; 11]). Многие задачи быстрее и проще можно решить с помощью применения математики. Разберем это на примере программ с циклами и подпрограммами. Напишите в ответе число, которое будет напечатано в результате выполнения следующего алгоритма. var a,b,t,M,R :integer; Function F(x:integer):integer; begin F := 2 · (x - 5) · (x - 5)+55 end; begin a := -10; b := 27; M := a; R := F(a); for t := a to b do begin if (F(t) > R) then begin M := t; R := F(t) end end; write(M) end [2]. Условие данной задачи подразумевает нахождение такого аргумента функции, при котором она будет наибольшей на заданном диапазоне. Найти необходимое наибольшее значение можно путем исследования каждого значения функции на заданном диапазоне аргументов. С другой стороны, можно исследовать графически данную функцию: F := 2 · (x - 5) · (x - 5) + 55. После преобразования данная функция примет вид: F := 2 · (x - 5) 2 + 55, графиком которой будет парабола, направленная ветвями вверх. Вершина параболы находится в точке (5; 55). По условию задачи необходимо найти такой аргумент в диапазоне от -10 до 27, что функция будет наибольшей. Так как ветви параболы направлены вверх, то наибольшее значение будет в точке, наиболее удаленной от Х-вершины. В конечном счете, ответ к данной задаче есть число 27. Напишите в ответе число, которое будет напечатано в результате выполнения следующего алгоритма. var a,b,t,M,R :integer; Function F(x:integer):integer; begin F := (x · x - 9) · (x · x - 9)+5 end; begin a := -11; b := 11; M := a; R := F(a); for t := a to b do begin if (F(t) <= R) then begin M := t; R := F(t) end end; write(M+8) end [2]. Суть данного задания - найти наибольший аргумент из диапазона, при котором функция будет иметь наименьшее значение. Рассмотрим исходную функцию: F := (x · x - 9) · (x · x - 9) + 5. Видна формула сокращенного умножения - разность квадратов: F := (x · x - 9) 2 + 5. После преобразования получим следующее выражение: F := (x - 3) 2 · (x - 3) 2 + 5. Данное выражение принимает наименьшее значение, когда первое слагаемое обращается в 0. Это достигается при аргументах -3 и 3. Из двух вариантов подойдет последний вариант, так как в условии применено нестрогое неравенство. В ответе прибавляем к числу 8 и в итоге получаем 11. На данных примерах явно показано, что применение математической составляющей упрощает решение задач. Таким образом перед нами ставится цель - выделить большее внимание для математики при решении задач по информатике. В реализации этой цели может помочь концепция развития математического образования РФ, которая была утверждена 24 декабря 2013 года [1]. Суть концепции в том, что правительство со своей стороны уже несколько лет популяризирует технические науки и математику в том числе. Также выделяется большее время в школах на изучение математики. Как показано ранее, математика может использоваться как инструмент в других науках. Поэтому усиливая теоретические и практические знания по математике можно добиться лучших результатов в информатике.

×

Об авторах

Иван Николаевич Любвин

Школа № 224

Автор, ответственный за переписку.
Email: mania@yandex.ru

учитель информатики школы № 224 г. Москвы

Ленинградское ш., 30, Москва, Россия, 125212

Список литературы

  1. Концепция развития математического образования в Российской Федерации / утв. Распоряжением Правительства РФ от 24.12.2013 г. № 2506-р. URL: http://base.garant. ru/70552506/
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: http://standart.edu.ru/
  3. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Заславская О.Ю., Левченко И.В. Реализация развивающего потенциала обучения информатике в условиях внедрения государственных образовательных стандартов второго поколения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2010. № 1. С. 13-26.
  4. Гриншкун В.В., Заславская О.Ю. История и перспективы развития программ информатизации образования // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». 2011. № 1 (21). С. 5-14.
  5. Заславская О.Ю. Модель, алгоритм и содержание подготовки учителя информатики в современных условиях // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2007. № 4. С. 24-30.
  6. Заславская О.Ю. Возможности сервисов Google для организации учебно-познавательной деятельности школьников и студентов // Информатика и образование. 2012. № 1 (230). С. 45-50.
  7. Заславская О.Ю. Особенности повышения квалификации учителей в области использования интернет-сервисов нового поколения // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». 2012. № 1(23). С. 76-86.
  8. Заславская О.Ю. Подходы, требования и тенденции в подготовке учителей информатики к аттестации педагогических кадров в условиях информатизации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2013. № 1. С. 5-13
  9. Заславская О.Ю., Иванова О.В., Кравец О.Я., Рудинский И.Д., Столбова И.Д. Компетентностный подход к организации образовательного процесса и некоторые вопросы адаптивного управления учебной деятельностью: монография. Воронеж: Научная книга, 2011. 204 с
  10. Открытый банк заданий ЕГЭ. URL: http://85.142.162.119/os11/xmodules/qprint/index.php
  11. Федеральный институт педагогических измерений. URL: http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/ demoversii-specifikacii-kodifikatory
  12. Zaslavskaya O.Yu. Components of teacher’s management competency: knowledge and skills, activity, functional areas // American journal of pedagogy and education - Science Book Publishing House. LLC Printed in the USA, 2013. No 1. Pp. 13-16

© Любвин И.Н., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах