Uzbekistan - a country of innovations?
- Authors: Avatkov V.A.1, Rozhkova Z.P.1
-
Affiliations:
- INION RAS
- Issue: Vol 31, No 3 (2023): MODERNIZATION AND INNOVATION. NEW CHALLENGES OF THE WORLD ECONOMY
- Pages: 504-516
- Section: Developed and developing countries economy
- URL: https://journals.rudn.ru/economics/article/view/36230
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2329-2023-31-3-504-516
- EDN: https://elibrary.ru/NSLHUC
- ID: 36230
Cite item
Full Text
Abstract
The Global Innovation Index 2022 ranks the Republic of Uzbekistan among the top three economies in Central and South Asia. The country has been active in introducing innovations in various fields, from road transport technologies to biotechnology. The relevant programmes and resolutions of the President of the Republic of Uzbekistan have been adopted. The Republic of Uzbekistan is becoming an increasingly attractive destination for foreign investment. The country has a strong potential and abundant resources, both natural and human. By pursuing a consistent policy, the Republic of Uzbekistan is gradually beginning to assert itself on the world stage, and is striving to become a leader in Central Asia. Thus, the consideration of new projects carried out within the framework of innovation policy is relevant. The aim of the presented paper is to identify main innovation policy development trends in the Republic of Uzbekistan. To analyze the innovation policy of the Republic of Uzbekistan, the authors considered the Decree of the President of the Republic of Uzbekistan coordinating the activities of the Ministry of Innovation Development, the New Uzbekistan Development Strategy for 2022-2026, as well as local and Russian experts’ assessments. The research literature, mass media sources, public opinion polls and statistical data, as well as the legal framework were studied. In this paper a diagnosis of the Ministry of Innovative Development of the Republic of Uzbekistan has been made, and the key tasks and directions of the country’s reforms in this area have been identified. The main projects, which attract significant investments and introduce new technologies and personnel, are described. The author’s position is as follows: the government of the Republic of Uzbekistan is struggling with the problems that hinder innovation reforms, as well as actively developing cooperation with foreign countries, international organizations and attracts the investments of private investors.
Keywords
Full Text
Введение В Глобальном индексе инноваций 2022 - ежегодном совместном исследовании Корнельского университета, бизнес-школы Insead и Всемирной организации интеллектуальной собственности - Республика Узбекистан заняла 82-е место, войдя в тройку ведущих экономик региона Средней и Южной Азии (Абдувалиев, 2017). Ташкент вновь начал фиксироваться в Глобальном инновационном индексе (ГИИ) только с 2020 г. благодаря повышению доступности данных об инновациях[37]. В исследовании рассматривается последовательная внутренняя политика Республики Узбекистан, а также ее взаимодействие с зарубежными партнерами, проведение ею либерализации, поддержки венчурной предпринимательской активности и развитие системы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) (Абдуллаев, 2016). Приводится анализ правовой базы по проведению реформ в стране, а также по сотрудничеству с зарубежными акторами, для привлечения инноваций и инвестиций в Республику (Казанцев, Гусев, 2018). Правовая база Основным органом, отвечающим за проведение инновационной политики, является Министерство Инновационного развития Республики Узбекистан. Деятельность министерства организована на основании Постановления Президента № ПП-3416 от 30 ноября 2017 г. в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан № УП-5264 от 29 ноября 2017 г[38]. Министерство является органом государственного управления, осуществляющим единую государственную политику в сфере инновационного и научно-технического развития Республики Узбекистан, направленную на всестороннее развитие общественной и государственной жизни, повышение интеллектуального и технологического потенциала страны[39]. В соответствии с Законами Республики Узбекистан «О науке и научной деятельности» № ЗРУ-576 от 29 октября 2019 г.[40] и «Об инновационной деятельности» № ЗРУ-630 от 24 июля 2020 г.[41] Министерство Инновационного развития является уполномоченным государственным органом в сфере науки, научной и инновационной деятельности (Ashurov, 2022). Данный орган также активно разрабатывал проекты инновационной деятельности, курировал подготовку соответствующих кадров, привлекал широкие инвестиции в реализацию научных и инновационных проектов, в соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 гг.[42] (Мирзиёева, 2019). Министерство продолжает расширять соответствующую инфраструктуру, создавать бизнес-акселераторы, технопарки. Согласно данным документам (Akhunova, 2023), инновации в Республике Узбекистан бывают четырех видов: продуктовые (внедрение технически и технологически новых или усовершенствованных работ и услуг), процессные (внедрение новых образовательных методов и осуществление трансфера технологий), маркетинговые (использование новых методов продаж и презентации продукции, формирование новых ценовых стратегий), организационные (новые методы организации и ведения бизнеса (Xolmamatov, Ergashev, 2022), создания рабочих мест и налаживания внешних связей) (Олимжонов, 2017). Финансирование инновационной деятельности в Республике Узбекистан осуществляется республиканским бюджетом Республики Узбекистан; республиканским бюджетом Республики Каракалпакстан и местных бюджетов областей и города Ташкента; фондом поддержки инновационного развития и новаторских идей; фондом поддержки инновационной деятельности; венчурными фондами; собственными средствами субъектов инновационной деятельности; международными грантами, целевыми кредитами коммерческих банков, в том числе иностранных, и международных финансовых институтов; средствами частных инвесторов, в том числе иностранных, и других спонсоров (Kakhkhorov, Azimov, 2021). Касаясь международных финансовых институтов, взаимодействие Республики Узбекистан и Всемирного банка все более расширяется. Так, Узбекистан привлекает заимствование Всемирного банка в размере 50 млн долл. Кредит на 30 лет с льготным периодом в 5 лет ориентирован на модернизацию национальной инновационной системы в 2021-2026 гг.[43]. Общие тенденции инновационной политики в Республике Узбекистан К основным тенденциям политики Республики Узбекистан в области инноваций относятся: y повышение качества жизни; y рост доходов населения; y диверсификация экономики; y развитие новых секторов экономики; y новые возможности трудоустройства; y ускорение темпов роста малого и среднего бизнеса. Согласно World Happiness Report (исследовательский проект международной программы «Сеть решений устойчивого развития» при Организации Объединённых Наций UN Sustainable Development Solutions Network, который измеряет показатель счастья населения в странах мира), Узбекистан занимает 54-е место из 137 стран[44]. В Средней Азии Республика Узбекистан уступает только Республике Казахстан (44-е место). Показатель «счастья» включает в себя такие факторы, как: благополучие, ВВП на душу населения, продолжительность жизни, уровень смертности, безопасность, гражданские свободы, стабильность, уровень коррупции и т. д. (Tukhtasinova, 2018). Отчет 2023 г. также оценивал влияние COVID-19 на повседневную жизнь людей. Для этого проводился анализ уровня смертности, безработицы, эмоционального состояния. По данным Агентства статистики при Президенте Республики Узбекистан, совокупный доход населения Узбекистана в первом квартале 2023 г. вырос на 10,8 % и, по предварительным данным, составил 144 трлн сумов[45]. Совокупный доход - один из основных показателей уровня жизни населения, поскольку его составляют не только доходы от трудовой деятельности и самозанятости, но и от собственного производства услуг для собственного потребления, доходы от собственности и трансфертов (пенсий, пособий, стипендий, и т.д.). Другой важной тенденцией является диверсификация экономики Узбекистана. Основная цель - построение экспортно-ориентированной экономики путем развития внутреннего производства, перехода от аграрного сектора развития к индустриальному, повышения конкурентоспособности товаров и услуг[46]. Одними из основных отраслей, в которых проходит диверсификация, - транспорт и строительство. В данный момент основные транспортные коридоры из Европы в Китай перекрыты, поэтому роль Узбекистана в новых транспортных артериях повышается (Абдуллаев, 2023). Планируется строительство Трансафганской железной дороги, идет строительство железной дороги через Кыргызстан в Китай. Через территорию Узбекистана также пройдет Новый шелковый путь. Таким образом, Средняя Азия и Узбекистан, в частности, становятся центром притяжения инноваций в разных сферах. Транзитные пути способны принести новейшие научные и технологические разработки в эти страны (Гулямов, Абдуллаев, 2016). Характерным примером последних проектов в сфере инноваций является намерение Китайской компании «CITIC Group» создать в Узбекистане агрологистический центр. По данным Министерства сельского хозяйства Республики Узбекистан, на территории комплекса планируется постройка складов вместимостью 50 тыс. тонн. Они рассчитаны на товарооборот в 300 тыс. тонн сельхозпродукции ежегодно[47]. Узбекистан, в свою очередь, предоставит КНР всю внешнюю инфраструктуру, а также обеспечит налоговые льготы и правовые гарантии в соответствии с Законом «Об инвестициях и инвестиционной деятельности»[48], а также инвесторские визы для представителей компании. Узбекистан также развивает новые секторы экономики. Так, банки Республики начали внедрять принципы устойчивого развития в операционную деятельность и разрабатывать «зеленые» продукты (зеленая ипотека, зеленое кредитование малого и среднего бизнеса, обучение персонала, развитие новых каналов продаж и т.д.) (Qarshiyeva, Xidirov, 2022). Одним из лидеров является Узпромстройбанк[49]. Данная сфера в экономике Узбекистана является молодой, однако успехи в этой области уже были отмечены как правительством, так и различными исследованиями[50]. Правительство Узбекистана реализует различные проекты по трудоустройству населения (Teshabaeva, Muydinov, 2022). Активная работа в этой сфере дает свои плоды, в 2022 г. на молодежное предпринимательство было выделено кредитов на сумму 4 трлн сумов, запущено 150 тысяч проектов, создано 325 тысяч рабочих мест. Выделено 43 тысячи гектаров посевных земель и обеспечена занятость 435 тысяч молодых людей. За счет субсидий более 32 тысяч приобрели оборудование, инструменты и компьютеры[51]. Министерство занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан совместно с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) и Программой развития ООН (ПРООН) в 2022 г. провели тренинги для преподавателей моноцентров «Ишга мархамат» по программе развития навыков для трудоустройства молодежи[52]. На основе полученных знаний планируется создание специальной учебной программы, благодаря которой молодым людям в Республике Узбекистан будет легче в дальнейшем трудоустроиться (Карабаева, 2020). Важно отметить, что, несмотря на активные шаги в интеграции инноваций практически во все сферы жизни, некоторые факторы препятствуют проведению реформаторской деятельности. К таким проблемам относятся: y участие общества в жизни государства остается между вторым (консультирование) и третьим (вовлечение) уровнями, в соответствии с разработанной методикой Международной ассоциации общественного участия[53]. В данное положение вещей должны быть внесены коррективы, поскольку поддержка широкого числа граждан в проводимой политике государства будет способствовать более качественному проведению реформ (Кубаева, 2020); y низкий уровень IT-грамотности людей не позволяет им получать онлайн-услуги; y низкий уровень межведомственного взаимодействия; y технические и инфраструктурные проблемы (Normamatov, 2022). Проекты, реализуемые в рамках инновационной политики В рамках инновационной политики проекты осуществляются в следующих направлениях (Nishonov, Urmonov, 2021): y внедрение искусственного интеллекта (в инфраструктуре, логистике, образовании); y развитие возобновляемой энергетики (применение экологически чистого источника энергии); y развитие биотехнологий (разработка фармацевтической продукции, вакцин, диагностических технологий); y развитие животноводства и сельского хозяйства (повышение количества мясной продукции путем использования методов генетики, создание новых технологий выращивания сельскохозяйственной продукции). В рамках внедрения дорожно-транспортных инноваций (Dalieva, 2021) МегаФон, Digital Holding и Государственный комитет Республики Узбекистан по автомобильным дорогам подписали меморандум цифровой трансформации дорожно-транспортной отрасли. Документ подписан в ходе международной промышленной выставки «Иннопром. Центральная Азия», состоявшейся в Ташкенте 26 апреля 2022 года[54]. Данный проект предполагает строительство постов, мониторинга и эксплуатации систем весового контроля, а также применение инноваций в дорожном строительстве. Модернизация транспортной инфраструктуры - важный фактор развития экономики страны, ее интеграции в международные транспортные коммуникации. В рамках реформы транспортных сообщений за 2018-2021 гг. было реконструировано 497 км дорог[55], а также совершенствована комплектация фирменного высокоскоростного электропоезда Afrosiyob, соединяющего Ташкент-Самарканд-Карши и Ташкент-Самарканд-Бухару (Tokhirov, Aliev, 2021). Республика Узбекистан также активно развивает новую для себя сферу биотехнологий. В ноябре 2019 г. в Центре передовых технологий при Министерстве Инновационного развития совместно с Программой развития ООН (ПРООН) состоялся тренинг по применению методологии Форсайт исследований для развития биотехнологии в Узбекистане[56]. Данный метод предполагает ограниченный выбор национальных приоритетов в сфере науки и технологий, которые способны стимулировать инновационную деятельность в основных перспективных направлениях экономики (обнаружение и анализ возникающих проблем, картографирование тенденций, оспаривание предположений с помощью сценариев и др.) (Воронин, 2017). Для реализации данного направления постановлением Президента Республики Узбекистан от 25 ноября 2020 г. была подписана Программа комплексных мер по развитию биотехнологий и совершенствованию системы обеспечения биологической безопасности страны в 2020-2024 годах[57]. Программа предполагает создание современной лаборатории третьего уровня безопасности, где биотехнологи могут разрабатывать и изучать вакцины, работать над новыми штаммами. Еще одним сектором, в который активно внедряются инновации, является сельское хозяйство (Ташматов, 2020). Совместный проект Министерства сельского хозяйства Республики Узбекистан и Европейского союза «Развитие сектора животноводства в Республике Узбекистан» на 2019-2022 годы[58] играет в данном направлении значительную роль. Целями данного проекта являются поддержка научно-исследовательских институтов и ветеринарных служб; облегчение доступа к рынкам для мелких владельцев скота (Tursinov, 2021). Продолжая деятельность в данной сфере, в апреле 2023 г. Совет исполнительных директоров Всемирного банка утвердил проект «Развитие сферы животноводства в Узбекистане. Фаза 2»[59]. Всемирный банк предоставит техническое содействие, передовые международные знания и опыт, а также финансирование в размере 240 млн долл. для реализации данного проекта. Новый проект будет способствовать реализации Программы развития сферы животноводства и ее отраслей в Узбекистане на 2022-2026 гг. Будет реализовываться развитие государственных учреждений по всей стране, которые занимаются научно-исследовательскими и инновационными разработками в области животноводства, планируется повышение квалификации кадров, задействованных в данной сфере. Представленные проекты способствуют укреплению стабильности, обеспечению высоких темпов экономического роста, модернизации различных сфер жизни (Ионова, 2016). В глобальном смысле это приведет к повышению конкурентоспособности узбекской экономики. Заключение Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что Республика Узбекистан активно интегрирует инновации в сфере дорожно-транспортной инфраструктуры, искусственного интеллекта, возобновляемой энергетики, биотехнологий, сельского хозяйства, животноводства, образования и др. Глобально данные проекты способствуют повышению качества жизни населения, росту доходов, новым возможностям образования и трудоустройства, развитию новых секторов экономики. Значительная роль в координации ведомств, занимающихся инновационными преобразованиями, принадлежит Министерству инновационного развития Республики Узбекистан. Примечательно, что в последние годы инвестиции как международных акторов, так и частных инвесторов увеличились. Иностранные партнеры видят перспективу во вкладах в проекты по модернизации технического оборудования и инфраструктуры, повышению уровня образования и развитию науки в стране. Узбекистан обладает достаточной ресурсной базой для того, чтобы иметь возможность претендовать на лидирующую позицию в Средней Азии: выгодное географическое положение, энергетический, природный и людской потенциал. Несмотря на существующие проблемы, правительство Республики Узбекистан, учитывая свои сильные и слабые стороны, постепенно и конструктивно проводит инновационную политику.About the authors
Vladimir A. Avatkov
INION RAS
Author for correspondence.
Email: v.avatkov@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-6345-3782
Doctor of Science (In Politics), Leading Researcher, Head of the Middle and Post-Soviet East Department
51/21 Nakhimovsky Avenue, Moscow, 117418, Russian FederationZlata P. Rozhkova
INION RAS
Email: z.p.rozhkova@gmail.com
ORCID iD: 0009-0008-3664-6010
Senior Laboratory Assistant, Middle and Post-Soviet East Department
51/21 Nakhimovsky Avenue, Moscow, 117418, Russian FederationReferences
- Abdullaev, A.K. (2023). The role of transport diplomacy in the development of foreign trade routes of the Republic of Uzbekistan. Postsovetskie issledovaniya, 3. Retrieved April 5, 2023, from https://cyberleninka.ru/article/n/rol-transportnoy-diplomatii-v-razvitii-vneshnetorgovyhmarshrutov-respubliki-uzbekistan (In Russ.).
- Abdullaev, A.M. (2016). Sustainable economic development of Uzbekistan in the context of globalization. T.: Fan wa technologies, 280 p. (In Russ.).
- Abduvaliev, A.A. (2017). Uzbekistan in the Global Innovation Index — priorities of Innovation.
- Ekonomika i finansi (Uzbekistan), (1). Retrieved February 5, 2023, from https://cyberleninka.ru/article/n/uzbekistan-in-the-global-innovation-index-priorities-of-innovation
- Akhunova, M.K. (2023). The role of innovation in the development of the new Uzbekistan. Nazariy va amaliy tadqiqotlar xalqaro jurnali, (1). Retrieved May 4, 2023, from https://cyberleninka.ru/article/n/the-role-of-innovation-in-the-development-of-the-new-uzbekistan.
- Ashurmetova, N.A., & Rustamova, I.B. (2019). Types of innovations and analysis of their use in the economy of Uzbekistan. Vestnik REA im. G.V. Plehanova, (3). Retrieved June 5, 2023, from https://cyberleninka.ru/article/n/vidy-innovatsiy-i-analiz-ih-ispolzovaniya-v-ekonomikeuzbekistana (In Russ.).
- Ashurov, M.S. (2022). State of innovative activity in Uzbekistan in modern conditions and priority directions of its development. Nazariy va amaliy tadqiqotlar xalqaro jurnal, (1). Retrieved May 7, 2023, from https://cyberleninka.ru/article/n/zamonaviy-sharoitda-o-zbekistondainnovatsion-faoliyatning-holati-va-va-uni-rivojlantirishning-ustuvor-yo-nalishlari (In Uzb.).
- Dalieva, F.Kh. (2021). Geopolitical agenda of silk road transport corridors: interests of Uzbekistan and diversification of transport units. European science review. № 3–4. Retrieved May 4, 2023, from https://cyberleninka.ru/article/n/geopolitical-agenda-of-silk-road-transport-corridorsinterests-of-uzbekistan-and-diversification-of-transport-units.
- Gulyamov, S.S., & Abdullaev, A.M. (2016). Innovative potential and its impact on the competitive development of the country’s economy (theoretical and methodological aspects). Fan wa technology, 884 (In Russ.).
- Ionova, E.P. (2016). Priorities of the new administration of Uzbekistan. Rossiya i novie gosudarstva Evrazii, (4), 96–105 (In Russ.).
- Kakhkhorov, O.S., & Azimov, O.O. (2021). Economic efficiency of attracting and using investments in Uzbekistan. Academic research in educational sciences. № 9. Retrieved May 8, 2023, from https://cyberleninka.ru/article/n/economic-efficiency-of-attracting-and-using-investments-inuzbekistan
- Karabaeva, G.Sh. (2020). Main aspects of activating innovative processes in the industry of Uzbekistan. Vestnik REA im. G.V. Plekhanov, (5). Retrieved February 5, 2023, from https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-aspekty-aktivizatsii-innovatsionnyh-protsessov-v-promyshlennostiuzbekistana (In Russ.).
- Kazantsev, A.A., & Gusev, L.Yu. (2018). Reforms in the foreign policy of Uzbekistan: main achievements and development scenarios. Vestnik RUDN. Series: International relations, 18(2). 292–303. Retrieved April 4, 2023, from https://cyberleninka.ru/article/n/reformy-vovneshney-politike-uzbekistana-osnovnye-dostizheniya-i-stsenarii-razvitiya (In Russ.).
- Kubaeva, Sh.T. (2020). Cognitive innovation as the basis of social development. Ekonomika i socium, (10). Retrieved April 28, 2023, from https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnye-innovatsiikak-osnova-razvitiya-obschestva (In Uzb.).
- Mirziyoeva, S.Sh. (2019). Analysis of the experience of Uzbekistan in developing strategies for the development of the country and regions. Upravlencheskoe konsultirovanie, (3). Retrieved January 5, 2023, from https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-opyta-uzbekistana-porazrabotke-strategiy-razvitiya-strany-i-regionov (In Russ.).
- Nishonov, F.M., & Urmonov, A.A. (2021). Issues of technological and innovative development of industry. Nazariy va amaliy tadqiqotlar xalqaro jurnali, (1). Retrieved May 4, 2023, from https://cyberleninka.ru/article/n/issues-of-technological-and-innovative-development-ofindustry.
- Normamatov, I.B. (2022). Sources of financing innovative development of economic sectors. Economy and society, (10–1). Retrieved April 24, 2023, from https://cyberleninka.ru/article/n/sources-of-financing-innovative-development-of-economic-sectors.
- Olimjonov, A, U. (2017). Innovative way of development of the economy of Uzbekistan. Iktisodiyot va innovation tekhnologiyalar” ilmiy electron journal, (2). Retrieved April 5, 2023, from file:///C:/Users/prost/Downloads/11_A_Olimjonov%20 (1).pdf (In Russ.).
- Qarshiyeva, M.A., & Xidirov, N.G. (2022). Uzbekistan towards the “Green” economy. Science and Education, (12). Retrieved May 8, 2023, from https://cyberleninka.ru/article/n/o-zbekistonyashil-iqtisodiyot-sari (In Uzb).
- Tashmatov, R.Kh. (2020). The main ways of development of innovation and digitalization of agriculture in the regions of Uzbekistan. Ekonomika i biznes: teoriya i praktika, (11–3). Retrieved May 5, 2023, from https://cyberleninka.ru/article /n/osnovnye-puti-razvitiyainnovatsii-i-tsifrovizatsii-selskogo-hozyaystva-v-regionah-uzbekistana (In Russ.).
- Teshabaeva, O.N., & Muydinov, M.Y. (2022). The role of investments in ensuring youth employment in Uzbekistan. ORIENSS, (5–2). Retrieved May 4, 2023, from https://cyberleninka.ru/article/n/o-zbekistonda-yoshlar-bandligini-ta-minlashda-investitsiyalarning-roli (In Uzb).
- Tokhirov, E., & Aliev, R. (2021). Exploring the influence of high-speed train traffic on sustainable economic growth in the region. AVRIITT-2021. Retrieved May 4, 2023, from https://cyberleninka.ru/article/n/exploring-the-influence-of-high-speed-train-traffic-onsustainable-economic-growth-in-the-region.
- Tukhtasinova, M.M. (2018). Regional marketing as a tool of increasing the investment attractiveness of the Fergana valley regional marketing as a tool of increasing the investment attractiveness of the Fergana Valley. Innovacionnaya ekonomika: perspektivi razvitiya i sovershenstvovaniya, (6). Retrieved May 4, 2023, from https://cyberleninka.ru/article/n/regional-marketing-as-a-tool-of-increasing-the-investment-attractiveness-of-the-ferganavalleyregional-marketing-as-a-tool-of-increasing-the.
- Tursinov, A.J. (2021). Possibilities of ensuring the economic efficiency of agricultural production based on innovation. Economy and society, 3–1(82). Retrieved May 3, 2023, from https://cyberleninka.ru/article/n/possibilities-of-ensuring-the-economic-efficiency-of-agriculturalproduction-based-on-innovation.
- Voronin, S.A. (2017). The tax mechanism for stimulating innovation and the need for its improvement in Uzbekistan. Rossiya: tendencii i perspektivi razvitiya, (12–1). Retrieved January 5, 2023, from https://cyberleninka.ru/article/n/nalogovyy-mehanizm-stimulirovaniya-innovatsiy-ineobhodimost-ego-sovershenstvovaniya-v-uzbekistane (In Russ.).
- Xolmamatov, D.H., & Ergashev, J.B. (2022). Prospects for the development of small business based on scientific achievements and innovative technologies in Uzbekistan. JMBM, (3). Retrieved May 4, 2023, from https://cyberleninka.ru/article/n/o-zbekistonda-ilm-fan-yutuqlari-va-innovatsiontexnologiyalarga-asoslangan-kichik-biznesni-rivojlantirish-istiqbollari (In Uzb.).
Supplementary files










