Анализ требований, предъявляемых к продукции халяль при ее экспорте в Турцию и ОАЭ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Исследованы положения стандартов халяль, действующих в Турецкой Республике и на территории Объединенных Арабских Эмиратов. Проанализированы различия в требованиях к халяльной продукции, установленные в указанных странах. Продукция халяль набирает популярность на потребительском рынке. По результатам доклада по исламской экономике, рост ее популярности к 2020 г. составит 6,5 %. При этом наблюдается постоянная тенденция роста объемов рынка. Приводится отчет от Центра развития исламской экономики в Дубае, что в 2018 г. мусульмане потратили 2,2 трлн долл. США, тогда как к 2020 г. эта сумма составила 2,4 трлн. Глобальное развитие продуктового рынка халяль и частые расхождения в трактовке данного понятия, отсутствие единых правил обращения с продукцией приводит к разобщенности соответствующих правил. Следует помнить, что Турецкая Республика и Объединенные Арабские Эмираты, являясь членами Организации исламского сотрудничества, также и основные поставщики халяльных товаров. При этом оба государства должны иметь одинаковые требования к халяль, которые тем не менее различаются. В Турецкой Республике требования к продуктам питания халяль и правилам убоя изложены в одном стандарте TS OIC/SMIIC 1 «Общее руководство по продуктам питания Халяль». В ОАЭ эти же требования изложены в двух стандартах: UAE.S GSO 993 «Требования к убою животных в соответствии с Исламскими правилами» и UAE.S GSO 2055-1 «Продукты питания халяль. Часть 1. Общие требования». Изучение требований к продукции и процессам халяль, изложенных в стандартах двух стран, показало, что по основополагающим вопросам они совпадают. Но есть и определенные отличия, которые могут стать проблемой при поставках одной и той же продукции в Турцию и ОАЭ.

Полный текст

Введение Продукция с маркировкой «халяль» стремительно набирает популярность на мировом потребительском рынке. Экспорт продукции халяль рассматривается сегодня как одно из перспективных направлений развития внешнеторговой деятельности. В докладе о глобальной исламской экономике, подготовленном Thomson Reuters («Томсон Рейтер») и консалтинговой компанией DinarStandard («ДинарСтандарт») по заказу правительства эмирата Дубай, говорится, что мировой рынок халяль-продуктов и мусульманских услуг (без учета исламского банкинга) в ближайшие годы будет расти на 6,5 % в год и к 2020 г. достигнет 2,6 трлн долл. Объем рынка продуктов питания, изготовленных в соответствии с требованиями халяль, в 2014 г. оценивался в 1,13 трлн долл. (это больше китайского и американского продуктового рынка), а к 2020 г. должен вырасти до 1,585 трлн долл. [1]. Согласно опубликованному Центром исламского развития Дубая (DIEDC, Dubai Islamic Economy Development Centre) отчету о состоянии мировой исламской экономики (SGIE, Global Islamic Economy Report) 2019-2020 гг.[8], продолжается глобальный рост в секторах экономики, связанных с исламским образом жизни, финансовой сферой, халяль-продуктами. В отчете приводятся данные, что в 2018 г. мусульмане потратили 2,2 трлн долл. США в сферах продовольствия, фармацевтики и образа жизни, показав рост в размере 5,2 % в годовом промежутке. По Глобальному индикатору исламской экономики, включающему 73 страны, лидирует Малайзия, ОАЭ, Бахрейн и Саудовская Аравия. Больших успехов достигла Индонезия, поднявшаяся с 10 на 5 место. На начало 2018 г. в мире проживало около 1,8 млрд мусульман. Прогнозируется, что к 2060 г. их число достигнет 3 млрд человек, увеличившись на 70 %. Мировой рынок халяль-продуктов и мусульманских услуг (без учета исламских финансов) будет расти и по прогнозам достигнет 3,2 трлн долл. США к 2024 г. при совокупных ежегодных темпах роста в 6,2 %2 [2]. Приведенные данные свидетельствуют о том, что развитие отечественной халяль-индустрии, помимо удовлетворения запросов внутреннего рынка, можно также рассматривать как одно из приоритетных направлений внешнеторговой деятельности. При этом для развития экспортного потенциала России по поставкам халяльной продукции на зарубежные рынки необходим всесторонний анализ требований, предъявляемых к такой продукции в различных странах, а также комплекс мероприятий по взаимодействию с региональными и международными организациями по стандартизации, направленных на разработку на- циональных стандартов, гармонизированных с положениями соответствующих международных документов [3]. В настоящее время в мировой практике существует несколько течений (школ) исламского права (мазхабов), что привело к отсутствию единых принципов и требований, предъявляемых к халяльной продукции и органам, осу- ществляющим их оценку, установленных стандартами халяль различных региональных организаций [3; 4]. Стандарты Турецкой Республики и Объединенных Арабских Эмиратов Перспективы развития глобального рынка продукции халяль и услуг, а также существующие противоречия в толковании понятия «халяль» и отсутствие единых правил обращения продукции халяль в мусульманских странах делают весьма актуальным исследование требований к продукции и услугам халяль на примере стандартов Турецкой Республики и Объединенных Арабских Эмиратов для потенциальных поставщиков в указанные страны, поскольку в них ведется активная разработка и внедрение стандартов в сфере халяль. Это делает прозрачными правила обращения продукции халяль в указанных странах. Необходимо отметить, что и Турецкая Республика, и Объединенные Арабские Эмираты являются членами Организации исламского сотрудничества (OIC) и действующего при ней Института стандартов и метрологии для исламских стран (SMIIC). Одной из целей деятельности SMIIC[9] является внедрение стан- дартов OIC/SMIIC в государствах-членах и устранение любых факторов, связанных со стандартами, которые могут отрицательно повлиять на торговлю между государствами-членами. SMIIC нацелен на внедрение гармонизирован- ных стандартов в государствах-членах, устранение технических барьеров в торговле и развитие торговли между ними. Он устанавливает схемы сертификации и аккредитации с целью ускорения товарообмена между государствамичленами, начиная с взаимного признания сертификатов. Казалось бы, это дает основание ожидать, что требования к продукции халяль в двух странах должны быть идентичными. Но, помимо членства в SMIIC4, ОАЭ также является членом Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (GCC) и членом Организации по стандартизации стран Персидского залива (GSO). В рассматриваемых странах государственными органами, издающими стандарты халяль, являются Турецкий институт стандартов (TSE) и Управление стандартизации и метрологии Эмиратов (ESMA). Большинство стандартов, опубликованных ESMA, основаны на стандартах GSO [3]. В Турецкой Республике требования к продуктам питания халяль и правилам убоя изложены в одном стандарте - TS OIC/SMIIC 1 «Общее руководство по продуктам питания халяль», принятом на основе стандарта OIC/SMIIC 1 “General Requirements for Halal Food”. В ОАЭ эти же требования изложены в двух стандартах - UAE.S GSO 993 «Требования убоя животных в соответствии с Исламскими правилами» и UAE.S GSO 2055-1 «Продукты питания Халяль. Часть 1. Общие требования». Поскольку членами SMIIC являются 39 исламских стран, можно предположить, что стандарты OIC/SMIIC по вопросам халяль являются наиболее выверенными с точки зрения интересов стран-участниц. Стандарты ОАЭ боль- ше опираются на ханбалитский мазхаб [4]. Знание о том, что дозволено и не дозволено употреблять в пищу, входит в категорию первостепенных знаний, которыми должен обладать каждый мусульманин, так как за употребление харама (недозволенного) обещана суровая кара. Но при этом список животных, мясо которых дозволено употреблять в пищу, и животных, мясо которых употреблять запрещено, имеет существенные отличия, в зависимости от мазхаба[10]. Рассмотрение турецкого стандарта TS OIC/SMIIC 1 показывает детальное изложение требований, что исключает возможности вольного толкования тех или иных его положений. В турецком стандарте в нормативных ссылках приведены документы, имеющие статус международных, с указанием, что они необходимы для применения данного стандарта. Получить доступ к документам, имеющим статус международных, проще, что облегчает работу со стандартом. В стандартах ОАЭ UAE.S GSO 993 и UAE.S GSO 2055-1 ссылки даются только на региональные документы, а именно на стандарты Организации по стандартизации стран Персидского залива. В стандартах Турции и ОАЭ отличаются и списки нехаляльных животных, что связано, как уже отмечалось, с влиянием господствующих мазхабов. В частности, в турецком стандарте все хищные животные, грызуны, ящерицы считаются нехаляльными. А согласно стандарту ОАЭ UAE.S GSO 2055-1 из числа нехаляльных животных исключены гиены, тушканчики, ящерицы и саранча. Имеются различия и в требованиях к убою животных. В турецком стандарте, в отличие от стандарта UAE.S GSO 993, детально расписаны правила и условия убоя, правила обращения с животными и готовой продукцией. Существенными являются отличия в требованиях к персоне убойщика. В турецком стандарте, принятом на основе стандарта OIC/SMIIC, конкретно указано, что убойщиком должен быть взрослый мусульманин, который психически здоров и полностью понимает основные правила и условия, касающиеся убоя животных. Стандарт ОАЭ UAE.S GSO 993 не регламентирует возраст убойщика и кроме мусульман допускает к убою животных представителей иудейской и христианской веры, здравомыслящих и осведомленных о требованиях убоя. Понятно, что с точки зрения требований стандарта TS OIC/SMIIC 1 продукция, полученная с использованием труда убойщика иудея или христианина, не может считаться халяльной. В вопросе применения оглушения при забое птиц более бескомпромиссными являются требования стандарта UAE.S GSO 993: оглушение птицы не допускается ни при каких обстоятельствах, в то время как турецкий стандарт его допускает при соблюдении определенных условий. В случае механического убоя птицы турецкий стандарт также регламентирует время кровотечения - не менее 180 секунд. В стандарте Эмиратов такой нормы нет. Особенности требований к продукции халяль Изучение требований к продукции и процессам халяль, изложенных в стандартах двух стран, показало, что в целом, по основополагающим вопросам, они совпадают. Но есть и определенные отличия, которые могут стать проблемой при поставках одной и той же продукции в Турцию и ОАЭ. Имеющиеся отличия, вероятно, связаны с тем, что ОАЭ и Турция относятся к различным школам исламского права (мазхабам) (табл., рис.). В исламе наибольшее распространение среди мусульман-суннитов имеют четыре мазхаба: ханафиты, шафииты, маликиты и ханбалиты[11]. Среди мусульманшиитов широко распространен джафаритский мазхаб. Структура порядка обязательных правил в системе институциональных отношений «ислам - экономика»[12] Порядок, основатель Труды Источники основателя Территория распространения Ханафитский мазхаб, Нуман ибн Сабит Абу Ханифа «Китаб альасар», Коран, Сунна, высказывания сподвиж «Алим ва альмута ников (мусульмане, видевшие пророка аллим», «Фикх аль Мухаммада) и табиинов (следующее по акбар», «Джами аль коление мусульман за сподвижниками), масанид» и др. кыяс (сравнение по аналогии), истих сан (предпочтение противоречащего кыясу, но более целесообразного в дан ной ситуации решения), иджма (еди ногласное мнение уммы), урф (тради ционно распространенные мнения) Турция, Ирак, Афганистан, Узбекистан, Пакистан, Индия, Китай, Япония, Казахстан, Россия (Татарстан, Башкортостан и пр.) и др. Маликитский мазхаб, Малик ибн Анас Абу Абдулла «Китаб альмуватта», «АльМудавванат алькубра», «Таф сир Гариб аль Куран», «Китаб ассирр» и др. Коран, Сунна, традиции мединцев, вы сказывания сподвижников, кыяс, исти слах (решение на основе обществен ной пользы), истихсан Судан, Тунис, Алжир, Мали, Нигерия и др. Шафиитский мазхаб, Абу Абдуллах Мухаммад ибн Идрис ашШафии «Ахкам альКуран», «Ихтилаф альха дис», «Муснад аш Шафии», «Рисала фи альусуль», «Аль умм» и др. Коран, Сунна, иджма, высказывания сподвижников, кыяс Египет, Пакистан, Индонезия, Индия, Россия (Северный Кавказ) и др. Ханбалитский мазхаб, Ахмад ибн Мухаммад ибн Ханбаль «Китаб альмуснад», «Китаб аттафсир», «Китаб аттарих», «Китаб альмукад дам ва альмуахар фи альКуран» и др. Коран, Сунна, высказывания сподвиж ников, кыяс, иджма, истисхаб (времен ность действия любой фетвы до предъ явления новых доказательств) Саудовская Аравия, Ирак, Кувейт и др. The structure of the order of mandatory rules in the system of institutional relations “Islam - economy”[13] Order, founder Founder's works Sources Distribution area Hanafi madhhab, Numan ibn Thabit Abu Hanifa “Kitab alasar”, “Alim wa almutaallim”, “Fikh alakbar”, “Jami almasanid” and others Koran, Sunnah, sayings of the Companions (Muslims who saw the prophet Muhammad) and Tabiins (the next generation of Mus lims for the companions), qiyas (compari son by analogy), istihsan (preference for a solution that contradicts qiyas, but more appropriate in this situation), ijma (unani mous opinion of the ummah), urf (traditio nally widespread opinions) Turkey, Iraq, Afghanistan, Uzbekistan, Pakistan, India, China, Japan, Kazakhstan, Russia (Tatarstan, Bashkor tostan, etc.), etc. Maliki madhhab, Malik ibn Anas Abu Abdullah “Kitab alMuwatta”, “AlMudawwanat alKubra”, “Tafsir Garib alQur’an”, “Kitab alSirr”, and others Koran, Sunnah, traditions of the Medinians, sayings of companions, qyas, istislah (de cision based on public benefit), istihsan Sudan, Tunisia, Algeria, Mali, Nigeria, and others Shafi’i madhhab, Abu Abdullah Muhammad ibn Idris ashShafi’i “Ahkam alQuran”, “Ikhtilaf alhadith”, “Musnad ashShafi’I”, “Risala fi alusul”, “Alumm” and others Koran, Sunnah, ijma, sayings of companions, qyas Egypt, Pakistan, Indonesia, India, Russia (North Caucasus), etc. Hanbali school, Ahmad ibn Muhammad ibn Hanbal “Kitab alMusnad”, “Kitab atTafsir”, “Kitab atTarikh”, “Kitab alMuqaddam wa alMuahar fi al Quran” and others Koran, Sunnah, sayings of companions, qiyas, ijma, istishab (time duration of any fatwa until new evidence is presented) Saudi Arabia, Iraq, Kuwait, etc. Регионы распространения основных школ исламского права (мазхабы)9 Regions of distribution of the main schools of Islamic law (madhhabs)10 В ОАЭ, Саудовской Аравии и Катаре официальной догматическо-правовой школой (мазхаб) является ханбализм. Среди четырех суннитских мазхабов ханбалитский является самым малочисленным по числу приверженцев. Турция же относится к ханафитской, самой многочисленной по числу последователей, школе исламского права. Хотя указанные стандарты халяль разработаны в исламских странах - членах SMIIC, в них имеются отличия в требованиях к продукции и процессам, что может стать барьером для развития международного рынка продукции халяль. Два года назад Россия также приступила к разработке собственных национальных стандартов халяль. Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) создан проектный технический комитет № 704 «Продукция и услуги халяль», осуществивший разработку предварительного национального стандарта ПНСТ 378-2019 «Продукция и услуги халяль. Общие термины и определения». 9 Техническое регулирование и стандартизация халяль // Стандарты качества. URL: https://standartno.by/information/tekhnicheskoe-regulirovanie-i-standartizatsiya-khalyal/ (дата об- ращения: 18.05.2020). 10 Там же. Заключение Проведенный анализ требований стандартов Турции и ОАЭ позволяет предположить, что положения турецкого стандарта, разработанного на основе стандарта OIC/SMIIC 1, принятого с учетом мнений всех стран - участниц SMIIC, гармонизированы с подходами всех школ исламского права (мазхабов) по вопросам халяль и могут быть учтены при разработке российских национальных стандартов, устанавливающих требования к продукции халяль.

×

Об авторах

Сабит Зигатович Султанов

Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Башкортостан

Автор, ответственный за переписку.
Email: expert@bashtest.ru

кандидат химических наук, начальник отдела подтверждения соответствия

Российская Федерация, 450006, Уфа, б-р Ибрагимова, д. 55/59

Айдар Тимербекович Нигматуллин

Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Башкортостан

Email: aydar_nt@mail.ru

кандидат химических наук, начальник отдела компьютерного обеспечения

Российская Федерация, 450006, Уфа, б-р Ибрагимова, д. 55/59

Бекхан Бексолтович Сатуев

Министерство экономического, территориального развития и торговли Чеченской Республики

Email: satuev@mail.ru

министр экономического, территориального развития и торговли Чеченской Республики

Российская Федерация, 364022, Грозный, ул. Назарбаева, д. 3

Адель Вильевна Лебедева

Российский университет дружбы народов

Email: lebedeva@rudn.ru

ведущий научный сотрудник, Институт экологии, Международный институт стратегического развития отраслевых экономик

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Анастасия Сергеевна Милутка

Российский университет дружбы народов

Email: 1004199@mail.ru

студент магистратуры, Институт экологии, Международный институт стратегического развития отраслевых экономик

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Анна Игоревна Курбатова

Российский университет дружбы народов

Email: kurbatova-ai@rudn.ru

кандидат биологических наук, доцент, Институт экологии, Международный институт стратегического развития отраслевых экономик

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Rachman YT, Wulandari NS. Halal certification and repeated purchase: how is social accounting implemented (case study at one of the famous cake and bakery shop in Indonesia). International Journal of Psychosocial Rehabilitation. 2020;24(2): 3314-3319. https://doi.org/10.37200/IJPR/V24I2/PR200643
  2. Hosseini E, Rahban M, Moosavi-Movahedi AA. Halal products and healthy lifestyle. In: Rationality and Scientific Lifestyle for Health. Cham: Springer; 2021. https://doi.org/10.1007/978-3-030-74326-0_7
  3. Богдан В.В., Кирикова А.А. Халяльная (адальная) продукция: нормативное регулирование «религиозной» сертификации на потребительском рынке России и Казахстана: новации защиты прав потребителей в 2014-2015 гг. // Право и политика. 2016. № 1. C. 67-70. https://doi.org/10.7256/1811-9018.2016.1.16169
  4. Borzooei M., Asgari M. Country-of-origin effect on consumer purchase intention of halal brands. American Journal of Marketing Research. 2015;1(1):1-10.

© Султанов С.З., Нигматуллин А.Т., Сатуев Б.Б., Лебедева А.В., Милутка А.С., Курбатова А.И., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах