Типы городов транссибирской магистрали России: динамика численности населения и промышленных функций

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена анализу изменений в промышленности в разных типах городов по людности Транссибирской магистрали (Транссиба) в постсоветский период. Выявлены преобладающие типы городов по современной численности населения и специфике ее динамики в 1990-2015 гг. Оценены ключевые тренды развития промышленности на основе анализа количества закрытых и вновь появившихся промышленных предприятий и производств в этих городах. Определены взаимосвязь динамики градообразующих промышленных предприятий с изменением людности в городах Транссиба в этот период. Установлены основные закономерности смены промышленных функций в разных типах городов.

Полный текст

Введение Города, расположенные вдоль железнодорожной трассы Транссиба, различны по времени возникновения, численности населения, хозяйственной специфике и экономико-географическому положению, но объединены транспортной составляющей. В постсоветское время экономические связи между городами, регионами и соседними с Россией странами претерпели изменения, что оказало безусловное влияние на их развитие. В современной России в целом замечена тенденция концентрации экономической активности в наиболее крупных городах страны при снижении в небольших. В городах страны в последние десятилетия происходят сдвиги в хозяйственной деятельности, в частности промышленной, определяющие динамику численности, миграции и структуру занятости населения. Представлялось интересным исследовать с этой точки зрения города Транссиба и определить совпадают ли трансформации в них с общероссийскими тенденциями. Обзор литературы Данная проблематика рассматривалась в специальной литературе: в целом для выявления особенностей численности населения и экономики городов совре- 1 Публикация подготовлена при поддержке Программы РУДН «5-100». менной России (Нефедова Т.Г., Трейвиш А.И., 2010), ее крупных регионов (Антонов Е., 2016), региональных центров (Качурина Л.Б, Мкртчян Н.В., 2016), и на примере развития промышленности отдельных городов, в частности Иркутска (Белькова Г.Д., 2012), а также при анализе трансформации отраслевой структуры промышленности страны (Rodionova I., Kokuytseva T., 2011; Часовский В.И., 2015). Теоретико-методологической базой работы также послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых, которые внесли значительный вклад в понятие «градообразующие функции» города, разработали различные классификации городов страны, концепции классических факторов формирования городов (Саушкин Ю.Г., 2001; Лаппо Г.М., 1997),тенденции и модели оптимального развития и размещения городов, взаимосвязи хозяйства и населения в городах и др. (Хаггет П., 1979; Fujita, M., Krugman, P. and Venables, T., 2001). Методы и подходы Анализируются развитие городов Транссибирской магистрали в целях исследования ключевых закономерностей в смене основных промышленных градообразующих функций в разных их типах. Для раскрытия этой цели поставлены следующие задачи: провести типологию городов Транссибирской магистрали по их людности, выявить их лидирующие градообразующие функции; определить основные тенденции изменения численности населения в них в постсоветский период и выявить специфику изменений промышленной специализации в разных типах городов. Информационной основой экономического анализа данной работы стали данные народной энциклопедии «Мой город», Каталога организаций России, интернет-порталов «Сделано у нас» и городов Транссибирской магистрали и др. Использовались методы: типологийдля классификации городов по людности; сравнительного балансового анализа статистики - для определения масштабов и специфики изменений в промышленном секторе этих городов на основе расчетов по количеству закрытых и открытых промышленных предприятий в этих городах; сравнительно-исторического анализа - для выявления процессов во времени и различных подотраслях промышленности. Типы городов Транссиба по людности и их динамики Среди всех городов, расположенных на Транссибирской железнодорожной магистрали, в 2015 г. большую часть составляли малые (43,6%) и средние (15,4%), но и к крупнейшим и миллионерам относятся 25,6% от их общего количества (табл. 1). В азиатской части Транссиба находятся почти все крупнейшие города и миллионеры (за исключением Ярославля и Перми); он проходит через треть современных городов-миллионеров России. Около половины городов магистрали были образованы в годы ее строительства, что обусловило резкий приток жителей, а также появились в годы советской индустриализации и дальнейшего освоения Сибири и Дальнего Востока страны (Лаппо Г.М., 1997). Перспективы развитие получили наиболее крупные города, расположенных на транзите сырья и готовой продукции, вблизи природных ресурсов, что влекло создание и новых городов вокруг появляющихся производств (Саушкин Ю.Г., 2001; Тургель И.А., 2014). Например, Петровск-Забайкальский образован на основе чугунолитейного завода, Юрга получил развитие после открытия машиностроительного завода, Анжеро-Судженск своим появлением город обязан разработкам угольных месторождений (Каталог организаций России). В годы Великой Отечественной войны много заводов были переведены из западных частей страны на Урал и Сибирь (Тюмень, Омск и др.), что вызвало увеличение их людности и усилило доминирование промышленных градообразующих функций (Город и деревня в Европейской России, 2001). Типы городов Транссибирской магистрали по людности в 2015 г. [Types of cities of the Trans-Siberian Railway by population in 2015] Таблица 1 Тип* Людность, тыс. жителей Количество городов, ед. Доля от всех, % Города Малые до 50 17 43,6 Называевск, Вяземский, Могоча, Балезино, Данилов, Иланский, Петровск-Забайкальский, Слюдянка, Боготол, Верещагино, Шарья, Буй, Барабинск, Зима, Тайшет, Лесозаводск, Мариинск Средние 50-100 6 15,4 Кунгур, Белогорск, Анжеро-Судженск, Биробиджан, Юрга, Канск Большие 100-250 3 7,7 Ачинск, Первоуральск, Уссурийск Крупные 250-500 3 7,7 Чита, Улан-Удэ, Киров Крупнейшие 500-1000 5 12,8 Ярославль, Владивосток, Хабаровск, Иркутск, Тюмень Миллионеры более 1 000 5 12,8 Пермь, Красноярск, Омск, Екатеринбург, Новосибирск Всего: 39 100,0 * Типология городов по людности - по Лаппо Г.М. (Лаппо Г.М., 1997). Источник: составлено авторами по данным народной энциклопедии «Мой город» [Электронный ресурс]. URL: http://www.mojgorod.ru (дата обращения: 25.07.2016). Анализ динамики численности населения разных типов городов Транссиба в постсоветский период выявил следующие закономерности. Людность малых и средних городов заметно снижалась, в наибольшей мере - в первых. Максимальная убыль населения отмечена в г. Петровск-Забайкальском (-39,4% в 2015 г. по отношению к 1992 г.), минимальная - Мариинске (-4,5%). Снижение численности населения в средних городах ниже, чем в малых: самое большое произошло в Анжеро-Судженске (-30,7% за период), меньшее - Белогорске (-10,4%). Неоднозначна динамика людности в больших городах: отрицательный прирост населения имеют Ачинск и Первоуральск, являющиеся моногородами (-12,4% и -7,7% соответственно), положительный - Уссурийск (на 6,4%). Позитивная динамика людности отмечается во всех крупных (наибольший прирост - +19,1% в Улан-Удэ), крупнейших городах (+43,4% - в Тюмени) и городах-миллионерах (+20% - в Красноярске). Согласно информации справочного портала России и сайтов городов Транссиба, установлено, что для современных малых и средних городов свойственна монопрофильная специализация с ведущими градообразующими транспортнологистическими и промышленными функциями (наиболее значимы машиностроение, химическая и лесная промышленность). В крупнейших городах и «миллионниках» - многофункциональная структура экономики с несколькими градообразующими функциями. Наиболее крупные изучаемые города имеют часто статус административных центров субъектов РФ (Ярославль, Киров, Екатеринбург, Тюмень, Иркутск и др.), также в них представлены и финансовые, научные, культурные, образовательные и прочие функции. В постсоветский период прослеживается тенденция увеличения численности населения в более крупных и снижения - в менее крупных городах Транссиба, что в целом соответствует общим закономерностям динамики людности в городах страны (Нефедова Т.Г., Трейвиш А.И., 2010). Сокращение населения коснулся более 3/4 городов Транссиба, что напрямую связано с изменением их основной градообразующей функции - промышленности, которая оказывает, в свою очередь, влияние на расширение или сужение обслуживающего персонала, согласно теории городского мультипликатора Лоури (Хаггет П., 1979). Трансформация градообразующих промышленных функций После распада СССР многие градообразующие предприятия пришли в убыток и были ликвидированы по причине банкротства, так как уровень их производства не предоставлял возможности производить товары в нужном количестве и качестве при открытой конкуренции с зарубежными (Rodionova I., Kokuytseva T., 2011). В связи с этим в городах Транссиба в 1990-2015 гг. были закрыты одни и появились другие предприятия, оказав разную степень влияния на специализацию промышленности. Почти все предприятия, прекратившие свою деятельность в данных городах, относятся к обрабатывающей промышленности: машиностроению (28,2%), пищевой (25,6%) и легкой промышленности (12,8%) (рис. 1). Наименьшее их количество приходится на 1990-е гг. Большая часть (36%) заводов в наиболее крупных городах была закрыта в 2000-2009 гг., главным образом это - заводы машиностроения. Предприятия малых и средних городов проходят длительную процедуру банкротства и ликвидации, вплоть до настоящего времени (Каталог организаций России), 16% из них прекратили свою деятельность в 2011-2013 гг. (в Биробиджане, Тайшете, Зиме, Первоуральске). Однако, за 1990-2015 гг. открылось в 1,7 раз больше предприятий, чем закрылось, что говорит в целом об усилении промышленной функции в городах Транссиба. Подавляющая их часть - заводы нефтехимии (23,4%), по производству стройматериалов (20,3% от всех новых), пищевой (18,8%) и машиностроения (9,3%) продукции. Всплеск появления новых заводов отмечается с 2011 г. (39%), меньшее их количество (17,2%) открывалось в 2002-2006 гг. и преимущественно в малых и средних городах, например, в Тайшете или Канске. Заметно выросла роль промышленность стройматериалов и нефтехимии. Характер новых строительных материалов (в Перми, Ярославле, Чите, Белогорске и др.) говорит об активизации жилищного строительства, связанного с возросшим потребительским спором населения, близостью транспортных путей и рынков сбыта продукции (ТехноНИКОЛЬ). К примеру, созданы заводы сухих строительных смесей в Тюмени и Омске, крупнопанельного домостроения в Омске и Новосибирске, теплоизоляций, кровельных и фасадных материалов в Тюмени, цемента с использованием золошлаковых отходов в Омске и керамики в Новосибирске (Справочный портал России). Нефтехимическая промышленность в городах Транссиба развивалась на основе местного сырья или транзитно транспортируемого и, как правило, наращивала производство, не меняя существовавший состав промышленности. Так, около половины всех новых заводов сосредоточены в Омске и Перми. Всего открылось в 4,3 раза больше предприятий, чем закрылось, они выпускают продукцию оргсинтеза, различные пластики, шины, фармацевтику, смазочные масла и др. Рис. 1. Количество открывшихся и закрывшихся предприятий промышленности в городах Транссибирской магистрали в 1990-2015 гг., ед. [Fig. 1. The number of opened and closed industrial enterprises in the cities of the Trans-Siberian Railway in 1990-2015, units] Источник: составлено авторами по данным Каталога организаций России [Электронный ресурс]. URL: www.list-org.com; Новостного бизнес-портала BusinessLife. [Электронный ресурс]. URL: http:// businesslife.today/news/kakie-zavody-inostrannye-kompanii-zakroyut-v-rossii/ (дата обращения: 15.02.2017); Списку уничтоженных предприятий России [Электронный ресурс]. URL: http://www. rospisatel.ru/predprijatija.htm (дата обращения: 05.03.2017) и веб-сайту «Сделано у нас» [Электронный ресурс]. URL: http://sdelanounas.ru/ (дата обращения: 20.02.2017). Пищевая промышленность и машиностроение характеризуются нестабильностью. Новые производства продуктов питания связаны с расширением ассортимента продукции на местном сырье: в Улан-Удэ открыт новый мясоперерабатывающий комплекс одного из крупнейших предприятий региона «Бурятмяспром», на заводе ОАО «Молоко Бурятии» - цех по розливу ультрапастеризованного молока, в Омске - цех по переработке мяса индейки ООО «Руском-Агро» и третий хлебозавод компании «Хлебодар», Новосибирске - линия по розливу йогуртов «Сибирское молоко» (филиал ОАО «Вимм-Биль-Данн) (Каталог организаций России). Закрытие заводов обусловлено стремлением зарубежных производителей размещать филиалы вблизи массового потребителя, поэтому, например, «КокаКола» и «Карлсберг» из Красноярска и Новосибирска переехали в Самарскую, Орловскую, Московскую и другие области (Новостной бизнес-портала BusinessLife). В отрасли произошли наибольшие изменения по количеству закрытых и открытых предприятий. Среди всех ликвидированных заводов машиностроения треть относится к приборостроению (расположены в Иркутске, Красноярске, Хабаровске) и выпускали телевизоры, радиоприемники и аппаратуру, не смогли конкурировать с более дешевыми импортными аналогами (Энциклопедия Иркутской области), появившимися после распада СССР, как и в целом по стране. Предприятия были в значительной степени сокращены, хотя часть производств была перепрофилирована и существует до сих пор, например, ООО «Байкал-оптика» в Иркутске, «Краспромснаб» в Красноярске и др. (Справочный портал России). Новые машиностроительные предприятия специализируются на сложной продукции, часто оборонного назначения (например, в Свердловске организовано сборочное производство металлообрабатывающих станков на «ГРС Урал», Перми - токарных обрабатывающих центров АО «Совместное технологическое предприятие»), большая часть выпуска которых осуществляется благодаря государственным заказам (Государственный архив Пермского края). Тенденции развития промышленности в разных типах городов В таблице 2 отражено, в каких типах городов по людности происходили важнейшие изменения в отраслях обрабатывающей промышленности, на которых специализируются города Транссиба. Предприятия пищевой промышленности закрывались в разных типах городов. Более половины закрытых сосредоточена в больших городах, в основном в Ачинске (кондитерская фабрика, мясокомбинат, пивзавод и др.) (Новости Красноярского края), а также других - малом городе Слюдянке Южно-Байкальский рыбозавод не выдержал конкуренции с другими компаниями Дальнего Востока и был признан банкротом, в среднем по людности в Канске в упадок пришел Канский ликероводочный завод (Энциклопедия Иркутской области). Развитие отрасли в большей степени происходит в городах-миллионерах, Омске и Новосибирске (41,6%), активно развивается отрасль и в крупных и больших городах за счет расширения действующих заводов в крупных городах (Улан-Удэ, Чите). Бурное развитие производства строительных материалов максимально затронуло крупные города и города-миллионеры Транссиба с наиболее явной положительной динамикой численности населения - в них сосредоточено 86,7% новых заводов или цехов данного профиля. Изменение количества предприятий в основных отраслях промышленности в разных типах городов Транссиба в 1990-2015 г. [Change in the number of enterprises in key industries in different types of Trans-Siberian cities in 1990-2015] Таблица 2 Тип города Количество предприятий промышленности, ед. стройматериалов пищевой нефтехимической машиностроительной открыты закрыты открыты закрыты открыты закрыты открыты закрыты Миллионеры 6 - 5 2 9 1 6 3 Крупнейшие 6 - 1 - 2 1 1 3 Крупные - - 3 - 1 - - - Большие - 2 1 6 1 1 - 3 Средние 1 - 1 1 2 1 1 1 Малые - - 1 1 1 - 1 1 Источник: составлено авторами по данным Каталога организаций России [Электронный ресурс]. URL: www.list-org.com; Новостного бизнес-портала BusinessLife. [Электронный ресурс]. URL: http:// businesslife.today/news/kakie-zavody-inostrannye-kompanii-zakroyut-v-rossii/ (дата обращения: 15.02.2017); Списку уничтоженных предприятий России [Электронный ресурс]. URL: http://www. rospisatel.ru/predprijatija.htm (дата обращения: 05.03.2017) и веб-сайту «Сделано у нас» [Электронный ресурс]. URL: http://sdelanounas.ru/ (дата обращения: 20.02.2017). Новые цеха и производства нефтехимической промышленности открывались преимущественно в городах-миллионерах (70%), больше всего - в Омске (31%), где данная специализация традиционна. Это - Омские заводы полипропилена ООО «Полиом» и компании «Титан», производство композитного материала на основе сверхвысокомолекулярного полиэтилена «НПО Гелар» в Красноярске, «Гипсополимер» в Перми и др. (Справочный портал России). Предприятия машиностроения в основном возникали (75%) в городах-миллионерах с устоявшейся ролью в отраслевой структуре промышленности: в Екатеринбурге, Перми, Омске (например, новый завода по производству ультразвуковых медицинских аппаратов в Омске). Это не оказывало значительного влияния на промышленную функцию городов, в ряде случаев ее расширявших. Поэтому отрасль наиболее сохранилась в крупных городах и «миллионниках», хотя и оказалась представлена другими предприятиями, например, ООО «Байкал-оптика» в Иркутске, «Краспромснаб» в Красноярске и др. (Каталог организаций России). Более половины закрывшихся производств концентрировались также в наиболее крупных городах, например, Иркутский завод карданных валов, прекративший свое существования из-за нарушения технологической кооперации (Энциклопедия Иркутской области), Пермские «Велозавод» и машиностроительный завод им. Ф.Э. Дзержинского (Государственный архив Пермского края) и ОАО «ХК ДАЛЬЗАВОД» (г. Владивосток), объявленные банкротами. Среди городов Транссиба, в которых происходила рокировка машиностроительных заводов, - 36% крупных городов и 27% городов-миллионеров. Другие отрасли промышленности отличаются незначительными изменениями в количестве закрытых и открытых предприятий, но это также в касается наиболее крупных городов. В целом прослеживается положительный баланс предприятий деревообработки, металлоработки, металлургии и переработки отходов при уменьшение роли легкой и добывающей промышленности (рис. 2). Рис. 2. Количество открывшихся и закрывшихся предприятий в других отраслях промышленности по типам городов Транссиба в 1990-2015 гг., ед. [Fig. 2. The number of opened and closed enterprises in other industries by types of Transsib cities in 1990-2015, units.] Источник: составлено авторами по данным Каталога организаций России [Электронный ресурс]. URL: www.list-org.com; Новостного бизнес-портала BusinessLife. [Электронный ресурс]. URL: http:// businesslife.today/news/kakie-zavody-inostrannye-kompanii-zakroyut-v-rossii/ (дата обращения: 15.02.2017); Списку уничтоженных предприятий России [Электронный ресурс]. URL: http://www. rospisatel.ru/predprijatija.htm (дата обращения: 05.03.2017) и веб-сайту «Сделано у нас» [Электронный ресурс]. URL: http://sdelanounas.ru/ (дата обращения: 20.02.2017). Многие небольшие города Транссиба кардинально изменили свои градообразующие промышленные функции, а для некоторых прекращение деятельности завода означало наступление кризиса. В первую очередь, это - малые и средние города с предприятиями угольной и химической промышленности, черной металлургии, что способствовало оттоку населения и сокращению их людности. Так, в Петровск-Забайкальском прекратил деятельность металлургический завод, что объясняет максимальное сокращения его людности среди городов Транссиба в 1990-2015 гг. В Анжеро-Судженске, среднем по размеру моногороду и занимающим второе место по сокращению численности населения, ликвидированы нерентабельные шахты угледобывающей промышленности, которые были градообразующими. В Ачинске, лидеру по уменьшению людности среди больших городов, прекратили функционирование заводы по деревообработке и производству строительных материалов, выпуску одежды, обуви, кондитерских изделий; наиболее крупные предприятия сейчас - глиноземный комбинат и нефтеперерабатывающий завод, новые предприятия не появлялись за исследуемый период, из чего следует вывод о сужении и изменении его градообразующих промышленных функций (Новости Красноярского края). Примерами городов с трансформацией промышленности являются и более крупные города. В Уссурийске, единственном из больших городов Транссиба, зафиксирован прирост людности за постсоветский период в связи с появлением мусороперерабатывающего завода и предприятия по производству канализационных труб, что расширило его функции. Открытие мебельных фабрик в Красноярске, обувной фабрики в Новосибирске и комбикормового завода в Омске способствовало диверсификации промышленности и росту населения (Сделано у нас). Таким образом, новые предприятия открывались в основном в наиболее крупных городах Транссиба, закрытие предприятий наблюдается во всех типах городов, но преимущественно в больших. В наиболее крупных городах диверсифицировались промышленные функции, в небольших - произошла их смена. Заключение Преобладающий тип городов Транссиба - это малые - со специализацией на обрабатывающей промышленности и железнодорожном транспорте. Упадок градообразующего сектора промышленности в малых, средних и больших городах Транссиба за постсоветский период предопределил резкое сокращение их численности населения, что согласуется с общероссийскими реалиями. Новая специализация обрабатывающей промышленности формируется в них часто за счет появления новых заводов (мебельных и легкой промышленности). В большинстве крупных, крупнейших городов и городах-миллионерах наблюдалась положительная динамика людности за счет миграций населения из-за активизация промышленной деятельности. В них, произошло расширение имевшихся градообразующих функций и их трансформация - развитие производства строительных материалов, нефтехимии и пищевой промышленности при деградации машиностроения и легкой промышленности, что во многом похоже на то, что происходило в таких городах в России.

×

Об авторах

Марина Николаевна Миронова

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: mironova_mn@pfur.ru

кандидат географических наук, доцент, доцент кафедры региональной экономики и географии

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Наталия Геннадьевна Кузнецова

Российский университет дружбы народов

Email: nataliya.kuznetsova95@yandex.ru

бакалавр экономического факультета РУДН, кафедры региональной экономики и географии

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Александр Николаевич Шолудько

Российский университет дружбы народов

Email: sholudko_an@pfur.ru

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры региональной экономики и географии

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Список литературы

  1. Антонов Е. Демографическая и экономическая асимметрия городов Урала, Сибири и Дальнего Востока в 1991-2014 гг. // The Journal of Siberian and Far Eastern Studies. 2016. № 2. С. 8-53.
  2. Белькова Г.Д. Анализ структуры промышленности г. Иркутска / Основные тренды социальноэкономического развития г. Иркутска: материалы межрег. конф. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2012. С. 54-57.
  3. Государственный архив Пермского края [Электронный ресурс]. URL: http://web.archive.org/ web/20131113070453/; http://www.archive.perm.ru/page.php?id=277 (дата обращения: 10.02.2017).
  4. Город и деревня в Европейской России: сто лет перемен: монографический сб. / ред. Т. Нефедова, П. Полян, А. Трейвиш. М.: ОГИ, 2001. 560 с.
  5. Каталог организаций России [Электронный ресурс]. URL: http://www.list-org.com (дата обращения: 25.01.2016).
  6. Качурина Л.Б., Мкртчян Н.В. Роль миграционных процессов в демографическом развитии региональных центров России // Вопросы географии. Сб. 141. Проблемы регионального развития России / отв. ред. В.М. Котляков, В.Н. Стрелецкий, О.Б. Глезер, С.Г. Сафонов М.: Изд. дом «Кодекс», 2016. С. 200-233.
  7. Лаппо Г.М. География городов: учеб. пособие для географических факультетов ВУЗов. М.: Гуманит.; изд. центр ВЛАДОС, 1997. C. 42-43.
  8. Народная энциклопедия «Мой город» [Электронный ресурс]. URL: http://www.mojgorod.ru (дата обращения: 05.01.2017).
  9. Новости Красноярского края [Электронный ресурс]. URL: http://krsk.sibnovosti.ru/ (дата обращения: 15.02.2017).
  10. Новостной бизнес-портал BusinessLife [Электронный ресурс]. URL: http://businesslife.today/ news/kakie-zavody-inostrannye-kompanii-zakroyut-v-rossii/ (дата обращения: 15.03.2017).
  11. Нефедова Т.Г., Трейвиш А.И. Города и сельская местность: состояние и соотношение в пространстве России // Региональные исследования. 2010. № 2. С. 42-57.
  12. Сайт компании «ТехноНИКОЛЬ» [Электронный ресурс]. URL: http://www.tn.ru/about/o_ tehnonikol/industry/factories/tehnonikol_jurga/ (дата обращения: 20.02.2017).
  13. Сайт «Сделано у нас» [Электронный ресурс]. URL: http://sdelanounas.ru/ (дата обращения: 20.02.2017).
  14. Саушкин Ю.Г. Избранные труды. Смоленск: Универсум, 2001. 416 с.
  15. Список уничтоженных предприятий России [Электронный ресурс]. URL: http://www.rospisatel. ru/predprijatija.htm (дата обращения: 05.03.2017).
  16. Справочный портал России (СПР): компании Сибири [Электронный ресурс]. URL: http:// sfo.spr.ru/ (дата обращения: 18.02.2017).
  17. Тургель И.А. Монофункциональные города России: от выживания к устойчивому развитию. М.: Директ-медиа, 2014. 127 с.
  18. Хаггет П. География: синтез современных знаний. М: Прогресс, 1979. 686 с.
  19. Часовский В.И. Основные тренды территориально-отраслевых изменений в промышленности России // Балтийский регион. 2015. Т. 25. № 3. С. 154-172.
  20. Энциклопедия Иркутской области [Электронный ресурс]. URL: http://irkipedia.ru/content/ irkutskiy_zavod_kardannyh_valov (дата обращения: 10.02.2017).
  21. Fujita, M., Krugman, P. and Venables, T. (2001). The Spatial Economy: Cities, Regions and International Trade, Cambridge, MA: MIT Press.
  22. Rodionova I., Kokuytseva T. Current state and development prospects of the Russiun economy // Quaestiones Geographicae. 2011. V. 30. № 2. С. 23-34.

© Миронова М.Н., Кузнецова Н.Г., Шолудько А.Н., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах