МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕРНЕТ-ОБУЧЕНИЯ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассмотрены возможности информационно-коммуникационных и дистанционных технологий и предложены модели их использования в учебном процессе вуза. Нынешнее общество переходит к принципиально новому уровню доступности высококачественного образования. Сферы образования России и тенденции формирования общества требуют безотлагательных решений проблем обгоняющего развития системы образования на основе информационных технологий, организацию в стране единой образовательной информационной среды. Информатизация предполагает существенную трансформацию содержания, методов и организационных форм образования. При этом должна быть решена проблема содержания образования на современной фазе, соотношения традиционных составляющих учебного процесса и новых информационных технологий, новых взаимоотношений учащихся, педагогов и образовательной среды. Формирование новых информационных технологий влечет за собой становление принципиально новой образовательной системы, которая может обеспечить предоставление образовательных услуг миллионам людей при сокращении удельных затрат на образование. На достижение этих целей направлено интернет-образование, которое можно определить как образование обширных слоев населения, получаемое с помощью информационных образовательных ресурсов сети Интернет. Модель интеграции заочной и дистанционной формы обучения с помощью информационно-коммуникационных и дистанционных технологий используется для предоставления образовательных услуг студентам дистанционной и заочной формы обучения. Электронный учебный курс на базе платформы дистанционного обучения используется для предоставления учебно-методических материалов и проверки выполненных заданий, предоставления оперативных консультаций, объявлений и т.д.

Полный текст

Информационное общество требует от образования не только подготовки кон- курентоспособных специалистов, обладающих новыми умениями и знаниями, но и перестройки стратегической деятельности, направленной на учет особен- ностей современного общества экономики знаний и глобальной компетентности.Применение современных информационных технологий в учебном процессе вуза требует изменений в методике преподавания всех дисциплин. Это связано с тем, что преподаватель перестает быть для студента единственным источником получения знаний. Сейчас много информации можно найти в сети Интернет и с ее помощью. Ориентация на формирование репродуктивных навыков, таких как запоминание и воспроизведение, заменяются умениями сопоставления, синтеза, анализа, оценками выявления связей, планированием, групповым взаимодей- ствием с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В таких условиях изменения должны коснуться методики проведения аудиторных занятий и организации самостоятельной работы. ИКТ усиливают роль методов активного познания и дистанционного обучения (ДО). Информа- ционно-коммуникационные и дистанционные технологии обучения позволяют обеспечить студентов электронными учебными ресурсами для самостоятельной работы, задачами для самостоятельного выполнения, реализовать индивидуаль- ный подход к каждому студенту и т.п. Использование ИКТ и дистанционных технологий в учебном процессе вуза постепенно вносит изменения в неотъемле- мые элементы традиционной системы образования, заменяя доску и мел на ком- пьютерные обучающие системы, книжную библиотеку - на электронную, обыч- ную аудиторию - на мультимедийную.Информационные технологии развиваются очень динамично, так же дина- мично должна развиваться и методика их использования в учебном процессе. Необходимо определить, при каких условиях, при использовании каких методов и средств информационно-коммуникационные и дистанционные технологии будут эффективными.Цель статьи заключается в том, что бы описать модели, по которым целесо- образно использовать информационно-коммуникационные и дистанционные технологии для различных форм обучения студентов (очной, заочной, дистанци- онной).Выбранная цель обусловливает такие задачи:исследовать и описать современные ИКТ и ДТ, которые используются в учебном процессе вуза;разработать и описать модели внедрения ИКТ и ДТ в учебный процесс сту- дентов разных форм обучения;исследовать эффективность предложенных моделей.К современным информационно-коммуникационным технологиям обучения относятся интернет-технологии, мультимедийные программные средства, офис- ное и специализированное программное обеспечение, электронные пособия и учебники, системы дистанционного обучения (системы компьютерного сопро- вождения обучения).Службы и сервисы сети Интернет (WWW, электронная почта, поисковые си- стемы, тематические каталоги, образовательные порталы, вики, блоги) можно использовать для организации различных форм обучения студентов. Прежде все- го Интернет - это источник информации, поэтому использовать его службы и сервисы необходимо для нахождения информации, полезной с точки зрения учеб-ной деятельности, ее анализа и оценки. Студенты с интересом выполняют зада- ния по нахождению в Интернете принципов, классификаций, определений, мо- делей, изображений, правил и т.д. с последующим оцениванием найденных в интернет-источниках ресурсов, данных, сравнением цифр, тенденций и т.п.Мультимедийные программные средства позволяют интегрировать текстовую, графическую, анимационную, видеоинформацию и звуковую информацию. Од- новременное использование нескольких каналов восприятия учебной информа- ции позволяет повысить уровень усвоения учебного материала. Мультимедийные программные средства позволяют имитировать сложные реальные процессы, ситуации, визуализировать абстрактную информацию за счет динамического представления процессов. Такие технологии можно использовать при проведении аудиторных занятий (лекция, практическая (лабораторная) работа) для обеспе- чения самостоятельного изучения отдельных тем по учебной дисциплине.Офисные программные продукты (текстовые и графические редакторы, про- граммы подготовки презентаций электронные таблицы и т.д.) могут быть исполь- зованы для подготовки учебно-методического материала (шаблонов, диаграмм, таблиц, презентаций) и для представления студентами результатов выполнения задач в электронной форме. Во время изучения отдельных дисциплин использу- ется специализированное программное обеспечение.Электронные учебники и пособия, платформы и системы дистанционного обучения являются полезными для преподавателей в организации дистанционной формы обучения студентов и электронной методической поддержки очного об- учения студентов, обучения студентов региональных структурных подразделений, электронного тестирования и общения (обсуждение). Внедрение дистанционных технологий обучения позволяет студентам работать с учебными материалами в любом месте и в любое время. Преподаватели могут контролировать и консуль- тировать студентов по различным вопросам, которые возникают в процессе об- работки учебного материала, в синхронном или асинхронном режиме.Для эффективного использования дистанционных технологий в учебном про- цессе вуза нужен системный подход, направленный на решение задач с техниче- ским, программным, учебно-методическим, кадровым, нормативно-правовым обеспечением, управлением процессом дистанционного обучения и развитием дистанционных технологий.Для обеспечения студентов дневной формы обучения электронными учебны- ми материалами, организации и управления самостоятельной работой студентов, автоматизированного тестирования используется модель интеграции дневной формы обучения по информационно-коммуникационным и дистанционным технологиям обучения.Е-learning платформы или платформы поддержки электронного обучения (дис- танционного обучения) имеют успешную многолетнюю практику использования. Такие платформы используются для управления содержанием обучения (Content Management System) и управления процессом обучения (Learning Management System). MOODLE (Modular Object Oriented Distance Learning Environment) - на- звание системы программных продуктов CLMS (Content Learning ManagementSystem), дистрибутив которой распространяется бесплатно по принципу лицен- зии Open Source. С помощью этой системы студент может дистанционно, через Интернет ознакомиться с учебным материалом, который подается в виде разно- типных информационных ресурсов (текст, видео, анимация, презентация, элек- тронное пособие), выполнить задания и отправить результаты их выполнения на проверку тьютору (преподавателю), пройти электронное тестирование в режиме самоконтроля и контроля. Примером использования такой системы можно счи- тать НОУ «ИНТУИТ». Преподаватель имеет возможность самостоятельно соз- давать дистанционные электронные курсы и проводить обучение на расстоянии, отправлять сообщения студентам, распределять, собирать и проверять задачи, вести электронный журнал учета оценок и посещаемости, настраивать различные ресурсы учебного курса и т.п. Доступ к ресурсам портала - персонифицирован- ный. Электронные учебные курсы, размещенные на портале, используются сту- дентами стационара для организации самостоятельной работы, выполнения кон- трольных работ, тестирования параллельно с посещением аудиторных занятий. Организация и поддержка работы такого портала позволяет активизировать ис- пользование имеющихся и создавать новые, образовательные и научные ресурсы. Также есть возможность расширять доступ к этим ресурсам для студентов и пре- подавателей, создать организационную и технологическую базу для внедрения дистанционных технологий в учебный процесс, улучшить процесс взаимодействия между подразделениями университета (в том числе структурными подразделени- ями), создать единую платформу для предоставления образовательных услуг.Электронные учебные курсы, которые разрабатываются на платформе дис- танционного обучения MOODLE, состоят из электронных ресурсов двух типов:ресурсы, предназначенные для представления студентам содержания учеб- ного материала, например, электронные конспекты лекций, мультимедийные презентации лекций, методические рекомендации и т.д.;ресурсы, обеспечивающие закрепление изученного материала, формиро- вание умений и навыков, самооценки и оценки учебных достижений студентов, например, задачи, тестирование, анкетирование, форум и т.д.Все электронные учебные курсы, размещенные на учебном портале, должны иметь унифицированную структуру и соответствовать определенным критериям, позволяющим обеспечить их качество.Составные части электронного учебного курса должны содержать следующие учебно-методические материалы.Общая информация о курсеРабочая программа. В рабочей программе указывается цель и задачи изучения курса, его содержание, в котором отображаются названия тем каждого модуля с аннотациями, количество часов на изучение каждого модуля.Календарный план. Отражает понедельный план проведения лекционных и практических (семинарских, лабораторных) занятий, а также выполнение сту- дентами заданий для самостоятельной работы.Критерии оценки. Содержится информация о системе оценивания учебных достижений студентов по дисциплине, как текущих, так и итоговых. С каждогомодуля указывается распределение баллов за выполнение заданий и шкала оце- нивания.Печатные и интернет-источники. В этом ресурсе предлагаются основные, до- полнительные печатные источники по учебной дисциплине и интернет-ресурсы.Глоссарий. Содержит основные термины учебного курса и их определения.Объявления. Объявления используются для анонсирования событий, сообще- ний об изменениях в учебном курсе и т.п.Содержание модуля включает следующие материалы.Теоретический учебный материал. Содержит обязательные учебные ресурсы:структурированные электронные материалы, содержание которых отража- ет логику обучения по курсу, и предоставляет студенту теоретические сведения из модуля в полном объеме;мультимедийные презентации лекций;дополнительные электронные учебные материалы: электронные конспек- ты лекций, флэш-ролики; аудио- и видеоматериалы; справочные и нормативные документы (формы, шаблоны, стандарты, нормативные акты, законы и т.д.).Практические (семинарские, лабораторные) работы. В материалах курса обя- зательно должен быть перечень лабораторных (практических, семинарских) работ в виде отдельных ресурсов. К каждой работе нужно сформулировать цели и за- дачи, которые обеспечивают формирование умений и навыков, необходимых для усвоения темы, предоставить методические рекомендации по их выполнению, форму представления результатов проделанной работы, критерии оценивания каждой работы, список индивидуальных заданий, задач для выполнения в парах и группами. Лабораторные работы, для выполнения которых необходимо специ- альное оборудование и реальные объекты, выполняются в аудиторных условиях, что отмечается при формулировании задачи. Учебно-методические материалы для практических (семинарских, лабораторных) работ нужно оформлять в виде веб-страницы (страниц), ссылок на файлы различных форматов и задач. Резуль- тат выполнения лабораторной (практической) работы студенты могут присылать преподавателю в электронной форме к учебному порталу, подавать в бумажном виде или сообщать устно. После проверки и оценки выполненных заданий пре- подаватель выставляет баллы в электронный журнал.Задания для самостоятельной работы. Значительная часть учебных часов на изучение каждого предмета отводится на самостоятельную проработку. В мате- риалах электронного учебного курса необходимо поместить дополнительный теоретический материал, задания для самостоятельного выполнения и методи- ческий материал, который обеспечит его качественное выполнение студентами. Задача формулируется в такой форме: текст задачи, форма представления резуль- татов выполнения, критерии оценки, срок выполнения, список дополнительных печатных и Интернет-источников. Результаты выполнения задания можно от- правлять преподавателю в электронной форме к учебному порталу, подавать в бумажном виде или устно. После проверки и оценки выполненных заданий, пре- подаватель имеет выставить баллы в электронный журнал.Модульный контроль. Для оценки знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении каждого модуля курса, используются индивидуальные задания,тесты и опросы с помощью контрольных вопросов. Платформа MOODLE по- зволяет создавать тестовые задания 10 различных типов. Каждый модуль должен содержать тест для самоконтроля, контрольные вопросы и контрольный тест. Результаты оценивания учебных достижений каждого студента автоматически заносятся в электронный журнал после тестирования.Итоговая аттестация. Включает материалы для подготовки студентов к сда- че зачетов и экзаменов (например, контрольные вопросы, типовые задачи) и ито- говый тест.Для обеспечения учебного процесса в вузе используется модель интеграции сетевого, очного обучения и видеоконференций. Организация обучения по такой модели включает следующие этапы.До начала учебного семестра формируется список дисциплин, выкладывать- ся с использованием дистанционных технологий.Лектор создает дистанционный электронный учебный курс в системе элек- тронных учебных курсов на платформе MOODLE; проводит лекционные занятия в форме видеоконференций в режиме реального времени; готовит методические рекомендации по изучению курса; размещает видеолекции (презентации) в ма- териалах дистанционного электронного учебного курса; организует и контроли- рует самостоятельную работу студентов.Асистент регистрируется в системе электронных учебных курсов как пре- подаватель; сопровождает ведение соответствующего курса; проводит лаборатор- ные работы, семинарские и практические занятия.Лектор и ассистент поддерживают постоянную электронную связь с целью согласования методических и организационных вопросов; вырабатывают крите- рии оценки выполнения задач и осуществляют их проверку; проводят итоговую аттестацию студентов путем тестирования дистанционно с использованием те- стовой системы электронных учебных курсов в соответствии с действующими нормативными документами.Модель интеграции заочной и дистанционной формы обучения с помощью информационно-коммуникационных и дистанционных технологий использует- ся для предоставления образовательных услуг студентам дистанционной и заоч- ной формы обучения. Электронный учебный курс на базе платформы ДО ис- пользуется для предоставления учебно-методических материалов и для проверки выполненных заданий, предоставление оперативных консультаций, объявлений и т. Результаты внедрения ИКТ и ДТ в учебный процесс позволяют сделать сле- дующие выводы.Выпускники, обучавшиеся с использованием дистанционных технологий, обычно выше оценивают престиж полученной профессии, характеризуются уве- ренностью в собственных силах, легкой адаптацией в коллективе, умением само- стоятельно учиться.Сейчас дистанционные технологии обучения уже заняли одно из ведущих мест в высшем профессиональном образовании. Внедрение информационных и дис- танционных технологий в образовательные процессы, несмотря на недостаточнуюнормативную базу, вызвано информатизацией общества. Такие технологии на- ходят свое место в обучении студентов всех форм организации учебного процесса.Перед началом использования дистанционных электронных учебных курсов с использованием дистанционных технологий нужно провести глубокий анализ целей обучения, дидактических возможностей новых технологий передачи учеб- ной информации, требований к технологиям дистанционного обучения с точки зрения обучения конкретным дисциплинам, готовности преподавателей к ис- пользованию таких технологий, технического, нормативно-правового, учебно- методического обеспечения.

×

Об авторах

Александр Анатольевич Белоглазов

Институт менеджмента, экономики и инноваций

Автор, ответственный за переписку.
Email: a-a-be@yandex.ru

кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой прикладной информатики

ул. Б. Дмитровка, д. 9, стр. 7, Москва, Россия, 125009

Лилия Борисовна Белоглазова

Российский университет дружбы народов

Email: a-a-be@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка

ул. Миклухо-Маклая, 10/3, Москва, Россия, 117198

Список литературы

  1. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения: учеб. пособие. М.: Академия, 2004. 416 с.
  2. Скринник А.И. Интернет-технологии в жизни студентов // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2014. № 2. URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/internet-tehnologii-v-zhizni-studentov
  3. Черноталова К.Л., Гончаренко Е.Е. Дистанционное обучение в самостоятельной работе студентов очной формы обучения технических вузов // Концепт. 2013. № 11 (27). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-v-samostoyatelnoy-rabote-studentov-ochnoy-formy-obucheniya-tehnicheskih-vuzov

© Белоглазов А.А., Белоглазова Л.Б., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах