ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ТЕОРИИ ПСИХОЛОГО- ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ БАРЬЕРОВ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В современном мире человеческий капитал имеет гораздо большее значение, чем природные ресурсы и накопленное богатство, представляет наиболее ценный ресурс общества. Способности человека, его знания, умения, навыки в условиях рыночной экономики рассматриваются как актив, приносящий регулярный доход. В статье исследуется решающая роль образования в накоплении определенного уровня знаний, формировании человеческого капитала. Для уменьшения рисков снижения качества человеческого капитала вуза была разработана методика обучения студентов, направленная на разработку и реализацию системного подхода в изучении логических основ курса высшего профессионального образования.

Полный текст

Основой современного социально-экономического развития общества явля- ется триединство человеческого капитала, образования, рынка. На рынке труда всегда существует спрос на высококвалифицированные кадры.На рынке труда существуют проблемы трудоустройства выпускников вузов, которые во многом обусловлены отсутствием связи между рынком образования и рынком профессий. В связи с этим, рассматривая человеческий капитал сквозь призму образования, необходимо определить, что существующая система выс- шего профессионального образования должна быть ориентирована на рынок.Многопрофильные университеты классического типа прилагают немало уси- лий к развитию своего человеческого капитала, как части интеллектуального ка- питала (1) через исследования, обучение, научные разработки организации, т.е. все то, что обеспечивает их конкурентные преимущества на рынке образования [1].К человеческому капиталу сотрудника (учащегося) вуза следует отнести зна- ния, умения и навыки, опыт, высокую квалификацию, творческий и интеллек- туальный потенциал и др., используемые для получения дохода организации или индивидуума. Коллективная работа организации (вуза, кафедры, подразделения и т.п.) многократно увеличивает человеческий капитал индивидуума. Правильная организация и управление интеллектуальным капиталом данной организации* Статья подготовлена при финансовой поддержке ГРНФ (15-06-10860-а).способствует максимальному извлечению возможной выгоды из работы каждого сотрудника (учащегося) [2].Один из наиболее известных способов использования человеческого капита- ла вуза - исследования, научные разработки для повышения инновационной активности, методы эффективного обучения.Современное экономическое образование требует от учащихся знаний по це- лому ряду экономико-математических дисциплин. Однако абстрактность полу- чаемых знаний на первых этапах обучения студентов и отсутствие связи изучаемых дисциплин с будущей профессиональной деятельностью часто приводит к ряду затруднений в процессе их познавательной деятельности.В процессе обучения на экономическом факультете вуза студентам в том или ином объеме приходится изучать теорию вероятностей и математическую стати- стику, финансовую математику, математические методы и модели, методы опти- мальных решений, эконометрику и другие дисциплины как необходимый кор- реляционно-регрессионный инструмент в изучении количественных закономер- ностей, анализа, планирования, прогнозирования экономических процессов современной экономической науки.Изучая дисциплины «Математические методы и модели» и «Методы опти- мальных решений» и др., работая над курсовыми и дипломными работами, на- учными статьями, часто приходится строить математические модели различных экономических процессов (модели равновесия и экономического роста, опти- мизационные модели: задачи распределения финансов и ресурсов, транспортные задачи, максимизация прибыли фирмы, оптимальное проектирование и др.), производить их анализ и поиск решений. При этом модель выступает как своео- бразный инструмент познания, с помощью которого исследователь изучает эко- номические закономерности и процессы [3].Использование различных форм абстракций, аналогий, гипотез и др. в про- цессе построения экономико-математических моделей, практическая проверка получаемых с помощью этих моделей результатов и их применение для постро- ения обобщающей теории особенно часто вызывают затруднения студентов в процессе обучения. Чтобы в будущем избегать подобных и других трудностей в изучении (понимании) материала дисциплин экономико-математического цик- ла, необходимо комплексно изучать данную проблему и по результатам предло- жить методы ее решения.Для исследования типичных затруднений студентов вузов при изучении ими дисциплин экономико-математического цикла представим последовательность одного из циклов экономико-математического моделирования: 1) постановка задачи и ее анализ; 2) разработка алгоритмов для численного решения постав- ленной задачи; 3) построение экономико-математической модели; 4) анализ мо- дели; 5) численное решение задачи с использованием современных компьютер- ных технологий; 6) перенос знаний с модели на оригинал; 7) практическая про- верка полученных с помощью модели знаний и их использование для построения обобщающей теории.Каждый из этих этапов порождает определенные ошибки со стороны как рос- сийских, так и иностранных студентов.К типичным затруднениям студентов в процессе решения ими экономических задач и построения экономико-математических моделей можно отнести следу- ющие:незначительные знания об объекте;постановка экономической проблемы, ее анализ;перевод экономической задачи на математический язык и ее решение;ошибки в построении модели;использование компьютерных технологий для комплексного решения и анализа задач принятия оптимальных (рациональных) решений в условиях не- определенности и риска в среде MS Excel;владение компьютерными технологиями имитационного эксперимента и статистического анализа для принятия оптимальных (рациональных) решений, включающего процедуры статистического вывода, контроля качества, методы оптимизации в MS Excel;недостаточное количество массовых наблюдений при построении модели;отсутствие корректировки исходной информации с учетом ее запаздывания;отсутствие проверки адекватности данных, истинности получаемых резуль- татов;расхождение получаемых модельных данных с действительностью и др.Однако самая большая проблема заключается в том, что студентам, особенно иностранным (страны Африки, Ближнего и Среднего Востока, страны СНГ Цен- тральной Азии и Кавказа) сложно уяснить логику изучаемого предмета в целом, систему внутренних связей между его элементами. Как показывает практика, наличие множества математических формул часто пугает и российских, и ино- странных студентов и воспринимается ими как не связанные друг с другом фак- ты и предложения.Для того чтобы снизить риски в усвоении студентами дисциплин экономико- математического цикла, была разработана методика обучения, направленная на разработку и реализацию системного подхода для глубокого и осознанного усво- ения студентами логических основ курса в среде высшего профессионального образования.Для этого процесс учебной деятельности был разделен на следующие этапы [4].Этап приобретения знаний. Используются авторские электронные учебные материалы, размещенные на порталах университета и экономического факуль- тета; компьютерные обучающие программы по дисциплинам экономико-мате- матического цикла; электронные учебники, подготовленные на основе мульти- медийных гипертекстовых технологий; раздаточный материал (учебно-методи- ческие пособия, учебная литература, адаптированная для иностранных слушателей и др.); проводятся практические занятия по предметам экономико- математического цикла с использованием возможностей персональных компью- теров и встроенных прикладных программ.Этап обобщения и систематизации знаний направлен на обучение россий- ских и иностранных студентов в содружестве с преподавателем (практическиезанятия, консультации по научной деятельности учащегося и др.) На этом этапе ставятся следующие цели:формирование у студентов навыков решения исследовательских, профес- сионально ориентированных учебных задач;развитие научно-математического мышления и умений применять необхо- димых знаний для исследований экономических процессов и дальнейшего усво- ения прикладных задач теории управления, теории массового обслуживания и др.формирование навыков обработки данных для исследований экономиче- ских проблем в условиях симметрии и асимметрии информации;овладение навыками использования новых информационных технологий и прикладных программы для обработки данных и решения экономических задач;развитие умений использовать оптимизационные модели и пакеты при- кладных программ для принятия экономически целесообразных решений в раз- решении различных экономических ситуаций и др.Этап комплексного применения знаний, умений, навыков направлен на развитие у студентов умений анализировать данные, сравнивать, обобщать на- учную информацию, делать выводы; использовать общесетевое дисковое про- странство «Student», компьютерные программы (Windows, MSOffice и др.) и па- кеты прикладных программ (E-Views, MS Project, SAP, Галактика, LexisNexis, Справочные правовые системы Гарант, КонсультантПлюс и др.), научную элек- тронную библиотеку университета (e-library); использовать возможности Internet (E-mail, UseNet, ICQ, IRC и др.); принимать участие в российских и междуна- родных конференциях, форумах, семинарах, в открытых научных конкурсах по проблемам в различных областях науки и др.Этап закрепления и проверки остаточных знаний. Используются тестиру- ющие программы (Mentor, TCExam, Тесты L-Tests портала Economist, ФЕПО и др.); проводятся контрольные, самостоятельные, лабораторные, курсовые, ди- пломные и др. виды работ; учащиеся ведут научную деятельность и др.В процессе изучения дисциплин экономико-математического цикла учащие- ся приобретают теоретические знания и практические навыки моделирования в процессе принятия оптимальных (детерминированные ситуации) и рациональных (ситуации неопределенности и риска) решений в сфере потребительского пове- дения и спроса, выбора управленческих решений в бизнесе, разработки опти- мальных производственных программ и рыночного регулирования на уровне предприятия, отрасли и т.п.В результате студенты [5] овладевают культурой мышления, приобретают спо- собность к восприятию, обобщению, анализу получаемой информации; исполь- зуют возможности технических средств, информационных технологий, совре- менное программное обеспечение для идентификации вида используемой ин- формации и выбора способов обработки экономических данных, анализа результатов расчетов и обоснования полученных выводов для решения аналити- ческих и исследовательских задач; собирают необходимые данные для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих дея- тельность хозяйствующих субъектов; на основе описания экономических про-цессов строят теоретические и эконометрические модели, анализируют и интер- претируют полученные результаты, выявляют тенденции изменения социально- экономических показателей; используя отечественные и зарубежные источники информации, анализируют процессы, происходящие в обществе, приобретают умения готовить информационные обзоры; строят прогнозы социально значимых процессов в обществе и на основании полученных данных производят аналити- ческие отчеты и др.Таким образом, информационно-педагогическая среда университета создает все условия для повышения уровня человеческого капитала учащихся вуза в об- ласти экономики и управления экономическими процессами, способствует фор- мированию научного мышления будущего специалиста в сфере экономического планирования, прогнозирования и принятия оптимальных или рациональных управленческих решений в условиях детерминированных ситуаций и ситуаций риска и неопределенности, развивает умения применять полученные знания к разнообразным задачам бизнеса экономического, финансового, информацион- ного и маркетингового характера. Ведь только триединство экономики, образо- вания и накопленных обществом знаний будет способствовать развитию челове- ческого капитала как основному источнику роста экономики.ПРИМЕЧАНИЕВ теории организации интеллектуальный капитал можно разделить на человеческий, ор- ганизационный, потребительский капиталы [1].
×

Об авторах

Н М Баранова

Российский университет дружбы народов

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Список литературы

  1. Духнич Ю. Интеллектуальный капитал: составляющие, управление, оценка, 2014. URL: http://www.cfin.ru/management/strategy/competit/Intellectual_Capital.shtml (Дата обращения 18.01.2016).
  2. Баранова Н.М., Хрусталев Е.Ю. Информационно-знаниевая среда вузов в формировании профессиональных компетенций будущего специалиста для современного предприятия // Материалы ХVI Всероссийского симпозиума «Стратегическое планирование и развитие предприятий». М.: ЦЭМИ РАН, 2015. С. 23-25.
  3. Багриновский К.А., Матюшок В.М. Экономико-математические методы и модели (микроэкономика). М.: РУДН, 2009. 283 с.
  4. Хрусталев Е.Ю., Баранова Н.М. Семантико-ориентированная методология обучения студентов в информационно-коммуникативной среде университета // Национальные интересы приоритеты и безопасность. М.: ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2011. С. 11-19.
  5. Хрусталев Е.Ю., Баранова Н.М. Интеллектуальные семантические модели для повышения качества образовательных и научно-исследовательских процессов // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 35(338). С. 2-11.

© Баранова Н.М., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах