РЕАЛИЗАЦИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧЕНИЯ ОБРАТНЫМ ЗАДАЧАМДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье излагаются методические аспекты обучения обратным задачам для дифференциальных уравнений студентов вузов физико-математических и естественно-научных направлений подготовки. Обращается внимание на целесообразность развития у студентов научного мировоззрения, позволяющее приобретать фундаментальные знания о методах и методологии исследования математических моделей обратных задач, освоить принципы организации теоретических и практических исследований обратных задач, сформировать представления об обратных задачах как универсальном инструментарии познания окружающего мира. Автор подчеркивает, что развитие научного мировоззрения в процессе обучения обратным задачам для дифференциальных уравнений позволяет студентам глубокому пониманию идеи целостности мира, усвоению дисциплин прикладной математики, дисциплин из других предметных областей. Отмечается, что в процессе такого обучения студентам прививаются черты гуманитаризации. Студенты приобретают умения и навыки анализировать полученные решения обратных задач для дифференциальных уравнений, формулировать логические выводы об экологическом состоянии воздушного пространства, земной среды или водной среды, применять результаты решений обратных задач для дифференциальных уравнений в гуманитарном анализе прикладных исследований.

Об авторах

В С Корнилов

Московский городской педагогический университет

Шереметьевская ул., 29, Москва, Россия, 127521

Список литературы

  1. Бидайбеков Е.Ы., Корнилов В.С., Акимжан Н.Ш. Развитие научного мировоззрения студентов при обучении обратным и некорректным задачам // Вестник Казахского национального педагогического университета им. Абая. Серия «Физико-математические науки». Алматы, 2016. № 1 (53). С. 18-24.
  2. Бидайбеков Е.Ы., Корнилов В.С., Акимжан Н.Ш. Междисциплинарные связи прикладной математики и информатики при обучении обратным и некорректным задачам // Вестник Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева. Серия гуманитарных наук. Астана, 2016. № 1 (110). Ч. 2. С. 66-71.
  3. Денисов А.М. Введение в теорию обратных задач: учебное пособие. М.: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 1994. 207 с.
  4. Кабанихин С.И. Обратные и некорректные задачи: учебник для студентов вузов. Новосибирск: Сибирское научное издательство, 2009. 458 c.
  5. Кабанихин С.И., Бидайбеков Е.Ы., Корнилов В.С., Шолпанбаев Б.Б., Акимжан Н.Ш. Корректные и некорректные задачи для СЛАУ: анализ и методика преподавания // Сибирские электронные математические известия. (URL: http://semr.math.nsc.ru ISSN 1813-3304. УДК 519.62. MSC 65M32). 2015. Том 12. С. 255-263.
  6. Корнилов В.С. Некоторые обратные задачи идентификации параметров математических моделей: учебное пособие. М.: МГПУ, 2005. 359 с.
  7. Корнилов В.С. Обучение обратным задачам для дифференциальных уравнений как фактор гуманитаризации математического образования: монография. М.: МГПУ, 2006. 320 с.
  8. Корнилов В.С. Реализация дидактических принципов обучения при использовании образовательных электронных ресурсов в курсе «Обратные задачи для дифференциальных уравнений» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2006. № 1 (3). С. 40-44.
  9. Корнилов В.С. История развития теории обратных задач для дифференциальных уравнений - составляющая гуманитарного потенциала обучения прикладной математике // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». 2009. № 1 (17). С. 108-113.
  10. Корнилов В.С. Теоретические основы информатизации прикладного математического образования: монография. Воронеж: Научная книга, 2011. 140 с.
  11. Корнилов В.С. Психологические аспекты обучения студентов вузов фрактальным множествам // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2011. № 4. С. 79-82.
  12. Корнилов В.С. Роль учебных курсов информатики в обучении студентов вузов численным методам // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2011. № 3. С. 24-27.
  13. Корнилов В.С. Обратные задачи в содержании обучения прикладной математике // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2014. № 2. С. 109-118.
  14. Корнилов В.С. Обучение студентов обратным задачам для дифференциальных уравнений как фактор формирования компетентности в области прикладной математики // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2015. № 1. С. 63-72.
  15. Корнилов В.С. Обучение студентов обратным задачам математической физики как фактор формирования фундаментальных знаний по интегральным уравнениям // Бюллетень лаборатории математического, естественнонаучного образования и информатизации. Рецензируемый сборник научных трудов. Самара: Самарский филиал МГПУ, 2015. Том VI. С. 251-257.
  16. Корнилов В.С. Формирование фундаментальных знаний будущих учителей информатики и математики по функциональному анализу при обучении обратным задачам математической физики // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». 2015. № 3 (33). С. 72-82.
  17. Корнилов В.С. Базовые понятия информатики в содержании обучения обратным задачам для дифференциальных уравнений // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2016. № 1. С. 70-84.
  18. Романов В.Г. Обратные задачи для дифференциальных уравнений. Новосибирск: НГУ, 1973. 252 с.
  19. Романов В.Г. Обратные задачи математической физики. М.: Наука, 1984. 264 с.
  20. Самарский А.А., Вабишевич П.Н. Численные методы решения обратных задач математической физики. М.: УРСС, 2004. 478 c.

© Корнилов В.С., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах