Предварительные результаты оценки транспортной нагрузки на кампус РУДН и Юго-Западный лесопарк
- Авторы: Редина М.М.1, Хаустов А.П.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 30, № 1 (2022)
- Страницы: 86-91
- Раздел: Экологический мониторинг
- URL: https://journals.rudn.ru/ecology/article/view/31128
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2310-2022-30-1-86-91
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Приводятся предварительные оценки транспортного загрязнения территории кампуса РУДН (Москва) и прилегающего лесопарка. Эти объекты находятся в условиях интенсивного воздействия автотрасс. Нагрузка оценивается на основе данных системы экологического мониторинга, действующей с 2017 г., сведений учета транспортных средств на автодорогах, с применением удельных показателей выбросов (сложившийся опыт). Территория рассматривается как репрезентативный экспериментальный полигон для изучения и моделирования потоков различных видов и форм загрязнителей в системе «атмосфера - почвы - растения», а также потоков парниковых газов. Такое разнообразие и плотность информации позволяют достоверно выявлять зоны влияния транспортных потоков на территорию и моделировать миграцию загрязняющих веществ. В центре внимания - продукты износа шин, асфальта, в том числе выбросы двигателей: твердые частицы и полициклические ароматические углеводороды. Полученные результаты свидетельствуют о значительном уровне нагрузки и в целом соответствуют современным оценкам суммарных транспортных нагрузок в Москве.
Полный текст
Введение Транспортная система города и автотранспортные средства (АТС) - признанные лидеры в загрязнении атмосферы крупных городов. Так, для Москвы их вклад составляет не менее 90 %[11]. По данным начала 2022 г., средняя нагрузка автотранспорта на почвенный покров по выбросам вредных веществ от АТС составляет 1,2 кг/м2 в год[12]. Поскольку методика этих оценок не указана, требуется подтверждение результатов. Среди основных компонентов выбросов - оксиды углерода, азота, серы, твердые частицы (ТЧ) различного размера и состава, нитрозамины, широкий спектр углеводородов (замещенных, незамещенных, алифатических, ароматических). Оценки массопотоков и геохимической активности поллютантов проводятся на основе инструментальных (непосредственные замеры на стендах, данные экологического мониторинга) или расчетных методов. В последнем случае применяются алгоритмы из официальных методик, а также определенные на основе сложившейся практики удельные показатели выбросов - в расчете на 1 км пробега АТС, на единицу площади автодороги, на единицу мощности двигателя и т. д. Безусловно, расчетные методы менее точны, являются укрупненными, ориентируются на типовые источники выбросов. Их преимущество - относительная дешевизна и быстрота расчета. Для определения точности таких оценок необходимо их сопоставление с экспериментальными данными. Настоящее сообщение демонстрирует результаты первого этапа исследований: расчет выбросов ТЧ и полициклических ароматических углеводородов (ПАУ) - одной из наиболее токсичных групп поллютантов. Их поступление в окружающую среду частично обусловлено транспортом на ТЧ за счет процессов адсорбции комплексообразования. Материалы и методы Объект исследования - территория кампуса РУДН и прилегающего Юго-Западного лесопарка в Юго-Западном округе Москвы. Площадь территории 114 га; она окружена автодорогами (Ленинский пр-кт, ул. Саморы Машелы, ул. Академика Опарина) и пересекается ул. Миклухо-Маклая. На основе натурных наблюдений (данные учета автомобилей весной 2019 г.) и данных камер дорожного движения суммарная годовая нагрузка составляет более 70 млн АТС/год на пяти участках: 1 - ул. Миклухо-Маклая (1000 м); 2 - Ленинский пр-кт (1000 м, северная часть до пересечения с ул. Миклухо-Маклая); 3 - Ленинский пр-кт (1180 м, южная часть, после пересечения с ул. Миклухо-Маклая); 4 - ул. Саморы Машела (430 м); 5 - ул. Академика Опарина (1100 м). В совокупности дорожная сеть протяженностью 4,7 км создает мощнейшую круглосуточную генерацию выбросов автоволнового характера [1]. Оценки выбросов ТЧ от истирания дорожного полотна, от истирания шин, от выбросов с отработанными газами и выделяющихся при торможении, а также оценки выбросов ПАУ получены с использованием удельных характеристик, приведенных в [2-5]. Результаты и обсуждение В результате расчета поступления загрязняющих веществ от вышеперечисленных источников получены оценки, приведенные в таблице. ПАУ в результате транспортной активности поступают в окружающую среду как в газообразной форме (часть комплекса ПАУ - летучие вещества в составе выбросов отработанных газов), так и на ТЧ, что потребовало расчета их количества на первом этапе. Таким образом, суммарная масса ТЧ, оцененная расчетными методами, составляет 320,66 т/год, а масса ПАУ - 216,3 кг/год. Эти оценки можно соотнести с масштабами изучаемой территории: при отсутствии рассевания примесей за счет атмосферного переноса за ее пределы на каждый квадратный метр территории могло бы оседать около 0,28 кг ТЧ и 0,19 г ПАУ ежегодно. Ориентируясь на приведенные данные для Москвы[13], можно считать, что это около 23,33 и 0,0158 % от суммарных поступлений поллютантов в почвы соответственно, что в принципе реалистично. При этом подчеркнем: даже столь низкая доля ПАУ в реальности представляет значительную нагрузку за счет их высокой токсичности. Среди выбросов ПАУ преобладают газообразные вещества в составе отработанных газов двигателей внутреннего сгорания (53,6 %), а также ПАУ на частицах, поступающих от истирания дорожного полотна (42,9 %). Предварительная оценка поступления ТЧ и ПАУ Характеристика Участки 1 2 3 4 5 Ширина дорожного полотна, м 14,5 35,0 35,0 8,5 8,5 Количество АТС/год 7 812 769 28 519 834 27 107 788 1 576 800 5 142 120 Выбросы ТЧ, т/год, в том числе: 33,57 122,54 137,32 2,94 24,29 - с отработанными газами 0,10 0,37 0,41 0,01 0,07 - от истирания шин 1,46 5,33 5,97 0,13 1,06 - при торможении 0,20 0,72 0,68 0,04 0,13 - от истирания дорожного полотна 31,8 116,13 130,25 2,76 23,03 Выбросы ПАУ 22,64 82,63 92,68 1,96 16,39 Preliminary evaluation of emission of particulate matter and PAHs Characteristic Road segments 1 2 3 4 5 Width of the roadway, m 14.5 35.0 35.0 8.5 8.5 Number of vehicles/year 7 812 769 28 519 834 27 107 788 1 576 800 5 142 120 PM emissions, t/year, including: 33.57 122.54 137.32 2.94 24.29 - with exhaust gases 0.10 0.37 0.41 0.01 0.07 - from tire abrasion 1.46 5.33 5.97 0.13 1.06 - at braking 0.20 0.72 0.68 0.04 0.13 - from abrasion of the roadway 31.8 116.13 130.25 2.76 23.03 PAHs emissions 22.64 82.63 92.68 1.96 16.39 Заключение Полученные оценки свидетельствуют о весьма существенных уровнях загрязнения. Однако это укрупненные оценки; формируются ли такие уровни загрязнения в реальности, можно установить на основе экспериментальных данных. Система импактного экологического мониторинга [6-8] позволяет верифицировать расчетные оценки данными измерений накопления поллютантов (ТЧ) в снеге. Значительный вклад в загрязнение вносят ПАУ и другие поллютанты - липофильные химические соединения, сорбируемые ТЧ от истирания дорожного полотна. Этот источник поставляет в атмосферу максимальное количество ТЧ (94,8 %). Таким образом, даже при условии замены значительной доли АТС на электротранспорт, транспортная система города продолжит оставаться одним из наиболее заметных источников загрязнения атмосферы города.Об авторах
Маргарита Михайловна Редина
Российский университет дружбы народов
Email: redina-mm@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-3169-0142
доктор экономических наук, доцент, профессор департамента экологической безопасности и менеджмента качества продукции, Институт экологии
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Александр Петрович Хаустов
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: khaustov-ap@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-5338-3960
доктор геолого-минералогических наук, профессор, ведущий специалист Института экологии
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Список литературы
- Силаева П.Ю., Хаустов А.П. Транспортная нагрузка на кампус РУДН // Потаповские чтения - 2019: сб. материалов ежегодной Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти доктора технических наук, профессора Александра Дмитриевича Потапова. М.: Изд-во МИСИ - МГСУ, 2019. С. 142-147. URL: http://mgsu.ru/resources/izdatelskaya-deyatelnost/izdaniya/izdaniya-otkr-dostupa/ (дата обращения: 19.12.2021).
- Азаров В.К., Гайсин С.В., Кутенёв В.Ф. Концепция разработки универсальной методики объективной оценки комплексной безопасности автомобиля по обеспечению безопасности водителя, пассажиров и пешеходов // Журнал автомобильных инженеров. 2017. № 1 (102). С. 44-48.
- Кутенев В.Ф., Степанов В.В., Азаров В.К. О реальном выбросе твердых частиц автомобильным транспортом // Журнал автомобильных инженеров. 2013. № 4 (81). С. 45-47.
- Ho K.F., Ho S.S.H., Lee S.C., Cheng Y., Chow J.C., Watson J.G., Louie P.K.K., Tian L. Emissions of gas- and particle-phase polycyclic aromatic hydrocarbons (PAHs) in the Shing Mun Tunnel, Hong Kong // Atmospheric Environment. 2009. Vol. 43. No 40. Pp. 6343-6351. http://doi.org/10.1016/j.atmosenv.2009.09.025
- Knecht U., Elliehausen H.J., Judas W., Woitowitz H.J. Polycyclic aromatic hydrocarbons (PAH) in abraded particles of brake and clutch linings // International Journal of Environmental Analytical Chemistry. 1987. Vol. 28. No 3. Pp. 227-236. http://doi.org/10.1080/03067318708081864
- Боева Д.В., Хаустов А.П. Оценка влияния автотранспорта на территорию кампуса Российского университета дружбы народов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. 2018. Т. 26. № 4. С. 419-430. http://doi.org/10.22363/2313-2310-2018-26-4-419-430
- Хаустов А.П., Редина М.М., Алейникова А.М., Мамаджанов Р.Х., Силаева П.Ю. Проект экологического мониторинга кампуса Российского университета дружбы народов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. 2017. Т. 25. № 4. С. 562-584. http://doi.org/10.22363/2313-2310-2017-25-4-562-584
- Khaustov A.P., Kenzhin Zh.D., Redina M.M., Aleinikova A.M. Distribution of polycy-clic aromatic hydrocarbons in the soil - plant system as affected by motor vehicles in urban environment // Eurasian Soil Science. 2021. Vol. 54. No. 7. Pp. 1107-1118. http://doi.org/10.1134/S1064229321070061