Шумозащитная эффективность зеленых насаждений города Брянска

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Серьезнейшим отрицательным фактором для жизнедеятельности, а еще более для рекреации человека в городских условиях является городской шум, уровень которого за последнее время значительно возрос. Не исключением является и город Брянск - административный центр Нечерноземья Российской Федерации, в котором сосредоточено большое количество парков, скверов, лесопарков. Поэтому проведение оценки физических параметров уровня шума на улицах г. Брянска достаточно актуально. В исследовании рассмотрено состояние зеленых насаждений, расположенных вблизи магистралей общегородского значения, улиц районного значения и жилых, а также способность зеленых насаждений поглощать шум. Определен допустимый уровень звука в расчетных точках и сопоставлен с нормативными критериями. Выявлены характеристики полос зеленых насаждений с наиболее эффективной шумозащитой.

Полный текст

Введение Экологическая ситуация крупных городов на сегодняшний день весьма далека от экологического баланса, это напрямую связано с образованием урбанизированных территорий. Изменение естественных природных ландшафтов в ходе урбанизации неизбежно ведет к образованию квазинативных сообществ или полуприродных ландшафтов. Данный процесс неразрывно связан с развитием человеческого общества и идет в ногу со всеобщей индустриализацией. Увеличение городского населения значительно ускоряет данный процесс. Во всем мире окружающая среда в настоящее время претерпевает значительные изменения, в ходе которых образуются новые антропогенные ландшафты, которые, в отличие от естественных ландшафтов, уже не могут отвечать социально-биологическим потребностям человека[8] [1; 2]. Анализируя санитарную и экологическую обстановку урбанизированных территорий, следует отметить возрастание шумового загрязнения в жилых районах, что, в свою очередь, оказывает негативное воздействие на здоровье населения и производительность труда. Корень проблемы полностью исходит из стремительного роста транспортных потоков в городах[9]. Цель исследования - оценка физических характеристик основных источников шума, формирующих шумовой режим, и усредненных выборочных значений шума на улицах крупной урбоэкосистемы Брянска (Нечерноземье РФ). Материалы и методы исследования Изучение шумового загрязнения проходило на территории города Брянска, который является административным центром Нечерноземья РФ. Уличная сеть города была разбита на три основные группы: магистрали (улица с высокой интенсивностью движения транспорта), районные (средняя интенсивность движения транспортного потока), жилой застройки (улицы с низкой интенсивностью движения транспорта). К улицам с высокой интенсивностью движения транспорта относятся улицы Красноармейская, Ульянова, Никитинская, проспект Московский. К улицам со средней интенсивность движения транспортного потока - проспект Станке Димитрова, проспект Ленина, улицы 3 Июля, имени Калинина, имени Горького, имени Куйбышева, ХХII съезда КПСС, Молодежная, имени Дзержинского, имени Менжинского. К улицам с низкой интенсивностью движения транспорта - улицы Советская, имени Тютчева, имени Фокина, Пролетарская. По данной уличной сети происходит наибольший поток городского транспорта. При измерении шумового загрязнения на данных территориях были исключены дополнительные шумоизолирующие экраны, а также посторонние источники шума и отсутствие больших перепадов в рельефе местности. В измерениях применялось два аналогичных комплекта измерительной аппаратуры. Измерения шумового загрязнения проводились при помощи шумомера ШИ-01. В ходе измерения были отобраны участки дорог с установленным скоростным режимом и удаленностью от перекрестков на 30-50 м. Обязательным условием проведения измерений на проезжей части было отсутствие осадков и ветра со скоростью, превышающей 3 м/с, которые могут исказить достоверность проводимых измерений. Все проводимые замеры осуществлялись во время наибольшего движения транспорта. Основными критериями при выборе количества точек измерения являлись длина улицы, типы перекрестков, профиль улицы, категория транспорта. При условии отсутствия резких перепадов высот точка измерения уровня шума находилась в середине исследуемой улицы. В случаях присутствия уклона местности точка измерения располагалась в начале подъема. В местах пересечения нескольких улиц с высоким уровнем транспортного потока измерения на таком перекрестке проводились на расстоянии 100 м от места пересечения. Были выделены характерные по функциональному использованию территории городских садов и скверов с последующей выборкой измерений. Измерение шумового загрязнения проходило в двух локациях: первая - область непосредственного влияния главных источников шума на исследуемой территории; вторая - область в глубине сада и сквера. Все проводимые замеры были выполнены в течение суток. В течение каждого часа было проведено 4-6 замеров, с 7 часов утра до 23 часов вечера. Вместе с тем в течение каждого получаса были выполнены выборочные замеры по установлению эквивалентных уровней звука (Lэкв). Во время выполнения замеров уровня шума, исходящего от транспортного потока, состоящего из различного вида транспорта, микрофон шумомера был расположен за пределами проезжей части на расстоянии 7,5 м от центра дороги, на высоте 1,5 м от поверхности Земли, и направлен перпендикулярно движению транспорта. Выполняющий замеры оператор был удален на расстояние вытянутой руки от микрофона шумомера, в среднем данное расстояние равнялось 0,5 м. За время проведения шумовых измерений, а именно с 7 ч утра до 23 ч вечера, количество зафиксированных транспортных средств, движущихся в обоих направлениях, варьировалось в пределах 800-1000 единиц. Фиксация каждого замера шума проходила с интервалом в 2-3 с, независимо от наличия или отсутствия на проезжей части транспортных средств. Анализ спектральных характеристик проводился в стандартных полосах со среднегеометрическими частотами: 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000 и 8000 Гц. Продолжительность измерения, как правило, составляла 1-2 мин, с последующим занесением данных в полевой журнал. Для выявления погрешности замеров были выполнены контрольные измерения, которые показали отклонение не более 0,5-1,5 дБА при повторных замерах. Кроме изучения распространения уровня шума был определен состав и интенсивность движения. После определения Lэкв в каждой точке исследовалась зависимость уровня шума от удаленности источника. Результаты и их обсуждение На основании проведенного комплексного анализа озелененных территорий г. Брянска было установлено, что все они имеют искусственное происхождение и несут высокую рекреационную нагрузку. Видовой состав зеленых насаждений ограничен, как правило, 2-3 видами древесных растений, занимающих доминантную позицию в общем ансамбле насаждений. Также присутствует небольшое количество некоторых видов кустарников, пересеченных дорожно-тропиночной сетью, которая составляет 30-50 % от общей площади парка или сквера. Обследование объектов показало, что при средней плотности размещения растений 200 шт./га древесные растения на них имеют недостаточные площадь питания и пространство для формирования нормально развитой кроны, вследствие чего у растений наступает преждевременное старение, которое усугубляется отрицательным влиянием городских условий. Представленное видовое разнообразие и структура расположения зеленых насаждений являются характерными особенностями для крупных городов. Для каждой зеленой зоны города характерно свое видовое богатство, санитарно-эстетическое состояние зеленых насаждений, конфигурация, месторасположение, площадь, а также экологическая ситуация данной зоны и другие показатели, представленные в табл. 1. Таблица 1. Характеристика объектов исследования № п/п Наименование объектов исследования Площадь объектов, м2 Месторасположение Состояние насаждений и дорожно- тропинковой сети магистраль перекресток жилая зона 1 2 3 4 5 6 7 1. Сквер (ул. Красноармейская) 7200 + Удовлетворительное 2. Сквер имени В. Сафроновой (ул. Красноармейская) 6500 + Удовлетворительное 3. Сад жилой зоны (ул. Красноармейская) 8800 + Хорошее 4. Сквер имени Ф.И. Тютчева (проспект Ленина) 6200 + Удовлетворительное 5. Сквер имени Вальцевой (проспект Ленина) 3300 + Удовлетворительное 6. Памятник архитектуры «Покровская Гора» 6000 + Удовлетворительное 7. Сквер Круглый (пл. имени Карла Маркса) 10500 + Удовлетворительное 8. Сквер перед ТЮЗом (ул. имени Горького) 2300 + Удовлетворительное 9. Сквер (ул. Пролетарская) 2600 + Удовлетворительное 10. Сквер (пл. Славянская, ул. имени Калинина) 7400 + Удовлетворительное 11. Сквер имени Кравцова (ул. имени Калинина) 2300 + Удовлетворительное 12. Сад жилой зоны (ул. Советская) 4800 + Удовлетворительное 13. Сквер 3 Июля (улица 3 Июля) 5300 + Хорошее 14. Сквер (ул. имени Пушкина) 8200 + Удовлетворительное 15. Сквер у ДК имени Кравцова 10200 + Удовлетворительное 16. Сквер имени В.И. Ленина (ул. имени Никитина) 4200 + Удовлетворительное 17. Сквер у ДК имени Горького (ул. имени Никитина) 3400 + Удовлетворительное Окончание табл. 1 1 2 3 4 5 6 7 18. Сквер (ул. имени Ульянова) 7200 + Удовлетворительное 19. Сквер ДК «Юность» (ул. Комсомольская) 4700 + Удовлетворительное 20. Сад жилой зоны (ул. Брянской Пролетарской Дивизии) 1500 + Удовлетворительное 21. Сквер у ДК БМЗ (ул. имени Ульянова) 7500 + Удовлетворительное 22. Сквер имени Фокина (ул. имени Дзержинского) 6800 + Удовлетворительное 23. Сквер (ул. имени Б. Хмельницкого) 3400 + Удовлетворительное 24. Сквер у школы № 27 (проспект Московский) 2300 + Удовлетворительное 25. Сквер у стадиона «Брянских партизан» (ул. имени Менжинского) 2600 + Удовлетворительное Источник: составлено авторами. Table 1. Characteristics of the objects of study № Name objects research Area of objects, m2 Location Condition of plantings and road-path network high-way cross-roads living sector 1 2 3 4 5 6 7 1. Square (st. Krasnoarmeyskaya) 7200 + Satisfactory 2. Name Square V. Safronova (st. Krasnoarmeyskaya) 6500 + Satisfactory 3. Living area garden (st. Krasnoarmeyskaya) 8800 + Good 4. Name Square F.I. Tyutchev (Lenin Avenue) 6200 + Satisfactory 5. Name Square Valtseva (Lenin Avenue) 3300 + Satisfactory 6. Monument of architecture «Pokrovskaya Gora» 6000 + Satisfactory 7. Square Round (area named after Karl Marx) 10500 + Satisfactory 8. Square in front of the Youth Theater (st. named after Gorky) 2300 + Satisfactory 9. Square (st. Proletarskaya) 2600 + Satisfactory 10. Square (sq. Slavyanskaya, st. named after Kalinin) 7400 + Satisfactory 11. Name Square Kravtsova (st. named after Kalinin) 2300 + Satisfactory 12. Living area garden (st. Sovietskaya) 4800 + Satisfactory 13. Square 3 July (st. 3rd of July) 5300 + Good 14. Square (st. named after Pushkin) 8200 + Satisfactory 15. Square near the Kravtsov Palace of Culture 10200 + Satisfactory 16. Name Square V.I. Lenin (st. named after Nikitin) 4200 + Satisfactory 17. Square near the Palace of Culture named after Gorky (st. named after Nikitin) 3400 + Satisfactory 18. Square (st. named after Ulyanov) 7200 + Satisfactory End of Table 1 1 2 3 4 5 6 7 19. Square near the Palace of Culture «Youth» (st. Komsomolskaya) 4700 + Satisfactory 20. Living area garden (st. of the Bryansk Proletarian Division) 1500 + Satisfactory 21. Square near the House of Culture «Bryansk Machine-Building Plant» (st. named after Ulyanov) 7500 + Satisfactory 22. Fokin Square (st. named after Dzerzhinsky) 6800 + Satisfactory 23. Square (st. named after B. Khmelnitsky) 3400 + Satisfactory 24. Square near school number 27 (Moskovsky Prospect) 2300 + Satisfactory 25. Square near the stadium «Bryansk partisans» (st. named after Menzhinsky) 2600 + Satisfactory Source: compiled by the authors. В преобладающем большинстве случаев изучаемые участки находились в удовлетворительном состоянии. Также опытным путем был установлен уровень шума, исходящий от общего потока транспортных средств на улично-дорожной сети, а также получены усредненные выборочные значения шума на самих территориях объектов исследования. Результаты исследования измерения шума сведены в табл. 2. Таблица 2. Шумовая характеристика объектов исследования № п/п Наименование объектов исследования Площадь объектов, м2 Интенсивность транспорта, авт./ч Уровень шума, дБА Lэкв. легкового грузового общая у магистрали за зел. насаж. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1. Сквер (ул. Красноармейская) 7200 2164 350 2514 68 70 67 55 53 55 65 2. Сквер имени В. Сафроновой (ул. Красноармейская) 6500 1987 275 2262 72 72 74 62 64 66 70 3. Сад жилой зоны (ул. Красноармейская) 8800 1850 230 2080 70 71 69 55 55 53 56 4. Сквер имени Ф.И. Тютчева (проспект Ленина) 6200 230 24 254 57 55 57 48 48 49 51 5. Сквер имени Вальцевой (проспект Ленина) 3300 1560 85 1645 70 72 70 62 64 63 65 6. Памятник архитектуры «Покровская Гора» 6000 50 - 50 45 40 42 30 30 30 35 7. Сквер Круглый (пл. имени Карла Маркса) 10500 150 5 155 55 57 55 45 45 43 45 Окончание табл. 2 1 2 3 4 5 6 7 8 9 8. Сквер перед ТЮЗом (ул. имени Горького) 2300 150 5 155 55 55 53 45 47 45 45 9. Сквер (ул. Пролетарская) 2600 30 - 30 53 54 52 35 35 33 35 10. Сквер (пл. Славянская, ул. имени Калинина) 7400 1600 130 1730 75 77 75 62 64 61 63 11. Сквер имени Кравцова (ул. имени Калинина) 2300 1565 116 1681 68 70 68 52 53 50 63 12. Сад жилой зоны (ул. Советская) 4800 665 74 739 62 63 61 55 55 53 54 13. Сквер 3 Июля (улица 3 Июля) 5300 1365 156 1521 68 70 68 55 57 54 62 14. Сквер (ул. имени Пушкина) 1800 2100 300 2400 72 74 72 65 65 63 70 15. Сквер у ДК имени Кравцова 3400 280 70 350 62 64 62 53 55 52 62 16. Сквер имени В.И. Ленина (ул. имени Никитина) 4200 850 85 935 67 65 67 56 54 55 61 17. Сквер у ДК имени Горького (ул. имени Никитина) 2700 1500 75 1575 70 72 70 62 64 63 63 18. Сквер (ул. имени Ульянова) 6200 780 115 895 69 71 68 58 59 57 62 19. Сквер у ДК «Юность» (ул. Комсомольская) 4700 340 40 380 55 57 55 44 46 44 50 20. Сад жилой зоны (ул. Брянской Пролетарской Дивизии) 1500 58 - 58 45 47 45 35 35 33 42 21. Сквер у ДК БМЗ (ул. имени Ульянова) 7500 750 45 795 72 70 74 64 63 65 65 22. Сквер имени Фокина (ул. имени Дзержинского) 6800 1800 130 1930 75 72 74 63 62 64 65 23. Сквер (ул. имени Б. Хмельницкого) 3400 290 10 300 62 61 63 55 55 54 58 24. Сквер у школы № 27 (проспект Московский) 2300 1650 230 1880 73 71 72 65 63 64 70 25. Сквер у стадиона «Брянских партизан» (ул. имени Менжинского) 2600 230 25 255 67 65 69 55 54 57 60 Источник: составлено авторами. Table 2. Noise characteristics of research objects № Name objects research Area of objects, m2 Transport intensity, cars/hour Noise level, dBA Lэкв. passenger cargo general the highway or green spaces 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1. Square (st. Krasnoarmeyskaya) 7200 2164 350 2514 68 70 67 55 53 55 65 2. Name Square V. Safronova (st. Krasnoarmeyskaya) 6500 1987 275 2262 72 72 74 62 64 66 70 3. Living area garden (st. Krasnoarmeyskaya) 8800 1850 230 2080 70 71 69 55 55 53 56 4. Name Square F.I. Tyutchev (Lenin Avenue) 6200 230 24 254 57 55 57 48 48 49 51 5. Name Square Valtseva (Lenin Avenue) 3300 1560 85 1645 70 72 70 62 64 63 65 6. Monument of architecture «Pokrovskaya Gora» 6000 50 - 50 45 40 42 30 30 30 35 7. Square Round (area named after Karl Marx) 10500 150 5 155 55 57 55 45 45 43 45 8. Square in front of the Youth Theater (st. named after Gorky) 2300 150 5 155 55 55 53 45 47 45 45 9. Square (st. Proletarskaya) 2600 30 - 30 53 54 52 35 35 33 35 10. Square (sq. Slavyanskaya, st. named after Kalinin) 7400 1600 130 1730 75 77 75 62 64 61 63 11. Name Square Kravtsova (st. named after Kalinin) 2300 1565 116 1681 68 70 68 52 53 50 63 12. Living area garden (st. Sovietskaya) 4800 665 74 739 62 63 61 55 55 53 54 13. Square 3 July (st. 3rd of July) 5300 1365 156 1521 68 70 68 55 57 54 62 14. Square (st. named after Pushkin) 1800 2100 300 2400 72 74 72 65 65 63 70 15. Square near the Kravtsov Palace of Culture 3400 280 70 350 62 64 62 53 55 52 62 16. Name Square V.I. Lenin (st. named after Nikitin) 4200 850 85 935 67 65 67 56 54 55 61 17. Square near the Palace of Culture named after Gorky (st. named after Nikitin) 2700 1500 75 1575 70 72 70 62 64 63 63 18. Square (st. named after Ulyanov) 6200 780 115 895 69 71 68 58 59 57 62 19. Square near the Palace of Culture «Youth» (st. Komsomolskaya) 4700 340 40 380 55 57 55 44 46 44 50 End of Table 2 1 2 3 4 5 6 7 8 9 20. Living area garden (st. of the Bryansk Proletarian Division) 1500 58 - 58 45 47 45 35 35 33 42 21. Square near the House of Culture «Bryansk Machine-Building Plant» (st. named after Ulyanov) 7500 750 45 795 72 70 74 64 63 65 65 22. Fokin Square (st. named after Dzerzhinsky) 6800 1800 130 1930 75 72 74 63 62 64 65 23. Square (st. named after B. Khmelnitsky) 3400 290 10 300 62 61 63 55 55 54 58 24. Square near school number 27 (Moskovsky Prospect) 2300 1650 230 1880 73 71 72 65 63 64 70 25. Square near the stadium «Bryansk partisans» (st. named after Menzhinsky) 2600 230 25 255 67 65 69 55 54 57 60 Source: compiled by the authors. По результатам полученных данных были построены графики. На рис. 1 показано изменение спектров шума применительно к постоянному (а) и непостоянному (б) движению. На рис. 2 представлены спектры частот для различного вида транспорта. На рис. 3-5 даны спектры проявления шума в зависимости от расположения объектов исследования. Установлено, что человек не воспринимает октавную полосу со среднегеометрической частотой 63 Гц, в связи с чем исследование по шумозащитной эффективности зеленых зон в данном диапазоне не проводилось. Следует отметить, что исследуемые нами транспортные потоки издают шум в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 125 и 250 Гц. В связи с этим эффективность зеленых насаждений в данном диапазоне наблюдается незначительно, поскольку шумовая нагрузка от транспорта поглощается и рассеивается почвой. Особенно данное явление наблюдается при наличии пористого слоя, уровень которого может меняться за счет опавших листьев, тем самым увеличивая коэффициент поглощения. Таким образом, тенденция уменьшения уровня звука в октавной полосе со среднегеометрической частотой 125 Гц зелеными насаждениями не наблюдается, что отображено на рис. 3-5. Рассматривая средние значение спектра звука в диапазоне от 500-2000 Гц, наблюдается так называемый эффект «звукового окна» - область пониженной шумозащитной эффективности зеленых насаждений, данное явление наблюдается на всех обследованных участках, что также отмечено в работах других авторов [4-6 и др.]. а б Рис. 1. Сравнение широкополосных октавных спектров шума применительно к постоянному (а) и непостоянному (б) движению Источник: составлено авторами. Figure 1. Comparison of broadband octave noise spectra in relation to constant (a) and non-constant (b) motion Source: compiled by the authors. Рис. 2. Спектр октавного диапазона частоты для автотранспорта Источник: составлено авторами. Figure 2. Spectrum of the octave frequency range for motor vehicles Source: compiled by the authors. Рис. 3. Спектр проявления шума в городском сквере Источник: составлено авторами. Figure 3. Spectrum of noise manifestation in the city square Source: compiled by the authors. Рис. 4. Спектр проявления шума в садах жилой зоны Источник: составлено авторами. Figure 4. Spectrum of noise manifestation in residential area gardens Source: compiled by the authors. Рис. 5. Спектр проявления шума на магистрали Источник: составлено авторами. Figure 5. Spectrum of noise manifestation on the highway Source: compiled by the authors. Пониженная шумовая эффективность зеленых насаждений в диапазоне средних частот обусловлена многочисленными отражениями звука от зеленой массы деревьев, их стволов и веток. В результате рассеянный звук достигает земли, где происходят интерференционные наложения звуковых волн и, как следствие, их усиление. Таким образом, роль зеленых насаждений шириной 30-40 м в поглощении уровня шума в пределах средних частот колеблется в пределах 1-4 дБ. Анализируя спектр звука высоких частот, наблюдается прямо пропорциональная закономерность снижения энергии как результата звукопоглощения и, как следствие, снижения уровней звука, начиная с октавной полосы со среднегеометрической частотой 2000 Гц, что приводит к увеличению эффективности зеленых насаждений в спектре высоких частот. Таким образом, даже узкие полосы зеленых насаждений имеют высокую эффективность поглощения, составляющую 5-10 дБ. При рассмотрении спектра шумов на идентичных территориях можно наблюдать некоторые сходства в спектральных характеристиках, а именно при отсутствии зеленой биомассы наблюдаются те же закономерности, что и при ее наличии. При построении графика динамики спектральных характеристик можно отметить следующие тенденции. Первая закономерность выявлена на подъеме эффективности при частоте 250 Гц, вторая выражена в просадке шумозащитной эффективности на средних частотах, третья закономерность характеризуется увеличением шумозащитной функции на высоких частотах. В результате изучения изменения графика спектра проявления шума высоких частот на уровне 8000 Гц в большинстве рассмотренных нами участков наблюдается снижение шумозащитной эффективности на 3,5-5,5 дБ при отсутствии зеленой биомассы насаждений. Данная закономерность позволяет говорить о влиянии биомассы зеленых насаждений на шумозащитную эффективность в высокочастотном диапазоне. В целом изменение сезона (лето-осень) незначительно влияет на снижение уровня шума, так как происходит компенсация влияния одного фактора за счет другого. Так, в осенний период уменьшение шумозащитной эффективности из-за снижения концентрации листвы компенсируется повышенным коэффициентом поглощения почвы за счет опавших листьев. К началу вегетационного периода (весна) шумозащитная эффективность лиственной подстилки приблизилась к нулю. Наблюдается снижение эффективности зеленых зон (при ширине 20-65 м) на 2-4 дБА. Анализируя уровень шума за зелеными полосами, различными по качеству и видовой структуре, отслеживается общая закономерность уменьшения шумозащитной эффективности на 1-3 дБА в самой удаленной точке. Наименьшая степень просадки шумозащитной эффективности, в зависимости от удаленности, наблюдается в местах наличия кустарников под кроной деревьев. Наличие разрывов в зеленых насаждениях, а также неравномерность в посадке пород снижают акустическую эффективность. Снижение уровня шума биомассой зеленых насаждений было рассмотрено в результате исследования сезонных изменений. Все многообразие растительности в большинстве своем составляли породы древесно-кустарникового яруса лиственного типа (около 80 %). Около 20 % ассортимента растений было представлено смешанным типом. При рассмотрении эффективности зеленых полос в период отсутствия листвы наблюдается два условия: первое - отсутствие зеленой биомассы у лиственного и смешанного типа растений, а также у кустарников; второе - образование лиственной подстилки. Снижение громкости на свободной улице вызывается наличием растительности - деревьев или кустарников, так как препятствия в звуковом поле лучше поглощают прямой луч. На частотах в 250 Гц при густой растительности можно ожидать снижение шума примерно на 3 дБ. Однако уже при 500 Гц была обнаружена большая абсорбция (в случае если звук под углом проходит через густую листву, например живую изгородь). Тогда на участке снижение громкости, соответственно, будет от 7 до 10 дБ. Для высоких частот (1000 Гц и более) абсорбция растет в принципе гораздо сильнее. Для 1000 Гц она составляет 7 дБ, для 2000 Гц - 12 дБ и для 4000 дБ вплоть до 15 дБ на участках. Достигнутые максимальные величины снижения звука получены при проходе звука через плотную листву. Это означает, что ряд деревьев с плотными, тесно примыкающими друг к другу кронами снижает шум уличного движения. Также можно отметить, что деревья не оказывают заметного влияния на коротком отрезке на низкие частоты уличного движения. На основной уровень шума уличного движения нельзя существенно повлиять путем глушения высоких частот, однако можно несколько изменить характер шума. Так как более низкие шумы менее неприятны, чем высокие, то озеленение благоприятно сказывается на смягчении шума уличного движения [7]. Заключение На основании проведенного исследования следует, что совместная высадка деревьев и кустарников в общую зеленую полосу наилучшим образом оказывает влияние на снижение шумового загрязнения, пропуская шум через зеленую биомассу, поглощая его и рассеивая. Основная масса зеленых насаждений должна быть представлена деревьями и кустарниками, отличающимися высокими темпами роста. Расстояние между высаженными экземплярами растений должно быть минимально допустимым. Насаждения, занимающие кустарниковый ярус, должны плотно закрывать пустое пространство под кроной деревьев, для максимального повышения шумозащитной эффективности над поверхностью Земли. Наибольшей эффективностью будут отличаться посадки с расположением зеленых насаждений в шахматном порядке. В перспективе образования густого насаждения возможна свободная схема рассадки растений.
×

Об авторах

Виктория Михайловна Нестеренко

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского

Автор, ответственный за переписку.
Email: vivo.mih@gmail.com
ORCID iD: 0009-0007-7153-4500

аспирант

Российская Федерация, 241036, г. Брянск, ул. Бежицкая, д. 14

Список литературы

  1. Бондарик Г.К. Экологическая проблема и природно-технические системы. М.: Икар, 2004. 152 с.
  2. Бузмаков С.А. Антропогенная трансформация природной // Географический вестник. 2012. № 4. С. 46-50.
  3. Аксенов И.Я. Транспорт и охрана окружающей среды. М.: Транспорт, 1986. 176 с.
  4. Карагодина И.Л. Борьба с шумом и вибрацией в городах. М.: Медицина, 2000. 160 с.
  5. Крестьяшин С.И. Проектирование зон защиты жилой застройки от шума транспортных магистралей: дис. … канд. архитектуры. Л., 1992. 120 с.
  6. Осипов Г.Л. Градостроительные меры борьбы с шумом. Стройиздат, 1975. 215 с.
  7. Нестеренко В.М. Шумозащитная эффективность зеленых насаждений города Брянска // Материалы XLІV Международной научно-практической интернет-конференции «Проблемы и перспективы развития современной науки в странах Европы и Азии»: сборник научных трудов. Переяслав, 2022. С. 22-25.

© Нестеренко В.М., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах