ОБЛАЧНЫЙ ИНТЕРАКТИВНЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО КУРСУ «ИНФОРМАТИКА» В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТА

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассмотрены основные материалы учебно-методического комплекса современного формата (облачного и интерактивного), используемого в учебном процессе по курсу «Информатика» и существенно расширяющего долю самостоятельной работы студента по курсу за счет увеличения по объему и тщательной проработки заданий на практикум (лабораторные работы, учебные проекты, рефераты). Этот практикум ориентирован на освоение студентами методов работы с персональными мобильными и офисными компьютерами, с офисными программами, с интернет-технологиями, а также на получение студентами компетенций решения актуальных прикладных задач. Эффективность самостоятельной работы студента дополнительно обеспечивается разработанными авторами статьи учебно-методическими пособиями (конспекты лекций и сборники тестовых заданий), заданиями, шаблонами и примерами выполнения всех заданий.

Полный текст

Уровень информационной культуры современного студента, его умение ис- пользовать информационные технологии на всех этапах обучения, его готовность учиться всю дальнейшую жизнь во многом определяется качеством учебного про- цесса по курсу «Информатика», которое напрямую зависит от уровня информа- ционной компетентности преподавателя и от учебно-методического обеспечения курса [1; 6].Ключевую роль в учебно-методических ресурсах вуза играют учебно-методи- ческие комплексы (УМК). Они представляют собой комплект документов и ма- териалов, определяющих уровень обеспеченности дисциплины учебной, мето- дической, справочно-библиографической и иной литературой, контрольно-из- мерительными материалами и другими информационными ресурсами, обеспечивающий эффективную работу преподавателя и студента в соответствии с требованиями ГОС ВПО и ОС РУДН. Под интерактивностью УМК понимает- ся возможность диалога студента с виртуальной средой обучения. Электронный текст УМК, насыщенный гиперссылками, становится основой для управления всем необходимым для конкретной дисциплины, учебным материалом. Он по- зволяет вызывать на странице электронного текста любые аудио и видео объекты, веб-сайты и документы. Такая интеграции электронных гипертекстов УМК с ви- зуальными интерактивными возможностями информационных технологий по- вышает педагогическую ценность учебных материалов в самостоятельной работе студента, делая их более наглядными и интересными в изучении. Важным ста-новится и способ доставки студенту учебных материалов через Интернет - с об- лака УМК, располагаемых, например, в среде телекоммуникационной учебно- информационной системы (ТУИС) (http://esystem.pfur.ru/). Это позволит препо- давателю дополнительно привлечь в учебный процесс электронные образовательные ресурсы и сервисы, страницы веб-сайтов, презентации, табли- цы, видеоролики, аудиозаписи и т.д.Отметим, что типовой УМК по курсу «Информатика» в первой версии раз- рабатывался для традиционного учебного портала университета, а во второй вер- сии разработка выполнена в ТУИС на платформе MOODLE [9; 10]. Она предна- значена для разработки и размещения учебных и методических материалов в Интернете и организации учебного процесса c использованием большинства со- временных образовательных технологий, включая интерактивное обучение, дис- танционное обучение и разнообразную самостоятельную работу студента. Сама ТУИС имеет все отличительные признаки облачного сервиса: 1) предоставление ИТ-ресурсов по запросу пользователя; 2) повсеместный и стандартный доступ к ИТ-ресурсам через Интернет; 3) масштабируемость; 4) биллинг (затраты соот- носятся с потребленными ресурсами). Размещение УМК в облаке (в ТУИС) со всеми учебными материалами делает их доступными и преподавателю (для их модернизации) и студенту (для самостоятельной работы с ними). Одновременно в УМК должна развиваться для использования студентом система сервисов, свя- занных с просмотром электронного журнала учебной группы, выходом в элек- тронные библиотеки, на образовательные порталы и в интернет-университеты массовых онлайн курсов. Такая информационная образовательная среда позволит студенту получать компетенции, предусмотренные в ФГОС, необходимые в про- фессиональной деятельности специалиста с высоким уровнем информационной активности.Актуальность создания УМК современного формата обусловлена следующими целями: 1) повышение качества преподавания курса «Информатика» бакалаврам на филологическом факультете и факультете гуманитарных и социальных наук РУДН; 2) стимулирование научно-методической работы преподавателей, разра- батывающих УМК нового формата, ориентированных на самостоятельное осво- ение студентами существенного по объему материала курса «Информатика»;3) информатизацией практической работы преподавателя вуза в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и ОС РУДН последнего поколения по современной организации учебного процесса в условиях широкого внедрения кредитно-мо- дульной системы обучения и балльно-рейтинговой системы оценки качества ос- воения студентами основных образовательных программ [2-4].Рассмотрим состав и методику применения конкретного УМК по курсу «Ин- форматика» в кредитной системе оценки знаний студентов университета. Мате- риалы этого УМК необходимы студенту для успешного освоения им базовых зна- ний современного компьютерно-грамотного человека. Большая часть этих ма- териалов в электронном виде представлена для студентов в Интернет на учебном портале РУДН (http://web-local.rudn.ru/) и на портале ТУИС. УМК должен пред- усматривать обоснованное снижение аудиторной работы преподавателя при од- новременном увеличении объема самостоятельной работы студентов.В настоящее время структурно УМК может состоять из четырех разделов. Пер- вый раздел содержит основные учебно-методические материалы дисциплины: программа учебного курса в соответствии с ФГОС и ОС РУДН; перечень основ- ной и дополнительной учебной литературы; учебное пособие; конспект электрон- ных лекций (презентаций), описание лабораторных работ; перечень информа- ционных технологий, используемых при осуществлении образовательного про- цесса по учебному курсу; описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине. Во втором раз- деле представлены материалы для самостоятельной работы студента: перечень домашних заданий; требования к написанию и перечень тем рефератов, учебных проектов; перечень информационных источников по изучению разделов курса; методические рекомендации для студента с указанием компетенций, получаемых в процессе самостоятельной работы; глоссарий основных терминов и понятий; сборник задач и упражнений; вопросы для самопроверки; задания для самосто- ятельной работы по темам. Третий раздел обычно содержит тестовые материалы для контроля знаний и компетенций студента: описание балльно-рейтинговой системы оценки учебных достижений студентов; требования к содержанию и формам контроля на всех этапах учебного процесса (текущего, промежуточного и итогового); банк тестовых заданий по всем темам; описание показателей, кри- териев и шкалы оценивания компетенций. Четвертый раздел содержит электрон- ные образовательные ресурсы и веб-сервисы, которые сформированы как бес- платные в рамках национальных программ информатизации образования: от- дельные локально расположенные учебные материалы или ссылки на электронные образовательные ресурсы и образовательные порталы, на веб- ресурсы, на электронный журнал, дистанционные курсы, веб-сайты студенческих олимпиад и т.д.Авторами представлен типовой вариант УМК, обеспечивающий формирование профессиональных компетенций по информатике и информационным техноло- гиям, зафиксированным в ФГОС ВПО и ОС РУДН последнего поколения. Дис- циплина «Лингвистика» и ее параметры (количество кредитов, объем самостоя- тельной работы и т.д.) используется в тексте данного УМК в качестве примера [6; 7]. Главными компонентами УМК являются: 1) аннотация учебной дисциплины;2) компетенции обучающегося по результатам изучения дисциплины; 3) условия и критерии выставления оценок; 4) учебная программа; 5) лабораторный прак- тикум; 6) учебные проекты; 7) тематика рефератов и требования к их оформлению;компьютерный тест «Информационные технологии» (входной контроль);компьютерный тест «Информатика, персональный компьютер и электронный офис» (1-я рубежная аттестация); 10) компьютерный тест «Интернет-технологии» (2-я рубежная аттестация); 11) компьютерный тест «Информатика для лингвиста» (итоговый тест по дисциплине); 12) глоссарий «Информационные технологии»;страница дисциплины и средства методической поддержки преподавания в Интернете (на учебном портале и в ТУИС); 14) литература.Аннотация учебной дисциплины содержит цели, задачи и краткое содержание дисциплины. Целями освоения дисциплины является: изучение студентом на- учных основ информатики, ознакомление с современными информационнымитехнологиями, приобретение навыков применять полученные знания для реше- ния прикладных задач в информационном обществе (формирование информа- ционной культуры студента). Основными задачами освоения дисциплины явля- ются: 1) упорядочение знаний студента о сущности и значении информации в развитии общества, об информационных технологиях, о современных персональ- ных компьютерах, их классификации и архитектуре построения, принципах ра- боты, их общесистемном и прикладном программном обеспечении; 2) развитие у студента практических навыков по работе на персональном компьютере, ис- пользованию технологии подготовки электронных документов, выполнению рас- четов и построению графиков в электронных таблицах, обработке информации в базах данных, презентации информации, методам поиска и машинного пере- вода информации в Интернете, обеспечению информационной безопасности, использованию методов и средств компьютерной, корпусной и количественной лингвистики при решении прикладных задач.Краткое содержание дисциплиныРаздел 1. Основы информатики и персональный компьютер. Цель, задачи, место и содержание дисциплины «Информатика». Основные концепции информаци- онного общества. Понятие информации. Методы обработки информации. Клас- сификация и структура ИВС и АРМ. Архитектура и ТО ПК. Методика выбора офисного и мобильного компьютера. Влияние компьютера на здоровье пользо- вателя. Программное обеспечение ПК. Операционные системы. Пакеты при- кладных программ. Архиваторы. Антивирусные пакеты. ЛВС ПК. Способы под- ключения компьютера к Интернет. Раздел 2. Электронный офис. Состав офисных пакетов. Электронный офис и облачные технологии работы с текстом, электрон- ными таблицами и презентациями. Текстовый редактор Word (ввод, редактиро- вание и форматирование текстов, работа с таблицами и списками, гиперссылки и навигация, средства автоматизации). Программа Excel (электронная таблица, формулы и функции, работа с диаграммами, условное форматирование). СУБД Access (работа с базами данных, формы и запросы). Пакет PowerPoint (назначение, основные режимы работы). Раздел 3. Интернет-технологии. Интернет-архитек- тура и современные облачные технологии и сервисы. Социальные сети и про- блемы Интернет. Технологии и инструменты разработки веб-сайтов. Электронная почта и передача файлов в Интернет. Поисковые системы в Интернет (язык за- просов поисковых систем). Информационная безопасность (компьютерные ви- русы и методы защиты от них, хакеры и инсайдеры, системы и политика инфор- мационной безопасности). Раздел 4. Компьютерные технологии в лингвистике. Компьютерная лингвистика. Компьютерная лексикография. Компьютерная тек- стология. Корпусная лингвистика. Национальный корпус русского языка. Ма- шинный перевод информации. Мобильный онлайн перевод. Перевод веб-сайтов.У студента филологического факультета и факультета гуманитарных и соци- альных наук (включая направление «Лингвистика») должны быть сформированы следующие типовые компетенции:общекультурные: 1) осознание сущности и значения информации в раз- витии современного информационного общества, 2) понимание социальнойзначимости Интернета, его влияния на науку, образование и культуру, 3) владение компьютерной грамотностью и информационной культурой;инструментальные: 1) умение работать на мобильных и офисных персо- нальных компьютерах в локальных и глобальных компьютерных сетях, 2) владе- ние навыками работы с офисными программами, обеспечивающими подготовку документов, работу с электронными таблицами, управление базами данных и подготовку презентаций, 3) владение основными технологиями Интернета, зна- ние его информационных ресурсов, умение найти нужную информацию и сделать ее машинный перевод;общие профессиональные: 1) умение применять информационные техно- логии для решения прикладных задач и приобретения новых знаний, 2) свобод- ная ориентация в Интернете и использование его возможностей для решения прикладных задач, 3) умение обеспечить информационную безопасность на сво- ем персональном компьютере.Организационно-методическое построение курсаВ курсе рассматриваются следующие четыре группы вопросов: 1) информати- ка, техническое и программное обеспечение офисных и мобильных персональных компьютеров; 2) электронный офис; 3) интернет-технологии; 4) компьютерные технологии в лингвистике.Лекции в современном УМК должны стать электронными, т.е. содержать на- бор учебных материалов в электронном виде, включающий текст лекций, кон- трольные вопросы, демонстрационный материал, дополнительные сведения по теме лекций, оформленные в виде презентаций, гипертекста и файлов на ком- пьютере. При составлении текста электронной лекции необходимо соблюдать те же основные требования, что и при работе над «бумажными» лекциями: четкий план лекций; логически правильное построение лекционного материала; доступ- ность текста лекции для понимания студентами; графическое выделение основ- ных положений лекции, определений и т.д. Электронные лекции имеют свои особенности, отличающие их от «бумажных»: широкое использование презента- ций и мультимедийных технологий в компьютерных классах с проекционной техникой; модульная система построения материала; развитая гипертекстовая структура и удобная навигация (гиперссылки) по презентации; четкое структу- рированное содержание с выделением ключевых фраз, определений, наиболее важного материала лекции; соблюдение общепринятых правил оформления слай- дов и т.д. Актуальной стала задача для преподавателя разработать типовые вари- анты электронных лекций, которые будут более эффективными для работы сту- дента в аудитории и для его самостоятельной работы.В учебно-методическом пособии [7] авторами представлен вариант разрабо- танных электронных лекций на примере контента и слайдов презентаций курса«Информатика для филолога». Все электронные лекции построены по единому плану и помимо теоретического материала содержат термины и определения, а также типовые тестовые задания. Дополнительно представлена консультация для студента по теме «Практикум и самостоятельная работа». Она содержит рекомен- дации, исключающие нарушение студентом авторских прав (в практикуме подплагиатом понимается публикация (предании гласности) под своим именем чу- жой информации со страниц веб-сайтов без указания адреса (гиперссылки) ис- точника заимствования, а под компьютерным пиратством - использование фай- лов аудио или видео, охраняемых авторским правом, без разрешения их авторов или правообладателей). Освоение студентом практикума является необходимым условием его готовности решать научные и практические задачи при дальнейшем обучении, используя персональный компьютер как мощный инструмент.Самостоятельная работа студента по темам курса завершается представле- нием материалов лабораторного практикума, двух учебных проектов и реферата.Лабораторный практикум под названием «АРМ и веб-сайт специалиста в сфе- ре “Лингвистика”», включает в себя практические задания по 16 лабораторным работам. Они выполняются лично каждым студентом непосредственно на офис- ных персональных или мобильных компьютерах с доступом в Интернет (в рамках самостоятельной работы дома, в общежитии, в компьютерных классах). Отчеты по лабораторным работам оформляются в виде гипертекста (локальный сайт). Срок сдачи отдельных лабораторных работ - еженедельно в компьютерном клас- се. Завершение на 16-й неделе семестра.Учебный проект № 1 под названием «Разработка мобильного АРМ» (1) ориен- тирован на решение следующих задач: 1) разработать мобильное автоматизиро- ванное рабочее место для решения конкретных прикладных задач в сфере «Ком- пьютерная лингвистика», для этого нужно выбрать планшет или ноутбук, смарт- фон и прикладное программное обеспечение, оформить результат выбора в виде презентации; 2) разработать личное резюме и оформить его «по стандартам» в Word; 3) разработать бизнес-план (оформить его в виде презентации по выдан- ному шаблону); 4) представить презентацию выбранного Вами учебного курса в ИНТУИТ (или на Coursera); 5) разработать в виде презентации расписание на год посещений конференций и выставок в сфере «Компьютерная лингвистика». От- чет оформляется по выданному шаблону в виде простейшего локального сайта с набором всех необходимых веб-страниц, содержащих комплект информационных материалов.Учебный проект № 2 под названием «Разработка локального сайта» ориенти- рован на разработку: 1) дизайна (шрифт, цвет, главы-разделы) для шаблона сай- та; 2) сервисов на локальном сайте (бегущая строка, информеры, гиперссылки, закладки и т.д.); 3) бизнес-плана разработки сайта на бесплатном хостинге (Google, Wix, Wordpress, Drupal); 4) технологии проектирования веб-сайта (с анкетой-опро- сом); 5) реального проекта «Сайт в Интернете» (сайт на Google, или Wix, или в социальных сетях…). Отчет оформляется по выданному шаблону в виде простей- шего локального сайта с набором всех необходимых веб-страниц, содержащих комплект информационных материалов.Оценка учебных достижений студентов. Две рубежные аттестации проводятся на 9-й и 18-й неделе семестра по темам пройденного материала. Аттестационное испытание по курсу (компьютерный тест по теории всего курса) проводится на 19-й неделе семестра и оценивается от 0 до 25 баллов (за правильное решение от 0 до 100% заданий теста). Тест по курсу «Информатика» имеет следующую струк- туру: 1) информатика и персональный компьютер (задания 1-25); 2) офисныетехнологии (задания 26-50); 3) интернет-технологии, облачные технологии и информационная безопасность (задания 51-75); 4) прикладные задачи компью- терной лингвистики (76-100).Баллы и оценки. Баллы, набранные студентом по конкретному курсу, указаны ниже по 100-балльной шкале. Посещаемость занятий оценивается в 15 баллов (по 1 баллу за посещение каждого занятия с 1-й по 15-ю недели семестра). Для дистанционного режима предусмотрены дополнительные задания по темам про- пущенных занятий. Практикум (лабораторные работы оцениваются по 1 баллу за каждую работу, всего 16 баллов. Реферат проверяется в системе «Антиплагиат» и оценивается от 0 до 4 баллов. Учебный проект 1 после защиты оценивается от 0 до 10 баллов. Учебный проект 2 после защиты оценивается от 0 до 10 баллов). Крайний срок сдачи практикума - 16-я неделя семестра. Первая рубежная атте- стация проводится на 9-й неделе семестра и оценивается от 0 до 10 баллов. Вторая рубежная аттестация проводится на 18-й неделе семестра и оценивается от 0 до 10 баллов. Аттестационное испытание по курсу проводятся на 19-й неделе семе- стра и оценивается от 0 до 25 баллов. На каждой из этих аттестаций баллы на- числяются за правильное решение от 0 до 100% заданий компьютерного теста.ВыводыРазработаны «типовые» общекультурные, инструментальные и общие про- фессиональные компетенции. Они определяют структуру и состав современного УМК, а также дают «типовое решение» по содержанию и логике дисциплины«Информатика» для формирования профессиональных компетенций для боль- шинства гуманитарных направлений бакалавриата на Филологическом факуль- тете и факультете Гуманитарных и социальных наук РУДН в соответствии с ФГОС ВПО и ОС РУДН.Разработано и апробировано более 1000 тестовых заданий, включенных в фонд оценочных средств разработанного УМК [5; 8].Разработана структура и подготовлено описание практикума, состоящего из трех частей: комплекс лабораторных работ, два учебных интегрирующих проекта и реферат. Применяемые учебные интегрирующих проекты обеспечивают вы- полнение требований образовательных стандартов нового поколения проводить значительную часть учебных занятий со студентами, используя интерактивные формы обучения. Практикум в целом существенно влияет на организацию успеш- ной самостоятельной работы студента.Разработаны средства информатизации практической работы преподавателя вуза с УМК современного формата в рамках кредитно-модульной системы обу- чения (комплексная технология компьютерного тестирования, страница под- держки дисциплины на учебном портале, вариант электронного журнала в виде электронных таблиц).ПРИМЕЧАНИЕПредставлен базовый вариант двух учебных проектов (в рамках интерактивных занятий).
×

Об авторах

И Н Куринин

Российский университет дружбы народов

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В Е Марфина

Российский университет дружбы народов

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В И Нардюжев

Российский университет дружбы народов

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

И В Нардюжев

Российский университет дружбы народов

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Список литературы

  1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. М.: Академия, 2003. 192 с.
  2. Каймин В.А. Информатика: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2001. 272 с.
  3. Макарова Н.В. и др. Информатика: Практикум по технологии работы на компьютере. 3-еизд., перераб. М.: Финансы и статистика, 2005. 256 с.
  4. Куринин И.Н., Нардюжев В.И., Нардюжев И.В. Информационное поле, персональный компьютер и работа в Интернете: учеб. пособие по курсу «Информатика». М.: Изд-во РУДН, 2012. 385 с.
  5. Куринин И.Н., Нардюжев В.И., Нардюжев И.В. Сборник тестовых заданий по курсам«Информатика» и «Компьютерные технологии в науке и образовании». М.: Изд-во РУДН, 2010. 306 с.
  6. Куринин И.Н., Марфина В.Е., Нардюжев В.И., Нардюжев И.В. Информатизация практической работы преподавателя // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2015. № 1. С. 42-52.
  7. Куринин И.Н., Нардюжев В.И., Нардюжев И.В. Информационные технологии в филологии.Конспект электронных лекций. М.: Изд-во РУДН, 2015. 99 с.
  8. Нардюжев В.И., Нардюжев И.В., Матюшок Т.А., Куринин И.Н. Свидетельство № 2015621608 от 29 октября 2015 г. о государственной регистрации базы данных «Тестовые задания. Информатика и персональный компьютер». Выдано Федеральной службой по интеллектуальной собственности (РосПатент).
  9. Проектирование и разработка дистанционного учебного курса в среде Moodle 2.7: учебно-методическое пособие / Рязан. гос. радиотехн. ун-т; сост.: Н.П. Клейносова, Э.А. Кадырова, И.А. Телков, Р.В. Хруничев. Рязань, 2015. 164 с.
  10. Устюгова В.Н. Система дистанционного обучения Moodle: учеб. пособие для преподавателей высших учебных заведений. Казань: ТГГПУ, 2010. 280 с.

© Куринин И.Н., Марфина В.Е., Нардюжев В.И., Нардюжев И.В., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах