Духовность в реалиях цифровизации общества в эпоху развития интеллектуальных машин

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Исследования посвящено определению последствий цифровизации общества в эпоху развития интеллектуальных машин с позиций духовности. С помощью метода регрессионного анализа осуществляется эконометрическое моделирование влияния распространения искусственного интеллекта (по оценке Tortois) на человеческое развитие (по оценке UNDP) в 2022 г. Полученные количественные результаты дополняются качественным исследованием с опорой на методологию неоинституционализма методом критического анализа для выявления скрытых угроз искусственного интеллекта для духовности, не отражаемых в официальной статистике. В результате сделан вывод о том, что распространение искусственного интеллекта оказывает противоречивое влияние на общество. Количественный анализ официальной статистики показал, что распространение искусственного интеллекта не только не тормозит, но даже ускоряет человеческое развитие. При этом качественный анализ указал на скрытые угрозы цифровизации общества в эпоху развития интеллектуальных машин для духовности, требующие внимания и нейтрализации посредством управления распространением искусственного интеллекта. Приводится научная трактовка этих потенциальных проблем распространения искусственного интеллекта как «институциональных ловушек». В их числе: 1) «ловушка» перехода от одухотворенного человеком труда к обезличенному производству в процессе автоматизации; 2) «ловушка» духовно-нравственной оценки высвобождения кадров под влиянием автоматизации; 3) «ловушка» устранения духовной компоненты из социальных коммуникаций при их переходе в человеко-машинный формат; 4) «ловушка» искажения духовности в «кривом зеркале» искусственного интеллекта при бездумном копировании социально-нравственных оценок людей; 5) «ловушка» перехода от духовно-нравственного осмысления ситуации к «слепой вере» искусственному интеллекту при интеллектуальной поддержке принятия решений (рациональность = бездушность). Уникальность исследования и его теоретическая значимость состоит в том, что она впервые раскрыла и систематизировала социально-этические аспекты распространения искусственного интеллекта. Практическая значимость полученных новых научных результатов связана с тем, что они выявили перспективу совершенствования управления распространением искусственного интеллекта. Чтобы минимизировать риск деградации личности, то есть достичь непротиворечивого всестороннего человеческого развития в эпоху развития интеллектуальных машин, рекомендовано уделять внимание вопросам духовности. Это обеспечит гуманизацию искусственного интеллекта, тем самым оптимизировав его влияние на общество.

Полный текст

Введение Четвертая промышленная революция привнесла в технологическое развитие хозяйственных систем прорывную инновацию - средства автоматизации теперь наделены искусственным интеллектом. Став мыслящими по своим машинным алгоритмам, они получили название интеллектуальных машин. Поскольку автоматизация в этом новом ключе повсеместно охватила все области и сферы хозяйственной деятельности и получает все большее распространение, современный период в истории научно-технического прогресса можно назвать эпохой интеллектуальных машин. Начавшись в экономическое сфере, цифровизация распространилась на социальную сферу, что вызвало серьезные трансформации общественного устройства. Проблема заключается в том, что искусственный интеллект (ИИ) возник для преодоления «человеческого фактора» как, в частности, проявления духовно-нравственной оценки окружающей реальности. В связи с этим вместе с негативными проявлениями человеческого интеллекта, такими как излишняя эмоциональность, усталость и ошибки, замещающий его искусственный интеллект потенциально может устранять и позитивные проявления человеческого интеллекта: ответственность, сочувствие и др., связанные с духовностью. Этим определяется актуальность исследования последствий цифровизации общества в эпоху развития интеллектуальных машин для духовности. Цель исследования - определение последствий цифровизации общества в эпоху развития интеллектуальных машин с позиций духовности. Материалы и методы Социально-этические аспекты распространения искусственного интеллекта достаточно подробно изучены и освещены в существующей литературе. В имеющихся публикациях отмечается опасность искусственного интеллекта для человека с точки зрения этики из-за нарушения границ личного социального пространства (Chen et al., 2023), а также из-за переосмысления возможностей человеческого интеллекта в сравнении с превосходящим его по ряду возможностей искусственным интеллектом (на примере ChatGPT) (Li, 2023). В то же время в литературе также указывается на то, что благодаря использованию контролируемого машинного обучения и объяснимого, предсказуемого искусственного интеллекта расширяются возможности прогнозирования и улучшается понимание решений и действий человека во время совместных человеко-машинных операций (Auletta et al., 2023). Отмечаются преимущества искусственного интеллекта, связанные с преодолением ограничений контроля человека ввиду гораздо большей предсказуемости искусственного интеллекта при выполнении рутинных задач (Kandul et al., 2023). Также распространена точка зрения о том, что искусственный интеллект должен быть человеко-ориентированным - гуманным (Chun and Elknis, 2023), к примеру, для этого искусственный интеллект может расширять границы человеческих знаний и поддерживать обучение в течение всей жизни (Mairn и Rosengarten, 2023). При этом сохраняется неопределенность приоритетов разработчиков и мнений пользователей в отношении того, где находится человек в человекоцентричном искусственном интеллекте (Bingley и др., 2023). В существующей литературе также отмечается социальный эффект искусственного интеллекта, заключающийся в том, что люди оценивают человеческие качества как более важные для того, чтобы быть человеком, после того, как узнали о достижениях в области искусственного интеллекта (Santoro, Monin, 2023). Большое внимание в литературе уделено преимуществам внедрения искусственного интеллекта в управление человеческими ресурсами как способа повышения эффективности данной управленческой практики (Agarwal, 2023; Chowdhury и др., 2023). В труде (Rainey, 2023) отмечен эволюционный переход индивидуальности человека в процессе распространения искусственного интеллекта, заключающийся в том, что индивидуальность людей теперь измеряется не их отличиями от других людей, а их особенностями по сравнению с «умными» машинами. Вместе с тем последствия для духовности недостаточно проработаны, что является пробелом в литературе. Выявленный пробел вызывает исследовательский вопрос: «Как распространение искусственного интеллекта влияет на человеческое развитие?». В опубликованной литературе приводятся отдельные предположения относительно данного вопроса, который тем не менее остается открытым. К примеру, в работе (Lin, 2023) представлен буддийский взгляд на этику искусственного интеллекта, отражающий его критику из-за недостаточной духовности, передающейся использующим его людям. С опорой на имеющуюся литературу (Воробьев, 2022; Головенчик, 2022; Дубровский, 2022; Корелин, 2023; Трегубова и Пшегорницкая, 2022; Хаддур, 2023; Хохлов, 2023; Швырков, 2022; Шелковников и Кузнецова, 2022; Digilina, Teslenko, Nalbandyan, 2023) в данном исследовании выдвигается следующая гипотеза: распространение искусственного интеллекта приводит к деградации личности, то есть тормозит человеческое развитие. Методология исследования опирается на метод регрессионного анализа, с помощью которого осуществляется эконометрическое моделирование влияния распространения искусственного интеллекта (по оценке Tortois) на человеческое развитие (по оценке UNDP) в 2022 г. (табл. 1). Таблица 1 Статистика распространения искусственного интеллекта и человеческого развития в 2022 г., баллы 1-100 Страна Индекс человеческого развития: ИЧР Индекс распространения ИИ: РИИ 1 2 3 Аргентина 0,842 17,5 Армения 0,759 14,5 Австралия 0,951 30,9 Австрия 0,916 27,7 Бахрейн 0,875 13,5 Бельгия 0,937 26,6 Бразилия 0,754 22,1 Канада 0,936 40,3 Чили 0,855 20,2 Китай 0,768 61,5 Колумбия 0,752 17,8 Чехия 0,889 22,1 Дания 0,948 30,5 Египет 0,731 16,9 Эстония 0,890 26,0 Финляндия 0,940 34,9 Франция 0,903 32,8 Германия 0,942 39,2 Греция 0,887 18,3 Венгрия 0,846 20,7 Исландия 0,959 20,6 Индия 0,633 31,4 Индонезия 0,705 18,2 Ирландия 0,945 28,8 Израиль 0,919 40,0 Италия 0,895 26,5 Япония 0,925 33,9 Кения 0,575 8,3 Окончание табл. 1 1 2 3 Литва 0,875 19,7 Люксембург 0,930 29,2 Малайзия 0,803 19,6 Мальта 0,918 22,4 Мексика 0,758 16,9 Марокко 0,683 13,6 Нидерланды 0,941 34,5 Новая Зеландия 0,937 21,6 Нигерия 0,535 9,3 Норвегия 0,961 26,4 Пакистан 0,544 10,1 Польша 0,876 24,8 Португалия 0,866 23,7 Катар 0,855 19,8 Российская Федерация 0,822 23,7 Саудовская Аравия 0,875 23,3 Сингапур 0,939 49,7 Словакия 0,848 17,1 Словения 0,918 21,5 Южная Африка 0,713 14,1 Южная Корея 0,925 40,3 Испания 0,905 27,7 Шри-Ланка 0,782 10,0 Швеция 0,947 30,3 Швейцария 0,962 37,7 Тунис 0,731 13,7 Турция 0,838 20,6 Объединенные Арабские Эмираты 0,911 23,9 Великобритания 0,929 41,8 США 0,921 100,0 Уругвай 0,809 16,3 Вьетнам 0,703 18,0 Источник: составлено автором на основе материалов: Global AI Index. Tortois. URL: https://www.tortoisemedia. com/intelligence/global-ai/ (accessed: 20.09.2023); Human Development Index (HDI). UNDP. URL: https://hdr. undp.org/data-center/human-development-index#/indicies/HDI (accessed: 20.09.2023). Table 1 Statistics on the spread of artificial intelligence and human development in 2022, points 1-100 Country “Human Development Index” “Global AI index” 1 2 3 Argentina 0.842 17.5 Armenia 0.759 14.5 Australia 0.951 30.9 Austria 0.916 27.7 Bahrain 0.875 13.5 Belgium 0.937 26.6 Brazil 0.754 22.1 Canada 0.936 40.3 Chile 0.855 20.2 China 0.768 61.5 Colombia 0.752 17.8 Czechia 0.889 22.1 Denmark 0.948 30.5 Egypt 0.731 16.9 Estonia 0.890 26.0 Finland 0.940 34.9 France 0.903 32.8 Germany 0.942 39.2 Greece 0.887 18.3 Hungary 0.846 20.7 Iceland 0.959 20.6 India 0.633 31.4 Indonesia 0.705 18.2 Ireland 0.945 28.8 Israel 0.919 40.0 Italy 0.895 26.5 Japan 0.925 33.9 Kenya 0.575 8.3 Lithuania 0.875 19.7 Luxembourg 0.930 29.2 End of Table 1 1 2 3 Malaysia 0.803 19.6 Malta 0.918 22.4 Mexico 0.758 16.9 Morocco 0.683 13.6 Netherlands 0.941 34.5 New Zealand 0.937 21.6 Nigeria 0.535 9.3 Norway 0.961 26.4 Pakistan 0.544 10.1 Poland 0.876 24.8 Portugal 0.866 23.7 Qatar 0.855 19.8 Russian Federation 0.822 23.7 Saudi Arabia 0.875 23.3 Singapore 0.939 49.7 Slovakia 0.848 17.1 Slovenia 0.918 21.5 South Africa 0.713 14.1 South Korea 0.925 40.3 Spain 0.905 27.7 Sri Lanka 0.782 10.0 Sweden 0.947 30.3 Switzerland 0.962 37.7 Tunisia 0.731 13.7 Turkey 0.838 20.6 United Arab Emirates 0.911 23.9 United Kingdom 0.929 41.8 United States 0.921 100.0 Uruguay 0.809 16.3 Viet Nam 0.703 18.0 Source: compiled by the author based on materials: Global AI Index. Tortois. Retrieved from https://www. tortoisemedia.com/intelligence/global-ai/ (accessed: 09.20.2023); Human Development Index (HDI). UNDP. URL: https://hdr.undp.org/data-center/human-development-index#/indicies/HDI (accessed: 09.20.2023) Полученные количественные результаты дополняются качественным исследованием с опорой на методологию неоинституционализма методом критического анализа для выявления скрытых угроз искусственного интеллекта для духовности, не отражаемых в официальной статистике. Результаты Для проверки выдвинутой гипотезы с опорой на статистику из табл. 1 проведен регрессионный анализ зависимости человеческого развития от распространения искусственного интеллекта в 2022 г. Его результаты приведены в табл. 2. Таблица 2 Регрессионный анализ зависимости человеческого развития от распространения искусственного интеллекта в 2022 г. Регрессионная статистика Множественный R 0,4589 R-квадрат 0,2106 Нормированный R-квадрат 0,1970 Стандартная ошибка 0,0963 Наблюдения 60 Дисперсионный анализ df SS MS F Значимость F Регрессия 1 0,1434 0,1434 15,4717 0,0002 Остаток 58 0,5377 0,0093 Итого 59 0,6811 Коэффициенты Стандартная ошибка t-статистика P-значение Нижние 95 % Верхние 95 % Y-пересечение 0,7560 0,0263 28,7218 5,5*10-36 0,7033 0,8087 Global AI index 0,0035 0,0009 3,9334 0,0002 0,0017 0,0053 Источник: рассчитано и составлено автором. Table 2 Regression analysis of the dependence of human development on the spread of artificial intelligence in 2022 Regression statistics Plural R 0.4589 R-square 0.2106 Normalized R-squared 0.1970 Standard error 0.0963 Observations 60 Analysis of variance df SS MS F Significance F Regression 1 0.1434 0.1434 15.4717 0.0002 Remainder 58 0.5377 0.0093 Total 59 0.6811 Coefficients Standard error t-statistics P-Value Bottom 95 % Top 95 % Y-intersection 0.7560 0.0263 28.7218 5.5*10-36 0.7033 0.8087 Global AI index 0.0035 0.0009 3.9334 0.0002 0.0017 0.0053 Source: calculated and compiled by the author. Результаты из табл. 2 свидетельствуют о том, что в 2022 г. человеческое развитие на 45,89 % определяется влиянием распространения искусственного интеллекта. На основе результатов регрессионного анализа составлена эконометрическая модель влияния распространения искусственного интеллекта на человеческое развитие: ИЧР = 0,7560 + 0,0035РИИ. (1) Модель (1) свидетельствует о том, что при повышении уровня распространения искусственного интеллекта на 1 балл уровень человеческого развития возрастает на 0,0035 балла. Это опровергает выдвинутую в имеющейся литературе гипотезу и свидетельствует о том, что распространение искусственного интеллекта благоприятствует человеческому развитию. Однако дополнение количественного анализа качественным анализом выявило скрытые угрозы искусственного интеллекта для духовности. В то время как по мере распространения искусственного интеллекта происходит общее человеческое развитие (к примеру, создаются более знаниеемкие рабочие места, раскрываются таланты цифровых кадров, совершенствуются медицинские услуги), духовность общества снижается, так как ей нет места в цифровом коде. Это является серьезной социально-культурной проблемой современности. Указанная проблема проявляется в виде «институциональных ловушек» сохранения духовности в реалиях цифровизации общества в эпоху развития интеллектуальных машин. Рассмотрим эти «ловушки» более подробно. «Ловушка» 1: Переход от одухотворенного человеком труда к обезличенному производству в процессе автоматизации. Социально-экономическая сущность данной ловушки состоит в следующем: y бездушное проектирование промышленных товаров, лишенных духовного смысла; y массовое производство лишенных индивидуальности (обезличенных) шаблонных промышленных товаров, сильные бренды которых вместо того чтобы подчеркивать уникальность (элитарность) их владельцев, превращают их в «серую массу»; y отход духовных потребностей на второй план при выходе на первый план материальных потребностей, преумножаемых обществом потребления. «Ловушка» 2: Духовно-нравственная оценка высвобождения кадров под влиянием автоматизации. Социально-экономическая сущность данной ловушки состоит в следующем: y снятие с себя социальной ответственности работодателями за работников, сокращаемых при автоматизации из-за перехода данных сокращений из экстраординарных в разряд нормальных; y закрепление «обучения в течение всей жизни» в качестве обязательного требования к цифровым кадрам и другим работникам, претендующим на знаниеемкие рабочие места; y отмирание социального сочувствия и общественной поддержки работников, не прошедших «естественный отбор», попавших под сокращение из-за автоматизации и длительное время остающихся безработными. «Ловушка» 3: Устранение духовной компоненты из социальных коммуникаций при их переходе в человеко-машинный формат. Социально-экономическая сущность данной ловушки состоит в следующем: y переход информационно-консультационных услуг, оказываемых искусственным интеллектом (чат-ботом, голосовым помощником) из разряда обмена мнениями и получения социального одобрения и моральной поддержки в разряд «сухого» обмена информацией; y подмена живого собеседника чат-ботом для искусственного завышения активности пользователей в социальных сетях; y исключение морально-этической оценки информации из социальных коммуникаций, субъектом которых является искусственный интеллект. «Ловушка» 4: Искажение духовности в «кривом зеркале» искусственного интеллекта при бездумном копировании социально-нравственных оценок людей. Социально-экономическая сущность данной ловушки состоит в следующем: y обострение гендерного неравенства на рабочих местах при интеллектуальной поддержке HR-менеджмента искусственным интеллектом; y повышенный эйджизм при отборе кадров при интеллектуальной поддержке искусственным интеллектом; y усиление социального неравенства в поликультурной социальной среде под контролем и управлением искусственного интеллекта; y углубление финансового неравенства из-за бессмысленности выравнивания доходов с точки зрения искусственного интеллекта. «Ловушка» 5: Переход от духовно-нравственного осмысления ситуации к «слепой вере» искусственному интеллекту при интеллектуальной поддержке принятия решений (рациональность = бездушность). Социально-экономическая сущность данной ловушки состоит в следующем: y обезличивание работников как человеческих ресурсов (HR) организации, контролируемых искусственным интеллектом; y снижение социальной ответственности HR-менеджера перед работниками при рационализации управления человеческими ресурсами на базе искусственного интеллекта; y психологическое давление на работников, труд которых оценивается искусственным интеллектом из-за формального подхода к учету результативности при игнорировании личностных особенностей и личных жизненных ситуаций. Перспектива сохранения духовности в реалиях цифровизации общества в эпоху развития интеллектуальных машин связана с преодолением отмеченных «институциональных ловушек», для чего предлагаются следующие рекомендации: y популяризация (в том числе через социальную рекламу) товаров, сделанных своими руками (так называемый «хэнд мэйд») и являющихся результатом одухотворенного человеком труда; y учет социальной ответственности перед высвобождающимися кадрами при государственной поддержке частных предприятий, а также гласность этой информации перед широкой общественностью; y введение государственного требования к обязательному информированию пользователей социальных сетей и других участников социальных коммуникаций (к примеру, при роботизированном телефонном обзвоне клиентов) о том, что их собеседником является искусственный интеллект; y включение элементов социальной ответственности и социальной нейтральности в машинные протоколы искусственного интеллекта; y сохранение духовно-нравственного осмысления ситуации человеком при использовании интеллектуальной поддержки принятия решений искусственного интеллекта. Обсуждение Полученные в этой статье результаты продолжают научную дискуссию по теме социально-этических аспектов распространения искусственного интеллекта (Agarwal, 2023; Auletta и др., 2023; Bingley и др., 2023; (Chen et al., 2023; (Chowdhury и др., 2023; Chun and Elknis, 2023; Kandul и др., 2023; Li, 2023; Mairn и Rosengarten, 2023; Rainey, 2023; Santoro и Monin, 2023Научная новизна результатов этого исследования состоит в раскрытии нового ракурса изучения искусственного интеллекта - с позиций духовности. Полученные в этой статье результаты вступили в противоречие с предшествующими исследованиями (Воробьев, 2022; Головенчик, 2022; Дубровский, 2022; Корелин, 2023; Трегубова и Пшегорницкая, 2022; Хаддур, 2023; Хохлов, 2023; Швырков, 2022; Шелковников и Кузнецова, 2022; Digilina и др., 2023), показав, что распространение искусственного интеллекта не только не тормозит, но даже ускоряет человеческое развитие. Сделанный с опорой на количественный анализ официальной статистики данный вывод можно объяснить тем, что по мере распространения искусственного интеллекта человеку и как потребителю, и как работнику, необходимо осваивать все новые навыки. Это стимулирует непрерывное обучение в течение всей жизни и поддерживает социальный прогресс. В то же время качественный анализ указал на скрытые угрозы цифровизации общества в эпоху развития интеллектуальных машин для духовности, требующие внимания и нейтрализации посредством управления распространением искусственного интеллекта. Заключение Итак, главный авторский вывод по итогам проведенного исследования состоит в том, что распространение искусственного интеллекта оказывает противоречивое влияние на общество. С одной стороны, этот процесс создает мощные стимулы к человеческому развитию, поощряя знаниеемкую занятость цифровых кадров и формируя новую, высокую культуру потребления в информационном обществе, предполагающую более рациональное принятие решений о совершении покупок благодаря интеллектуальной поддержке. С другой стороны, последствия цифровизации общества в эпоху развития интеллектуальных машин с позиций духовности связаны также с рядом потенциальных проблем - «институциональных ловушек». В их числе: 1) «ловушка» перехода от одухотворенного человеком труда к обезличенному производству в процессе автоматизации; 2) «ловушка» духовно-нравственной оценки высвобождения кадров под влиянием автоматизации; 3) «ловушка» устранения духовной компоненты из социальных коммуникаций при их переходе в человеко-машинный формат; 4) «ловушка» искажения духовности в «кривом зеркале» искусственного интеллекта при бездумном копировании социально-нравственных оценок людей; 5) «ловушка» перехода от духовно-нравственного осмысления ситуации к «слепой вере» искусственному интеллекту при интеллектуальной поддержке принятия решений (рациональность = бездушность). Чтобы минимизировать риск деградации личности, то есть достичь непротиворечивого всестороннего человеческого развития в эпоху развития интеллектуальных машин, необходимо уделять внимание вопросам духовности. Это обеспечит гуманизацию искусственного интеллекта. Результаты этой статьи ограничены обоснованием ее необходимости. Разработке конкретных мер управления гуманизацией искусственного интеллекта для поддержки духовности общества в эпоху развития интеллектуальных машин предлагается посвятить дальнейшие исследования.
×

Об авторах

Елена Геннадьевна Попкова

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: 210471@mail.ru
доктор экономических наук, профессор, почетный работник науки и высоких технологий Российской Федерации, профессор кафедры международных экономических отношений Российская Федерация, 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Воробьев В.В. Критика искусственного разума: особенности правового содержания национальной концепции искусственного интеллекта // Трибуна ученого. 2022. № 9. С. 46-57.
  2. Головенчик Г.Г. Цифровая экономика в Республике Беларусь: современные тенденции, вызовы и перспективы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2022. Т. 30. № 3. С. 414-428.
  3. Дубровский Д.И. Эпистемологический анализ социогуманитарной значимости новаций искусственного интеллекта в контексте общего искусственного интеллекта // Философские науки. 2022. Т. 65. № 1. С. 10-26.
  4. Корелин И.М. Влияние искусственного интеллекта на разделение труда в экономике и соотношение рыночных и плановых механизмов в экономике. Развитие искусственного интеллекта в России // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2023. Т. 13. № 6-1. С. 38-44.
  5. Трегубова Н.Д., Пшегорницкая К.Ф. Проблема очеловечивания технологий искусственного интеллекта в условиях искусственной социальности: случай приложения Replika // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2022. № 3. С. 60-66.
  6. Хаддур З.А. Искусственный интеллект и права человека: юридическая и этическая ответственность за ущерб, причиненный технологиями искусственного интеллекта // Право и управление. 2023. № 3. С. 18-23.
  7. Хохлов Ю.Е. Стандарты работы с данными для искусственного интеллекта: ландшафт стандартизации искусственного интеллекта // Информационное общество. 2023. № 3. С. 78-96.
  8. Швырков А.И. Искусственный интеллект как философская проблема и искусственные интеллектуальные системы // Nomothetika: Философия. Социология. Право. 2022. Т. 47. № 4. С. 670-681.
  9. Шелковников С.А., Кузнецова И.Г. Концептуально-методологические основы формирования человеческого капитала в условиях перехода к цифровому сельскому хозяйству // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2022. Т. 30. № 1. С. 110-123.
  10. Agarwal A. AI adoption by human resource management: a study of its antecedents and impact on HR system effectiveness // Foresight. 2023. Vol. 25. (1). P. 67-81. https://doi.org/10.1108/ FS-10-2021-0199
  11. Auletta F., Kallen R.W., di Bernardo M., Richardson M.J. Predicting and understanding human action decisions during skillful joint-action using supervised machine learning and explainable-AI // Scientific Reports. 2023. Vol. 13. (1). P. 4992. https://doi.org/10.1038/ s41598-023-31807-1
  12. Bingley W.J., Curtis C., Lockey S., Bialkowski A., Gillespie N., Haslam S. A., Ko R.K.L., Steffens N., Wiles J., Worthy P. Where is the human in human-centered AI? Insights from developer priorities and user experiences // Computers in Human Behavior. 2023. Vol. 141. P. 107617. https://doi.org/10.1016/j.chb.2022.107617
  13. Chen C., Chen Z., Luo W., Xu Y., Yang S., Yang G., Chen X., Chi X., Xie N., Zeng Z. Ethical perspective on AI hazards to humans: A review // Medicine (United States). 2023. Vol. 102 (48). P. e36163. https://doi.org/10.1097/MD.0000000000036163
  14. Chowdhury S., Dey P., Joel-Edgar S., Bhattacharya S., Rodríguez-Espíndola O., Abadie A., Truong L. Unlocking the value of artificial intelligence in human resource management through AI capability framework // Human Resource Management Review. 2023. Vol. 33. No. 1. P. 100899. https://doi.org/10.1016/j.hrmr.2022.100899
  15. Chun J., Elkins K. The crisis of artificial intelligence: a new digital humanities curriculum for human-centred AI // International Journal of Humanities and Arts Computing. 2023. Vol. 17 (2). P. 147-167. https://doi.org/10.3366/ijhac.2023.0310
  16. Digilina O.B., Teslenko I.B., Nalbandyan A.A. The artificial intelligence: prospects for development and problems of humanization // RUDN Journal of Economics. 2023. Vol. 31. No. 1. P. 170-183.
  17. Kandul S., Micheli V., Beck J., Burri T., Fleuret F., Kneer M., Christen M. Human control redressed: Comparing AI and human predictability in a real-effort task // Computers in Human Behavior Reports. 2023. Vol. 10. P. 100290. https://doi.org/10.1016/j.chbr.2023.100290
  18. Karanina E.V., Lazareva N.V., Perevozchikova S.M., Smetanina A.I. Foreign direct investments as a prospective strategy of business integration in the digital economy // Game Strategies for Business Integration in the Digital Economy. In the series: Advances in Business Marketing and Purchasing / edited by E.G. Popkova. Emerald Publishing Limited. 2023. Vol. 27. P. 267-276. ISBN 978-1-80262-846-3. https://doi.org/10.1108/S1069096420230000027026
  19. Li H. Rethinking human excellence in the AI age: The relationship between intellectual humility and attitudes toward ChatGPT // Personality and Individual Differences. 2023. Vol. 215. P. 112401. https://doi.org/10.1016/j.paid.2023.112401
  20. Lin C.-T. All about the human: A Buddhist take on AI ethics // Business Ethics, the Environment and Responsibility. 2023. Vol. 32. (3). P. 1113-1122. https://doi.org/10.1111/beer.12547
  21. Mairn C., Rosengarten S. The modern prometheus: How AI is pushing the limits of human knowledge // Computers in Libraries. 2023. Vol. 43 (4). P. 9-13
  22. Popkova E.G., Bogoviz A.V., Ekimova K.V., Sergi B.S. Will Russia become a blueprint for emerging nations’ high-tech reforms? evidence from a 26-countries dataset // International Journal of Innovation Studies. 2023. Vol. 7. No. 4. P. 294-306. https://doi.org/10.1016/j. ijis.2023.05.001
  23. Rainey P.B. Major evolutionary transitions in individuality between humans and AI // Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological Sciences. 2023. Vol. 378. P. 20210408. https://doi.org/10.1098/rstb.2021.0408
  24. Samieva K.T., Saenko I.I., Menshchikova V.I., Smetanin A.S. ESG Management of Digital Business Using Big Data and Artificial Intelligence (AI) in Support of the Green Economy in Russia and Central Asia // ESG Management of the Development of the Green Economy in Central Asia. In the series: Environmental Footprints and Eco-design of Products and Processes / edited by E.G. Popkova, B.S. Sergi. Springer, Cham. 2023. P. 3-11. ISBN 978-3-031-46525-3. https://doi.org/10.1007/978-3-031-46525-3_1
  25. Santoro E., Monin B. The AI Effect: People rate distinctively human attributes as more essential to being human after learning about artificial intelligence advances // Journal of Experimental Social Psychology. 2023. Vol. 107. P. 104464. https://doi.org/10.1016/j.jesp.2023.104464

© Попкова Е.Г., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах