Узбекистан - страна инноваций?

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В Глобальном индексе инноваций 2022 Республика Узбекистан вошла в тройку ведущих экономик региона Средней и Южной Азии. В стране активно внедряются инновации в различных сферах: от дорожно-транспортных технологий - до биотехнологий. Принимаются соответствующие программы и постановления Президента Республики Узбекистан. Узбекистан становится все более привлекательным объектом для иностранных инвестиций. Страна обладает мощным потенциалом и богатыми ресурсами, как природными, так и трудовыми. Проводя последовательную политику, Республика Узбекистан постепенно начинает заявлять о себе на мировой арене, а также стремится стать лидером в Средней Азии. Таким образом, рассмотрение новых проектов, проводимых в рамках инновационной политики, является актуальным. Цель представленной работы - выявление основных тенденций развития инновационной политики в Республике Узбекистан. Для анализа инновационной политики Республики Узбекистан авторами рассматривались Постановления Президента Республики Узбекистан, координирующие деятельность Министерства Инновационного развития, Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы1, а также оценки местных и российских экспертов. В настоящей работе был проведен соответствующий анализ научной литературы, источников СМИ, данных публичных опросов и статистики, а также законодательной базы. Проведена диагностика деятельности Министерства Инновационного развития Республики Узбекистан, определены ключевые задачи и направления реформ страны в данной области. Приведены основные проекты, которые привлекают значительные инвестиции и в которые внедряются новые технологии и кадры. Авторская позиция заключается в следующем: правительство Республики Узбекистан борется с проблемами, препятствующими проведению инновационных реформ, а также активно развивает сотрудничество с иностранными государствами, международными организациями, привлекает вложения частных инвесторов.

Полный текст

Введение В Глобальном индексе инноваций 2022 - ежегодном совместном исследовании Корнельского университета, бизнес-школы Insead и Всемирной организации интеллектуальной собственности - Республика Узбекистан заняла 82-е место, войдя в тройку ведущих экономик региона Средней и Южной Азии (Абдувалиев, 2017). Ташкент вновь начал фиксироваться в Глобальном инновационном индексе (ГИИ) только с 2020 г. благодаря повышению доступности данных об инновациях[37]. В исследовании рассматривается последовательная внутренняя политика Республики Узбекистан, а также ее взаимодействие с зарубежными партнерами, проведение ею либерализации, поддержки венчурной предпринимательской активности и развитие системы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) (Абдуллаев, 2016). Приводится анализ правовой базы по проведению реформ в стране, а также по сотрудничеству с зарубежными акторами, для привлечения инноваций и инвестиций в Республику (Казанцев, Гусев, 2018). Правовая база Основным органом, отвечающим за проведение инновационной политики, является Министерство Инновационного развития Республики Узбекистан. Деятельность министерства организована на основании Постановления Президента № ПП-3416 от 30 ноября 2017 г. в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан № УП-5264 от 29 ноября 2017 г[38]. Министерство является органом государственного управления, осуществляющим единую государственную политику в сфере инновационного и научно-технического развития Республики Узбекистан, направленную на всестороннее развитие общественной и государственной жизни, повышение интеллектуального и технологического потенциала страны[39]. В соответствии с Законами Республики Узбекистан «О науке и научной деятельности» № ЗРУ-576 от 29 октября 2019 г.[40] и «Об инновационной деятельности» № ЗРУ-630 от 24 июля 2020 г.[41] Министерство Инновационного развития является уполномоченным государственным органом в сфере науки, научной и инновационной деятельности (Ashurov, 2022). Данный орган также активно разрабатывал проекты инновационной деятельности, курировал подготовку соответствующих кадров, привлекал широкие инвестиции в реализацию научных и инновационных проектов, в соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 гг.[42] (Мирзиёева, 2019). Министерство продолжает расширять соответствующую инфраструктуру, создавать бизнес-акселераторы, технопарки. Согласно данным документам (Akhunova, 2023), инновации в Республике Узбекистан бывают четырех видов: продуктовые (внедрение технически и технологически новых или усовершенствованных работ и услуг), процессные (внедрение новых образовательных методов и осуществление трансфера технологий), маркетинговые (использование новых методов продаж и презентации продукции, формирование новых ценовых стратегий), организационные (новые методы организации и ведения бизнеса (Xolmamatov, Ergashev, 2022), создания рабочих мест и налаживания внешних связей) (Олимжонов, 2017). Финансирование инновационной деятельности в Республике Узбекистан осуществляется республиканским бюджетом Республики Узбекистан; республиканским бюджетом Республики Каракалпакстан и местных бюджетов областей и города Ташкента; фондом поддержки инновационного развития и новаторских идей; фондом поддержки инновационной деятельности; венчурными фондами; собственными средствами субъектов инновационной деятельности; международными грантами, целевыми кредитами коммерческих банков, в том числе иностранных, и международных финансовых институтов; средствами частных инвесторов, в том числе иностранных, и других спонсоров (Kakhkhorov, Azimov, 2021). Касаясь международных финансовых институтов, взаимодействие Республики Узбекистан и Всемирного банка все более расширяется. Так, Узбекистан привлекает заимствование Всемирного банка в размере 50 млн долл. Кредит на 30 лет с льготным периодом в 5 лет ориентирован на модернизацию национальной инновационной системы в 2021-2026 гг.[43]. Общие тенденции инновационной политики в Республике Узбекистан К основным тенденциям политики Республики Узбекистан в области инноваций относятся: y повышение качества жизни; y рост доходов населения; y диверсификация экономики; y развитие новых секторов экономики; y новые возможности трудоустройства; y ускорение темпов роста малого и среднего бизнеса. Согласно World Happiness Report (исследовательский проект международной программы «Сеть решений устойчивого развития» при Организации Объединённых Наций UN Sustainable Development Solutions Network, который измеряет показатель счастья населения в странах мира), Узбекистан занимает 54-е место из 137 стран[44]. В Средней Азии Республика Узбекистан уступает только Республике Казахстан (44-е место). Показатель «счастья» включает в себя такие факторы, как: благополучие, ВВП на душу населения, продолжительность жизни, уровень смертности, безопасность, гражданские свободы, стабильность, уровень коррупции и т. д. (Tukhtasinova, 2018). Отчет 2023 г. также оценивал влияние COVID-19 на повседневную жизнь людей. Для этого проводился анализ уровня смертности, безработицы, эмоционального состояния. По данным Агентства статистики при Президенте Республики Узбекистан, совокупный доход населения Узбекистана в первом квартале 2023 г. вырос на 10,8 % и, по предварительным данным, составил 144 трлн сумов[45]. Совокупный доход - один из основных показателей уровня жизни населения, поскольку его составляют не только доходы от трудовой деятельности и самозанятости, но и от собственного производства услуг для собственного потребления, доходы от собственности и трансфертов (пенсий, пособий, стипендий, и т.д.). Другой важной тенденцией является диверсификация экономики Узбекистана. Основная цель - построение экспортно-ориентированной экономики путем развития внутреннего производства, перехода от аграрного сектора развития к индустриальному, повышения конкурентоспособности товаров и услуг[46]. Одними из основных отраслей, в которых проходит диверсификация, - транспорт и строительство. В данный момент основные транспортные коридоры из Европы в Китай перекрыты, поэтому роль Узбекистана в новых транспортных артериях повышается (Абдуллаев, 2023). Планируется строительство Трансафганской железной дороги, идет строительство железной дороги через Кыргызстан в Китай. Через территорию Узбекистана также пройдет Новый шелковый путь. Таким образом, Средняя Азия и Узбекистан, в частности, становятся центром притяжения инноваций в разных сферах. Транзитные пути способны принести новейшие научные и технологические разработки в эти страны (Гулямов, Абдуллаев, 2016). Характерным примером последних проектов в сфере инноваций является намерение Китайской компании «CITIC Group» создать в Узбекистане агрологистический центр. По данным Министерства сельского хозяйства Республики Узбекистан, на территории комплекса планируется постройка складов вместимостью 50 тыс. тонн. Они рассчитаны на товарооборот в 300 тыс. тонн сельхозпродукции ежегодно[47]. Узбекистан, в свою очередь, предоставит КНР всю внешнюю инфраструктуру, а также обеспечит налоговые льготы и правовые гарантии в соответствии с Законом «Об инвестициях и инвестиционной деятельности»[48], а также инвесторские визы для представителей компании. Узбекистан также развивает новые секторы экономики. Так, банки Республики начали внедрять принципы устойчивого развития в операционную деятельность и разрабатывать «зеленые» продукты (зеленая ипотека, зеленое кредитование малого и среднего бизнеса, обучение персонала, развитие новых каналов продаж и т.д.) (Qarshiyeva, Xidirov, 2022). Одним из лидеров является Узпромстройбанк[49]. Данная сфера в экономике Узбекистана является молодой, однако успехи в этой области уже были отмечены как правительством, так и различными исследованиями[50]. Правительство Узбекистана реализует различные проекты по трудоустройству населения (Teshabaeva, Muydinov, 2022). Активная работа в этой сфере дает свои плоды, в 2022 г. на молодежное предпринимательство было выделено кредитов на сумму 4 трлн сумов, запущено 150 тысяч проектов, создано 325 тысяч рабочих мест. Выделено 43 тысячи гектаров посевных земель и обеспечена занятость 435 тысяч молодых людей. За счет субсидий более 32 тысяч приобрели оборудование, инструменты и компьютеры[51]. Министерство занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан совместно с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) и Программой развития ООН (ПРООН) в 2022 г. провели тренинги для преподавателей моноцентров «Ишга мархамат» по программе развития навыков для трудоустройства молодежи[52]. На основе полученных знаний планируется создание специальной учебной программы, благодаря которой молодым людям в Республике Узбекистан будет легче в дальнейшем трудоустроиться (Карабаева, 2020). Важно отметить, что, несмотря на активные шаги в интеграции инноваций практически во все сферы жизни, некоторые факторы препятствуют проведению реформаторской деятельности. К таким проблемам относятся: y участие общества в жизни государства остается между вторым (консультирование) и третьим (вовлечение) уровнями, в соответствии с разработанной методикой Международной ассоциации общественного участия[53]. В данное положение вещей должны быть внесены коррективы, поскольку поддержка широкого числа граждан в проводимой политике государства будет способствовать более качественному проведению реформ (Кубаева, 2020); y низкий уровень IT-грамотности людей не позволяет им получать онлайн-услуги; y низкий уровень межведомственного взаимодействия; y технические и инфраструктурные проблемы (Normamatov, 2022). Проекты, реализуемые в рамках инновационной политики В рамках инновационной политики проекты осуществляются в следующих направлениях (Nishonov, Urmonov, 2021): y внедрение искусственного интеллекта (в инфраструктуре, логистике, образовании); y развитие возобновляемой энергетики (применение экологически чистого источника энергии); y развитие биотехнологий (разработка фармацевтической продукции, вакцин, диагностических технологий); y развитие животноводства и сельского хозяйства (повышение количества мясной продукции путем использования методов генетики, создание новых технологий выращивания сельскохозяйственной продукции). В рамках внедрения дорожно-транспортных инноваций (Dalieva, 2021) МегаФон, Digital Holding и Государственный комитет Республики Узбекистан по автомобильным дорогам подписали меморандум цифровой трансформации дорожно-транспортной отрасли. Документ подписан в ходе международной промышленной выставки «Иннопром. Центральная Азия», состоявшейся в Ташкенте 26 апреля 2022 года[54]. Данный проект предполагает строительство постов, мониторинга и эксплуатации систем весового контроля, а также применение инноваций в дорожном строительстве. Модернизация транспортной инфраструктуры - важный фактор развития экономики страны, ее интеграции в международные транспортные коммуникации. В рамках реформы транспортных сообщений за 2018-2021 гг. было реконструировано 497 км дорог[55], а также совершенствована комплектация фирменного высокоскоростного электропоезда Afrosiyob, соединяющего Ташкент-Самарканд-Карши и Ташкент-Самарканд-Бухару (Tokhirov, Aliev, 2021). Республика Узбекистан также активно развивает новую для себя сферу биотехнологий. В ноябре 2019 г. в Центре передовых технологий при Министерстве Инновационного развития совместно с Программой развития ООН (ПРООН) состоялся тренинг по применению методологии Форсайт исследований для развития биотехнологии в Узбекистане[56]. Данный метод предполагает ограниченный выбор национальных приоритетов в сфере науки и технологий, которые способны стимулировать инновационную деятельность в основных перспективных направлениях экономики (обнаружение и анализ возникающих проблем, картографирование тенденций, оспаривание предположений с помощью сценариев и др.) (Воронин, 2017). Для реализации данного направления постановлением Президента Республики Узбекистан от 25 ноября 2020 г. была подписана Программа комплексных мер по развитию биотехнологий и совершенствованию системы обеспечения биологической безопасности страны в 2020-2024 годах[57]. Программа предполагает создание современной лаборатории третьего уровня безопасности, где биотехнологи могут разрабатывать и изучать вакцины, работать над новыми штаммами. Еще одним сектором, в который активно внедряются инновации, является сельское хозяйство (Ташматов, 2020). Совместный проект Министерства сельского хозяйства Республики Узбекистан и Европейского союза «Развитие сектора животноводства в Республике Узбекистан» на 2019-2022 годы[58] играет в данном направлении значительную роль. Целями данного проекта являются поддержка научно-исследовательских институтов и ветеринарных служб; облегчение доступа к рынкам для мелких владельцев скота (Tursinov, 2021). Продолжая деятельность в данной сфере, в апреле 2023 г. Совет исполнительных директоров Всемирного банка утвердил проект «Развитие сферы животноводства в Узбекистане. Фаза 2»[59]. Всемирный банк предоставит техническое содействие, передовые международные знания и опыт, а также финансирование в размере 240 млн долл. для реализации данного проекта. Новый проект будет способствовать реализации Программы развития сферы животноводства и ее отраслей в Узбекистане на 2022-2026 гг. Будет реализовываться развитие государственных учреждений по всей стране, которые занимаются научно-исследовательскими и инновационными разработками в области животноводства, планируется повышение квалификации кадров, задействованных в данной сфере. Представленные проекты способствуют укреплению стабильности, обеспечению высоких темпов экономического роста, модернизации различных сфер жизни (Ионова, 2016). В глобальном смысле это приведет к повышению конкурентоспособности узбекской экономики. Заключение Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что Республика Узбекистан активно интегрирует инновации в сфере дорожно-транспортной инфраструктуры, искусственного интеллекта, возобновляемой энергетики, биотехнологий, сельского хозяйства, животноводства, образования и др. Глобально данные проекты способствуют повышению качества жизни населения, росту доходов, новым возможностям образования и трудоустройства, развитию новых секторов экономики. Значительная роль в координации ведомств, занимающихся инновационными преобразованиями, принадлежит Министерству инновационного развития Республики Узбекистан. Примечательно, что в последние годы инвестиции как международных акторов, так и частных инвесторов увеличились. Иностранные партнеры видят перспективу во вкладах в проекты по модернизации технического оборудования и инфраструктуры, повышению уровня образования и развитию науки в стране. Узбекистан обладает достаточной ресурсной базой для того, чтобы иметь возможность претендовать на лидирующую позицию в Средней Азии: выгодное географическое положение, энергетический, природный и людской потенциал. Несмотря на существующие проблемы, правительство Республики Узбекистан, учитывая свои сильные и слабые стороны, постепенно и конструктивно проводит инновационную политику.
×

Об авторах

Владимир Алексеевич Аватков

Институт научной информации по общественным наукам РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: v.avatkov@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-6345-3782

доктор политических наук, ведущий научный сотрудник, заведующий Отделом Ближнего и Постсоветского Востока

Российская Федерация, 117418, Москва, Нахимовский проспект, д. 51/21

Злата Петровна Рожкова

Институт научной информации по общественным наукам РАН

Email: z.p.rozhkova@gmail.com
ORCID iD: 0009-0008-3664-6010

старший лаборант Отдела Ближнего и Постсоветского Востока

Российская Федерация, 117418, Москва, Нахимовский проспект, д. 51/21

Список литературы

  1. Абдувалиев А.А. Uzbekistan in the Global Innovation Index - priorities of Innovation // Экономика и финансы (Узбекистан). 2017. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article /n/ uzbekistan-in-the-global-innovation-index-priorities-of-innovation (дата обращения: 02.05.2023)
  2. Абдуллаев А.К. Роль транспортной дипломатии в развитии внешнеторговых маршрутов республики Узбекистан // Постсоветские исследования. 2023. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-transportnoy-diplomatii-v-razvitii-vneshnetorgovyh-marshrutov-respublikiuzbekistan (дата обращения: 04.05.2023).
  3. Абдуллаев А.М. Устойчивое экономическое развитие Узбекистана в условиях глобализации. Т.: Фан ва технологии, 2016. 280 c.
  4. Ашурметова Н.А., Рустамова И.Б. Виды инноваций и анализ их использования в экономике Узбекистана // Вестник РЭА им. Г.В. Плеханова. 2019. № 3 (105). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vidy-innovatsiy-i-analiz-ih-ispolzovaniya-v-ekonomikeuzbekistana (дата обращения: 06.05.2023).
  5. Воронин С.А. Налоговый механизм стимулирования инноваций и необходимость его совершенствования в Узбекистане // Россия: тенденции и перспективы развития. 2017. № 12-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nalogovyy-mehanizm-stimulirovaniya-innovatsiy-ineobhodimost-ego-sovershenstvovaniya-v-uzbekistane (дата обращения: 01.05.2023).
  6. Гулямов С.С., Абдуллаев А.М. Инновационный потенциал и его влияние на конкурентное развитие экономики страны (теоретико-методологические аспекты). Т.: Фан ва технология, 2016. С. 884.
  7. Ионова Е.П. Приоритеты новой администрации Узбекистана // Россия и новые государства Евразии, 2016, № 4. С. 96-105.
  8. Казанцев А.А., Гусев Л.Ю. Реформы во внешней политике Узбекистана: основные достижения и сценарии развития // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2018. Т. 18. № 2. С. 292-303. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reformy-vo-vneshney-politikeuzbekistana-osnovnye-dostizheniya-i-stsenarii-razvitiya (дата обращения: 24.04.2023).
  9. Карабаева Г.Ш. Основные аспекты активизации инновационных процессов в промышленности Узбекистана // Вестник РЭА им. Г.В. Плеханова. 2020. № 5 (113). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-aspekty-aktivizatsii-innovatsionnyh-protsessov-vpromyshlennosti-uzbekistana (дата обращения: 02.05.2023).
  10. Кубаева Ш.Т. Когнитив инновация жамият таравдиётнинг асоси сифатида // Экономика и социум. 2020. № 10 (77). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnye-innovatsiikak-osnova-razvitiya-obschestva (дата обращения: 28.04.2023).
  11. Мирзиёева С.Ш. Анализ опыта Узбекистана по разработке стратегий развития страны и регионов // Управленческое консультирование. 2019. № 3 (123). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-opyta-uzbekistana-po-razrabotke-strategiy-razvitiya-strany-i-regionov (дата обращения: 01.05.2023).
  12. Олимжонов Асилбек Улугбек угли. Инновационный путь развития экономики Узбекистана // “Иқтисодиёт ва инновацион технологиялар” илмий электрон журнали. 2017. № 2. URL: https://iqtisodiyot.tsue.uz/sites/default/files/maqolalar/11_A_Olimjonov.pdf (дата обращения: 04.05.2023).
  13. Ташматов Р.Х. Основные пути развития инновации и цифровизации сельского хозяйства в регионах Узбекистана // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 11-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-puti-razvitiya-innovatsii-i-tsifrovizatsiiselskogo-hozyaystva-v-regionah-uzbekistana (дата обращения: 05.05.2023).
  14. Akhunova M.K. The role of innovation in the development of the new Uzbekistan // Nazariy va amaliy tadqiqotlar xalqaro jurnali. 2023. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/the-role-ofinnovation-in-the-development-of-the-new-uzbekistan (дата обращения: 04.05.2023).
  15. Ashurov M.S. Zamonaviy sharoitda O’zbekistonda innovatsion faoliyatning holati va va uni rivojlantirishning ustuvor yo’nalishlari // Nazariy va amaliy tadqiqotlar xalqaro jurnali. 2022. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zamonaviy-sharoitda-o-zbekistondainnovatsion-faoliyatning-holati-va-va-uni-rivojlantirishning-ustuvor-yo-nalishlari (дата обращения: 07.05.2023).
  16. Dalieva F.Kh. Geopolitical agenda of silk road transport corridors: interests of Uzbekistan and diversification of transport units // European science review. 2021. No. 3-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/geopolitical-agenda-of-silk-road-transport-corridors-interests-ofuzbekistan-and-diversification-of-transport-units (дата обращения: 04.05.2023).
  17. Kakhkhorov O.S., Azimov O.O. Economic efficiency of attracting and using investments in Uzbekistan // Academic research in educational sciences. 2021. No. 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/economic-efficiency-of-attracting-and-using-investments-inuzbekistan (дата обращения: 08.05.2023).
  18. Nishonov F.M., Urmonov A.A. Issues of technological and innovative development of industry // Nazariy va amaliy tadqiqotlar xalqaro jurnali. 2021. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issues-of-technological-and-innovative-development-of-industry (дата обращения: 04.05.2023).
  19. Normamatov I.B. Sources of financing innovative development of economic sectors // Экономика и социум. 2022. No. 10-1 (101). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sources-offinancing-innovative-development-of-economic-sectors (дата обращения: 24.04.2023).
  20. Qarshiyeva M.A., Xidirov N.G. O’zbekiston “Yashil” iqtisodiyot sari // Science and Education. 2022. No. 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-zbekiston-yashil-iqtisodiyot-sari (дата обращения: 08.05.2023).
  21. Teshabaeva O.N., Muydinov M.Y. O’zbekistonda yoshlar bandligini ta’minlashda investitsiyalarning roli // ORIENSS. 2022. No. 5-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-zbekistonda-yoshlar-bandligini-ta-minlashda-investitsiyalarning-roli (дата обращения: 04.05.2023).
  22. Tokhirov E., Aliev R. Exploring the influence of high-speed train traffic on sustainable economic growth in the region // АВРИИТТ-2021. 2021. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/exploring-the-influence-of-high-speed-train-traffic-on-sustainable-economic-growth-inthe-region (дата обращения: 04.05.2023).
  23. Tukhtasinova M.M. Regional marketing as a tool of increasing the investment attractiveness of the Fergana valley regional marketing as a tool of increasing the investment attractiveness of the Fergana Valley // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. No. 6 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article /n/regional-marketing-as-a-tool-of-increasing-the-investment-attractiveness-ofthe-fergana-valleyregional-marketing-as-a-tool-of-increasing-the (дата обращения: 04.05.2023).
  24. Tursinov A.J. Possibilities of ensuring the economic efficiency of agricultural production based on innovation // Экономика и социум. 2021. No. 3-1 (82). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/possibilities-of-ensuring-the-economic-efficiency-of-agricultural-productionbased-on-innovation (дата обращения: 03.05.2023).
  25. Xolmamatov D.H., Ergashev J.B. O’zbekistonda ilm-fan yutuqlari va innovatsion texnologiyalarga asoslangan kichik biznesni rivojlantirish istiqbollari // JMBM. 2022. No. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-zbekistonda-ilm-fan-yutuqlari-va-innovatsion-texnologiyalargaasoslangan-kichik-biznesni-rivojlantirish-istiqbollari (дата обращения: 04.05.2023).

© Аватков В.А., Рожкова З.П., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах