Предварительные результаты оценки транспортной нагрузки на кампус РУДН и Юго-Западный лесопарк

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Приводятся предварительные оценки транспортного загрязнения территории кампуса РУДН (Москва) и прилегающего лесопарка. Эти объекты находятся в условиях интенсивного воздействия автотрасс. Нагрузка оценивается на основе данных системы экологического мониторинга, действующей с 2017 г., сведений учета транспортных средств на автодорогах, с применением удельных показателей выбросов (сложившийся опыт). Территория рассматривается как репрезентативный экспериментальный полигон для изучения и моделирования потоков различных видов и форм загрязнителей в системе «атмосфера - почвы - растения», а также потоков парниковых газов. Такое разнообразие и плотность информации позволяют достоверно выявлять зоны влияния транспортных потоков на территорию и моделировать миграцию загрязняющих веществ. В центре внимания - продукты износа шин, асфальта, в том числе выбросы двигателей: твердые частицы и полициклические ароматические углеводороды. Полученные результаты свидетельствуют о значительном уровне нагрузки и в целом соответствуют современным оценкам суммарных транспортных нагрузок в Москве.

Полный текст

Введение Транспортная система города и автотранспортные средства (АТС) - признанные лидеры в загрязнении атмосферы крупных городов. Так, для Москвы их вклад составляет не менее 90 %[11]. По данным начала 2022 г., средняя нагрузка автотранспорта на почвенный покров по выбросам вредных веществ от АТС составляет 1,2 кг/м2 в год[12]. Поскольку методика этих оценок не указана, требуется подтверждение результатов. Среди основных компонентов выбросов - оксиды углерода, азота, серы, твердые частицы (ТЧ) различного размера и состава, нитрозамины, широкий спектр углеводородов (замещенных, незамещенных, алифатических, ароматических). Оценки массопотоков и геохимической активности поллютантов проводятся на основе инструментальных (непосредственные замеры на стендах, данные экологического мониторинга) или расчетных методов. В последнем случае применяются алгоритмы из официальных методик, а также определенные на основе сложившейся практики удельные показатели выбросов - в расчете на 1 км пробега АТС, на единицу площади автодороги, на единицу мощности двигателя и т. д. Безусловно, расчетные методы менее точны, являются укрупненными, ориентируются на типовые источники выбросов. Их преимущество - относительная дешевизна и быстрота расчета. Для определения точности таких оценок необходимо их сопоставление с экспериментальными данными. Настоящее сообщение демонстрирует результаты первого этапа исследований: расчет выбросов ТЧ и полициклических ароматических углеводородов (ПАУ) - одной из наиболее токсичных групп поллютантов. Их поступление в окружающую среду частично обусловлено транспортом на ТЧ за счет процессов адсорбции комплексообразования. Материалы и методы Объект исследования - территория кампуса РУДН и прилегающего Юго-Западного лесопарка в Юго-Западном округе Москвы. Площадь территории 114 га; она окружена автодорогами (Ленинский пр-кт, ул. Саморы Машелы, ул. Академика Опарина) и пересекается ул. Миклухо-Маклая. На основе натурных наблюдений (данные учета автомобилей весной 2019 г.) и данных камер дорожного движения суммарная годовая нагрузка составляет более 70 млн АТС/год на пяти участках: 1 - ул. Миклухо-Маклая (1000 м); 2 - Ленинский пр-кт (1000 м, северная часть до пересечения с ул. Миклухо-Маклая); 3 - Ленинский пр-кт (1180 м, южная часть, после пересечения с ул. Миклухо-Маклая); 4 - ул. Саморы Машела (430 м); 5 - ул. Академика Опарина (1100 м). В совокупности дорожная сеть протяженностью 4,7 км создает мощнейшую круглосуточную генерацию выбросов автоволнового характера [1]. Оценки выбросов ТЧ от истирания дорожного полотна, от истирания шин, от выбросов с отработанными газами и выделяющихся при торможении, а также оценки выбросов ПАУ получены с использованием удельных характеристик, приведенных в [2-5]. Результаты и обсуждение В результате расчета поступления загрязняющих веществ от вышеперечисленных источников получены оценки, приведенные в таблице. ПАУ в результате транспортной активности поступают в окружающую среду как в газообразной форме (часть комплекса ПАУ - летучие вещества в составе выбросов отработанных газов), так и на ТЧ, что потребовало расчета их количества на первом этапе. Таким образом, суммарная масса ТЧ, оцененная расчетными методами, составляет 320,66 т/год, а масса ПАУ - 216,3 кг/год. Эти оценки можно соотнести с масштабами изучаемой территории: при отсутствии рассевания примесей за счет атмосферного переноса за ее пределы на каждый квадратный метр территории могло бы оседать около 0,28 кг ТЧ и 0,19 г ПАУ ежегодно. Ориентируясь на приведенные данные для Москвы[13], можно считать, что это около 23,33 и 0,0158 % от суммарных поступлений поллютантов в почвы соответственно, что в принципе реалистично. При этом подчеркнем: даже столь низкая доля ПАУ в реальности представляет значительную нагрузку за счет их высокой токсичности. Среди выбросов ПАУ преобладают газообразные вещества в составе отработанных газов двигателей внутреннего сгорания (53,6 %), а также ПАУ на частицах, поступающих от истирания дорожного полотна (42,9 %). Предварительная оценка поступления ТЧ и ПАУ Характеристика Участки 1 2 3 4 5 Ширина дорожного полотна, м 14,5 35,0 35,0 8,5 8,5 Количество АТС/год 7 812 769 28 519 834 27 107 788 1 576 800 5 142 120 Выбросы ТЧ, т/год, в том числе: 33,57 122,54 137,32 2,94 24,29 - с отработанными газами 0,10 0,37 0,41 0,01 0,07 - от истирания шин 1,46 5,33 5,97 0,13 1,06 - при торможении 0,20 0,72 0,68 0,04 0,13 - от истирания дорожного полотна 31,8 116,13 130,25 2,76 23,03 Выбросы ПАУ 22,64 82,63 92,68 1,96 16,39 Preliminary evaluation of emission of particulate matter and PAHs Characteristic Road segments 1 2 3 4 5 Width of the roadway, m 14.5 35.0 35.0 8.5 8.5 Number of vehicles/year 7 812 769 28 519 834 27 107 788 1 576 800 5 142 120 PM emissions, t/year, including: 33.57 122.54 137.32 2.94 24.29 - with exhaust gases 0.10 0.37 0.41 0.01 0.07 - from tire abrasion 1.46 5.33 5.97 0.13 1.06 - at braking 0.20 0.72 0.68 0.04 0.13 - from abrasion of the roadway 31.8 116.13 130.25 2.76 23.03 PAHs emissions 22.64 82.63 92.68 1.96 16.39 Заключение Полученные оценки свидетельствуют о весьма существенных уровнях загрязнения. Однако это укрупненные оценки; формируются ли такие уровни загрязнения в реальности, можно установить на основе экспериментальных данных. Система импактного экологического мониторинга [6-8] позволяет верифицировать расчетные оценки данными измерений накопления поллютантов (ТЧ) в снеге. Значительный вклад в загрязнение вносят ПАУ и другие поллютанты - липофильные химические соединения, сорбируемые ТЧ от истирания дорожного полотна. Этот источник поставляет в атмосферу максимальное количество ТЧ (94,8 %). Таким образом, даже при условии замены значительной доли АТС на электротранспорт, транспортная система города продолжит оставаться одним из наиболее заметных источников загрязнения атмосферы города.
×

Об авторах

Маргарита Михайловна Редина

Российский университет дружбы народов

Email: redina-mm@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-3169-0142

доктор экономических наук, доцент, профессор департамента экологической безопасности и менеджмента качества продукции, Институт экологии

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Александр Петрович Хаустов

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: khaustov-ap@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-5338-3960

доктор геолого-минералогических наук, профессор, ведущий специалист Института экологии

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Силаева П.Ю., Хаустов А.П. Транспортная нагрузка на кампус РУДН // Потаповские чтения - 2019: сб. материалов ежегодной Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти доктора технических наук, профессора Александра Дмитриевича Потапова. М.: Изд-во МИСИ - МГСУ, 2019. С. 142-147. URL: http://mgsu.ru/resources/izdatelskaya-deyatelnost/izdaniya/izdaniya-otkr-dostupa/ (дата обращения: 19.12.2021).
  2. Азаров В.К., Гайсин С.В., Кутенёв В.Ф. Концепция разработки универсальной методики объективной оценки комплексной безопасности автомобиля по обеспечению безопасности водителя, пассажиров и пешеходов // Журнал автомобильных инженеров. 2017. № 1 (102). С. 44-48.
  3. Кутенев В.Ф., Степанов В.В., Азаров В.К. О реальном выбросе твердых частиц автомобильным транспортом // Журнал автомобильных инженеров. 2013. № 4 (81). С. 45-47.
  4. Ho K.F., Ho S.S.H., Lee S.C., Cheng Y., Chow J.C., Watson J.G., Louie P.K.K., Tian L. Emissions of gas- and particle-phase polycyclic aromatic hydrocarbons (PAHs) in the Shing Mun Tunnel, Hong Kong // Atmospheric Environment. 2009. Vol. 43. No 40. Pp. 6343-6351. http://doi.org/10.1016/j.atmosenv.2009.09.025
  5. Knecht U., Elliehausen H.J., Judas W., Woitowitz H.J. Polycyclic aromatic hydrocarbons (PAH) in abraded particles of brake and clutch linings // International Journal of Environmental Analytical Chemistry. 1987. Vol. 28. No 3. Pp. 227-236. http://doi.org/10.1080/03067318708081864
  6. Боева Д.В., Хаустов А.П. Оценка влияния автотранспорта на территорию кампуса Российского университета дружбы народов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. 2018. Т. 26. № 4. С. 419-430. http://doi.org/10.22363/2313-2310-2018-26-4-419-430
  7. Хаустов А.П., Редина М.М., Алейникова А.М., Мамаджанов Р.Х., Силаева П.Ю. Проект экологического мониторинга кампуса Российского университета дружбы народов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. 2017. Т. 25. № 4. С. 562-584. http://doi.org/10.22363/2313-2310-2017-25-4-562-584
  8. Khaustov A.P., Kenzhin Zh.D., Redina M.M., Aleinikova A.M. Distribution of polycy-clic aromatic hydrocarbons in the soil - plant system as affected by motor vehicles in urban environment // Eurasian Soil Science. 2021. Vol. 54. No. 7. Pp. 1107-1118. http://doi.org/10.1134/S1064229321070061

© Редина М.М., Хаустов А.П., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах