Формирование экологической культуры грамотного обращения с отходами
- Авторы: Примак Е.А.1, Иванова Е.А.1
-
Учреждения:
- Российский государственный гидрометеорологический университет
- Выпуск: Том 32, № 3 (2024)
- Страницы: 301-311
- Раздел: Краткие сообщения
- URL: https://journals.rudn.ru/ecology/article/view/41278
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2310-2024-32-3-301-311
- EDN: https://elibrary.ru/ZCZSYG
Цитировать
Полный текст
Аннотация
На сегодняшний день важность решения проблемы формирования экологической культуры с каждым годом возрастает во всех регионах России. В свою очередь, это обусловлено прежде всего необходимостью принятия мер не только для развития экологической грамотности и образования, но и улучшения состояния окружающей природной среды, рационального использования ресурсов, раздельного накопления и сбора отходов производства и потребления и грамотно организованной переработки вторичного сырья. Данная проблема может быть решена только совместными усилиями как органов государственной власти, органов местного самоуправления, так и населения России. Цель исследования заключалась в изучении основных причин недостаточно ответственного отношения населения Российской Федерации в области обращения с отходами через рассмотрение уровня экологической грамотности в данной области. В исследовании приведены результаты социально-экологического опроса, проведенного методом социологического исследования для оценки фактического уровня экологической грамотности населения России и выявления их потребности в экологическом образовании. Анкетирование позволило выявить основные трудности и проблемы, с которыми сталкиваются респонденты в области раздельного накопления и сбора отходов.
Полный текст
Введение В последние годы экологическая грамотность рассматривается как наиболее важный компонент экологического образования. Поскольку экологические проблемы могут иметь непреодолимые последствия для будущего нашей страны, необходимо обратить особое внимание на развитие экологической грамотности и ее уровень в России. Главной целью экологического образования является воспитание современных активных граждан, которые осознают необходимость бережного отношения к окружающей среде и беспокоятся о ее состоянии, а также обладают знаниями, навыками, мотивацией и приверженностью к индивидуальной и коллективной работе по решению существующих проблем и предотвращению возникновения новых в этой области. На сегодняшний день одной из наиболее важных экологических проблем является проблема обращения с отходами производства и потребления. Частью решения этой проблемы является повышение уровня экологической грамотности населения в данной сфере с целью преобразования структуры коллективного человеческого сознания и побуждения людей минимизировать или смягчать существующие экологические проблемы [1]. Важно, чтобы каждый гражданин осознавал свою ответственность за сохранение природы и вносил личный вклад в защиту окружающей среды, принимая активное участие в решении задач в сфере экологической безопасности. Материалы и методы исследования В настоящее время с технологическим развитием и ростом населения в России уровни потребления ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в значительной степени неуклонно растут, вызывая глобальные изменения, которые среди прочего отражаются в системе обращения с отходами. Последние десятилетия молодое поколение стало осознавать всю серьезность экологического дисбаланса. Следует отметить, что в современном российском обществе существует некоторое социальное беспокойство, которое проявляется экологической тревожностью по поводу неспособности предотвратить экологический кризис [2]. В целях предотвращения дальнейшего загрязнения окружающей среды необходимо сосредоточиться не только на разработке и применении новых технологий, но и на реализации культурной трансформации, которая необходима для противостояния нынешнему экологическому кризису. Особое внимание необходимо уделить образовательной деятельности, чтобы увеличить осведомленность населения об экологических проблемах и побудить к действиям по защите окружающей среды. Основной целью экологического образования является повышение экологической грамотности, что является важной задачей для улучшения качества окружающей среды. Впервые термин «экологическая грамотность» введен Д.В. Орром и Ф. Капрой в конце 1990-х гг., которые определяли «экологическую грамотность» как интеграцию экологических знаний, принципов и основанного на них экологического мышления с экологической деятельностью - практическим следованием экологическим ценностям [3]. В настоящее время в научной литературе насчитывается не менее десятка определений «экологической грамотности». Но, несмотря на такое многообразие понятий в определении экологической грамотности, на сегодняшний день в законодательных актах его общее толкование не закреплено. Как отмечено в Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 г. к внутренним вызовам и угрозам экологической безопасности, помимо увеличения объема образования отходов производства и потребления при низком уровне их утилизации, относится в том числе низкий уровень экологического образования населения[27]. Главной причиной сложившейся ситуации является низкий уровень экологической грамотности и экологической культуры граждан страны [4]. В современной России экологическая культура раздельного накопления и сбора отходов только начинает внедряться в жизнь населения. Так, в 2019 г. публично-правовой компанией «Российский экологический оператор» был разработан национальный проект «Экология», который должен был решить проблемы не только в области обращения с отходами, но и развития экологического туризма и экологического воспитания населения. Однако спустя время он показал свою неэффективность, так как согласно одной из задач федеральной программы «Утилизация отходов» - нелегальные свалки необходимо было ликвидировать уже к 2024 г. и увеличить до 36 % количество отходов, отправляемых на утилизацию. По данным на 2022 г., количество отходов, отправляемых на утилизацию, составляет лишь 6-7 %. В соответствии со статьей 71 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды» в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование и дополнительное профессиональное образование специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма[28]. В связи с этим следует выделить некоторые особенности формирования экологической грамотности на каждом уровне образования в Российской Федерации. Рассмотрим некоторые из них. Главной особенностью общего образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования[29] является формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных. Важно отметить, что не выражен единый государственный образовательный стандарт отсутствует у среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования специалистов, но есть стандарты для каждого направления отдельно. Однако во многих дисциплинах осуществляется эколого-просветительская деятельность, а также происходит формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления. Для того чтобы оценить уровень экологической культуры в сфере обращения с отходами, а также готовность населения к раздельному сбору отходов был составлен и проведен в апреле 2022 г. социально-экологический опрос, в котором приняло участие 400 жителей Российской Федерации разных возрастов и профессий. Все респонденты были разделены на пять возрастных категорий: подростковый возраст (10-15 лет); юношество (16-20 лет); ранняя взрослость (21-40 лет); средняя взрослость (41-59 лет) и период поздней взрослости (60 лет и старше) [5]. Данное разделение на возрастные категории позволяет выделить те группы населения, на которые следует обратить особое внимание и сделать акцент на дополнительную работу в области формирования экологической культуры. Среди опрошенных респондентов большую часть составили женщины - 85 % и соответственно 15 % пришлось на респондентов мужского пола. Наибольшее количество опрошенных женщин входят в возрастную категорию от 21 до 40 лет, а мужчин - в возрасте от 16 до 20 лет (табл. 1). Таблица 1. Распределение респондентов по возрастным категориям Возраст, лет Женщины Мужчины 10-15 2 1 16-20 88 36 21-40 183 20 41-59 64 3 60 и старше 3 0 Источник: составлено авторами. Table 1. Distribution of respondents by age categories Age, years Female Male 10-15 2 1 16-20 88 36 21-40 183 20 41-59 64 3 60 and older 3 0 Source: compiled by the authors. Результаты исследования и их обсуждения В табл. 2 представлены результаты проведенного исследования. Таблица 2. Результаты анкетирования Вопрос «Знаете ли Вы о раздельном сборе отходов?» Возраст, лет Женщины, чел. Мужчины, чел. Да Нет Да Нет 10-15 2 0 1 0 16-20 88 0 36 0 21-40 181 2 19 1 41-59 64 0 3 0 60 и старше 3 0 0 0 Вопрос «Вы готовы поддержать введение раздельного сбора отходов?» Возраст, лет Женщины, чел. Мужчины, чел. Да Нет Да Нет 10-15 2 0 1 0 16-20 86 2 34 2 21-40 178 5 19 1 41-59 61 3 2 1 60 и старше 3 0 0 0 Вопрос «Разделяете Вы мусор в домашних условиях?» Возраст, лет Женщины, чел. Мужчины, чел. Да Нет Да Нет 10-15 1 1 1 0 16-20 44 44 14 22 21-40 134 49 12 8 41-59 41 23 1 2 60 и старше 2 1 0 0 Вопрос «Как Вы считаете, возможно приобщить население к раздельному накоплению отходов?» Возраст, лет Женщины, чел. Мужчины, чел. Да Нет Да Нет 10-15 2 0 1 0 16-20 83 5 31 5 21-40 157 26 17 3 41-59 59 5 2 0 60 и старше 3 0 0 0 Источник: составлено авторами. Table 2. Results of the survey The question “Do you know about separate waste collection?” Age, years Female Male Yes No Yes No 10-15 2 0 1 0 16-20 88 0 36 0 21-40 181 2 19 1 41-59 64 0 3 0 60 and older 3 0 0 0 The question “Are you ready to support the introduction of separate waste collection?” Age, years Female Male Yes No Yes No 10-15 2 0 1 0 16-20 86 2 34 2 21-40 178 5 19 1 41-59 61 3 2 1 60 and older 3 0 0 0 The question ‟Do you share waste at home?” Age, years Female Male Yes No Yes No 10-15 1 1 1 0 16-20 44 44 14 22 End of Table 2 21-40 134 49 12 8 41-59 41 23 1 2 60 and older 2 1 0 0 The question ‟Do you think it is possible to involve the population in separate accumulation of waste?” Age, years Female Male Yes No Yes No 10-15 2 0 1 0 16-20 83 5 31 5 21-40 157 26 17 3 41-59 59 5 2 0 60 and older 3 0 0 0 Source: compiled by the authors. На вопрос «Знаете ли Вы о раздельном сборе отходов?» 99 % респондентов, преимущественно женщины в возрасте от 21 до 40 лет и мужчины от 16 до 20 лет, ответили положительно, что подтверждает достаточно высокий уровень информированности населения в данной области. По результатам проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что 96,5 % опрошенных готовы разделять отходы дома. Дополнительно в ходе проведения анкетирования было уточнено, на какие фракции интервьюируемые готовы разделять отходы (рис.). В большей степени женщины готовы разделять на пластик и стекло - 20 %, макулатуру - 19 %, в меньшей степени - на пищевые отходы - 15 %, металл - 14 % и текстиль - 12 %. Среди мужчин в большей степени готовы разделять на пластик и макулатуру 20 %, стекло - 19 %, в меньшей степени на металл - 16 %, пищевые отходы - 15 % и текстиль - 10 %. Количество респондентов, чел. Готовность населения к разделению отходов на фракции Источник: составлено авторами. The readiness of the population to separate waste into fractions Source: compiled by the authors. На вопрос о сортировке мусора в домашних условиях более 60 % всех анкетируемых ответили положительно. Однако необходимо отметить, что мужчин, которые разделяют отходы по фракциям дома, всего 28 чел., что составляет менее 50 % от общего количества анкетируемых мужчин. При организации и проведении экологической просветительной деятельности следует обратить особое внимание и сделать акцент на дополнительную работу в возрастной группе от 16 до 20 лет: именно женщины и мужчины данного возраста меньше всех разделяют мусор. Одними из основных причин отсутствия раздельного накопления отходов в домашних условиях являются отсутствие системы селективного сбора отходов в районе проживания респондентов, отсутствие экологического образования в данной области и отсутствие уверенности в том, что разделенный мусор действительно попадет на переработку с пользой для окружающей среды. В целом проведенный анализ показал, что большинство респондентов считают, что население на практике возможно приобщить к селективному накоплению отходов. Более 88 % женщин и мужчин всех возрастных категорий ответили утвердительно на данный вопрос. Рекомендации по повышению экологической культуры Уровень экологической культуры и образования с каждым годом растет, но на сегодняшний момент еще не достиг необходимого уровня. Для каждой категории населения необходимо разработать эффективную систему пропаганды экологически ответственного поведения и отношения не только к раздельному накоплению и сбору отходов, но и к окружающей среде в целом. Существует большое количество средств массовой информации, обладающих большой аудиторией, с помощью которых имеется возможность эффективно осуществлять экологическое просвещение. Социальные медиа являются достаточно результативным и простым инструментом для формирования общественного мнения по отношению к экологической ситуации, в том числе в области обращения с отходами. Существует несколько основных функций, которые выполняют СМИ, к ним относятся: 1) взаимодействие; 2) информация; 3) презентация; 4) мотивация. В настоящее время существуют различные подходы к решению проблемы повышения экологической культуры и экологического образования населения: реализация экогуманитарной модели «6+1» [3], использование медиаресурсов и технологий, внедрение технологий электронного образования для формирования и развития экологической грамотности и экологически ответственного поведения в дополнительных общеразвивающих программах, применение эффективных методов проектной и научной деятельности, применение междисциплинарного и конвергентного подходов и др. [6]. Для того чтобы улучшить ситуацию в сфере развития экологической культуры в России, авторами был разработан проект «ЭкоКультура», реализация которого в первую очередь направлена на приобщение населения к раздельному накоплению отходов и развитие экологического образования и просвещения. Цель проекта - повышение экологической культуры потребления и ответственного отношения населения России через приобщение всех возрастных категорий населения к раздельному накоплению и сбору отходов. Задачи проекта: 1) популяризация важности развития экологической культуры и бережного отношения к окружающей среде у населения; 2) эффективная организация пунктов раздельного сбора отходов; 3) создание единой и эффективной системы раздельного сбора отходов по всей России; 4) создание рекламной кампании, привлечение СМИ и социальных медиа для повышения экологического просвещения; 5) проведение эколого-просветительских мероприятий. Реализация проекта позволит не только снизить экологические и социальные риски в сфере раздельного сбора отходов, но и значительно улучшить качество жизни населения России. Заключение Результаты проведенного социально-экологического опроса позволяют сделать вывод о том, что становление экологической грамотности и культуры в области раздельного накопления и сбора отходов в России всё еще находятся на стадии развития. Большинство респондентов выразило готовность к внедрению в стране раздельного сбора отходов. При этом одной из основных проблем, с которой сталкиваются многие опрошенные, является отсутствие централизованной системы раздельного сбора отходов. В данном случае необходим вклад не только всех граждан, но и органов государственной власти и органов местного самоуправления в целом. Только вместе, совершая правильные экологические действия, можно создать благоприятную среду для жизни сейчас и будущим поколениям. В ходе исследования авторами были сформулированы следующие подходы к решению проблемы повышения экологической культуры и экологического образования населения России: 1) повышение уровня образования и подготовки преподавателей, лидеров общественных экологических организаций в области охраны окружающей среды, экологической безопасности; 2) использование интерактивных методов и технологий для формирования экологической культуры и образования; 3) применение СМИ и социальных медиа; 4) развитие сети пунктов раздельного сбора отходов; 5) стимулирование населения не только материально, но и морально; 6) осуществление эколого-просветительской работы с гражданами в области раздельного накопления и сбора отходов. Экологическое образование должно охватывать все группы населения и стать частью их повседневной жизни и деятельности, тем самым повышая уровень экологической культуры граждан всех возрастных категорий. Для этого необходимо проводить непрерывное обучение населения экологической грамотности, распространять информацию о важности сохранения природы и окружающей среды. Целесообразно создать уникальное экологическое образовательное сообщество, которое сможет продвигать экологическую культуру, активно вовлекая население в улучшение экологической ситуации и повышение осведомленности в этой области.Об авторах
Екатерина Алексеевна Примак
Российский государственный гидрометеорологический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: ekaterinaprimak@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-3536-4122
SPIN-код: 1517-9259
кандидат географических наук, доцент кафедры прикладной и системной экологии
Российская Федерация, 192007, Санкт-Петербург, ул. Воронежская, д. 79Елизавета Алексеевна Иванова
Российский государственный гидрометеорологический университет
Email: lizok.sb@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-2736-1159
SPIN-код: 9906-9761
магистрант кафедры прикладной и системной экологии
Российская Федерация, 192007, Санкт-Петербург, ул. Воронежская, д. 79Список литературы
- Fang W.T., Hassan A, LePage B.A. Environmental Literacy // The Living Environmental Education. Sustainable Development Goals Series. Springer, Singapore, 2022. P. 93-126. https://doi.org/10.1007/978-981-19-4234-1_4
- Абдулрагимов И.А., Горбушина Е.А., Небродовская-Мазур Е.Ю. Феномен «экотревожность» и его актуальность для российской действительности // Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право: сборник научных трудов. М., 2022. С. 16-23.
- Алексеев С.В. От экологической грамотности к экологической культуре: интеграция образования и просвещения // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2024. Т. 19, № 1. С. 36-44. https://doi.org/10.210209/2658-7114-19-1-36-44
- Зеленова Д.А., Каплунова Д.В., Селюч В.В. Формирование экологического воспитания в Российской Федерации // Синергия наук. 2018. № 23. С. 835-844.
- Хилько М.Е. Возрастная психология. М.: Изд-во Юрайт, 2013. 200 с.
- Дуненбаева Я.В., Жидкина А.А., Куклина Е.Б. Исследование формирования экологической грамотности и экологически ответственного поведения жителей города Ханты-Мансийска // Сборник материалов летней школы по зеленой экономике. 2021. С. 102-123.